Научная статья на тему 'Организационно-экономические принципы формирования и распределения муниципального заказа на рынке транспортных услуг города Омска'

Организационно-экономические принципы формирования и распределения муниципального заказа на рынке транспортных услуг города Омска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / УЧАСТНИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА / СОСТОЯНИЕ ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА ОКАЗАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / CITY PASSENGER TRANSPORT / COMPETITION IN THE MARKET OF PASSENGER TRANSPORTATION SERVICES / PARTICIPANTS OF TRANSPORT PROCESS / CONDITION OF PARAMETERS OF TRANSPORT SYSTEM / THE MUNICIPAL ORDER FOR RENDERING OF TRANSPORT SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лерман Евгения Борисовна

Выявлены особенности функционирования рынка транспортных услуг в регионе. Изучено состояние и тенденции развития системы городского пассажирского транспорта. Определены взаимоотношения между участниками транспортного процесса и заказчиком городских пассажирских транспортных услуг. Сформулирован новый подход к формированию и распределению муниципального заказа на оказание пассажирских транспортных услуг с учетом потенциальных возможностей перевозчиков и сложности выполнения планового задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and economic principles of formation and distribution of municipal order in market of transport services of Omsk

Features of functioning of the market of transport services in region are revealed. The condition and tendencies of development of system of city passenger transport is studied. Mutual relations between participants of transport process and the customer of city passenger transport services are defined. The new approach to formation and distribution of the municipal order to rendering of passenger transport services taking into account potential possibilities of carriers and complexity of performance of a planned target is formulated.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические принципы формирования и распределения муниципального заказа на рынке транспортных услуг города Омска»

индикаторами реализуемой стратегией; 3) перспективы построения модели, отражающей связи между элементами миссии и стратегическими индикаторами деятельности предприятий. Приведенные вопросы являются предметами дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Емельянова, Е. ВТО: скоро или никогда / Е. Емельянова // Экономика и жизнь. — 2007. — № 42. — С. 5 — 6.

2. Креопалов, В. Конкурентная разведка и ВТО / В. Креопалов // Финансовый контроль. — 2005. — № 5. — С.44 — 47.

3. Серебренников, И. В. Значение миссии организации в стратегическом управлении: на примере предприятий сферы приборостроения России / И. В. Серебренников // Сфера сервиса: состояние и перспективы развития : материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Д. П. Маевского. — Омск : Омский гос. ин-т сервиса, 2011. — 286 с.

4. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури ; пер. с англ. — М. : Дело, 1998. — 700 с.

5. Хамел, Г. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Г. Хамел, К. К. Прахалад ; пер. с англ. — М. : Олимп-Бизнес, 2002. — С. 173— 193.

6. Каплан, Роберт С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон ; пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Олимп-Бизнес, 2006. — 320 с.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 30.11.1994 № 51 — ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.10.1994 год. Часть четвертая. — иИГ http://www.consultant.ru/onlme/base/?req = doc;base = LAW;n-12298;р10 (дата обращения: 27.02.2012).

8.Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63 — Ф3, принят ГД ФС РФ 24.05.1996. — иИЬ: http://base.garant. ги/10108000/23/#183 (дата обращения: 27.02.2012).

9. Волкогонова, О. Д. Стратегический менеджмент : учеб. / О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб. — М. : Форум: ИНФРА. — М., 2008. — 256 с.

10. Эконометрика : учеб. / под ред. д-ра экон. наук, проф. В. С. Мхитаряна. — М. : Проспект, 2008. — 384 с.

11. Малин, А. С. Исследование систем управления / А. С. Малин, В. И. Мухин. - М. : ГУ ВШЭ. 2002. - 400 с.

РАЧЕК Владислав Леонтьевич, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и организация производства».

Адрес для переписки: e-mail: [email protected] СЕРЕБРЕННИКОВ Илья Васильевич, аспирант кафедры «Экономика и организация производства». Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.03.2012 г.

