Научная статья на тему 'Организационно-экономические проблемы управления предприятиями регионального электроэнергетического комплекса и пути их преодоления'

Организационно-экономические проблемы управления предприятиями регионального электроэнергетического комплекса и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРОБЛЕМА / РЕШЕНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коков А. Ч.

В связи с проведёнными преобразованиями в электроэнергетическом комплексе России, проблема создания действенного механизма функционирования регионального электроэнергетического комплекса приобрела в последнее время ещё большую актуальность. Проведена комплексная оценка современного состояния электроэнергетического комплекса северокавказских республик и принятых программ по её развитию, определены основные цели, задачи отрасли и проблемы его развития. Даны рекомендации по решению обозначенных проблем. Сделан вывод о том, что в условиях северокавказских республик за счёт реализации мероприятий по энергосбережению полезный объём электропотребления республик может быть увеличен более чем на 400 млн кВт/ч без создания новых генерирующих мощностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические проблемы управления предприятиями регионального электроэнергетического комплекса и пути их преодоления»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

А. Ч. КОКОВ, кандидат экономических наук, докторант Института информатики и проблем регионального управления

E-mail: miha-soisaf@mail. ru Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук

В связи с проведенными преобразованиями в электроэнергетическом комплексе России проблема создания действенного механизма функционирования регионального электроэнергетического комплекса приобрела в последнее время еще большую актуальность. Проведена комплексная оценка современного состояния электроэнергетического комплекса северокавказских республик и принятых программ по ее развитию, определены основные цели, задачи отрасли и проблемы ее развития. Даны рекомендации по решению обозначенных проблем. Сделан вывод о том, что в условиях северокавказских республик за счет реализации мероприятий по энергосбережению полезный объем электропотребления республик может быть увеличен более чем на 400 млнкВтч без создания новых генерирующих мощностей.

Ключевые слова: регион, электроэнергетический комплекс, проблема, решение, развитие.

Сложное экономическое положение региональной электроэнергетики обусловлено не только общими проблемами российской экономики, но и рядом специфических факторов. Происходят большие преобразования в региональной электроэнергетике. Кризис неплатежей порождает нехватку оборотных средств у электроэнергетических компаний и существенно снижает их финансовую устойчивость. На регулировании тарифов сказывается влияние политических аспектов в ущерб экономическим принципам регулирования. Проводимая жесткая тарифная политика в регионах нередко не обеспечивает компенсации затрат на производство и транспорт электроэнергии, восстановление и развитие основ-

ных производственных фондов электроэнергетических компаний, что влечет за собой их ускоренный износ. К падению привлекательности отрасли для инвестиций приводит отсутствие продуманных и обязательных для исполнения программ развития отрасли. Такие тенденции в развитии региональных электроэнергетических компаний способствуют снижению надежности, безопасности и эффективности энергоснабжения, кроме того, недостаточность средств, необходимых для развития электрогене-рирующих мощностей, может стать тормозом и в развитии других отраслей экономики. В этой связи выявление организационно-экономических проблем управления предприятиями регионального электроэнергетического комплекса и разработка механизма их преодоления резко актуализировались.

Большинство республик Северного Кавказа являются дотационными и имеют депрессивную экономику. Число безработных доходит в отдельных районах до 70 % трудоспособного населения. Социально-экономическая обстановка усугубляется нерешенностью таких проблем, как повышение уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Северокавказского региона, восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики, обеспечение жильем граждан, лишившихся его в результате разрешения кризисов и конфликтов [5].

Предполагается что проведенная на территории северокавказских республик реструктуризация естественных энергетических монополий, входив-

ших в систему ОАО РАО «ЕЭС России», позволит создать конкурентный рынок, на котором его субъекты будут строить свои отношения на основе спроса и предложения. На рынке смогут работать независимые энергетические компании и продавцы их услуг. В результате региональный рынок электроэнергии станет частью многоуровневого рынка, действующего на федеральном, региональном и местном уровнях [2].

