© В.Р. Рахимов, С.Р. Алимходжаев, Ш.С. Алимходжаев, 2005
УДК 549:622.7
В.Р. Рахимов, С.Р. Алимходжаев, Ш. С. Алимходжаев
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ УЗБЕКИСТАНА
Структурная перестройка республики Узбекистан, преодоление ее однобокой сырьевой направленности, освоение богатых минерально-сырьевых ресурсов, модернизация и технические перевооружение предприятии непосредственно связано с повышением активности привлечении иностранных инвестиций.
Президент страны И. Каримов особо подчеркивает, что «необходимо рационально и комплексно использовать богатейшие минерально-сырьевые ресурсы, которыми располагает наш край». Привлечение здесь иностранного капитала, организация добычи и комплексной переработки полезных ископаемых в долгосрочных интересах страны остаются одними из важнейших приоритетов нашего развития [2].
Горнопромышленный комплекс республики располагает достаточными возможностями для привлечения иностранных инвестиций с целью освоения как традиционных, так и новых источников минерального сырья обеспечивающих потребности внутреннего и внешнего рынка республики в продукциях отрасли, которые сводятся к следующим:
— надежная сырьевая база и возможности расширения производственных мощностей действующих предприятии;
— благоприятные горно-геологические условия залегания руд, позволяющие производить разработку большинства месторождений открытым способом;
— комплексный характер руд, позволяющий получать несколько видов продукции и снижать издержки производства на единицу конечной продукции;
— сформированный стабильный трудовой коллектив высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров, обладающих
высокой конкурентоспособностью на мировом рынке трудовых ресурсов;
— высокое качество многих видов продукции, пользующихся спросом на мировом рынке;
— производственный потенциал предприятий Навоийского ГМК, Алмалыкского ГМК и др. комбинатов которые являются на уровне крупнейших в горно-металлургической отрасли в мире;
— благоприятная политическая и социальная обстановка в республике.
Узбекистан открыт для широкого сотрудничества с иностранными компаниями. В республике имеется надежная законодательная база, устанавливающая благоприятный режим для деятельности иностранных инвесторов, гарантирующая правовую защиту иностранных капиталовложений, возврат кредитов за счет реализации полученной продукции, в первую очередь, и на льготных условиях. Вышеперечисленные условия способствуют привлечению в горнодобывающую промышленность республики иностранных инвесторов.
В целях дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности, Кабинетом министров республики Узбекистан был принят ряд документов, направленных на активизацию вложения иностранными инвесторами собственного капитала в экономику республики. В числе принятых решений Правительства республики Узбекистан от 28. 04. 2000 г. за №171 «О совершенствовании порядка учета и отчетности по валютным и экспортно-импортным операциям», от 29. 06. 2000 г. за №245 «О мерах по дальнейшей либерализации валютного рынка и расширению валютно-обменных операций», принятые для проведения мероприятий по унификации обменных курсов иностранных валют к национальной денежной единице — суму, создания необходимых предпосылок для
достижения конвертируемости национальной валюты по текущим международным операциям и повешения конкурентоспособности уполномоченных банков и предпри-
ятий-экспортеров.
Длительное время в республике не имелось четкого документа о правах иностранных инвесторов на другие виды деятельности, например, на геологоразведочные работы для расширения сырьевой базы СП. Определенные недостатки в налоговой системе и прав на часть создаваемой продукции также сдерживала деятельность иностранных компаний.
Только с выходом постановления Кабинет Министров от 9. 03. 2001 г. «О дальнейших мерах по разгосударствлению и приватизации предприятий в 2001-2002 гг.», закона республики Узбекистан. «О соглашениях о разделе, продукции» от 5. 01. 2002 г. эти недостатки были устранены. Благодаря созданному в республике благоприятному инвестиционному климату с каждым годом улучшается инвестиционный климат с республике. Проводимая в Узбекистане, инвестиционная политика, направлена на решение стратегических задач. В республике принята Инвестиционная программа реализации приоритетных инвестиционных проектов, которая охватывает такие отрасли экономики, как топливно-энергитическая, машиностроительная, горнодобывающая и другие отрасли промышленности.
Реализация инвестиционной и структурной политики направлена на модернизацию и техническое перевооружение действующих производств, и создание новых, прогрессивных предприятий. На приобретение современных технологий и оборудования было использовано более 30% всех инвестиций. Общий объем иностранных инвестиций на сегодняшний день превысил 10 млрд. долл. США. Только в 2002 г. объем освоенных иностранных инвестиций составил свыше 650 млн. долл. или более 20 процентов всех инвестиций [3].
