РАЗДЕЛ 4.
СОВРЕМЕННЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Усенко Л.Н., Чекулаева Е.Ю.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕРНОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА
Анализ состояния и эффективности государственного регулирования зернового подкомплекса позволяет сделать следующие выводы:
1. Современное состояние российского рынка зерна является следствием процессов его формирования в условиях перехода сельскохозяйственной отрасли на рыночные отношения с одновременным ослаблением роли государства.
Результатом этого являются следующие тенденции и проблемы рынка зерна:
- сокращение государственных закупок зерна и переориентация системы реализации с государственных на альтернативные каналы сбыта;
- значительные изменения рыночных цен на зерно в зависимости от урожайности и сезонности производства, что оказывает дестабилизирующее влияние на зерновую отрасль в целом;
- появление на рынке большого количества посреднических структур, диктующих сельхозпроизводителям невыгодные ценовые условия;
- значительная доля бартерных операций, обусловленная необходимостью расчетов с предприятиями и организациями за поставки нефтепродуктов, горючесмазочных материалов, удобрений, семян;
- слабая информационная прозрачность рынка и, как следствие, отсутствие равновесной цены, определяющей реальный спрос и предложение. Нерешенность данных проблем приводит к деформированию системы ценообразования на зерно, диспаритету цен на промышленную и
сельскохозяйственную продукцию, снижению зависимости между ценой и качественными показателями зерна, нарушению контроля за товарными и финансовыми потоками, развитию теневого рынка зерна.
Для эффективного функционирования зернового подкомплекса следует решить следующие задачи: обеспечить многоканальную систему реализации зерна: система государственных закупок, биржевая торговля, становление заготовительных организаций, деятельность которых осуществляется по договорам сельскохозяйственной контрактации за счет собственных средств и др.
2. Цель государственного регулирования рынка зерна - самообеспечение страны пшеницей как основа ее продовольственной безопасности - должна достигаться как за счет мобилизации потенциальных возможностей собственного сельскохозяйственного производства, так и за счет структурной перестройки зернового хозяйства и поддержки специализированных зон производства продовольственной пшеницы.
3. Стимулирование развития зернового подкомплекса целесообразно осуществлять по четырем направлениям:
А. В целях достижения устойчивого предложения зерна считаем необходимым стимулирование роста производства и оптимизацию структуры, обеспечивающей улучшение соотношения между видами, производство востребованных на рынке групп зерновых, рост доли сильных и твердых сортов пшеницы.
Для поддержания достигнутых объемов производства зерновых культур и обеспечения его роста следует предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на приоритетные направления развития зернового хозяйства, в первую очередь, на его технико-технологическое переоснащение.
Необходимо установление гарантийных закупочных цен на зерно, одновременно используемых для расчета авансирования товаропроизводителей на уровне, обеспечивающем расчетную рентабельность производства зерна в хозяйствах не менее 20-25%.
Как показывает проведенное исследование, также следует доработать и усовершенствовать программы среднесрочного кредитования производителей зерна и увеличение средств Федерального лизингового фонда для зернопроизводящих хозяйств на 20-25%.
Б. Для обеспечения растущего спроса на зерно наиболее реально восстановление животноводства. В первую очередь, это могут быть свиноводство и птицеводство как наиболее скороспелые отрасли.
В ходе проведенного исследования мы выявили, что для этого требуется объем производства зерновых почти в два раза больше, чем их выращивается в настоящее время. Необходимо увеличение также и резервных, и страховых фондов, для чего необходима активизация государства в этом направлении. Важно доведение доли закупок зерна в региональные продовольственные фонды до 30-35% от объема товарного зерна за счет мобилизации необходимых для этого средств путем сокращения бартерных операций и взаиморасчетов на давальческих началах, привлечения средств региональных фондов финансовой поддержки АПК; проведения товарных интервенций.
