логизации во многом определяется адекватностью и корректностью процедуры оценки социально-экономического состояния исследуемых объектов [10]. В задаче по созданию типологии оценка состояния должна даваться сразу для многих объектов, и поэтому важно обеспечить сопоставимость полученных оценок. Практически сопоставимость можно достичь только на ограниченном наборе показателей: либо в рамках какого-нибудь одного социального или экономического аспекта социально-экономического состояния, либо, в лучшем случае, по комплексу аспектов.
Таким образом, типология регионов с точки зрения развития индустрии туризма в практическом преломлении необходима в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития социально-экономических территориальных образований (единиц), применительно к которым реализуется региональная туристская политика государства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. - М.: Флинта: МПСИ, 2007.
2. Николаенко Д.В. Рекреационная география. - М, 2001.
3. Александрова А.Ю. Теоретические основы географии туризма. http://www.sgu.ru/faculties/histirical/sc/publication/tourism/sbor3.php
4. Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Типология. - Интернет-ресурс URL: http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/110/675.html
5. Ермак В.Д. Классификация? Типология. Идентификация! // Соционические чтения.
1999. - № 10 (31). URL: http://www.socioniko.net/ru/authors/ermak_vd.html.
6. Успенский Б.А. Принципы структурной типологии. - М., 1962.
7. ПреображенскийВ.С. География рекреационных систем СССР. - М.: Наука, 1980.
8. Романов А.А., Саакян Р.Г. География туризма. - М.: Советский спорт, 2002.
9. Тикунов В.С. Классификации в географии. - Москва - Смоленск, 1997.
10. Пшеничных Ю.А. Информационно-методическое обеспечение принятия управленческих решений в комплексном развитии индустрии туризма. - Ростов-на-Дону, 2008.
УДК 338.48
М. В. Якименко
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫМ КОМПЛЕКСОМ
В качестве объекта управления туризмом на региональном уровне оптимальной, по мнению автора, является категория «туристско-рекреационный комплекс» (ТРК). Данная категория не является принципиально новой, так как она в значительной степени связана с достаточно хорошо изученной категорией «территориально-производственный комплекс» (ТПК). Базой для доказательства возможности рассмотрения ТРК в качестве своеобразного ТПК являются мнения различных специалистов, в том числе Н.Н. Колосовского, А.Г. Гранберга, Е.А. Джан-джугазовой, на основании которых отметим некоторые отличительные признаки ТПК, применимые к туристско-рекреационному комплексу:
• экономическая взаимосвязанность и обусловленность смежных предприятий, входящих в состав комплекса;
• единство и компактность территории и общая инфраструктура;
Таблица 1
Сравнительный анализ подходов к интерпретации «туристско-рекреационного комплекса» как системного образования
Содержание подхода Характеристика подхода в контексте исследования
Е.А. Джанджугазова в своей работе определяет эту категорию через понятие территории, обладающей определёнными характеристиками: «в административно-хозяйственной практике туристско-рекреационные районы, под которыми понимают территорию, сформированную туристским и рекреационным спросом, обладающую туристско-рекреационными ресурсами, условиями, необходимой степенью развития туристско-рекреационной инфраструктуры и отличающуюся от других районов специализацией на определенных видах туризма и рекреации, обычно называют территориальными (региональными) туристско-рекреационными комплексами (ТТРК) исходя из того, что туризм и рекреация основаны на интегрированном использовании экономического потенциала многих отраслей общественного производства, таких как торговля, транспорт, здравоохранение, культура, образование и др.» ТРК рассматривается только как определённая территория, а не как совокупность отраслей, имеющих отношение к производству туристско-рекреационного продукта и функционирующих на определённой территории
Туристский рекреационный комплекс в работе [7] рассматривается как «сложное хозяйство, куда входят лечебные и оздоровительные учреждения, обслуживающие предприятия и сопутствующие отрасли (предприятия торговли и общественного питания, бытовые, культурные и спортивные учреждения, экскурсионные объекты, дорожно-транспортная сеть, сувенирное производство и др.)» В данном определении отсутствует привязка туристско-рекреационного комплекса к определённой территории, не раскрываются связи, существующие между выделенными предприятиями и сопутствующими отраслями
Е.А. Котляров в своей работе вводит понятие «территориально-рекреационный комплекс» (ТРК): как «часть общехозяйственного комплекса территорий разного уровня и представляющего собой сочетание рекреационных учреждений и сопутствующих предприятий инфраструктуры, объединенных тесными производственными и экономическими связями, а также совместным использованием географического положения, природных и экономических ресурсов территории, занимаемой комплексом». Г.М. Малышева приняла за основу данное понятие, отчасти видоизменив его: «территориально-рекреационный комплекс представляет собой новые формы кооперирования рекреационных и сопутствующих отраслей, сочетание рекреационных учреждений и сопутствующих предприятий инфраструктуры, объединенных тесными производственными и экономическими связями, а также совместным использованием географического положения, природных и экономических ресурсов территории, занимаемой комплексом Оба определения подчеркивают объединение и сочетание предприятий и организаций по двум признакам - территориальному (географическая принадлежность, общность природных, экономических, политических и социальных условий) и производственному (объединение предприятий на почве общности производственных и организационных связей), при этом они, во-первых, не отражают основную причину кооперирования, сочетания отраслей, заключающуюся в создании и предоставлении туристско-рекреационного продукта территории, во-вторых, игнорируют такого участника ТРК как субъект управления, в качестве которого могут выступать государственные и (или) иные структуры.