В республике за счет иностранных инвестиций и кредитов только в горнопромышленном комплексе осуществлено строительство таких крупных и важных объектов как Бухарский нефтеперерабатывающий завод, газокомпрессорная станция на месторождении «Кук-думалак», СП «Узмалойл» по разработке нефтяного месторождения Карактай, узбекско-американское «Бейкер-Хьюз», действующее на месторождении северный Уртабулак, узбекско-американское предприятие «Зараф-
шан-Ньюмент» по извлечению золото методом кучного выщелачивания из забалансовых руд.
Совместно с английской компанией ОКСУС создано совместное предприятие «Амантайтау
— Голдфилдз» по добыче золотосульфидных руд месторождений Амантайтау, Узунбулак и др.
С участием иностранных инвесторов осваивается производство сорбента для очистки масел, вина, соков, светлых нефтепродуктов и минеральных масел из бентонитовых глин Тамдыбулакского месторождения и ряд других объектов.
С целью резкой интенсификации производства золота на базе Чармитанского и Марджанбулакского месторождений объявлен конкурс на участие в создании совместного золотодобывающего предприятия с иностранными инвестициями. К участию в конкурсе будут привлечены известные в мировой практике золотодобычи иностранные компании Килборн, Комеко (Канада), В8С-Бейтман(ЮАР) Малтиплекс Майнинг (Австралия) и др.
С Израильской компанией Матал-Тек согласованы основные стратегии проектов по созданию комплексного горно- металлургического предприятия в районе гор Букантау.
В состав проекта включены месторождения Саутбай (вольфрам), Бургут (вольфрам), Ок-жетпес (серебро), Барханное (золото), Турбай (золото). Основная стратегия осуществления проекта заключается в следующем: поэтапное строительство и вовлечение в эксплуатацию различных месторождений, начиная с Саутбая; одновременное расширение инфраструктурной сети региона; параллельное проведение геологоразведочных работ на перспективных площадях и расширение сырьевой базы для создаваемого горно-металлургического центра.
В целом осуществление проекта позволит обеспечить сырьем новый горно- металлургический центр по вольфраму 15-20 лет, золоту-20-25 лет, серебру -12-16 лет.
Одновременно, будет решена важная для республики задача — загрузка технологической линии Узбекского комбината тугоплавких и жаропрочных материалов (УзКТЖМ) по производству вольфрамовых изделий, которая сегодня находится в критической ситуации из-за отсутствия первичного сырья [6.с.8].
Объектами для привлечения иностранных инвестиций являются ОАО Алмалыкский горно-металлургический комбинат и АОП «Уз-меткомбинат», которые согласно программы
Госкомимущества РУз предусматривающий приватизацию таких крупных объектов по индивидуальным проектам.
Общая концепция акционирования АГМК определена постановлением Кабинета Министров республики Узбекистан, в соответствии с которым АГМК преобразовывается из предприятия с государственной формой собственности в акционерное общество открытого типа (ОАО «Алмалыкский ГМК») с целью привлечения иностранных инвестиций на развитие комбината и совершенствование управления производством по добыче и переработке цветных и драгоценных металлов. Специалистами комбината разработаны два важнейших документа:
«Информационный меморандум ОАО
«Алмалыкский ГМК» и «Программа реконструкции и технического перевооружения Ал-малыкского ГМК на 1998-2007 годы».
Программа разработана в целях увеличения объемов производства высоколиквидной продукции, расширения ее ассортимента путем освоения новых видов с более высокой степенью потребительской готовности и развития экспортного потенциала. В ней определены объемы капитальных вложений (630 млн. долл. США), эффективность их использования и источники финансирования.
Программа предусматривает реконструкцию основных объектов АГМК: рудника
Кальмакыр, медной обогатительной фабрики и медеплавильного завода [8.с.3].
Уставный капитал ОАО «Алмалыкский ГМК» на момент объявления международного тендера (15, 12. 1998 г.) составил 69766666 тыс. сум или 1029050. тыс. долл. США (по курсу на момент оценки). При этом пакеты акций распределили следующим образом: 51 % — доля государства; 46,5 % — доля, подлежащая реализации иностранным инвестором на тендерной основе; 2,5 % — доля членов трудового коллектива.
