УДК 504.53.631.131
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБОСНОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
А.С. Чешев
Ростовский государственный строительный университет
В статье рассмотрены научные основы формирования экономического механизма обоснования качества окружающей природной среды.
Ключевые слова: экономика; обоснование; механизм; качество; окружающая
среда.
In article scientific basics of formation of the economic mechanism of justification of quality of surrounding environment are covered.
Key words: economy; justification; mechanism; quality; environment.
Реализация государственной стратегии устойчивого развития в качестве одной из важнейшей своей составляющей предполагает отработку механизма его финансового обеспечения с учетом особенностей переходного периода страны. Одной из приоритетных задач при этом является расчет и сопоставление динамики общей суммы затрат государства на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, определение их реального физического объема по отдельным годам в сопоставимых ценах, то есть без учета инфляционных процессов. Это касается как капитальных экологических инвестиций всех видов, так и текущих издержек предприятий и организаций, а также операционных расходов бюджетов всех уровней управления.
Проблема правильной оценки общей величины и структуры расходов на охрану окружающей природной среды в настоящее время продолжает оставаться дискуссионной и относится к приоритетным задачам экологической политики. Это определяется несколькими причинами, такими как:
- необходимость расчета доли экологических затрат в относительно ВВП при формировании и обосновании отдельных статей государственного бюджета, разработке долгосрочных государственных программ и т.п.;
- усиление интеграции стоимостных показателей в области охраны окружающей среды в систему национальных счетов и макроэкономического анализа;
- подготовка рекомендаций для формирования оптимальной налоговой политики (установление льготного налогообложения прибыли, расходуемой на мероприятия экологического характера, определение порядка корректировки платежей за загрязнение окружающей природной среды и пользование отдельными видами природных ресурсов при проведении предприятиями природоохранных мероприятий и др.;
- стимулирование кредитной политики в части инвестирования деятельности по охране окружающей среды, организации экологического страхования;
- проведение международных сопоставлений для сравнения реальных масштабов природоохранной деятельности и хода выполнения взятых Российской Федерацией международных обязательств и др.
Одной из приоритетных задач экологической политики в России является получение и анализ объективной статистической информации по стоимостным показателям, характеризующим масштабы природных мероприятий, движение финансовых ресурсов, эффективность принимаемых решений и т.д. Его результаты необходимо учитывать при разработке долгосрочных программ устойчивого развития страны и ее регионов, определении основных пропорций между экологическими
возможностями и социально-экономическими потребностями общества. Особую значимость это приобретает при проведении текущей экологической политики: формировании соответствующих статей государственного бюджета и контроля за их исполнением, определении объемов и направлений природоохранных работ в субъектах Российской Федерации, совершенствовании эколого-экономических методов воздействия на природопользователей.
Подсистема стоимостных природоохранных показателей включает широкий круг индикаторов - от расчетной величины экологического ущерба до размеров платежей предприятий за природопользование. Наиболее универсальными в этой области являются показатели затрат на охрану окружающей природной среды, поскольку они дают возможность сопоставления с главными макроэкономическими индикаторами - валовым национальным продуктом (ВНП), валовым выпуском, доходной и расходной статьями бюджета, общим объемом инвестиций в экономику в целом и отдельные виды деятельности и т.д. Важное прикладное значение имеет также сравнение соотношений между экологическими и общехозяйственными показателями в зарубежных странах с данными по Российской Федерации.
Надо отметить, что от правильного определения экологических затрат и их реального изменения во многом зависят организация текущего финансирования природоохранной деятельности, индексация экологических платежей предприятий, формирование и расходование средств экологических фондов, установление ставок экологического страхования и т.д.
Согласно предложенному классификатору видов природоохранной деятельности, к экологическим затратам относятся следующие основные группы и виды затрат:
1. Текущие затраты предприятий, организаций и учреждений на охрану окружающей среды.
2. Затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения.
3. Капитальные вложения на охрану окружающей среды (прямые и сопряженные).
4. Содержание заповедников и иных особо охраняемых природных территорий, затраты на охрану ресурсов животного мира, охрану лесных ресурсов (частично), озеленение городов и промышленных центров.
5. Затраты на научные исследования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
6. Операционные расходы бюджета на цели экологии: расходы на содержание и деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды, в том числе - оплата труда управленческих и контрольных органов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
7. Затраты на экологическое образование и просвещение (подготовку соответствующих специалистов).
Кроме перечисленных затрат к экологическим расходам следовало бы также относить и издержки различных общественных и коммерческих организаций экологической направленности, главной задачей которых является природоохранная деятельность различного профиля, развитие рынка экологических товаров, работ и услуг.
Наглядно можно представить текущие затраты на охрану окружающей среды (в процентном соотношении) за последние годы.
□ Охрана и рациональное использование водных ресурсов
В охрана атмосферного воздуха
□ охрана земли от загрязнения отходами производства и потребления
□ рекультивацию земель
Рисунок 1 - Структура текущих затрат на охрану окружающей среды в 2012г.