© В. Л. Рачек, И. В. Серебренников

УДК 338 47 Е. Б. ЛЕРМАН

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ГОРОДА ОМСКА___________________________

Выявлены особенности функционирования рынка транспортных услуг в регионе. Изучено состояние и тенденции развития системы городского пассажирского транспорта. Определены взаимоотношения между участниками транспортного процесса и заказчиком городских пассажирских транспортных услуг. Сформулирован новый подход к формированию и распределению муниципального заказа на оказание пассажирских транспортных услуг с учетом потенциальных возможностей перевозчиков и сложности выполнения планового задания.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, конкуренция на рынке пассажирских транспортных услуг, участники транспортного процесса, состояние параметров транспортной системы, муниципальный заказ на оказание транспортных услуг.

Модернизация российской экономики, дальнейшее развитие хозяйственного комплекса региона неразрывно связано с состоянием и эффективностью функционирования системы городского транспорта. Городской пассажирский транспорт является составной частью территориальной инфраструктуры, от его слаженной работы зависит уровень качества жизни населения и в целом дальнейшее социально-экономическое развитие города.

Для выполнения цели, поставленной перед транспортной инфраструктурой — полного, своевременного и качественного транспортного обслуживания населения необходимо решение целого комплекса задач, которое связано с дальнейшим развитием рыночных отношений и повышением эффективности деятельности транспортного комплекса [1, 2].

Обеспечивая качественную работу, пассажирский транспорт осуществляет доставку работающих

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

к местам приложения труда и оказывает влияние на эффективное функционирование отраслей хозяйственного комплекса региона. Социальный эффект от развития системы городского пассажирского транспорта проявляется в улучшении доступности учреждений образования, медицины, культуры, торговли, что способствует полному удовлетворению спроса населения на различные виды услуг. В связи с этим экономический потенциал города и развитие системы городского пассажирского транспорта взаимообусловлены [3].

Состояние экономики в стране и регионе нашло свое отражение в работе предприятий транспортной инфраструктуры, следствием которого стало снижение объемов перевозок и качества транспортного обслуживания населения.

Сформировавшийся рынок городских пассажирских перевозок в регионе обладает своей особенностью. На рынке транспортных услуг при выполнении муниципального заказа города взаимодействуют перевозчики различных форм собственности: муниципальной и частной, с различными экономическими механизмами хозяйствования (рис. 1). Это определило ситуацию на рынке: произошли изменения в составе, количестве подвижного состава и объемах транспортной работы по видам перевозчиков (табл. 1, 2). При этом основной объем перевозок пассажиров в городе остается за муниципальными предприятиями, на их долю приходится около 70% от общего объема муниципального заказа [4].

Организацией транспортного обслуживания населения на маршрутной сети города в соответствии с федеральным законодательством о муниципальных образованиях занимаются органы местного

самоуправления. Департамент транспорта создает условия, регулирует объем муниципального заказа, формирует исполнителей транспортного процесса на рынке городских пассажирских перевозок. Большое значение для улучшения качества транспортного обслуживания пассажиров имеет наличие конкурентной среды, в том числе проводимый конкурсный отбор исполнителей муниципального заказа. Доступ к перевозке пассажиров осуществляется на основе открытых конкурсных процедур, проводимых структурным подразделением Администрации города Омска. В дальнейшем орган местного самоуправления выступает в качестве заказчика транспортных услуг по перевозке пассажиров по маршрутной схеме город в соответствии с разработанными маршрутами по установленному расписанию движения [5].

Взаимоотношения исполнителей транспортного процесса и заказчиком в лице Администрации города основываются на контракте, который определяет организационную и экономическую сторону их дальнейшего сотрудничества на рынке пассажирских перевозок. Муниципальный заказ на оказание транспортных услуг распространяется на единую маршрутную сеть города, с распределением объема работ между участниками выполнения перевозочного процесса.

Основной задачей при распределении муниципального заказа является сопоставление возможностей перевозчика с объемом планового задания выдаваемого заказчиком. С целью изучения сложности выполнения муниципального заказа были проведены исследования автобусных маршрутов г. Омска. Результаты проведенных исследований показали, что

^ ПЭП

Департамент ^-----

городского м-транспорта

Субсидии и дотации

Рамочное или жесткое тарифное регулирование

Заключение контракта на обслуживание

Конкурсный отбор (конкуренция за рынок)

Оценка

качества

обслуживания

Рис. 1. Схема модели регулируемого рынка услуг городского пассажирского транспорта

городские автобусные маршруты сильно отличаются между собой по сложности условий работы подвижного состава. Это положение нашло дальнейшее развитие при формировании категории сложности выполнения муниципального заказа. Под сложностью выполнения муниципального заказа пассажирскими муниципальными предприятиями будем понимать обобщенную оценку сложности выполнения перевозочного процесса на маршрутах, закрепленных за предприятиями, которые работают в различных по составу ситуациях, формирующих особые условия выполнения объема муниципального заказа.

