РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 23 • декабрь 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^^ издательство
Креативная экономика
организационно-экономический механизм государственно-частного партнерства при реализации лофт-проекта
Абдуханова Н.Г.1, Кульков А.А. 1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия
аннотация:_
В настоящей статье авторы проводят научное рассмотрение государственно-частного партнерства в области инвестиционно-строительной деятельности на примере лофт-проектов. Объектом исследования является лофт-проект, то есть реализация творческого потенциала через креативные пространства. Целью исследования является выявление и обоснование особенностей организационно-экономических механизмов при реализации лофт-проектов. Авторами сделаны выводы относительно необходимых форм отношений бизнеса и власти для формирования эффективных отношений. Практическая значимость исследования состоит в возможности дальнейшего использования механизмов реализации лофт-проектов при государственно-частном партнерстве.
ключевые слова: лофт-проект, инновации, инвестиционно-строительные проекты, инвестиционные проекты, государственно-частное партнерство, механизм финансирования
organizational and economic mechanism of public-private partnership in the implementation of loft-project
Abdukhanova N.G.1, KulkovA.A. 1
1 Kazan State University of Architecture and Engineering, Russia
введение
Рынок недвижимости в России в настоящее время очень плотно связан с инвестиционной деятельностью, к которой постоянно растет интерес со стороны административных органов, потенциальных инвесторов, предпринимателей и пр.
Прежде чем приступить к реализации проекта в инвестиционно-строительной сфере, следует провести оценку его эффективности, под которой подразумевается комплекс вопросов, отражающий соответствие представляемого проекта интересам и целям его участников [1] (ЛЬйыкНапоуа, 2016).
Лофт-проекты являются сравнительно новым видом на рынке недвижимости, и для оценки его эффективности, как и прочих инвестиционных проектов, применяются следующие виды показателей:
• показатели коммерческой эффективности, которые учитывают финансовые последствия для его непосредственных участников при осуществлении проектов;
• показатели бюджетной эффективности, которые отражают финансовые последствия реализации проектов для бюджетов местного, регионального и федерального уровня;
• показатели экономической эффективности, которые учитывают издержки и результаты, связанные с реализацией инвестиционных проектов, превышающие прямые финансовые интересы участников проекта и допускающие некоторое измерение в стоимостном выражении. Следующий важный фактор для оценки эффективности проектов заключается в том, что не только для инвестора может иметь ценность предлагаемый проект [14] (Sirotkin, 2015).
Помимо главной цели и коммерческого значения, коммерческие инвестиционные проекты обладают также следующими видами эффективности [5] (УатаувЫу, 2014):
• социальной;
• налоговой;
• бюджетной;
• экологической.
Для проектов в стиле лофт это характерно в большей степени. Но немаловажны для проекта также и второстепенные эффекты, поскольку как сама организация, так и непосредственно проект не функционируют отдельно друг от друга, а находятся в социальном окружении.
abstract:_
In the article the author studies public-private partnership in investment and construction activity using an example of loft projects. Loft project is a subject of the study, that is, fulfillment of creative potential through creative spaces. The study is aimed at identification and justification of the features of organizational and economic mechanisms in the implementation of loft projects. The author draws conclusions about necessary forms of business and government relations for the formation of effective relations. The practical importance of the research lies in the possibility of further use of mechanisms for implementing loft projects in public-private partnerships.
keywords: loft project, innovations, investment and construction projects, investment projects, public-private partnership, financing mechanism
JEL Classification: L32, L74, 031, R31 Received: 01.12.2017 / Published: 16.12.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Abdukhanova N.G. (ab-natali0yandex.ru)
citation:_
Abdukhanova N.G., Kulkov A.A. (2017) Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm gosudarstvenno-chastnogo partnerstva pri realizatsii loft-proekta [Organizational and economic mechanism of public-private partnership in the implementation of loft-project]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (23). - 3837-3846. doi: 10.18334/rp.18.23.38608
На основании рассмотренного зарубежного и отечественного опыта по реорганизации промышленных помещений, сбора и обработки полученных фактов, а также синтеза и анализа, была определена специфика организации лофт-проектов как одного из элемента инновационной инфраструктуры в целях взаимовыгодного сотрудничества частного бизнеса и государственных структур.
