ков поддержания российской экономики и стабилизации рубля.
Итак, важными факторами в активизации энергосбережения являются, с одной стороны, возрастающие общие и удельные затраты на добычу и транспортировку топлива и экологическая защищенность, а с другой — высокая сравнительная эффективность энергосберегающих мероприятий и значительные резервы экономии энергоресурсов.
По расчетам ученых, на долю топливно-энергетического комплекса приходится около 70 % всех вредных воздействий на природу, поэтому производство и потребление ТЭР в возрастающих масштабах обусловливает значительное увеличение затрат на охрану окружающей среды. При достигнутых огромных объемах производства ТЭР (свыше 2 млрд т у.т. в год) использования имеющихся резервов экономии топлива и энергии является эффективной и крупномасштабной альтернативой интенсивному наращиванию их добычи и производства [3].
Часто внедрение мероприятий по экономии топлива оказывается в 2...3 раза дешевле эквивалентного прироста его добычи. А в целом по стране каждый процент экономии производимых энергоресурсов равнозначен почти 20 млн т у.т. Прямые потери или недостаточно эффективное использование потребителями как традиционных, так и не-
традиционных энергоресурсов являются, по существу, реальной потерей части материальных благ, которые могли бы значительно повысить показатели жизненного уровня.
Таким образом, сущность проблемы энергосбережения такова: необходимо использовать все реально возможные и экономически целесообразные резервы экономии топлива и традиционных видов энергии, в том числе и малые, которые весьма часто значительны своим суммарным эффектом, а также максимально вовлекать в производство и коммунально-бытовую сферу нетрадиционные возобновляемые источники энергии. Реализация сущности энергосбережения обусловливает определение ключевых направлений и мероприятий по рациональному использованию топлива и энергии.
Список литературы
1. Водянников, В.Т. Экономические основы развития сельской энергетики: монография / В.Т. Водянников. — М.: ФГБОУ ВПО МГАУ, 2012.
2. Кузьменко, В.В. Организационно-экономический механизм энергосбережения в АПК / В.В. Кузьменко. — Ставрополь: ГП «Ставропольская краевая типография», 2000. — 364 с.
3. Фортов, В.Е. Энергетика в современном мире: науч. издание / В.Е. Фортов, О.С. Попель. — Долгопрудный: Интеллект, 2011. — 168 с.
УДК 338.43:635.2
Т.Н. Харламова, канд. экон. наук
О.А. Фролова
Костромская государственная сельскохозяйственная академия
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РЫНКА КАРТОФЕЛЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Независимо от конкретного вида рынка основными его элементами являются спрос, предложение и цена. Их состав и структура, организационное и экономическое построение существенно различаются в связи со специфическими условиями аграрной сферы экономики. Под воздействием и взаимосвязью этих элементов формируются пропорции между производством и потреблением продовольственных товаров (рис. 1) [1, 2].
Исследование конъюнктуры рынка картофеля и ее прогноз включает изучение показателей, определяющих формирование спроса населения, предложения продукции, и ее цены, которая является результатом представленного на рынке спроса и предложения. Одной из важнейших характе-
48
ристик конъюнктуры является соотношение производства и потребления.
Потребность населения в картофеле, являющемся традиционным продуктом питания, в течение ряда лет обеспечена в полном объеме как в Костромской области, так и по России в целом. Соотношение производства и потребления свидетельствует как о совершенстве рынка, так и о его открытости (рис. 2) [3].
За рассматриваемый период потребление картофеля на душу населения в Костромской области составляло в среднем 40 % от его производства. Исключением является 2010 г., когда было произведено в 1,8 раза меньше картофеля, чем в предыдущие годы, и потребление картофеля на душу населения составило 66 % от его производства. Сле-
Рис. 1. Взаимосвязь элементов продовольственного рынка
дует отметить, что в 2000—2010 гг. потребление картофеля на душу населения несколько ниже медицинской нормы, тогда как до 2000 г. этот показатель превышал норму на 17 %. На протяжении всего анализируемого периода в Костромской области показатели производства и потребления картофеля выше, чем в целом по стране.
Изучение соотношения реализованного спроса и предложения по картофелю позволяет сделать вывод, что рынок Костромской области располагает запасами товарной продукции, а следовательно, должен вступить в конкурентную борьбу за рынки сбыта как внутри региона, так и за его пределами.
Среди множества факторов, определяющих спрос на продукцию растениеводства, выделяются денежные доходы населения. Многочисленные исследования показывают, что увеличение доходов приводит к снижению потребления крахмалосодержащих продуктов (картофель, макароны и др.) и увеличению потребления овощей, фруктов (рис. 3).