Первоначальная стоимость 46,5%-ного пакета акций, предназначенного для иностранного инвестора, была оценена вышеназванной кампанией АГА при участии фирмы ИМК суммой 478 млн. долл. США. В 1999 г. (в первом полугодии) в процессе акционирования АГМК был проведен международный тендер по реализации именно этого пакета акций, который, к сожалению, не дал желаемых результатов.
Анализ процесса приватизации АГМК и
опыта проведения международного тендера по продаже акций иностранным инвесторам дает основание считать, что в настоящее время, во-первых, инвестиционная привлекательность комбината недостаточна и, во-вторых, в мире нет фирм, компаний и корпораций, который были бы готовы единовременно вложить окало 500 млн. долл. США в проект приватизации и акционирования комбината. В связи с этим для участия в акционировании АГМК необходимо объединение усилий и средств двух и более компаний путем создания консорциума [9. С. 39].
Инвестиционными проектами для наращивания производства медной продукции, а также цветных и редких металлов, формирования базы по производству металлического свинца на АГМК являются:
— строительство дробильно-конвеерного комплекса на руднике Кальмакыр;
— установка мельницы полу самоизмель-чения объемом 455 м и флотомашин большой единичной мощности;
— перевод производства на современную плавку и реконструкции медеплавильного завода с комплексом природоохранных мероприятий;
— капитально-востановительный ремонт с обновлением основного и вспомогательного технологического действующего оборудования;
— модернизация и техническое перевооружение энергетических и инженерных объектов; [8.с. 19].
Весьма перспективно для освоения месторождения редких щелочных металлов (литий, рубидий, цезий), по которому разработана оригинальная безотходная технология переработки руд.
Несмотря на имеющиеся благоприятные условия участие иностранных инвестиций в разведке, освоении, добыче, переработке полезных ископаемых значительно ниже возможностей экономического потенциала богатой минерально-сырьевой базы республики. Основной причиной этого видится в отсутствии у предприятий, проектных организации соответствующего опыта по проведению прединве-стиционных исследований, разработке технико-экономических обоснований, бизнес-планов, отвечающих требованиям мировой практики.
В последние годы значительно активизировалась внешнеэкономическая деятельность предприятий отрасли. Удельный вес экспорта продукции металлургического комплекса в
структуре внешнеторгового оборота республики увеличился в 2000 г. до 6,6 %, в 2002 г до 6,4 % против 4,6 % в 1995 г. Большая часть цветных металлов, твердых сплавов, экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Однако не преодолена однобокая сырьевой направленность отдельных отраслей в организации углубленной переработке минерально-сырьевых ресурсов. Многие цветные металлы не доводятся до конечной продукции и в виде концентратов и полуфабрикатов реализуются потребителям. Так, удельный вес производимой меди, подвергающейся дальнейшей обработке, в республике составляет лишь 16-17 % при низкой доле прогрессивных видов металлопродукции, а ряд попутно получаемых редких металлов на предприятиях являются полупродуктами или не соответствует по качеству мировым стандартам. Вследствие чего значительная часть готовой продукции предприятий цветной металлургии реализуются в виде полуфабрикатов. Продолжение такого курса в металлопроизводст-ве в перспективе может превратить отечественную металлургическую промышленность в ресурсную базу развитых стран. Учитывая, что нормальное функционирование сложных хими-ко-техноло-
гических, пирометаллургических и др. металлургических производств является залогом ускоренного развития не только горно-металлургической промышленности республики, но и всей национальной экономики в целом, требуется разработка специальной программы по поддержке этой как составной части государственной промышленной и экспортной политики.
Анализ показывает, что доля продукция горно-металлургического комплекса в 2000 г составил 10,5 %, в 2001 г. 10, 7 % в общем объеме промышленной продукции, а инвестиции в основной капитал за счет всех источников составил в 2000г. 9 %, в2001 г 9,1 % от всего объема инвестиций всей промышленности республики [7], что ниже на 1,5 %. Следовательно реализация потенциальных возможностей горно-металлургического комплекса и его развитие, требует более широкого привлечения иностранного капитала, особенно, для освоения минерально-сырьевых ресурсов обеспечивающих производство импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, а также техногенных ресурсов, которые собственными силами осваивать невозможно или неэффективно. Для этого необходимо дальнейшее
улучшение инвестиционного климата и создание новых эффективных проектов а также государственное воздействие, заключая цены на отдельные виды готовой продукции и тарифы на топливно-энергетические ресурсы в рамках перехода на рыночные отношения. Одновременно с этим необходимо повысить материальную заинтересованность коллективов предприятий горно-промышленного комплекса в наращивании производства, особенно импортозамещающей и экспортоориентированной, продукции, экономически стимулировать рациональное и комплексное использование недр и добываемого сырья.