□ Охрана и рациональное использование водных ресурсов
□ охрана атмосферного воздуха
□ охрана земли от загрязнения отходами производства и потребления
□ рекультивацию земель
Рисунок 2 - Структура текущих затрат на охрану окружающей среды в 2013 г.
Текущие затраты на охрану окружающей среды по отдельным отраслям экономики можно представить в виде таблицы (см. табл. 1).
Таблица 1
Текущие затраты на охрану окружающей среды по отдельным отраслям экономики
за 2012 и 2013 гг.
Наименование Затраты на охрану водных ресурсов Затраты на охрану атмосферного воздуха Затраты на охрану земли от отходов производства и потребления Затраты на рекультивацию земель
2012 2013 2012 2013 2012 2013 2012 2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Промышленность 218626.6 330548.8 63120.2 98985.6 53376.6 57875.0 1071.0 911.5
в том числе:
Электроэнергетика 28249.4 71607.1 19091.3 28500.7 11641.6 7601.7
Топливная 23683.7 31786.6 1983.9 2547.3 32781.5 32220.3 612.5 159.0
промышленность
Машиностроение и 70484.8 107053.2 9187.4 27258.6 1499.2 3823.1 19.9 4.1
металлообработка
74,90%
13,30% 11,00%
75,20%
Окончание таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Промышленность 3104.3 11360.9 1039.7 1036.6 352.7 411.5 106.0 657.4
строительных
материалов
Пищевая 25934.6 33606.5 3831.2 6952.8 2127.6 1461.9
промышленность
Транспорт 13576.5 16904.3 1475.8 865.2 688.4 935 1164.0 888.7
Жилищно -коммунальное 189576.3 324913.9 310.7 706.8 10689.8 21532 65 225
хозяйство
При подсчете экологических затрат сопряженные экологические мероприятия, естественно, учитываются лишь частично, то есть по их природоохранной доле.
Таким образом, необходимо отнести издержки населения на покупку экологически благоприятных потребительских товаров, меры по охране природной среды в подсобном хозяйстве, на потребительском рынке. Общая совокупность действий по защите природной среды должна также охватывать сумму мероприятий органов государственного управления всех уровней, экологический контроль и мониторинг, осуществление НИОКР, экологическое образование и воспитание, пропаганду соответствующих знаний и иные виды экологической активности общества.
Одним из критериев сопоставления экологических затрат является устранение влияния цен, то есть путем использования: соотношений покупательной способности рубля и какой-либо твердой иностранной валюты; индексов цен (дефляторов) по группам и видам экологических затрат.
На практике устранение влияния инфляции зачастую осуществляется косвенным методом, то есть с помощью относительных показателей, отражающих долю соответствующих природоохранных затрат относительно ВВП, в валовом выпуске, объеме капитальных вложений, расходах бюджета и т.п. за отдельные годы. Указанный способ достаточно прост, однако при его использовании трудно ответить на вопрос: как изменилась фактическая величина различных экологических расходов за ряд лет? Поэтому, можно предложить такой метод пересчета экологических расходов на базе внутренних индексов цен, складывающихся в различных секторах экономики. Его можно проводить: методом подбора товаров - представителей, различного рода услуг и мероприятий, характерных для природоохранной деятельности (от сооружения и эксплуатации экологических объектов до научного и организационно-управленческого обеспечения ООПС). На основе этого осуществляется непосредственное наблюдение за динамикой цен. Указанный способ достаточно точен, перспективен, но требует дополнительных наблюдений и пересчетов. Во-вторых, методом использования уже имеющихся дефляторов, отражающих изменение цен в различных отраслях и их привязки к конкретным видам природоохранных затрат. Причем здесь могут применяться следующие индексы цен: для текущих экологических затрат предприятий и организаций -индексы цен продукции промышленности, для капитального ремонта - индексы цен капитального ремонта экологических основных фондов и для экологических капитальных вложений - индексы капитального строительства; для расходов на содержание особо охраняемых природных территорий и защиту животного мира - общеэкономические индексы - дефляторы ВВП по отдельным годам.
Литература
1. Чешев А.С., Карпова Н.В. Основы городского природопользования. М: Вузовская книга, 2011г.
2. Чапек В.Н. Экономика природопользования. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003г.
3. Маслов Б.С., Минаев И.В. Мелиорация и охрана природы. М.: Россельхозиздат,
1985г.
Анатолий Степанович Чешев - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики природопользования и кадастра Ростовского государственного строительного университета.
Anatoly Stepanovich Cheshev - the Doctor of Economics, professor of department of economy of environmental management and the inventory of the Rostov state construction university.
344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162
344022, Rostov-on-Don, Sotsialisticheskaya St., 162 Тел.: +7(863) 295-03-32; e-mail: kafkadastra@yandex .ru