Инвестиционно-строительные лофт-проекты представлены не только в коммерческой, но и в некоммерческой сфере. Основным их отличием является то, что в некоммерческих проектах выбор происходит при помощи определения наиболее эффективных путей реализации, а для коммерческих разработаны способы по оценке их эффективности. При этом нефинансовые показатели обладают такой же значимостью, как и финансовые [18] (Chizhova, Ursu, Medvedev, 2014).
В России большинство функционирующих лофт-проектов предназначено для использования в коммерческих целях, но с ориентацией на социальную значимость.
Используются лофты, как правило, для организации культурно-делового центра, сдающего помещения в аренду под коворкинг-центры, выставочные залы, рестораны, шоу-румы (зЬсшхютзХконцертные площадки и пр. [5] (Varnavskiy, 2014).
Ревитализация, под которой понимается реконструкция промышленного здания с последующим изменением её функций, под социальные лофт-проекты обладает огромной значимостью для развития культурного уровня населения и создания условий для приятного досуга [8] (Zaynullina, 2012).
Поэтому социальный эффект от реализации данных проектов является основным и первостепенным критерием. Также лофты могут служить для организации современных торговых и офисных центров, для этого у них есть все: хорошие инженерные возможности, просторные помещения, удобные подъездные пути, достаточный размер внутренних территорий для организации парковочных зон. Все это способствует росту интереса к переводу в новые форматы недвижимости нефункционирующих помещений [11] (Kirillova, Agakhanova, 2015).
Девелопмент промышленных помещений в объекты коммерческой недвижимости достаточно высок и на 25-40 % выгоднее в сравнении со строительством новых объектов.
Стоимость строительно-монтажных работ при строительстве нового здания составляет более 70 % от всего объема капитальных вложений, в то время как при
об авторах:_
Абдуханова Наталья Геннадьевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Экспертиза и управления недвижимостью» (ab-nata1i0yandex.ru)
Кульков Андрей Александрович, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Экспертиза и управления недвижимостью» (aku1kov0inbox.ru)
цитировать статью:_
Абдуханова Н.Г, Кульков А.А. Организационно-экономический механизм государственно-частного партнерства при реализации лофт-проекта // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 23. - С. 3837-3846. doi: 10.18334/rp.18.23.38608
реконструкции только 30 %. Наиболее эффективная реализация капиталовложений при ревитализации промышленных предприятий, в сравнении с новым строительством, осуществляется за счет более экономичного применения материальных ресурсов, со сроком окупаемости в 2-2,5 раза быстрее и общими затратами на единицу производственной мощности в среднем примерно на 30 % ниже [7] (Dezhina, 2016).
Государственно-частное партнерство при реализации лофт-проекта
Для повышения эффективности партнерских отношений между бизнесом и властью формируется организационно-экономический механизм инвестиционного обеспечения. Можно выделить следующие этапы формирования данного организационно-экономического механизма [3] (Bakrunov, Silka, 2013):
• постановка целей и задач на содержательном уровне, в котором отражены самые важные экономические аспекты;
• разработка концепции построения организационно-экономического механизма по инвестиционному обеспечению модернизации производства;
• выбор рационального решения задачи и реализации лофт-проекта при построении самого организационно-экономического механизма.
Исходя из рассмотрения современных тенденций развития отечественной экономики, может быть разработана концепция по формированию организационно- экономического механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), которая объединила бы методы и элементы организации взаимодействия главных участников этого механизма с их стимулами развития и экономическими взаимосвязями (рис.) [5] (Varnavskiy, 2014).
Организационно-экономический механизм состоит из трех взаимосвязанных равнозначных частей, которые обеспечивают комплексное применение организационно-правовых форм и экономических методов развития [6] (Glazev, 2015).
Процесс формирования организационно-экономического механизма очень плотно связан с изучением организационно-правовых форм реализации и экономических методов инвестиционно-строительного проекта, к которому относятся и лофт-проекты.
Для реализации успешного инвестиционно-строительного проекта, в т.ч. лофт-проекта, требуется грамотно организованное, правильное и структурированное государственно-частное партнерство. Инновационный потенциал лежит в основе современного социально-экономического развития страны, служащий предпосылкой к переходу общества в информационную, постиндустриальную эпоху [4] (Bakhareva, Kordonchik, 2015). Для того чтобы встать на инновационный путь развития экономики, требуются определенные усилия инновационного характера в предпринимательской сфере, для организации процессов внедрения инновационных проектов, организации национальных инновационных систем, которые представляют собой совокупность институтов, работающих над трансформацией и генерацией научных знаний в новые направления конкурентоспособной товаров и услуг [5] (Varnavskiy, 2014).