Структурные преобразования, проведенные в электроэнергетическом комплексе северокавказских республик, позволили сформировать следующую инфраструктуру рынка электрической энергии на этих территориях.

1. Диспетчерские службы. Диспетчерская служба Оперативного диспетчерского управления Северного Кавказа несет ответственность за устойчивую и сбалансированную работу всей системы энергоснабжения северокавказских республик. В функции вертикально интегрированной диспетчерской службы входят регулирование потоков электрической энергии и мощности в соответствии с договорами между поставщиками и потребителями для каждого уровня.

2. Региональные поставщики электрической энергии. Это гидроэлектростанции, расположенные на территории северокавказских республик и вошедшие в состав ОАО «РусГидро». Это тепловые электростанции (блок-станции), расположенные на территории северокавказских республик.

3. Сетевые и распределительные компании. Сетевые компании используют линии электропередач (ЛЭП), осуществляющие федеральные межсистемные перетоки, а также передают электроэнергию на оптовый рынок электроэнергии и мощности. Распределительные организации поставляют электроэнергию непосредственным потребителям. Распределительные сети регионального уровня находятся в системе ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания (МРСК) Северного Кавказа», а местного уровня — в муниципальной собственности.

4. Сбытовые организации. Образование сбытовых организаций вызвано необходимостью отделения сбыта электроэнергии от ее транспорта. Сбытовые организации созданы в северокавказских республиках на региональном уровне на базе производственного подразделения «Энергосбыт» и абонентских служб коммунальных электросетей. На рынке электроэнергии могут действовать и независимые сбытовые организации — перепродавцы различных форм собственности.

5. Потребители. В условиях либерализации рынка потребители электроэнергии свободны в выборе поставщика электрической энергии из числа выведенных на рынок а также имеют свободный доступ к электрическим сетям. Энергию потребители могут получать по договорам непосредственно от производителей или от сбытовых организаций. Оплата потребителями услуг распределительных организаций осуществляется напрямую или через сбытовые организации.

Данные преобразования в электроэнергетике северокавказских республик были призваны решить следующие основные задачи [1]:

• обеспечение полной организационной и финансовой прозрачности деятельности предприятий электроэнергетики;

• финансовое оздоровление посредством урегулирования кредиторской задолженности перед поставщиками электроэнергии через Федеральный оптовый рынок энергетических мощностей — «ФОРЭМ»;

• решение проблемы неплатежей в электроэнергетике;

• создание условий для установления тарифов на электрическую и тепловую энергию, обеспечивающих полную компенсацию обоснованных затрат, постепенное доведение цен и тарифов до уровня самофинансирования, уменьшение перекрестного субсидирования;

• участие в формировании технологической инфраструктуры рынка электроэнергии;

• обеспечение условий для недискриминационного доступа независимых производителей на рынок электроэнергии.

Но, несмотря на предпринятые меры, в настоящее время основными проблемами предприятий электроэнергетики в северокавказских республиках все еще являются неплатежи потребителей, большой процент износа активов, недостаток инвестиций и проблема ценообразования на производимый товар.

Механизмы привлечения инвестиций выглядят достаточно проблемными: банки не готовы предоставлять кредиты на устраивающих энергетиков условиях, размещение облигаций, на которое возлагалось немало надежд, тоже связано с серьезными рисками.

За несколько месяцев, после окончательной реорганизации РАО «ЕЭС России» произошли события, обострившие уже существовавшие негативные тенденции и отраслевые риски. Главным из них является мировой финансовый кризис. В усло-

виях ограниченного доступа к кредитным ресурсам российские энергетики будут вынуждены пересматривать свои инвестиционные планы. Реальных источников средств для финансирования инвестиционных программ немного. В условиях падающего рынка размещение на нем дополнительной эмиссии акций — шаг практически невозможный. Несмотря на кризис ликвидности, банки обладают необходимыми средствами и технически способны профинансировать инвестиционные проекты энергокомпаний. Однако условия, на которых предлагаются заемные средства, ни по срокам, ни по стоимости кредитования не могут устраивать ни электроэнергетику, ни какую-либо иную отрасль промышленности. Размещение облигаций, в свою очередь, будет сопряжено с серьезными рисками — сегодня и в обозримом будущем инвесторы не готовы будут вкладываться в такие ценные бумаги «в долгую» и под низкий процент.

