- в создании механизма социальной защиты заемщиков.
В 2009 г. в рамках частно-государственного партнерства разработана программа целевого стимулирования строительства, реализуемая АИЖК и Фондом в рамках ипотечно-строительных проектов строительства жилья экономического класса4. Реализация программы предусматривает на 2009-2010 гг. финансирование как недостроенных объектов строительства, так и строительства нового жилья по фиксированным ценам — 30 тыс. р. за 1 м2. В таблице представлены основные функции участников программы целевого стимулирования в рамках ипотечно-строительного проекта.
В рамках данной программы предусмотрено два механизма реализации:
1. Механизм «Достройка», стимулирующий кредитование застройщиков в целях завершения строительства многоквартирных домов на период 2009 г. На эту программу предусматривается часть средств государственной поддержки через АИЖК: 30 млрд р. = 1,43 млн м2 = 23,1 тыс. квартир средней площадью 62 м2.
2. Механизм «Новостройки», стимулирующий кредитование застройщиков, реализу-
ющих проекты строительства нового жилья экономического класса (2009-2010 гг.) В рамках этой программы государственная поддержка предполагает использование государственных средств через АИЖК: 8,67 млрд р. = 0,41 млн м2 = 5,7 тыс. квартир. Вторая часть — 26,7 млрд р. — от размещения облигаций АИЖК. Это еще дополнительно 1,27 млн м2 = 17,7 тыс. квартир (средняя площадь 72 м2) для получателей социальных выплат на жилье и других категорий граждан.
Государственные жилищные программы позволяют застройщикам достроить (построить), а банкам возобновить кредитование застройщиков и физических лиц, приобретающих жилье на этапах строительства в условиях кризиса, в том числе за счет целевых займов, предоставляемых Агентством.
Примечания
1 Буренин А.В., Щербаков В.А. Государственная жилищная корпорация — ключ к доступному жилью [Электронный ресурс]. URL: http://www.cscp.ru.
2 Игошин И., Щербаков В. Рука рынка почти не видна // Парламентская газета. 2009. 24 апр.
3 Там же.
4 URL: http://www.ahml.ru.
УДК 338.242.4 А.И. ШЛАФМАН
кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета
e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раскрыты основные теоретические подходы к определению предпринимательства и систематизированы ключевые принципы государственного регулирования деятельности предпринимательских структур.
Ключевые слова: предпринимательство, государственное регулирование, принципы, хозяйствующие субъекты.
Настоящее и будущее развитие экономики страны во многом зависит от возможностей реализации новых идей, чему в первую очередь способствует развитие предпринимательства. Актуальными пробле-
мами формирования и развития предпринимательских структур являются определение и соблюдение границ государственного регулирования свободного рынка. В этой связи определяющими для развития инновационной
© А.И. Шлафман, 2009
составляющей рынка становятся способы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.
В современной экономической литературе в большинстве случаев сущность предпринимательства подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в «Большом экономическом словаре» под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица»1.
В учебниках предпринимательство определяется как непосредственная, самостоятельная, систематическая, осуществляемая на собственный риск деятельность по выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли, которую ведут физические и юридические лица, зарегистрированные как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством. Именно этот подход в России закреплен законодательно2. Согласно современному российскому законодательству, под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ст. 2 гл. 1 ГК РФ).
Принято считать, что сущность предпринимательства — инициатива, риск, комбинация факторов производства и новаторство. Но это не сущностные характеристики предпринимательства — это лишь различные функциональные стороны предпринимательской деятельности, которые должны рассматриваться только в качестве его признаков. Содержательный момент предпринимательства заключается как в завоевании преимуществ, так и в создании для себя лучших условий хозяйствования, что, безусловно, является главной специфической чертой предпринимательства как типа хозяйственного поведения.
Результатом будет прибыль как отражение реализованных конкурентных преимуществ.
Часто предпринимательская деятельность противопоставляется хозяйственной. Многие авторы показывают, что вся хозяйственная деятельность не может быть новаторством, а новаторство выступает формой проявления накопленных в процессе хозяйственной деятельности результатов, и только впоследствии генерируется предпринимательская идея.
Поскольку предпринимательская деятельность — это вид экономической (хозяйственной) деятельности, то одной из основных сфер государственного регулирования экономики является государственное регулирование предпринимательской деятельности. Государственное регулирование осуществляется и в отношении предпринимательской деятельности в целом, и в отношении отдельных ее видов, таких как инновационная, оценочная, коммерческая, рекламная, внешнеэкономическая, инвестиционная деятельность и др.
На современном этапе развития теории и практики государственного регулирования предпринимательской деятельности в качестве позитивного момента можно отметить, что законодательство в сфере государственного регулирования конкретных видов и направлений предпринимательской деятельности хотя и бессистемно, но постоянно совершенствуется и развивается. Это обусловлено, в частности, наведением определенного порядка в некоторых сферах. Например, федеральным законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ определены основы государственного регулирования названной сферы деятельности и установлены ограничения этой деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан3.
Федеральный закон «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением
деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность4.
Важным направлением государственного регулирования предпринимательской деятельности становится регулирование функционирования особых экономических зон, в которых действует особый режим осуществления такой деятельности.
Можно выделить сферы государственного регулирования предпринимательской деятельности соответственно видам рынков: товарный рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок и др.
