Возможность переориентации трудовых ресурсов в 2010 году
Таблица 3
Январь Февраль Март Апрель го 5 Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Количество экземпляров процесса «Заключение до- 20 26 32 35 38 39 35 32 34 38 36 32
говора», шт
Доступно рабочего времени, часов 451,8 451,8 451,8 451,8 451,8 451, 8 451,8 451,8 451,8 451,8 451,8 451,8
Прогнозируемая загрузка сотрудников в процессе 230,3 303,9 362,9 407,2 436,8 451, 8 403,5 372,3 386,2 433,2 419,0 366,6
«Заключение договора»
Возможность переориентации сотрудников на другие 221,4 147,9 88,9 44,6 15,0 0,0 48,3 79,5 65,5 18,5 32,8 85,2
процессы,часов
Оплата труда, руб./час 96,5 96,5 96,5 96,5 96,5 96,5 96,5 96,5 96,5 96,5 96,5 96,5
Потенциальный экономический эффект, рублей 21369, 3 14268, 3 8580, 8 4306, 9 1446, 7 0,0 4660, 3 7672,3 6324,5 1789, 6 3160, 6 8217, 5
Итого, рублей 81796,7
2010 году. Возможность переориентировать сотрудников на другие виды работ позволяет прогнозировать некоторый экономический эффект (в статье рассматривается только процесс «Заключение договоров»):
В результате, предложенная модель прогнозирования загрузки сотрудников в течение периода планирования позволяет сформировать производственный
план, план по труду (определить необходимое количество и квалификацию сотрудников), подготовить штатное расписание и график отпусков.
Рассчитанный в табл. 3 экономический эффект за первые два месяца 2010 года уже фактически подтвержден.
УДК 332.122
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВА И СТРОИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА
В.С.Скворцов1
Московский государственный строительный университет, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.
Рассмотрены общие направления государственно-частного партнерства, основные критерии отбора проектов в режиме государственно-частного партнерства, а также основы организации процесса формирования партнерства. Предложены возможные финансовые инструменты реализации инвестиционно-строительных проектов в современном формате ГЧП. Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство; инвестиционно-строительная сфера; организационно-экономический механизм; инвестиционный климат.
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC FOUNDATIONS OF STATE AND BUILDING BUSINESS COOPERATION V.S. Skvortsov
Moscow State Building University, 26 Yaroslavskoye shosse, Moscow.
The author deals with the trends of public-private partnership, main criteria for selecting projects in the mode of public-private partnership, and the fundamentals of partnership forming. He offers possible financial instruments for the realization of investment and construction projects in the modern format of public-private partnership. 1 figure. 1 table. 5 sources.
Key words: public-private partnership; investment and building sector; organizational and economic mechanism; investment climate.
1Скворцов Владимир Сергеевич, аспирант кафедры экономики и управления в строительстве. Skvortsov Vladimir Sergeevich, postgraduate student of the chair of Economics and Management in Building.
Термин «партнерство» стал возникать в российском законодательстве еще в прошлом веке. А практике государственно-частного партнерства (ГЧП) в России знакомы различные формы его реализации. В прошлом столетии ГЧП проявлялось в двух формах:
1) постоянной прочной связи между государственным аппаратом и гражданами. К этой форме можно отнести создание кооперативной собственности на основе государственной и частной собственности;
2) в форме гражданско-правовых (договорных) отношений власти и иностранного капитала. К ней относится создание концессионных предприятий, выделение концессий.
Основным нормативным документом, который вводит в нормативный оборот российской хозяйственной практики нормы государственно-частного партнерства являются Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 г., одобренные 8 июля 2004 г. на заседании Правительства Российской Федерации [3], где впервые в качестве приоритетных направлений деятель-
ности государства, позволяющих обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, было названо развитие форм государственно-частного партнерства в социальной сфере для повышения уровня жизни населения. Внедрение форм ГЧП предполагалось сосредоточить на следующих направлениях: развитие технологической базы экономики в целях обеспечения конкурентоспособности российских компаний, развитие финансовых рынков, создание среды для равной и добросовестной конкуренции, совершенствование налоговой системы, формирование рациональной интеграции в мировую экономику, повышение эффективности государственного управления и регулирования экономики, развитие малого бизнеса и решение других общенациональных задач (рисунок).