В. Стимулирование роста в структуре предложения на рынке удельного веса продуктов из зерна (мука, крупы, хлеб, хлебобулочные, кондитерские и др. изделия). В последние годы в регионах Юга России происходит сокращение объемов переработки зерна, и на рынках предлагается значительный объем зерновых культур в не-переработанном виде. Более 60% производимого на Юге России зерна к настоящему
времени реализуется в непереработаннс виде, что снижает совокупную денежна выручку, получаемую от реализации пр дукции зернового подкомплекса. При гл бокой переработке зерна общая цена к нечных продуктов этого подкомплек АПК может быть увеличена в 2-2,5 раза.
Г. Для наращивания экспорта зерн вых культур необходимо производство объемах, превышающих внутренние в требности, конкурентноспособных структуре и качеству на мировых рынк; Основные покупатели зерна Ростовск области: Италия, Алжир, Саудовская Aj вия, Египет, Греция и Турция.
По нашему мнению, должны peai зовываться меры по субсидированию э) порта зерна, включающие в себя прогрг му компенсации части затрат на его пе] возку с учетом критериев номинирован ведущих экспортеров, возможны гараш возврата НДС ведущим экспортерам зерг
4. Актуальной проблемой развит зернового рынка является создание ад ватного механизма государственного ре лирования.
Основные задачи в рамках такого п хода: создание системы сбалансирован» удовлетворения спроса на зерно по per нам, учитывающую неравномерность п изводства и необходимость совершенст вания используемых логистических ме низмов; достижение информационной п зрачности рынка, которая позволит прес левать значительную часть администрат ных барьеров, в том числе на основе ас циированных усилий производителей; <| мирование эффективной инфраструктур! особенности системы биржевой торго! обеспечивающей необходимые хозяйст! ные связи между субъектами рынка; ог мизация применяемого инструмента бюджетного финансирования и кредит! ния зернопроизводящих хозяйств.
5. Как показали проведенные иа дования, большинство указанных проб зерновой отрасли являются следствием развитости рынка зерна в части создан] развития механизмов организован! сбыта. Способ их решения состоит в ра тии инфраструктуры рынка зерна, оа ным элементом которой являются то ные биржи. Биржевая торговля направ. на развитие рыночных отношений в с
ском хозяйстве, обеспечение прозрачности и упорядочения распределения зерна. Формируемые на биржах цены являются общепризнанными ориентирами при совершении сделок купли-продажи, составлении бюджетных прогнозов и эффективным инструментом страхования участников рынка от ценовых рисков.
Как нам представляется, через систему товарных бирж, расположенных в основных регионах производства и потребления товарного зерна, должны систематически определяться рыночные цены, производиться страхование продавцов и покупателей от негативных последствий резких колебаний цен. Требуется помощь в материальнотехническом оснащении бирж, в их переходе на более прогрессивные виды торговли -форвардные и фьючерсные сделки; развитие торговой и транспортной инфраструктуры зернового рынка. Наиболее значима институциональная поддержка государством интеграционных процессов, направленных на защиту экономических интересов сельхозтоваропроизводителей, - кооперация или создание на ее принципах совместных предприятий и организаций по кредитованию, закупкам и переработке зерна, материально-техническому обеспечению и другим видам агросервисного обслуживания.
В настоящее время для развития биржевой торговли зерном существуют ограничения законодательного характера. Действующее российское законодательство не запрещает, но и не предусматривает использование товарных бирж и электронных технологий при закупках сельхозпродукции и продовольствия для государственных нужд. В Федеральном законе от 06.05.99 №97- ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» отсутствуют положения, регламентирующие процесс проведения мероприятий, отличных от конкурсов, с целью устранения излишков или дефицита продукции на рынке.
Кроме того, до 2001 г. не было нормативно закреплено использование государством в целях проведения интервенционных мероприятий механизма биржевой торговли как наиболее эффективного инструмента реализации целей стабилизации рынка. Ограничение проведения интервен-
ций исключительно конкурсным механизмом не позволяло реализовать одну из поставленных перед государством задач -выравнивание уровня цен на зерно, недопущения их резких колебаний.
Для снятия указанного ограничения в Правилах осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.01 №580, был указан как конкурсный механизм проведения интервенций, так и биржевой.