Рисунок. Схема взаимодействия участников государственно-частного партнерства Источник: составлено авторами.
В настоящий момкнт действует большое количество различных форм управления лофт-проектами как инновациями на различных уровнях: начиная от структурных подразделений организаций и заканчивая государством, которое в условиях современной экономики призвано реализовывать национальную инновационную политику. Как и всякая другая политика, национальная инновационная политика обладает отличительными качествами в условиях различных стран, несмотря на то, что подчинена одной и той же цели - развитию научно-технического потенциала и стимулированию инвестиционно-строительной активности [9] (Ismailov, 2015).
Роль и место инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики выражаются отличительными особенностями инновационного процесса как одного из объектов управления. Такой инновационный процесс очень плотно связан с товарно-денежными отношениям, которые потребуются на всех последующих стадиях реализации, чем все прочие элементы национальной инновационной системы. Данные обстоятельства довольно убедительно проявляются в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистической страны. Большая часть лофт-проектов реализуется частными организациями различного масштаба и уровня, и данные процессы выступают не только самостоятельной целью, но и средством наиболее оптимального решения коммерческих задач организации, которая добивается максимально возможной прибыльности [12] (Larin, 2014).
Взаимодействие частного бизнеса и власти является необходимым элементом рыночной экономики. Сотрудничество данных движущих сил общественного развития не являются редкостью и существует достаточно давно. В средствах массовой информации в той или иной форме все чаще упоминаются отношения бизнес-структур и государственных организаций, которые направлены на развитие конкретного региона или страны в целом.
Анализ практических примеров показывает, что среди форм совместной работы государства и бизнеса в основном упоминается проектная форма (68,5 %). Эту форму следует охарактеризовать как наиболее общую, поскольку сами проекты, как правило, включают более конкретные формы взаимодействий, например, договора, арендные отношения. Начиная с 2014 г., синонимом проекта стало употребляется понятие «государственно-частное партнерство», которое рассматривается как единственная форма взаимодействия власти и бизнеса и включает конкретные методы совместной работы, в том числе и такие, как проект [10, 17] (Itskovits, 2015; Tkachenko, Evseeva, 2016).
В период с 2013 г. по сентябрь 2016 г. годы использовались и прочие формы совместной работы. Так, самой популярной формой взаимодействия выступали инвестирование лофт-проектов (5,5 %), несмотря на то, что оно является довольно крупным финансовым вложением бизнеса в государственный проект. Также достаточно распространена совместно разработанная программа для какой-либо сферы деятельности (2,8 %). Еще из распространенных методов партнера в России между государственными органами и частным бизнесом является аукцион (1,7 %) или конкурс (2,6 %), при котором государство является лидером и выбирает себе бизнес-партнера для последующей реализации проектов по заранее определенным условиям. Примерно такой же процент (около 1,7 %) возникают арендные отношения, при которых государство позволяет пользоваться объектами муниципальной собственности, например, территорией для строительства каких-либо объектов и т.п. [13, 16] (Mukharramova, 2016; Fedorova, Lomovtsev, 2009).
Конкретизация отношений власти и бизнеса в таких формах, как контракты, также можно отнести к местному уровню, в то время как концессии и соглашения зачастую встречаются в практике взаимодействий власти и бизнеса. Такое распределение можно объяснить исторической особенностью взаимоотношений государственных чиновников и представителей частного бизнеса на региональном уровне [15] (Smolyakova et al., 2015).
Если рассуждать о направлении взаимодействий, то в зависимости от уровня, на котором они осуществляются, можно определить локализацию направлений и сфер совместной работы.
заключение
Подводя итог представленному выше анализу организационно-экономического механизма государственно-частного партнерства при реализации лофт-проекта, следует выделить несколько основных тенденций развития. Во-первых, государственно-
частное партнерство как одна из форм взаимодействия власти и бизнеса находится в стадии зарождения и активного развития. Эта форма сотрудничества в ближайшее время очень прочно войдет в практическое применение общественности и участников партнерства, но сейчас пока имеет единичные случаи практической реализации по ряду отраслей промышленностей. Во-вторых, такая форма взаимоотношений власти и бизнеса реализуется в самых значимых социально-экономических направлениях, что характеризует государственно-частное партнерство как одну из самых эффективных форм межсекторного взаимодействия для развития страны. В-третьих, качественные и количественные характеристики государственного и частного партнерства зависят от характера взаимоотношений власти и бизнеса и от истории их становления в рассматриваемом регионе.