Предварительно изученные и систематизированные факторы, оказывающие влияние на оценку сложности плановых заданий по выполнению муниципального заказа, являлись исходными данными для дальнейших аналитических исследований. Оценка сложности выполнения муниципального заказа носит комплексный характер изучения транспортного процесса. С одной стороны, необходимо определить объем реально выполненной транспортной работы по перевозке пассажиров, а с другой стороны, необходимо учитывать различную сложность условий работы подвижного состава на маршрутах, закрепленных за предприятием в объеме муниципального заказа.

Выполненный анализ основных положений формирования муниципального заказа показал, что действующие объемные показатели не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к измерителям транспортных услуг. Действующие показатели могут использоваться в основном для сравнения и сопоставления плановых и отчетных данных, позволяют оценить объем выполненной транспортной работы, проследить динамику показателей, их абсолютные и относительные изменения. Использование отдельных измерителей транспортной работы на стадии планирования в системе городского транспорта стимулирует рост издержек и не всегда при этом может характеризовать улучшение качества предоставляемых услуг, а следовательно, ведет к росту убыточности муниципальных предприятий. Предлагаемый автором в качестве основного измерителя потенциала транспортных услуг показатель рассчитывается с учетом номинальной вместимости подвижного состава и позволяет объективно оценить потенциальные возможности пассажирских предприятий в системе муниципального заказа.

Решение задач, стоящих перед городским пассажирским транспортом, не согласуется с действующим экономическим механизмом стимулирования предприятий в повышении качества транспортного

Таблица 1

Количество автобусов по видам перевозчиков на рынке пассажирских услуг Омской области

Показатель 1990 1995 2000 2006 2007 2008 2009 2010

Количество автобусов общего пользования, ед. 2885 2295 1620 1829 1799 1772 1736 1596

Количество автобусов в собственности физических лиц, ед. 1 1238 2078 5481 6118 6351 8161 8506

обслуживания пассажиров [6]. Политика дотационных средств, выделяемых из бюджета на покрытие убытков от текущей деятельности муниципальных предприятий при выполнении плановых заданий, не заинтересовывает предприятия к снижению издержек. Это обстоятельство делает актуальным решение вопросов учета маршрутной сложности при распределения муниципального заказа.

Проведенные исследования в области формирования муниципального заказа показали, что при расчете объема заказа и его размещения между участниками транспортного процесса, необходимо учитывать особенности условий выполнения перевозочного процесса. Это диктует необходимость разработки нового механизма возмещения затрат муниципальным предприятиям, позволяющего увязать размер дотационных средств с объемом, сложностью и качеством выполнения муниципального заказа исполнителями.

Применение результатов исследования позволит оптимизировать распределение маршрутов между муниципальными пассажирскими предприятиями с учетом их общей маршрутной сложности и реально выполненных объемов транспортной работы. Это, в конечном счете, положительным образом отразится на финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов рынка городских пассажирских услуг, а для населения города — на улучшении качества транспортного обслуживания.

Библиографический список

1. Кузьмина, А. Об основных итогах развития транспортного комплекса в 2010 году и задачах на перспективу / А. Кузьмина // Автомобильный транспорт. — 2011. — № 5. — С. 6—10.

2. Балабаева, И. Актуальные вопросы развития автотранспортной отрасли / И. Балабаева // Автомобильный транспорт. - 2011. - № 5. - С. 12-20.

Таблица 2

Динамика показателей работы автобусов общего пользования в г. Омске

Показатель 1990 1995 2000 2006 2007 2008 2009 2010

Количество маршрутов, ед. 116 113 95 114 114 113 114 119

Среднесписочное число подвижного состава муниципальных предприятий, ед. 1757 1244 754 1053 1025 991 968 938

Объем перевозок пассажиров, в том числе: автобусами, в собственности физических лиц, млн пасс. 209,2 275,6 277,8 261,9 213,5 195,9

83,0 56,1 51,4 65,6 64,8 63,8

Пассажирооборот автобусами общего пользования, в том числе: автобусами в собственности физических лиц, млн пасс.км 3280 2464 1732 1867 1788 1420 1135 1029

830,4 526,7 332,4 446,6 389 381

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

3. Супрунова, Е. А. Организационно-экономические факторы и механизмы развития транспорта в регионе: монография / Е. А. Супрунова, В. В. Бирюков ; Рос. гос. торгово-экон. ун-т, Омский ин-т (фил.). — Омск, 2009. — 336 с. — ISBN 978 — 5-904171- 16-2.