Однако нужно отметить, что в действующем российском законодательстве понятия «государственно-частное партнерство», «механизм государственно-частного партнерства», «партнерство государства с бизнес-сообществом» и т.д. не имеют своего устойчивого официального определения, детализации или
Повышение эффективности государственного управления и регулирования экономики
Направления ГЧП
конкретизации, т.е. это пока неюридические понятия. В российском законодательстве, науке и практике эти понятия используются часто и разнообразно, но пока не системно. В то же время во всех источниках анализ регулирующей деятельности государства в сфере партнерства с частным бизнесом в течение довольно долгого срока (более 10 лет) показал, что государство должно организовывать воздействие в трех основных направлениях.
Во-первых, оно должно вырабатывать стратегию и принципы, на которых бизнес взаимодействует с обществом в целом, с государственной или муниципальной властью в частности.
Во-вторых, государство обязано формировать и поддерживать институциональную среду для разработки и реализации партнерских проектов.
В-третьих, именно государство непосредственно организует и управляет государственно-частным партнерством, разрабатывает формы и методы, а также конкретные механизмы его реализации.
В связи с неопределенностью понимания и незакрепленностью понятия ГЧП в российском законодательстве, адекватного органа управления этой специфической, но уже широко применяемой формы пока не существует. В условиях кризиса национальной экономики, при всей сложности задач, поставленных перед государственно-частным партнерством в связи с необходимостью ускорения перехода к фазе стабилизации и развития, все более актуальным становится вопрос о необходимости создания специального ведомства, возможно, на уровне агентских структур. Это позволит, с одной стороны, более оперативно вносить законодательные инициативы по регулированию партнерских отношений, с другой - поможет скоординировать деятельность профильных министерств. Такие специализированные органы управления, как агентства, могут, помимо государственного финансирования, иметь и собственные средства, формирующиеся, к примеру, из отчислений от доходов регулируемых ими компаний. Это, в свою очередь, позволит повысить самостоятельность, независимость от структур исполнительной власти и ответственность регулирующих органов, а также скажется на росте обоснованности принимаемых решений.
Исследования ряда ученых [1, 2, 4] в области реализации проектов государственно-частного партнерства выделяют множество направлений регулирующей деятельности государства в отношениях с частными участниками партнерств: целеполагание, корректировка трендов развития, организация, администрирование, координация, стимулирование (поощрение, ответственность), надзор, контроль.
Центральной проблемой успешного развития государственно-частного партнерства, по мнению большинства экспертов [1, 2], является эффективное распределение прав, обязанностей и сфер ответственности между частными партнерами и государством. Опыт показывает, что наиболее эффективно задачи партнерств решаются, когда к сфере ответственности государства относятся проблемы общего планирования и административные процедуры, а также опреде-
ление действий в форс-мажорных обстоятельствах. В качестве участника партнерских отношений с частным бизнесом государство выполняет следующие задачи, сведенные в обобщенный алгоритм:
В рамках перечисленных действий государства особое значение для строительного бизнеса имеет проектное финансирование. Строительные проекты, претендующие на средства из Инвестиционного фонда РФ, должны соответствовать следующим критериям (таблица).
Экономический механизм отбора проектов по заданным критериям позволяет обоснованно реализовать процедуру отбора претендентов и снизить риски привлечения инвестиций.
В настоящее время в России основная ставка по проектам в сфере строительства делается на средства Инвестиционного фонда РФ, что придает организационно-экономическому механизму ГЧП законченный и целесообразный характер. Деятельность Инвест-фонда изначально направлена на комплексное промышленное и инфраструктурное развитие. В основу предоставления средств фонда заложен принцип проектного финансирования. Его суть в условиях ГЧП заключается в том, что это финансирование осуществляется на невозвратной основе и направлено в основном на снятие инфраструктурных ограничений. То есть с его помощью можно финансировать развитие инфраструктуры, в том числе коммерчески неэффективной, а также находящейся в государственной собственности.
