Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты совершенствования управления развитием предприятий строительного комплекса'

Организационно-экономические аспекты совершенствования управления развитием предприятий строительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колыванов Виктор Юрьевич, Омаров Омар Алиевич, Шихалиева Дженнет Сергоевна

Рассмотрены вопросы совершенствования управления развитием предприятий строительного комплекса на основе методов программно-целевого планирования и формирования организационного механизма реализации планов и программ развития и повышения эффективности производства. Библиогр. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колыванов Виктор Юрьевич, Омаров Омар Алиевич, Шихалиева Дженнет Сергоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organizational and economic aspects of management improvement of the enterprise development of construction complex on the basis of special program-planning and organizational mechanism-forming of the plan realization and development programs of the manufacture effectiveness increase are examined.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты совершенствования управления развитием предприятий строительного комплекса»

ББК 65.290-2

В. Ю. Колыванов, О. А. Омаров, Д. С. Шихалиева

Дагестанский государственный технический университет Махачкала

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

В новых условиях хозяйствования принципы управления предприятиями строительного комплекса должны строиться на сочетании методов рыночного и государственного регулирования, с постепенным усилением использования рыночных механизмов, к числу которых прежде всего относится планирование. Его значение не только возрастает, но и приобретает качественно иное содержание, отражающее разработку плана действий по достижению желаемого состояния системы, что требует повышения научного уровня и усиления воздействия планов на всестороннее развитие предприятия.

В этой связи совершенствование планирования заключается в обеспечении решающего влияния плана:

— на формирование прогрессивной структуры производства и управления;

— развитие производства на основе планомерного ускорения НТП;

— повышение уровня организации плановой работы;

— укрепление взаимосвязи прогнозирования, перспективного и текущего планирования;

— совершенствование системы плановых показателей и укрепление ее воздействия на рациональное использование ресурсов;

— усиление заинтересованности предприятий в наиболее полном использовании имеющихся резервов.

При таком его понимании центр тяжести в планировании перемещается на формирование программы действий. Тем самым программный разрез плана представляется как совокупное описание каждой из программ в терминах и показателях основных разделов плана предприятия, которые отражают все элементы и аспекты социально-экономического и организационнотехнического развития.

Укрепление программного подхода в планировании обусловливает необходимость выдвижения теоретических и методологических установок, отвечающих требованиям к управлению в рыночных условиях хозяйствования. В этом аспекте под программой мы понимаем совокупность конкретизированных мероприятий, направленных на осуществление строго определенных целей, что позволяет рассматривать ее в качестве инструмента управления интеграцией различных видов деятельности. По отношению к производственным системам как структурным единицам таким инструментом выступают интегральные программы, отражающие внутренние и внешние параметры развития производства и управления, органическую связь между экономическими, производственными, организационными, научно-техническими и социальными мероприятиями по определенной проблеме и обладающие большой конкретностью.

Оптимальным вариантом программы является, на наш взгляд, наиболее эффективный способ решения проблемы, обеспечивающий достижение приемлемого соотношения между затратами и результатами. Этому отвечает стратегическая направленность планирования мероприятий по совершенствованию системы управления. При этом план мероприятий по совершенствованию системы управления нами рассматривается как составная часть общего плана развития и повышения эффективности производства. Сложность систем управления не позволяет свести разработку оптимального комплекса мероприятий к решению одной экономикоматематической задачи. В этих условиях, как показало исследование, следует говорить о процедурах, правилах и принципах решения, модельных схемах планирования и управления решением проблем, выявленных в ходе анализа функционирования системы управления.

Критерий выбора моделей планирования и управления должен отражать начальные условия и управляющие параметры, состав которых определяется технологией принятия решений по формированию соответствующих мероприятий. Основные показатели проекта программ совершенствования и повышения эффективности управления представляются в матричной форме, наглядно демонстрирующей соответствие целей программы, а также ресурсов по их достижению.

Относительная простота и строгая логика программно-целевого управления в рассматриваемой области не снижают сложности процесса его реализации в практике совершенствования управления. Именно поэтому нужен экономический механизм стимулирования, обеспечивающий тип трудовой деятельности, адекватный складывающейся экономической системе и учитывающий, что важнейшим звеном в достижении успеха в управлении является человек, коллектив. Только на этой основе возможно достижение генеральной цели программно-целевого управления по созданию коллектива единомышленников, способного с максимальной эффективностью решать любые встающие перед ним задачи, связанные главным образом с выполнением крупных долговременных программ социально-экономического и организационнотехнического характера. Следует также учитывать, что основным этапом реализации данного типа управления является этап обучения и преодоления психологического барьера, обусловленного возникновением ряда трудностей и проблем в ходе практического осуществления намеченных мероприятий.

Вышеизложенные теоретические и методологические разработки будут недостаточны и практически не востребованы без создания организационного механизма реализации программ развития и повышения эффективности производства на предприятиях. Решение этой важной для современного управления проблемы связано с принципиальными изменениями в нем характера отношений, переходом к новому стилю взаимодействия между отдельными органами и работниками, что ведет к формированию нового типа организационного механизма, переводу организационных структур на более высокую качественную ступень. Достижение подобных преобразований выдвигает необходимость методических разработок формирования организационных структур управления, ориентированных на реализацию планов развития и повышения эффективности производства предприятий при расширении и углублении рыночных отношений.