4. Омский областной статистический ежегодник. В 2 ч. Ч. II / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Омской обл. — Омск, 2011. — 218 с.

5. О порядке допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок маршрутной сети городского сообщения на территории города Омска : решение Омского городского Совета от 24.11.2010 № 369 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.referent.rU/206/17495#h2 (дата обращения: 12.11.2011).

6. Улицкая, Н. М. Методические основы выбора механизмов хозяйственного использования объектов имущественного комплекса маршрутов городского общественного транспорта / Н. М. Улицкая // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). — 2009. - № 3. - С. 71-79.

ЛЕРМАН Евгения Борисовна, аспирантка кафедры «Экономика и управление предприятиями». Адрес для переписки: e - mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.02.2012 г.

© Е. Б. Лерман

Книжная полка

ББК 65.01/К72

Косьмин, А. Д. Интеллектуальный капитал как ключевой созидающий фактор общественного воспроизводства : моногр. / А. Д. Косьмин, Е. А. Косьмина. - М. : Экономика, 2011. - 183 с. - ISBN 978-5-282-03133-1.

Излагаются теоретико-методологические основы исследования совокупного общественного капитала, его функциональных признаков и доминирующих созидающих формообразований, последовательно сменяющихся под влиянием общей динамики научного познания, перемен в обществе, человеке, сумме технологий, экономических и социально-политических отношениях, духовном мире. Определяется место, значение и возрастание роли интеллектуального капитала по сравнению с материально-вещественным на этапе инновационного развития экономической системы. Рассматриваются некоторые подходы к измерению интеллектуального капитала и оценке эффективности его использования. Рекомендуется студентам, аспирантам, научным и практическим работникам, а также всем интересующимся проблемами интеллектуального капитала.

ББК 65.01/Р64

Розанова, Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов : учеб. для вузов по направлению «Экономика» для бакалавров / Н. М. Розанова; Высш. шк. экономики. Нац. исслед. ун-т. - М. : Юрайт, 2012. - 985 с. - ISBN 978-5-9916-1177-0. -978-5-9692-1131-5.

В учебнике всесторонне, детально и глубоко анализируются все темы современной микроэкономики как фундамента экономического образования самого высокого уровня. Изложение материала дается в увлекательной форме по оригинальной методике автора. Теоретические положения иллюстрируются бизнес-примерами, образцами решения задач и направлениями исследовательской работы. Теория и практические задания ранжируются по степени сложности, от простых, доступных тому, кто сталкивается с экономикой впервые, до продвинутых, анализ которых будет интересен хорошо подготовленному читателю. Для студентов экономических специальностей (бакалавров и магистров), а также аспирантов, молодых исследователей, научных работников.

658.012/И75

Ионова, А. Ф. Финансовый менеджмент : учеб. пособие для курсов по подгот. и переподгот. бухгалтеров и аудитов / А. Ф. Ионова, Н. Н. Селезнева. - М. : Проспект, 2010. - 582 с. - ISBN 978-5-392-00736-3.

Книга ориентирована на изложение сложного теоретического материала по основам финансового менеджмента в сочетании с методами финансового анализа операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации. Ведущее место уделяется рассмотрению целей и задач финансового менеджмента в системе управления коммерческой организацией, изучению базовых концепций финансового менеджмента, основ финансовых вычислений, овладению методами управления инвестиционной деятельностью фирмы, оборотным капиталом организации. Также рассматриваются методы оценки финансовых активов, определения стоимости собственных и заемных источников финансирования компании, основ дивидендной политики. Изложение теоретических проблем финансового менеджмента органически сочетается с финансовым анализом доходов, расходов, прибыли и рентабельности деятельности организации, ее денежных потоков. Для лучшего усвоения материала каждая глава дополнена тестами по соответствующей тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.