Увеличились технологические и сетевые потери, связанные со снижением (на 42—43 %) объема полезного электропотребления. Возросли также нетехнические (коммерческие) потери электроэнергии, связанные с изменением статуса поставщиков электроэнергии и социально-бытовых условий жизни населения. В результате объем полезного электропотребления снизился в большей степени, чем сократился общий объем электропотребления.

В 2008 г. общие потери в распределительных сетях, управляемых «МРСК Северного Кавказа», составили 0,93 млрдкВт-ч. Это на 0,07 млрдкВт-ч, или 11,01 % меньше, чем за 2007 г. Добиться такого результата удалось за счет мероприятий по снижению потерь, которые ежегодно разрабатываются и реализуются в «МРСК Северного Кавказа». Центром управления МРСК разработана общая программа мероприятий по снижению потерь электроэнергии в распределительных сетях. На основе этого документа региональные энергетические компании принимают и реализуют планы мероприятий по снижению потерь электроэнергии на своих энергообъектах. Диспетчерское управление «МРСК Северного Кавказа» осуществляет постоянный мониторинг снижения потерь в распределительных сетях и обеспечивает методологию этого направления деятельности энергокомпаний. Комплекс мероприятий по снижению потерь электроэнергии в распределительном сетевом комплексе можно условно разделить на две группы. Это действия, направленные на повышение эффективности работы распределительных сетей, и мероприятия по обеспечению учета электро-

энергии. К первой группе относятся: эффективное управление режимами работы распределительной сети, повышение ее пропускной способности, замена перегруженного или недозагруженного оборудования, ввод в эксплуатацию компенсирующих устройств реактивной мощности. Вторую группу мероприятий составляют инструментальные проверки расчетных комплексов учета электроэнергии, выявление и устранение нарушений в их работе, выявление точек присоединения к сети с безучетным потреблением, модернизация приборов учета, снятие контрольных показаний с приборов учета. Все эти мероприятия персонал «МРСК Северного Кавказа» осуществляет ежедневно. Главной сложностью в снижении потерь на распределительных сетях низкого напряжения являются незаконные подключения к сети [3]. Потребители страдают от скачков напряжения, а у «МРСК Северного Кавказа» снижается прибыль.

Лучших результатов по снижению потерь в 2008 г. сумела добиться Кавказская энергетическая управляющая компания. Важную роль в снижении потерь в сетях сыграл стабильный режим работы электросетевого комплекса: не было крупных аварийных отключений и ограничений нагрузки, повлекших недоотпуск электроэнергии. В итоге удалось снизить расход на транспортировку электроэнергии на 0,5 млнкВт-ч. В рамках «Комплексной программы по снижению потерь на период до 2010 года» энергетики модернизируют систему учета электроэнергии. За 2008 г. установлено 344 прибора учета на границе со смежными энергосистемами, в том числе на энергобъектах, ранее не участвовавших в формировании баланса.

В распределительных сетевых компаниях разработаны меры по борьбе с несанкционированными подключениями к сети. В частности, это установка современных и более точных счетчиков, которые позволяют создать автоматизированную систему сбора данных и отслеживать рост потерь электроэнергии на участке сети в режиме реального времени. Кроме этого, эффективной мерой является вынос приборов учета на фасад частного владения в щите учета электроэнергии с одновременной заменой вводного провода на самонесущий изолированный, который исключает возможность «наброса» и внешнего воздействия на прибор учета.