В настоящее время цветная и черная металлургия республики относится к отраслям, производящим продукцию, конкурентоспособную по критериям мирового рынка, как в текущий период, так и среднесрочной и долгосрочной перспективе. Однако существует серьезная опасность, что уже в обозримой перспективе без дальнейшего развития первичной сырьевой железорудной базы черная металлургия потеряет свою конкурентоспособность, как на внутреннем, так и на мировом рынках.
Задачами управляющих органов республики в ближайшей перспективе должны быть:
— проведение реструктуризации горно-металлургических предприятий с целью создания конкурентоспособных финансово-промышленных групп, объединяющих интересы крупных акционеров предприятий, финансовых и инвестиционных институтов;
— создание условий для устойчивого обеспечения сырьем горно- металлургических предприятий, особенно черной металлургии, с целью исключения диспропорций между мощностями горнодобывающих и перерабатывающих предприятий:
— привлечение инвестиций в развитие сырьевой базы путем инвестирования не в разработку отдельного месторождения, характеризующегося высоким риском, низкой оборачиваемостью капитала и небольшими дивидендами, а через инвестиционный институт ранее созданной финансово- промышленной группы;
— обеспечение защиты прав акционеров, новых инвесторов и отечественных производителей металлургии;
— обеспечение сбалансированного социального и экономического развития регионов, в том числе территорий нового строительства;
— активизация инвестиционной деятельности в металлургии как в части привлечения свободных денежных средств отечественных и иностранных инвесторов, так и в их размещении с позиции развития горно- металлургического комплекса республики в целом;
— формирование новой промышленной, финансовой и инвестиционной структуры в металлургическом комплексе, основой которой станет новый вид собственности — взаимное владение акциями горнодобывающих и металлургических предприятий, финансовых и инвестиционных институтов;
— интеграция при участи государства значительной части предприятий гор-
но-металлургического комплекса на базе технологических связей в крупные холдинговые компании на основе систем участия в уставном капитале;
— оказание экономической поддержки металлургическим предприятиям в продвижении металлопродукции на внешний рынок для валютного финансирования технического перевооружения предприятий отрасли;
— приведение уставных капиталов предприятий к современной экономической оценке, повышение ликвидности их акций на фондовом рынке для привлечения инвестиция под производственно-хозяйственные проекты реструктуризации и технического перевооружения предприятий.
Достигнуть этого невозможно без активизации инвестиционных процессов в отрасли.
Стержнем государственной политики
должно стать повышение привлекательности предприятий горнодобывающих и гор-
но-перерабатывающих производств республики для потенциальных инвесторов, формирование условий для новых источников инвестиций и общей заинтересованности крупных акционеров и новых инвесторов, региональных администраций и правительства в дальнейшем развитии горно-металлургической промышленности и ее сырьевой базы.
В настоящее время задачами в сфере развития горно-металлургической промышленности являются создание условий свободной конкуренции на внутреннем рынке и обеспечение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Основной фактор, отрицательно влияющий на конкурентоспособность металлопродукции на внутреннем и мировом рынках низкая готовность выпускаемой продукции.
До настоящего времени совместное освоение природных ресурсов с иностранными инвесторами в республике осуществляется по модели совместного предприятия.
Заслуживающее внимание, на наш взгляд, являются альтернативные модели приводимая в материалах Американской Торговой палатой в Узбекистане [5], которые доказали свою большую эффективность в отраслях, связанных с освоением природных ресурсов. Эти модели позволяют и иностранным инвесторам, и государству достигать своих целей. Одной из них, является модель, которая соединяет в себе концепции концессионного соглашения (обычно применяемого в горнодобывающей промышленности).
В данном случае, речь идет о предоставлении иностранным инвесторам прав на разработку и освоение природных ресурсов и хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, не переданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственное ведение или оперативное управление. Срок действия концессионного договора зависит от характера и условий концессии.
Здесь пригодилась бы современная практика транснационального бизнеса, иностранного предпринимательства в развитых и развивающихся странах. В настоящее время затруднительно определить возможные масштабы иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность Узбекистана в форме создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам и концессий, поскольку горнодобывающая отрасль весьма капиталоемкая с довольно большим сроком освоения инвестиций. Однако, в последнее время наблюдается заметное повышение интереса иностранных инвесторов, которые они получат от политической стабильности и гражданского мира в Узбекистане. Поэтому усилия по привлечению иностранных инвестиций для развития горнодобывающей промышленности Узбекистана следует всемерно развивать. Большая роль здесь принадлежит Госкомимуществу, Госкомгеологии РУз, Наваийскому и Алмалыкскому горно-металлургическим комбинатам, АПО «Узметкомбинат» и др.