При осуществлении процедуры банкротства также имеет место государственное регулирование.
Хозяйственное обеспечение деятельности нехозяйствующих субъектов является одним из направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности, поскольку некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы.
Правовое обеспечение в сфере внутрисистемного регулирования, включая деятельность получивших стремительное развитие саморегулируемых организаций, требует систематизации и упорядочения.
Поскольку государство действует на федеральном и региональном уровнях, можно говорить о федеральном и региональном уровнях государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Являясь по сути ограничителем, регулятором отношений, государственное регулирование, в свою очередь, должно основываться на четких принципах.
На первое место среди принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности следует поставить принцип законности. Государственное воздействие на экономику может осуществляться только на основе законов, нормы которых должны строго соблюдаться в процессе такого воздействия. «Запрещено все, что не разрешено законом» — основополагающий принцип осуществления функций органами государственного регулирования экономики и предпринимательской деятель-
ности, вытекающий из принципа законности. В случае нарушения норм, устанавливающих пределы и порядок государственного регулирования, органы и должностные лица, уполномоченные на такое регулирование, должны нести неотвратимую юридическую ответственность.
Поскольку хозяйственно-правовая концепция исходит из необходимости единого регулирования горизонтальных и вертикальных предпринимательских отношений, большинство принципов предпринимательского (хозяйственного) права одновременно выступает в качестве принципов государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.
Принцип свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, предполагающий свободный выбор вида деятельности, контрагентов по договору, свободное определение условий договора, свободную конкуренцию, свободу деятельности на всей территории государства и т.д., должен строго соблюдаться и учитываться при осуществлении государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Это в полной мере относится и к другим принципам предпринимательского (хозяйственного) права. Перечислим их:
1. Принцип равенства форм собственности и действующих на их основе хозяйствующих субъектов. Принцип обозначен здесь в соответствии с тем, как это делают большинство авторов работ по предпринимательскому (хозяйственному) праву. Представляется, однако, что определение «принцип равенства хозяйствующих субъектов» более удачно, в первую очередь это своеобразный критерий для принятия соответствующих решений органами всех трех ветвей государственной власти. Данный принцип предполагает, в частности, отсутствие привилегий для каких-либо хозяйствующих субъектов в ущерб другим. Естественно, что имеется в виду равенство юридическое, а не экономическое.
2. Принцип партнерства хозяйствующих субъектов, который применительно к вертикальным хозяйственным отношениям должен предполагать деловое сотрудничество субъектов, регулирующих хозяйственную
деятельность, и субъектов, ее осуществляющих, их содействие друг другу в выполнении вертикальных хозяйственных обязательств. В свете последних внесенных в законодательство изменений данный принцип уже не является таким декларативным, как прежде. Таким образом, названный принцип предполагает сотрудничество сторон предпринимательского договора, добросовестную конкуренцию.
3. Принцип сочетания частных и публичных интересов. Оптимальное сочетание в экономике рыночной саморегуляции и государственного регулирования — один из важнейших аспектов эффективного функционирования национального хозяйства, поскольку, с одной стороны, частные интересы стремятся к максимальной саморегуляции, а с другой стороны, защита публичных интересов невозможна без государственного регулирования.
4. Принцип единства экономического пространства предполагает свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации. Усилия Президента РФ, направленные на построение единой вертикали исполнительной власти, во многом должны способствовать обеспечению действия названного принципа.
5. Принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Выделяется также принцип неприкосновенности частной собственности, но, с учетом указанного выше принципа равенства форм собственности, равным образом признается и защищается и государственная, и муниципальная собственность.
Среди принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности называют принципы народовластия, разделения властей и т.д. Эти принципы являются конституционно-правовыми. Их обеспечение и реализация имеют существенное значение и для государственного регулирования предпринимательской деятельности, в первую очередь для эффективного функционирования механизма такого регулирования.
Конкретные формы государственного регулирования предпринимательской деятель-
ности (например, лицензирование отдельных видов деятельности) могут основываться на специальных принципах, закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах. Но и в таких случаях в первую очередь должны соблюдаться принципы предпринимательского (хозяйственного) права, которые являются общими (по отношению к специальным) принципами государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности — это одно из основных направлений (одна из основных сфер) государственного регулирования экономики. Формы государственного регулирования экономики (например, налоговое и таможенное регулирование) — это, как правило, формы государственного регулирования предпринимательской деятельности, так как предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики становится преобладающим видом экономической (хозяйственной) деятельности. Субъекты хозяйственной деятельности — это большей частью субъекты предпринимательской деятельности, включая унитарные предприятия. Таким образом, понятия «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» соотносятся как родовое и видовое. По тому, как осуществляется регулирование предпринимательской деятельности и как обеспечены гарантии субъектам такой деятельности, можно судить о регулировании экономики в целом.
В настоящей статье обобщены современные основополагающие подходы к государственному регулированию предпринимательской деятельности и систематизированы ключевые принципы государственного регулирования деятельности предпринимательских структур.
Примечания
1 Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М., 1994. С. 313.
2 О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: закон РФ от 14 июля 1995 г. № 88-ФЗ; ГК РФ и др.
3 С3 РФ. 2007. № 1 (4.1). Ст. 7.
4 Там же.