На практике эти решения уже дают результаты. В первую же зиму после замены голого провода на самонесущий изолированный в некоторых селах зоны ответственности ОАО «МРСК Северного

Кавказа» коммерческие потери снизились на 15 %. Еще более серьезное снижение дает использование самонесущего изолированного провода в комплексе с постами учета с дистанционным считыванием показаний. Существенно упрощается и работа контролеров, теперь ее эффективность не зависит от желания или нежелания хозяина впустить контролера в дом.

Согласно прогнозу Правительства РФ, рост потребления электроэнергии в стране в период до 2010г. составит в среднем от4,9 до 6%. При этом в регионах Северного Кавказа спрос на электроэнергию, согласно тому же прогнозу, будет увеличиваться темпами выше общероссийских — от5,1до 6,2 %. В связи с этим следующую инвестиционную программу планируют реализовать в компаниях, управляемых ОАО «МРСК Северного Кавказа».

В частности, планируется построить объекты, обеспечивающие повышение надежности энергоснабжения потребителей верховьев Кубанского ущелья Карачаево-Черкесской Республики. Взамен линии, построенной в 1965 г. на деревянных опорах в труднодоступной горной местности на высоте 2 000—2 500м в зоне повышенного гололедообразо-вания войдет в строй высоковольтная линия (ВЛ) «Карачаевск—Поляна», а также сама подстанция «Поляна». Стоимость строительства — 230 млн руб.

В Республике Северная Осетия — Алания в ближайшие годы планируется развитие туристско-рек-реационной зоны в верховьях Дигорского ущелья. Для повышения надежности электроснабжения района предполагается инвестировать средства в строительство ВЛ 110 кВ «Чикола—Мацута» протяженностью 37 км, ВЛ 35 кВ «Фаснал—Мацута» протяженностью 5 км. Кроме того, предстоит построить подстанцию «Мацута» 110/10кВ мощностью 6,3 МВАи подстанцию «Фаснал» 35/6 мощностью 1,8 МВА. Общая сумма инвестиций по этим объектам составит 196 млн руб. ОАО «Ставропольэнерго» в 2009—2011 гг. построит и реконструирует линии электропередачи и подстанции на общую сумму 1,2 млрд руб., в том числе в текущем году — на сумму 312,5 млн руб. Ставропольские энергетики приступили к строительству подстанции 110/ЮкВ «Центральная». Она обеспечит электроснабжение крупного жилого района на юго-западе краевого центра. Здесь будут установлены два трансформатора по 25 МВА. На это будет направлено 112 млн руб.

В Республике Дагестан в течение последних лет наблюдается устойчивый рост энергопотребления, максимум которого в зимний период 2007—2008 гг. превысил уровень 1990г. на 35%. Важнейшей

задачей, поставленной руководством страны, является обеспечение социальной и инженерной инфраструктуры военного городка в Ботлихском районе республики. В рамках выполнения этого поручения предусмотрены строительство ВЛ 35 кВ «Агвали—Шаури» протяженностью 50 км, реконструкция подстанций «Анцух» и «Гидатль» напряжением 35 кВ с переводом их на напряжение 110 кВ и ВЛ 35 кВ от подстанции «Шамильское—Анцух» с переводом ее на напряжение 110 кВ. В связи со строительством в Республике Гоцатлинской ГЭС необходимо обеспечить выдачу ее мощности в сеть, для чего инвестиционной программой предусмотрено строительство ВЛ 110 кВ «Гергебиль—Ирганай» протяженностью 42 км с отпайкой на подстанцию 110/35/10 кВ «Хунзах». В 2007 г. в электроэнергетику республики инвестирован 1,0 млрд руб.