• соответствие набора предприятий природным, экономико-географическим и транспортным условиям территории;
• базовой характеризующей комплекса, как особой координирующей подсистемы в рамках всей социоприродохозяйственной системы, также выступает производственная специализация или отрасли специализации;
• решение комплексом одной или нескольких общерегиональных или общегосударственных задач.
Анализ существующих дефиниций ТРК показывает различное понимание исследователей этого понятия, сравнительный анализ некоторых из них отражён в табл. 1.
Основываясь на существующих дефинициях и принимая во внимание выделенные в них характеристики, определим туристско-рекреационный комплекс как часть общего хозяйственного комплекса территории определённого уровня (например, региона), представляющего собой новые формы кооперирования туристских и сопутствующих отраслей. Деятельность относящихся к ним туристских, рекреационных и сопутствующих предприятий и организаций, направленная на создание, продвижение и реализацию уникального турпродукта территории, имеет антропоцентрический характер (то есть все существующие между ними связи определяются потребностями потребителей турпродукта) и для которых характерно:
• объединение тесными производственными и экономическими связями;
• совместное и оптимальное использование географического положения и ресурсов территории, занимаемой комплексом;
• координация государственными и (или) иными структурами (консультативный орган, совет, ассоциация).
Таким образом, категория ТРК подчёркивает необходимость привязки туристско-рекреационного комплекса к определённой территории (в рамках исследования, к региону), которая вызывает у туристов определённые образы и ассоциации, являясь по существу первичным туристским продуктом.
Помимо географической принадлежности к одной территории, для предприятий, входящих в состав ТРК, характерна общность природных, экономических, политических и социальных условий функционирования. Объединив в единый комплекс отдельные отрасли, деятельность предприятий которых направлена на создание, продвижение и реализацию уникального турпродукта территории, представляется возможным оценить роль каждого элемента в общем эффекте от туризма, увидеть и проанализировать взаимосвязи между отдельными участниками, оценить степень влияния и взаимопроникновения одних предприятий, отраслей в другие и построить общую стратегию для обеспечения экономического эффекта, в том числе на основе синергизма за счет экономии капиталовложений, средств на продвижение единого туристского продукта территории.
Для функционирования и развития ТРК необходимо существование определенного организационно-экономического механизма с использованием государственных или рыночных методов управления или их сочетания, которое возможно во-первых, через рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения, во-вторых, через введение определенных механизмов управления и координации. Причем во втором случае речь идет как о государственном регулировании, так и о самоорганизации хозяйствующих субъектов через создание туристских объединений и ассоциаций.
Опираясь на эти варианты механизмов, с определённой долей условности можно выделить в мировой практике три основные модели управления туризмом:
• первая предполагает отсутствие государственной турадминистрации как таковой: все вопросы решаются на местах и на основе принципов рыночной самоорганизации;
• вторая модель, наоборот, предполагает наличие сильного и авторитетного министерства, которое осуществляет значительный контроль над сферой туризма;
• для третьей модели организации управления туризмом (так называемой «европейской модели») характерно: разделение органов государственного регулиро-38
вания туризмом на две «ветви»: одна из них - «бюрократическая» занимается вопросами государственного управления в области создания нормативно-правовой базы для отрасли, обработки статистической информации, координации деятельности регионов, сотрудничестве на международном уровне, вторая «ветвь» - «маркетинговая» не является органом управления и, как правило, получает большую часть государственного финансирования, в область её компетенции входит создание образа страны за рубежом, участие в выставках, управление турпредставительствами за рубежом, кроме этого, государственные турадминистрации активно взаимодействуют с местными властями и частным бизнесом с целью уменьшения роли центральной исполнительной власти в экономических процессах и уменьшения государственных расходов за счёт привлечения инвестиций из частного бизнеса.