Первый опыт создания интервенционного фонда зерна, проведенный на биржевой площадке, показал его стабилизирующее воздействие на рынок и усиление роли государства в формировании рыночных форм влияния на процессы ценообразования. Вместе с тем, из-за отсутствия четко определенной процедуры проведения интервенций, недостатков и пробелов в законодательстве не все задачи были решены.
6. Одной из актуальных задач государственного регулирования зернового хозяйства является четкое определение процедуры осуществления интервенций, соотношения прав и обязанностей субъектов интервенционных взаимоотношений, учет опыта проведенных в 2001 г. закупочных интервенций.
7. Для нормального функционирования рынка необходимо опережающее развитие его инфраструктуры. Успешное решение во многом будет определяться государственной поддержкой, а многие сложные и дорогостоящие элементы инфраструктуры можно создать только при непосредственном участии государства.
8. Для дальнейшего развития зернового подкомплекса требуется создание системы его информационного обеспечения.
Информация должна быть достаточно полной, достоверной, своевременной и доступной для пользователей. Необходимы существенные изменения в системе учета, статистической отчетности, обеспечение регулярного анализа и прогноза рыночной ситуации. Возникает необходимость перехода на учет и отчетность по наличию и движению зерна по его видам в расчете не на календарный, а на хозяйственный год (от урожая до урожая).
На наш взгляд, необходимо обеспечить доступность информации об уровнях мировых и внутренних рыночных цен на различные виды зерна и продукты его переработки, издержках производства, тарифах на перевозку и хранение.
9. Основная цель государственного регулирования рынка зерна - самообеспечение страны пшеницей как основы ее продовольственной безопасности - должна достигаться как за счет мобилизации потенциальных возможностей собственного сельскохозяйственного производства, так и за счет структурной перестройки зернового хозяйства.
Для этого государственное регулирование рынка необходимо строить на подходе, исключающем бесконтрольное и нерациональное использование выделяемых ресурсов и сочетающем интересы государства и других участников рынка зерна.
Бюджетное финансирование должно обеспечивать решение задач, имеющих важное федеральное или региональное значение: формирование государственных фондов; финансирование научных исследований но селекции, семеноводству, разработке прогрессивных технологий, направленных на увеличение производства и сокращение расхода зерна; восстановление и повышение плодородия почвы в специализированных зонах товарного производства отдельных видов зерна и др.
Наряду с федеральными и региональными бюджетными ресурсами следует на определенных условиях привлекать средства коммерческих структур и иностранных инвесторов.
10. Важным моментом государственного регулирования рынка считаем устранение административных барьеров межрегиональных товаропотоков.
Отказ государства от монополии на товарное зерно, переход на раздельное
формирование государственных федеральных и региональных зерновых ресурсов поставили регионы перед необходимостью самим при наличии избытка зерна искать рынки его сбыта, а при недостатке источника - пополнения ресурсов. Это существенно повышает роль региональных органов управления в закупках зерна, формировании его региональных фондов и воздействии на зерновой рынок.
11. Государственное регулирование зернового рынка требует разграничения полномочий федеральных и региональных органов управления.
На федеральном уровне целесообразным представляется определять основы ценовой, кредитной и налоговой политики, условия осуществления экспортных и импортных операций, разработку целевых программ, имеющих общегосударственное значение.
В компетенцию региональных органов необходимо включать решение местных проблем развития зернового хозяйства и рынка зерна на основе использования собственных ресурсов и учета специфических условий ведения зерновой отрасли. Они не должны вступать в противоречие с мерами органов федерального уровня управления, но могут дополнять их, исходя из собственных возможностей.
Таким образом, государственное регулирование зернового подкомплекса
должно носить системный и комплексный характер, охватывать все элементы рынка зерна. Г осударственное регулирование
зернового рынка должно сочетать интересы производителей и потребителей, сельхозтоваропроизводители должны иметь возможность выпуска продукции в объеме и качестве, соответствующем уровню
спроса, а потребители - получать продукцию в разнообразном ассортименте, соответствующем уровню доходов.