Еще одним становящимся все более распростра-
Критерии отбора проектов, финансируемых из инвестиционного фонда РФ
Качественные критерии Количественные критерии
1. Актуальность задач, решаемых в рамках реализации проекта для РФ. 2. Соответствие заявленных целей проекта приоритетам социально-экономического развития РФ. 3. Предпочтительность проекта по сравнению с альтернативными путями достижения цели. 4. Качество и проработанность проекта. 5. Сбалансированность частных и государственных интересов. 6. Оптимальность разделения рисков между участниками проектов. 1. Отношение сметной стоимости проекта к запрашиваемой из Инвестиционного фонда сумме для реализации данного проекта. 2. Значение показателя бюджетной эффективности, рассчитанное в порядке, установленном Правительством РФ. 3. Значение интегрального индикатора экономической эффективности, рассчитанное в порядке, установленном Правительством РФ. 4. Срок реализации инвестиционного проекта, указанный в проекте паспорта инвестиционного проекта. 5. Дисконтированный срок окупаемости проекта, рассчитанный в порядке, установленном Правительством РФ.
ненным на практике вариантом финансирования проектов в рамках ГЧП является «Внешэкономбанк» (ВЭБ). Это некоммерческая организация, уставной капитал которой на 100% сформирован государством. Он создан для финансово-банковского обеспечения реализации государственной экономической и промышленной политики. Основная функция «Внешэкономбанка» определяется уставной деятельностью как обеспечение финансирования проектов, которые в силу низкой доходности, высоких рисков или долго-срочности реализации непривлекательны для частного финансирования. Банк работает в основном с инфраструктурными проектами как в чистом виде, так и в случае, если именно из-за отсутствия инфраструктурной составляющей реализация основного проекта (к примеру, проекта по комплексному освоению территории в целях жилищного строительства) невозможна или экономически невыгодна для частного инвестора. Проекты создания социальной инфраструктуры (школы, больницы и т.д.) также входят в число приоритетных направлений, финансируемых ВЭБом. При этом предпочтение отдается проектам на основе ГЧП.
Исходя из вышесказанного, эффект участия ВЭБ в проектах ГЧП проявляется в системном снижении рисков и создании положительного инвестиционного климата для потенциальных участников. Следует отметить, что ВЭБ осуществляет финансирование исключительно на возвратной основе, однако процентная ставка Банка существенно ниже рыночной, а сроки кредитования рассчитаны на долгосрочные периоды окупаемости.
Систематизируя возможные инструменты финансирования строительных проектов в рамках ГЧП, выделим главные:
I. Государственные гарантии (не самый эффективный в настоящее время путь, т.к. в связи с кризисом заимствования в российских банках они носят в основном краткосрочный характер, а процентные ставки пока остаются на слишком высоком по сравнению с развитыми странами уровне).
Библиографический список
1. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в С. 12-17. России: Проблемы становления. М.: Наука, 2006. 192с.
2. Каменецкий М.И., Яськова Н.Ю. Кризис отечественной модели управления строительством и рынком недвижимости // Сметно-договорная работа в строительстве. 2009. № 9.
II. Финансирование проектов недвижимости с последующим привлечением займов на строительство, обеспеченных предполагаемыми долгосрочными потоками денежных средств (например, будущих арендных платежей).
III. Развитие «СтройСберКасс» и «Жилищных Кооперативов», предусматривающих привлечение средств населения в целях накопления ресурсов для строительства квартиры, а также с перспективной возможностью получить ссуду внутри кооператива.
IV. После завершения стадии строительства в процессе эксплуатации объекта недвижимости имеется возможность привлечения средств пенсионных фондов. Это позволяет избежать рисков начальной стадии инвестирования, когда еще не ясно, будет ли проект успешным.
V. Облигации, выпускаемые проектными компаниями для рефинансирования кредитов - это более прибыльный инструмент инвестирования ГЧП по сравнению с передачей этих средств в доверительное управление ВЭБу.
VI. Использование средств Инвестиционного фонда РФ, позволяющее снять инфраструктурные ограничения, тем самым выводя проект на необходимый уровень рентабельности.