Создание СП, организации акционерных обществ с предприятиями из стран СНГ и в первую очередь с Россией, следует придавать особое значение, так как у этих государств
общий технический и технологический уровень примерно одинаковый, специалисты могут квалифицированно прогнозировать и оценивать положение дел. Предприниматели смогут эффективно обмениваться передовыми технологиями, новейшей технологией, опытом работы, кадрами, появится возможность для решения различных других вопросов. Облегчится более широкий доступ к рынку этих стран.
Следует отметить, что до настоящего времени усилия органов управления республики были направлены на решение проблемы участия частного сектора в горнодобывающей промышленности путем содействия созданию совместных предприятий с тщательно отобранными иностранными партнерами. Это, конечно, положительный шаг, но он по существу не открывает отрасль и не обеспечивает рост геологического потенциала Узбекистана. Кроме того, такие соглашения о совместных предприятиях на практике в какой-то степени препятствуют возможности создания и укрепления местных частных горнодобывающих предприятий.
В условиях, когда существует дефицит финансовых ресурсов и вместе с тем острейшей потребности в новых технологиях и современных методах управления стратегические планы развития ГМК должны неизбежно ориентироваться на открытие отрасли, а также более широкого доступа к минеральным ресурсам страны отдельным гражданам и частным
1. Каримов И.А. О приоритетах экономической политики Узбекистана. Т.: Узбекистан 1993, с. 16-17.
2. Выступление И.А. Каримова на заседании Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям II января 2001 г. «Правда Востока». 12 января 2001 г.
3. Выступление И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров посвященном итогом социально-экономического развития страны в 2002 г. и основным направлениям углубления экономических реформ на 2003 г. «Правда Востока». 18 февраля 2003 г.
4. Закон Республики Узбекистан «О недрах» (новая редакция). Правда Востока. 28 январь. 2003 г.
5. Иностранные инвестиции в сектор природных
предприятиям, которые могут вложить в отрасль столь необходимые средства. Для того чтобы создать базу для поддержки частных инвестиций, в республике должна быть сформирована институциональная структура, которая поддерживала бы стабильное и четкое регулирование прав и взаимных обязательств инвестора и местных органов управления, а также создать конкурентоспособный и хорошо структурированный режим налогообложения, доступа к иностранной валюте по рыночному курсу, создать четко функционирующие структуры для контроля и эффективного содействия производителям.
Наряду с вышесказанными соображениями следует отметить, что недра-пользователи в своей хозяйственной деятельности не должны ориентироваться на полное исчерпание запасов, не заботясь о будущем поколении. Не случайно некоторые развитые страны (Англия, США, Япония и др.) исходят при этом не только из текущих потребностей и конъюнктуры рынка, но и долгосрочных интересов экономического развития, а также максимального сохранения запасов минерально-сырьевых ресурсов своей страны.
Реализация предложенных мер позволила бы создать экономические предпосылки к качественно иному предприятий гор-
но-металлургического комплекса республики, базирующемуся на требованиях рыночных отношений.
---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ресурсов Узбекистана. Материалы для обсуждения, подготовленные Американской Торговой палатой в Узбекистане. (Перевод с английского). Апрель 2000 г.
6. Кучерский Н.И. Стратегия развития производства в
Навоийском горно-металлургическом комбинате. //
Горный вестник Узбекистана. 2002, № 9.
7. Промышленность Республики Узбекистан 2000. Статистический сборник. — Г:. 2001.
8. Сигедин В.Н. , Шот В.И. и др. Экономика и управление качеством продукции. Цветные металлы, 1999. Апрель.
9. Циплягин Ю.К. Таджи Р.Х. Проблемы акционе-рования Алмалыкского горно-металлургического комбината. Горный журнал. 2002. Спец. выпуск.
— Коротко об авторах --------------------------------------------------------------------------
Рахимов Вахаб Рахимович — академик АН Республики Узбекистан, зав. кафедрой «Маркшейдерское дело», ТашГТУ.
Алимходжаев Сабир Рахимович — доктор экономических наук, профессор, ТашГТУ.
Алимходжаев Шавкат Сабирович — соискатель Центра эффективной экономической политики Министерства экономики Республики Узбекистан.