источники:
1. Абдуханова Н.Г. Активизация инвестиционно-строительного комплекса на основе
государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. - 2016.
- № 21. - с. 2903-2910.
2. Абдуханова Н.Г. Государственно-частное партнерство в жилищно-коммунальном
комплексе Республики Татарстан // Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества: Материалы XVI международной научно-практической конференции. 2014. - с. 28-31.
3. Бакрунов Ю.О., Силка Д.Н. Развитие механизмов государственно-частного партнер-
ства в строительстве в условиях кризиса // Экономика строительства. - 2013. - № 3. - с. 55-58.
4. Бахарева О.В., Кордончик Д.М. Институты развития в инновационной структуре
региона // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 2. - с. 36-39.
5. Варнавский В.В. Государственно-частное партнерство в России: проблемы станов-
ления // Предпринимательское право. - 2014. - № 2. - с. 93-94.
6. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности
России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. / Научный совет РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию. - М.: РАН, 205. - 60 с.
7. Дежина И.Г. Востребованность российской науки: отражение в стратегических до-
кументах страны // Экономическое развитие России. - 2016. - № 2. - с. 93-96.
8. Зайнуллина Д.Р. Использование модели девелопмента при комплексном освоении
территорий в рамках инновационного развития строительного комплекса (на примере Республики Татарстан) // Региональная экономика: теория и практика. - 2012.
- № 8. - с. 51-59.
9. Исмаилов Т.А. Инновационная экономика - стратегическое направление развития
России в XXI веке // Инновации. - 2015. - № 1. - с. 122-125.
10. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии: монография. / пер. с англ. под ред. А. Ф. Уварова. - Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2015. - 238 с.
11. Кириллова А.Н., Агаханова К.А. Особенности финансирования девелоперских проектов в России // Развитие научной школы теории управления недвижимостью: сборник материалов Международного научно-практического семинара. - Москва, 2015. - с. 8-12.
12. Ларин С.Н. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии // Государственно-частное партнерство в инновационных системах: / под общ. ред. С. Н. Сильвестрова. - М., 2014. - с. 51-62.
13. Мухаррамова Э.Р. Формирование ресурсного потенциала строительного предприятия // Российское предпринимательство. - 2016. - № 16. - с. 1959-1974.
14. Сироткин В.А. Европейский опыт развития ипотечного кредитования // Жилищные стратегии. - 2015. - № 2. - с. 109-118. - ао1: 10.18334/^.2.2.512.
15. Смолякова Ю.В., Барсукова М.Е., Белокопытова Н.Г. и др. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами. / монография: Государственно-частное партнерство: сущность и проблемы., 2015. - 10-50 с.
16. Федорова Е.А., Ломовцев Д.А. Финансово-экономические аспекты государственно-частного партнерства в реальном секторе экономики // Финансы и кредит. - 2009. - № 27(363). - с. 6-13.
17. Ткаченко И.Н., Евсеева М.В. Возможность применения контрактных форм государственно-частного партнерства и специального инвестиционного контракта при реализации комплексных инвестиционных проектов развития территорий // Государственно-частное партнерство. - 2016. - № 4. - с. 273-290. - аок 10.18334/ ррр.3.4.37438.
18. Чижова Е.Н., Урсу И.В., Медведев И.П. Экономическая сущность категории «инновационное развитие» // Экономика. Общество. Человек: Материалы Международной научно-практический конференции. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. - Белгород, 2014. - с. 337-347.
REFERENCES:
Abdukhanova N.G. (2014). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v zhilischno-kommunalnom komplekse Respubliki Tatarstan [Public-private partnership in the housing and communal services of the Republic of Tatarstan] Problems and prospects of social and economic reform of the modern state and society. 28-31. (in Russian).
Abdukhanova N.G. (2016). Aktivizatsiya investitsionno-stroitelnogo kompleksa na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Activation of the investment and construction complex on the basis of public-private partnership]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (21). 2903-2910. (in Russian).
Bakhareva O.V., Kordonchik D.M. (2015). Instituty razvitiya v innovatsionnoy strukture regiona [Institutes of development in the innovation structure of the region]. The Review of Economy, the Law and Sociology. (2). 36-39. (in Russian).