VII. Форма «частной финансовой инициативы», когда частный сектор строит объекты за свои деньги, потом эксплуатирует их в течение какого-то времени и получает от этого доход, который может поступать в виде платежей от государства, участвующего своей долей в проекте.
В результате рассмотрения общих направлений ГЧП, основных критериев отбора проектов в режиме ГЧП, а также основ организации процесса формирования партнерства предложены возможные финансовые инструменты реализации инвестиционно-строительных проектов в современном формате ГЧП. Их выбор - результат совместных действий бизнеса и государства как носителей относительно обособленных экономических интересов.
3. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2008 г. (Одобрены 8 июля 2004г. на заседании Правительства РФ (протокол № 4).
4. Старков А.И., Кузнецов В. Ряд соображений по ГЧП (к
проблеме разработки региональных целевых программа/Актуальные проблемы в инвестиционно-строительной сфере России. Сб. научн. тр. каф. ЭУС МГСУ. Изд-во МГСУ, 2009. С. 94-101.
5. Татуджанян А.К. Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2005. 216 с.
УДК 336.64
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА IPO Е.М.Тимошкова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Раскрыта сущность понятия IPO, рассмотрены цели выхода компаний на рынок IPO, выявлены факторы успешности проведения IPO. Проанализировано состояние российского рынка IPO, определены причины активности рынка IPO и его последующего спада. Рассмотрены перспективы дальнейшего развития российского рынка IPO. Ил. 2. Библиогр. 14 назв.
Ключевые слова: осуществление инвестирования технологического переоснащения и подготовки производства для выпуска новой продукции или освоения высоких технологий; совершенствование способов и форм финансирования инновационной деятельности с учетом расширения возможностей привлечения частного и иностранного капитала, включая осуществление совместных инвестиций в инновационные программы и проекты.
TRENDS AND PROSPECTS OF RUSSIAN IPO MARKET DEVELOPMENT E.M. Timoshkova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The author deals with the essence of the IPO concept, considers company goals to enter IPO market, and identifies success factors of the IPO realization. The state of the Russian IPO market is analized. The reasons of the IPO market activity and its subsequent decline are determined. The prospects of further development of the IPO Russian market are examined.
2 figures. 14 sources.
Key words: investment of the technological re-equipment and production preparation for the release of new products or introduction of high technologies; improvement of methods and forms of innovation financing taking into account the expansion of the possibilities to attract private and foreign capital, including joint investments in innovative programs and projects.
В последние годы в России тема IPO стала особенно актуальной. В период активного экономического роста при благоприятной конъюнктуре цен на сырьевые ресурсы развитие компаний-эмитентов и всего российского финансового рынка подошло к такому уровню, когда стала насущной необходимостью диверсификация источников финансирования, а также увеличение роли долевого финансирования, в том числе через публичное размещение акций (IPO).
В классическом понимании IPO (Initial Public Offering) - это первичное публичное размещение акций компании: компания впервые выпускает свои акции на рынок, и их покупает широкий круг инвесторов. В российском законодательстве отсутствует однозначная трактовка термина IPO. Поэтому понятие IPO
в России иногда трактуют более широко, причисляя к
2
нему .
- частное размещение акций среди узкого круга
заранее отобранных инвесторов с получением листинга на бирже (private offering - PO);
- размещение компанией, чьи акции уже торгуются на бирже, дополнительного выпуска акций на открытом рынке - так называемое доразмещение или вторичное публичное размещение (follow-on или primary public offering - PPO);
- публичная продажа крупного пакета действующими акционерами (secondary public offering - SPO);
- публичные размещения от эмитента (и силами эмитента) напрямую первичным инвесторам, минуя биржевой рынок (direct public offering).
Согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 года № 39ФЗ «О рынке ценных бумаг», под публичным размещением понимается размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Чимошкова Елена Михайловна, аспирант, ассистент кафедры финансов и кредита, тел.: (3952) 758300, e-mail: [email protected]
Timoshkova Elena Mikhailovna, postgraduate student, assistant of the chair of Finance and Credit, tel.: (3952) 758300, e-mail: e.timoschkowa @ mail.ru
2Лукашов А.В., Могин А.Е., IPO от I до O: пособие для финансовых директоров и инвестиционных аналитиков М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. С. 6.