Главной задачей для ОАО «Нурэнерго» является восстановление схемы электроснабжения Чеченской Республики посредством обеспечения электрической связи между узловыми подстанциями, повышение надежности электроснабжения потребителей в городах и районах. С этой целью предусмотрено строительство ВЛ 110 кВ «Грозный— 330—Цемзавод», «Цемзавод—Шатой», подстанций 110/35/6 кВ№ 84 и 110/35/10 кВ «Консервная». Это позволит обеспечить надежное электроснабжение Шатойского, Итум-Калинского и Шаройского районов и расположенных там военных баз и погранзастав, республиканского аэропорта в Грозном и северо-западной части столицы республики, а также нефтяного месторождения Хайн-Корт ОАО «Роснефть».

Бурными темпами разворачивается жилищное строительство. Особенно это заметно в Дагестане, Ингушетии, ряде районов Ставрополья. Возрождающиеся курортные комплексы Кавказских Минеральных Вод, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии также требуют развития инженерной инфраструктуры. Ясно, что количество новых потребителей, желающих подключиться к электрическим сетям, будет расти. Однако вся сетевая инфраструктура Северокавказского региона нуждается в обновлении. Существующие возможности электросетевого комплекса Северного Кавказа не смогут покрыть ожидаемого роста нагрузок без капитальных вложений в его развитие. А для этого требуются миллионы рублей. До недавнего времени сетевая организация могла отказать в присоединении заявителю в связи отсутствием технической возможности, но с утверждением постановления Правительства РФ, которое ввело плату за техно-

логическое присоединение с инвестиционной составляющей, отказ на этом основании практически невозможен. Ранее процедура по технологическому присоединению сводилась к минимуму — подаче заявки, выдаче технических условий и фактических действий по технологическому присоединению. Плата за все эти процедуры была чисто символической, как говорится, за бумагу и чернила. Но в условиях бурного экономического развития количество присоединяющихся потребителей увеличивается, а резервные мощности сетевой организации небезграничны.

За 2007 г. принято 3 839 заявок, из них 2 460 уже удовлетворены. Только двум потенциальным потребителям ОАО «Ингушэнерго» мощностью 1 300 кВ пришлось отказать в связи с сетевыми ограничениями. В остальных случаях заявки приняты. В ОАО «Дагэнерго» число заявок на присоединение к сети приблизилось к полутора тысячам. В ОАО «Ставропольэнерго» потребители подали 803 заявки на общую мощность 30 МВт.

Адекватный ответ в сложившейся ситуации — реализация предусмотренных федеральными законами и постановлениями правительства прав на введение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям с учетом инвестиционной составляющей. Она имеет целевое назначение и включает стоимость строительства подстанций и сетей для конкретных потребителей, расходы на оплату работы персонала, осуществляющего деятельность по присоединению, атакже налоги, возникающие в ходе этой деятельности. По статистике количество потребителей, пожелавших присоединиться к электрическим сетям и успешно осуществивших присоединение, постоянно снижается. В 2005 г. их доля от общего числа заявителей в целом по стране составила 32 %, а в 2007 г — только 14 %. Во всех субъектах Северного Кавказа, входящих в зону ответственности ОАО «МРСК Северного Кавказа», регулирующие органы установили тарифы на техническое присоединение. В Дагестане за 2006 г. потребители внесли в качестве платы за присоединение к сетям около 10 млн руб., а ОАО «Ставропольэнерго» планирует получить за счет этих источников в текущем году17 млн руб.

Альтернативой платы за техническое присоединение как источника инвестиций может быть повышение тарифов на услуги по передаче электроэнергии. Но чтобы покрыть прирост нагрузки, его необходимо будет увеличить в разы. Естественно, что платить за подключение бизнеса в таком случае станут все потребители, включая и социально

незащищенных, поэтому, по нашему мнению, это несправедливо. Плата позволяет учитывать конкретные технические условия подключения. Она дифференцирована — от 550 руб. для физических лиц с присоединяемой нагрузкой до 15 кВт для коммунально-бытовых нужд и до 4тыс. руб. за киловатт присоединенной мощности для юридических лиц в зависимости от уровня напряжения, присоединяемой мощности и конкретных технических условий.