Исследованный автором отечественный и зарубежный опыт регулирования туризма показывает, что из представленных трёх моделей управления применительно к ТРК России наиболее близка третья модель, для которой характерно использование не только рыночных методов управления, но и государственного регулирования, которое должно быть основой для управления ТРК и, прежде всего, на региональном уровне.
Таким образом, в качестве субъекта управления ТРК должны выступить региональные органы власти. В качестве причин, обуславливающих такой вывод, обозначим следующие.
1. Регулирование развития туризма на региональном уровне более детализировано и специфично, чем на федеральном уровне, и существенно отличается от региона к региону, что обусловлено спецификой отдельных регионов в экономических, природно-географических, социальных, политических и других условиях и позволяет выявить общий характер влияния туризма на развитие региона и более точно оценить эффект от туризма.
2. Несмотря на то, что функционирование ТРК как межотраслевого комплекса связано с самостоятельно хозяйствующими субъектами рынка - предприятиями и учреждениями, действующими в рыночных условиях, они, тем не менее, являются неотъемлемой частью хозяйственной и социальной системы региона.
3. Развитие ТРК требует концентрации значительных финансовых средств, которые могут быть привлечены за счёт включения в средне- и долгосрочные программы социально-экономического развития региона.
4. Формирование конкурентоспособного ТРК предполагает наличие развитой сопутствующей инфраструктуры, управление которой относится к компетенции государственных органов власти.
5. Ряд вопросов на современном этапе развития страны может относиться только к компетенции государственных органов (охрана окружающей среды, памятников культурно-исторического наследия и т.д.).
6. Туризм в современном обществе играет важную социальную роль.
В качестве основных задач субъекта управления ТРК региона выделим следующие:
• интеграция ТРК в национальный и мировой рынок турпродукта;
• формирование положительного имиджа региона в качестве туристско-рекреационного места;
• осуществление контроля над предприятиями и организациями (туроператорами, турагентами, транспортными организациями и т.д.), оказывающими туристские услуги, в том числе разработка соответствующих стандартов оказания услуг и работы предприятий.
• разработка программ развития ТРК;
• планирование и прогнозирование мощностей средств размещения и инфраструктуры;
• выявление, развитие и сохранение туристских ресурсов;
• развитие современной, соответствующей высокому уровню инфраструктуры;
• подготовка квалифицированных кадров для туриндустрии;
• осуществление грамотной информационной политики;
• обеспечение безопасности пребывания туристов в рекреационной местности.
Кроме этого, можно говорить о том, что цели и задачи ТРК региона не тождественны целям и задачам, стоящим перед субъектом управления комплексом: так, функционирование ТРК, прежде всего, направлено на удовлетворение потребностей потребителей турпродукта и достижение предприятиями комплекса определённых результатов своей хозяйственной деятельности, в то время как субъект управления ориентирован на обеспечение устойчивого функционирования и развития ТРК в регионе, с учётом факторов и процессов, имеющих отношение к комплексу, что является дополнительным аргументом к утверждению о необходимости централизованного управления ТРК на основе государственных органов власти региона.
Таким образом, для ТРК государственные органы власти на уровне субъекта РФ могут обеспечить взаимодействия ТРК с различными отраслями: транспортом, торговлей и др., местным населением и внешней средой, оказать влияние на конкурентоспособность территории и сформировать позитивное отношение к развитию ТРК у местного населения, что должен способствовать согласованию интересов и получению синергетического эффекта. При этом туристско-рекреационный комплекс получит возможность функционировать на основе сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
2. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
3. Коблова А.А. Рекреационно-туристский комплекс как объект регионального управления / Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2005. № 2.
4. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1968.
5. Котляров Е.А. География отдыха и туризма, формирование и развитие территориальнорекреационных комплексов. - М.: Мысль, 1978.
6. Кусков А.С., Голубева В.Л, Одинцова Т.Н. Рекреационная география. - М., 2007.
7. Малышева Г.М. Размещение туристских ресурсов и стратегия управления их развитием. - М.: Изд-во рос. экон. акад., 1995.
8. Якименко М.В. Туристско-рекреационный комплекс как объект управления региональным туризмом // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008. № 1 (78). - С. 277-278.