Специфической особенностью функционирования продовольственных рынков является то, что рост спроса с увеличением доходов населения имеет предел, который находится на уровне научно обоснованных норм потребления, и последующее повышение благосостояния людей ведет
□ Производство в Костромской области, кг
□ Потребление в Костромской области, кг
□ Производство в РФ, кг
□ Потребление в РФ, кг
Рис. 2. Производство и потребление картофеля на душу населения
к изменению качественных требований к рациону питания. Исходя из этого производители продовольственных товаров сельскохозяйственного происхождения должны строить политику продаж с учетом гибкости, изменчивости, подвижности спроса [4].
Основными поставщиками картофеля в Костромской области являются личные подсобные хозяйства населения, 12 % произведенного картофеля приходится на сельскохозяйственные организации и лишь около 1 % — на крестьянские (фермерские) хозяйства. Ввоз, включая импорт,
130
125
120
115
110
105
100
95
90
85
80
2006
2007
2008
2009
2010 Год
Потребление картофеля Потребление овощей, фруктов Денежные доходы населения
Рис. 3. Темпы роста денежных доходов населения и потребления овощей и картофеля, %
100
90
80
70
60
50
40-
30-
20-
10-
0
%
2000
2005
2006
2007
2008
2009
П Сельскохозяйственные организации
□ Личные подсобные хозяйства населения
□ Крестьянские (фермерские) хозяйства
Рис. 4. Структура реализации картофеля по категориям хозяйств [3]
Год
2009
2008
2007
2006
2005
2000
0
10 20 30 40 50 60 70
И Заготовительным организациям, включая потребкооперацию и продажу по прямым связям
□ На рынке, через собственные магазины, ларьки, палатки
□ Населению через систему общественного питания @ По бартерным сделкам (обменным операциям)
Рис. 5. Реализация картофеля в сельскохозяйственных организациях по каналам сбыта
составляет в среднем 170 т в год. Несмотря на то, что большая часть картофеля производится в хозяйствах населения, используется он в основном на личное потребление (87 %) и только незначительная часть этой доли идет на реализацию (13 %).
Основное производство картофеля сосредоточено в Костромском районе. На его долю приходится 21 % сбора картофеля всех личных подсобных хозяйств населения области, 89 % сбора сельскохозяйственных организаций и 62 % — крестьянских фермерских хозяйств. Процесс урбанизации отдельных территорий Костромской области усилил тенденцию формирования вокруг относительно крупных городских и сельских поселений (Буй, Шарья, Галич, Нерехта и др.) — зон производства товарного картофеля, что привело к изменению сегментации предложения. Концентрация производства в 7 районах области составляет до 2 % общего объема картофеля, в 12 районах — от 2 до 4 %, в 4 — от 4 до 6 %. Свыше 6 % производства картофеля приходится на Шарьинский район (6,1 %) и Костромской район (29,1 %).
Еще в 2000 г. 94,5 % всего реализованного в Костромской области картофеля приходилось на долю сельскохозяйственных организаций. В 2005—2010 гг. весь объем реализации примерно поровну распределялся между сельскохозяйственными организациями и личными подсобными хозяйствами населения. В реализации картофеля начинают участвовать крестьянские (фермерские) хозяйства, но их доля в структуре очень несущественна и составляет около 2 % (рис. 4).
С переходом к рыночной экономике государство в лице исполнительных органов, ранее весьма жестко контролировавшее сельскохозяйственные предприятия, практически сняло с себя эту функцию и ушло с аграрного рынка, т. е. из сферы распределения сельскохозяйственной и продовольственной продукции [4].
Сельскохозяйственные организации, поставщики, на долю которых приходится половина товарного картофеля, произведенную продукцию реализуют по различным каналам. Большая
2010 Год
80 90 100 %
Вопросы теории и практики использования ресурсов Состояние и динамика конъюнктуры рынка картофеля в Костромской области [3, 5]
Показатель Год
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Потенциальная емкость рынка, тыс. т. 95,24 88,63 87,78 87,13 86,54 86,04 83,48
Производство, тыс. т 245,60 173,30 186,40 173,50 160,20 191,30 104,40
Фактическая емкость рынка, тыс. т 7,20 15,50 13,30 3,20 26,30 15,60 -42,40
Объем личного и производственного потребления, тыс. т 238,30 157,70 172,80 170,20 133,50 175,40 146,80
Потребительская цена 1 кг картофеля, р. 3,76 7,61 8,79 12,29 14,85 9,69 27,77
Средняя цена производителей картофеля 1 кг, р. 3,25 4,96 4,64 4,67 6,37 6,67 6,70
Степень самообеспеченности, % 107,94 101,33 108,23 84,36 103,65 106,93 31,39
Степень насыщения, % 7,56 17,49 15,15 3,67 30,39 18,13 -50,79
часть картофеля продается на рынке, через собственные магазины и ларьки. Второй по объему канал сбыта — реализация картофеля населению через систему общественного питания. В среднем за исследуемый период 5 % картофеля реализовывалось по бартерным сделкам и 6,5 % — заготовительным организациям, включая потребкооперацию (рис. 5).