Для северокавказских республик вводимые мощности, без преувеличения, жизненно необходимы. Современные здания, оснащенные оборудованием и электроникой, чрезвычайно энергоемки. К примеру, новая гостиница «Интурист» в г. Нальчике будет потреблять 12 МВт электрической мощности, в то время как старой требовалось только 1 МВт. И это только один из примеров. Если не привлечь инвестиции в расширение и строительство новых энергообъектов сейчас, то в будущем проблема энергодефицита станет критической.

Оборудование сетевого комплекса морально и физически устарело. Недостаток питающих мощностей и низкая пропускная способность электрических сетей стали для Северокавказского региона, как и для всей страны, серьезной проблемой, требующей скорейшего решения [4]. Если проанализировать текущую ситуацию, то становится очевидным, что за счет существующих сегодня возможностей обеспечить северокавказский регион электрической энергией невозможно. Дисбаланс между собственной генерацией плюс генерацией, работающей на регионы, и потреблением достигает сегодня уже более 4 000 МВт. Неудивительно, что в условиях высоких темпов развития возникла еще одна проблема — проблема подключения новых потребителей. Она связана не только с перечисленными факторами, но и с исчерпанием своих возможностей, в первую очередь трансформаторной мощности и пропускной способности ЛЭП для подключения новых потребителей. Износ электросетей северокавказских регионов оценивается более чем в 50 %. То есть половина кабельных линий, находящихся в эксплуатации, выработала свой нормативный срок службы и нуждается в замене. Для того чтобы избежать аварий, сети необходимо обновлять, так как на большей части территорий новостройки невозможно подключить к энергоисточникам.

В целом современное состояние электроснабжения в северокавказских республиках характеризуется как напряженное, с ограничениями

использования мощности и отключениями подачи электроэнергии.

Таким образом, сегодня перед ОАО «МРСК Северного Кавказа» стояттри основные задачи:

первая — обеспечение надежного энергоснабжения потребителей, поддержание и развитие сетевого хозяйства, снижение уровня износа основных фондов. Достигнутые финансовые результаты большинства управляемых компаний позволяют год от года наращивать объемы ремонтов и технического перевооружения;

вторая задача заключается в минимизации потерь электроэнергии. Сегодня они остаются выше нормативных, особенно в Дагестане, Ингушетии и Чечне;

третья задача связана с повышением уровня охраны труда работников, сохранением и повышением квалификации кадрового состава.

Снижение электрических потерь должно стать одной из основных задач развития электроэнергетики в северокавказских республиках. За счет уменьшения потерь электроэнергии и реализации мероприятий по энергосбережению полезный объем электропотребления республик может быть увеличен более чем на 400 млнкВт-ч без создания новых генерирующих мощностей. Также в этих условиях государство должно использовать весь арсенал имеющихся средств для поддержки отечественных производителей. В качестве первоочередных мер необходимо предоставить энергетическим компаниям льготные долгосрочные кредиты на реализацию

инвестиционных проектов, укомплектованных основным энергетическим оборудованием российского производства, а компании энергетического машиностроения — аналогичным образом кредитовать под проекты технического перевооружения и расширения производственных мощностей. Необходима государственная поддержка научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и проектов создания полномасштабных демонстрационных энергоблоков на новых образцах энергетического оборудования отечественной разработки. Эта поддержка должна включать в себя решение вопросов предоставления площадки и долевое финансирование таких проектов через государственные институты развития совместно с производителями и потребителями энергетического оборудования.

Список литературы

1. Газета «Единая Сеть», 2007. №11.С.8.

2. Газета «Контакт», 2007. № 7.С. 1.

3. Газета «Контакт», 2007. № 8.С.1.

4. Карчиков К. П. Концепция реформирования электроэнергетического комплекса Республики Северная Осетия—Алания. // Владикавказ, 2001. 138 с.

5. Скатерщикова Е. Е., Макар C.B. Основные проблемы и направления социально-экономического развития Южного федерального округа // Региональная экономика: теория и практика, 2008. № 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.