В методологическом отношении подход к решению данной задачи состоит в предпочтении значительных по характеру и масштабу реконструкций перед постоянными, непрерывными и постепенными изменениями и модификациями организационной структуры и деятельности предприятия. При таком взгляде на процесс формирования организационного механизма существенно меняется и содержание организационных решений - они становятся более радикальными и комплексными, что проявляется в организации процессов реализации программных стратегий, способствующей приспособлению системы управления к изменяющимся условиям и требованиям в достаточно широком диапазоне их значений.

В современных условиях хозяйствования, на наш взгляд, принципиально важным является расширение масштабов применения на предприятиях программно-целевого планирования, что предполагает прежде всего создание условий для снижения психологической напряженности и предотвращения конфликтных ситуаций, возникающих при формировании организационного механизма реализации комплексных программ развития производства и управления. В целом они связаны с обеспечением наиболее полного сочетания формальных и неформальных отношений в процессе многоступенчатого взаимодействия руководителей и исполнителей.

Обеспечение эффективного функционирования программно-целевого планирования может быть осуществлено на основе формирования в системе управления особых блоков, включающих в себя специализированные и взаимоувязанные между собой структурные элементы, соответствующие их назначению. К ним можно отнести:

- блоки диагностики и выработки целей, обеспечивающие выявление и оценку проблем, целей и подцелей развития и повышение эффективности производства в целом и по каждому тематическому направлению;

- блок распределения ресурсов по сбалансированному распределению между ними материальных и финансовых ресурсов;

- блок разработки прогнозов, планов и комплексных программ.

Основные элементы программно-целевого планирования развития и повышения эффективности производства представлены в таблице.

Основные элементы программно-целевого планирования развития и повышения эффективности производства

Блок Основное назначение Ответственные исполнители

Прогнозирования и диагностики Прогнозирование направлений научно-технического и организационного развития производства НТОПП*, НИО (по тематике)

Выработки целей Выявление, формулирование, оценка (по направлениям), основных и промежуточных целей НИО (по тематическим направлениям), МО, лаборатория

Распределения ресурсов Распределение ресурсов между тематическими направлениями и программами Руководство НИО, ППО, главные конструкторы

Разработки перспективных планов и программ Технико-экономическое обоснование и разработка, корректировка комплексных планов НТОПП, НИО, ППО

*НТОПП - научно-технический отдел прогнозирования и перспективного планирования; МО -маркетинговый отдел; ППО - планово-производственный отдел; НИО - научно-исследовательский отдел.

В дальнейшем действие организационного механизма направляется на практическую реализацию утвержденных планов и программ, что во многом зависит от прогрессивности действующих организационных форм управления. В этом аспекте считаем целесообразным использование матричной структуры управления, для которой характерны:

- введение особого уровня управления (руководитель целевой программы);

- двойное подчинение исполнителей (по программе и производству);

- создание специального коллегиального органа - совета (высший уровень управления целевой программой) и планово-координационного отдела (средний уровень);

- создание централизованного фонда материального стимулирования по программе [1, 2].

Одновременно матричная форма организации предусматривает комплексное взаимодействие групп специалистов, ориентированных на выполнение конкретных задач по различным направлениям программы. Подобный подход к управлению разработкой и реализацией программ значительно расширяет возможности существующих организационных структур и позволяет разрешать многие сложные организационные проблемы.

В качестве прогрессивной формы организации целевых групп мы предлагаем создать «внутренние венчуры», т. е. группы внутри предприятий, по форме своей организации однотипные независимым мелким инновационным фирмам. Их назначением является решение на целевой основе рисковых задач, отличающихся неопределенностью и связанных с коммерческой реализацией какой-либо новации. Возглавляют такие группы инициаторы новаций, которым предоставляются широкие права по самостоятельному ведению дел. Возможно создание специальных «рисковых» фондов (для крупных предприятий). При успешном выполнении программы всем участникам гарантируется высокая оплата и повышение по службе, что в совокупности с вышеуказанными организационными мероприятиями способствует не только решению определенных задач, но и усилению инновационной деятельности на предприятии при активизации человеческого фактора в целом.

На этапе внедрения системы планирования развития и повышения эффективности производства на основе рассмотренного выше подхода наиболее приемлема методология «организационного развития», под которой подразумевается широкая философская концепция в совокупности с концепцией организации как «открытой системы» [3]. Подобный подход к внедрению новой системы планирования на предприятиях будет способствовать повышению эффективности производства и хозяйственной деятельности, т. к. процесс управления развитием вообще базируется на концепции «трех состояний»: будущего, настоящего и переходного (от настоящего к будущему). При этом критерием степени внедрения системы планирования и управления

в практику предприятий выступает повышение компетентности персонала посредством обучения, аккумулирование, обобщение и использование опыта работы в условиях нестабильности внешней и внутренней среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мильнер Б. З. Организация программно-целевого управления. - М.: Наука, 1980. - 298 с.

2. Мильнер Б. З. Теория организаций. - М.: Инфра-М, 1999. - 320 с.

3. Пью Д. Понимание организационных изменений и управление им // Управление изменениями. - М.: МЦДО «ЛИНК», 1996. - 250 с.

Статья поступила в редакцию 20.12.2006

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF MANAGEMENT IMPROVEMENT OF THE ENTERPRISE DEVELOPMENT OF CONSTRUCTION COMPLEX

V. Yu. Kolyvanov, O. A. Omarov, D. S. Shikhalieva

The organizational and economic aspects of management improvement of the enterprise development of construction complex on the basis of special program-planning and organizational mechanism-forming of the plan realization and development programs of the manufacture effectiveness increase are examined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.