Сложившаяся структура реализации продукции обусловлена различием цен на представленных секторах рынка. При этом роль цены как фактора обеспечения сбалансированного спроса и предложения на современном этапе значительно возрастает. Степень влияния цены на емкость товарного рынка определяется системой взаимосвязанных факторов. Среди них объем и структура производства, соотношение товарной и нетоварной части потребления и другие факторы, так или иначе связанные с производством [4].
Определяющими конъюнктуру рынка картофеля Костромской области являются основные характеристики, отражающие как доступность продукта, так и его способность формировать уровень самообеспечения и степень насыщения. Следует обратить внимание на то, что важнейшим отличием рынка картофеля является наличие производственного потребления, которое обусловлено специфическими особенностями процесса воспроизводства, а именно вовлечением части произведенной продукции в дальнейший процесс производства в виде семян, кормов, что сказывается на формировании товарного ресурса (таблица).
Особенностью конъюнктуры рынка картофеля в Костромской области является то, что его фактическая емкость в 2000—2010 гг. имеет степень насыщения от 3,67 до 30,39 %, т. е. самообеспечение населения картофелем формируется не за счет организованного рынка, а за счет производства для внутреннего потребления в личных подсобных хозяйствах населения. При этом в отдельные годы наблюдается существенное перепроизводство и за-
труднена реализация через рыночные структуры, что требует разработки комплекса организационных мер, обеспечивающих доступность каналов движения данного вида товара для широких слоев населения. Убедительным доказательством этому является 2010 г. Из-за влияния засухи объем производства картофеля снизился в 1,8 раза, что незамедлительно сказалось на фактической емкости рынка, так как потребление превысило производство на 42,4 тыс. т. Как следствие — отрицательная степень насыщения — 50,79 %.
За исследуемый период наблюдается тенденция к постепенному разрыву между ценами производителей и потребительскими ценами на реализованный картофель. В 2010 г. разрыв максимальный — потребительская цена превысила цену производителя в 4 раза (рис. 6).
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что в настоящее время в Костромской области сложились условия для формирования системы экономических и организационных предпосылок развития рынка картофеля: су-
—*— Потребительская цена
Средняя цена производителей
Рис. 6. Соотношение потребительских цен и цен производителей на реализованный картофель в 2000-2010 гг.
51
ществует динамика приспособления структуры производства к потребностям; отмечается стремление к расширению конкуренции и укреплению конкурентоспособности производителей, наблюдается отсутствие организованности рынка в части сбыта, хранения и переработки продукции; не созданы условия экономической защищенности производителей и сферы оптовых закупок картофеля от резких колебаний на рынке; недостаточно расширен ареал сбыта продукции за пределами области; не применяется прогнозная оценка конкуренции; разрушено складское хозяйство для хранения картофеля; низок уровень подготовки картофеля к реализации, слабо используются маркетинговые инструменты на рынке.
Список литературы
1. Силаева, Л.П. Развитие рынка картофеля в Российской Федерации: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Л.П. Силаева. — М., 2001. — 316 с.
2. Хаванов, С. Распределение картофеля в Российской Федерации: обзор существующего положения и прогноз на ближайшую перспективу / С. Хаванов // Картофельная система. — 2009. — № 4. — Режим доступа: Ь1р://ц^ш.ро1л1шук1£ш.т. свободный. Загл. с экрана.
3. Костромская область. Статистический ежегодник: стат. сб. — Кострома: Костромастат, 2011. — 458 с.
4. Харламова, Г.Н. Оценка конкурентоспособности товарной продукции растениеводства на сельскохозяйственных предприятиях Костромской области / Г.Н. Харламова, Д.Н. Амосов. — Кострома: КГСХА, 2008. — 158 с.
5. Практикум по экономике сельскохозяйственных организаций / П.И. Дугин [и др.]. — Ярославль: Изд-во ФГОУ ВПО «Ярославская ГСХА», 2009. — 250 с.