Bakrunov Yu.O., Silka D.N. (2013). Razvitie mekhanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v stroitelstve v usloviyakh krizisa [Development of mechanisms of public-private partnership in construction in crisis].Economy of construction. (3). 55-58. (in Russian).
Chizhova E.N., Ursu I.V., Medvedev I.P. (2014). Ekonomicheskaya suschnost kategorii «innovatsionnoe razvitie» [The economic essence of the category "innovative development"] Economy. Society. Human. 337-347. (in Russian).
Dezhina I.G. (2016). Vostrebovannost rossiyskoy nauki: otrazhenie v strategicheskikh dokumentakh strany[Demand for Russian Science: As Reflected in Russia's Strategic Documents]. Russian Economic Developments. 23 (2). 93-96. (in Russian).
Fedorova E.A., Lomovtsev D.A. (2009). Finansovo-ekonomicheskie aspekty gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v realnom sektore ekonomiki [Financial and economic aspects of public-private partnership in the real economic sector]. Finance and credit. (27(363)). 6-13. (in Russian).
Glazev S. Yu. (205). O neotlozhnyh merakh po ukrepleniyu ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii i vyvodu rossiyskoy ekonomiki na traektoriyu operezhayuschego razvitiya [On urgent measures for strengthening Russia's economic security and placing Russian economy on a forward development path] M.: RAN. (in Russian).
Ismailov T.A. (2015). Innovatsionnaya ekonomika - strategicheskoe napravlenie razvitiya Rossii v XXI veke[Innovative economy: strategic development direction of Russia in the XXI century]. Innovations. (1). 122-125. (in Russian).
Itskovits G. (2015). Troynaya spiral. Universitety - predpriyatiya - gosudarstvo. Innovatsii v deystvii [Triple helix. Universities - enterprises - the state. Innovation in action] Tomsk: Izd-vo Tomsk. gos. un-ta sistem upravleniya i radioelektroniki. (in Russian).
Kirillova A.N., Agakhanova K.A. (2015). Osobennosti finansirovaniya developerskikh proektov v Rossii[Features of financing development projects in Russia] Development of scientific school of the theory of property management. 8-12. (in Russian).
Larin S.N. (2014). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: zarubezhnyy opyt i rossiyskie realii [Public-private partnership: foreign experience and Russian realities] Public-private partnership in innovative systems. 51-62. (in Russian).
Mukharramova E.R. (2016). Formirovanie resursnogo potentsiala stroitelnogo predpriyatiya [Creation of the resource potential of a construction enterprise]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (16). 1959-1974. (in Russian).
Sirotkin V.A. (2015). Evropeyskiy opyt razvitiya ipotechnogo kreditovaniya [European experience in the development of mortgage lending]. Russian Journal of Housing Research. 2 (2). 109-118. (in Russian). doi: 10.18334/zhs.2.2.512.
Smolyakova Yu.V., Barsukova M.E., Belokopytova N.G. i dr. (2015). Problemy ekonomiki i upravleniya predpriyatiyami, otraslyami, kompleksami [Issues of economics and management of enterprises, industries, complexes] Novosibirsk. (in Russian).
Tkachenko I.N., Evseeva M.V. (2016). Vozmozhnost primeneniya kontraktnyh form gosudarstvenno-chastnogo partnerstva i spetsialnogo investitsionnogo kontrakta pri realizatsii kompleksnyh investitsionnyh proektov razvitiya territoriy [Possibility of using contractual forms of public-private partnerships and special investment contract during the implementation of complex investment projects of territorial development]. Journal of Public-Private Partnership. 3 (4). 273-290. (in Russian). doi: 10.18334/ppp.3.4.37438.
Varnavskiy V.V. (2014). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii: problemy stanovleniya [Public-private partnership in Russia: problems of formation]. Business law. (2). 93-94. (in Russian).
Zaynullina D.R. (2012). Ispolzovanie modeli developmenta pri kompleksnom osvoenii territoriy v ramkakh innovatsionnogo razvitiya stroitelnogo kompleksa (na primere Respubliki Tatarstan) [Use of the development model for integrated development of territories within the framework of innovative development of the construction complex (by the example of the Republic of Tatarstan)]. Regional Economics: Theory and Pactice. (8). 51-59. (in Russian).