УДК 339
Л.А. Сараев, Н.М. Тюкавкин *
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье раскрыты вопросы организационной структуры Всемирной торговой организации, функции, цели задачи структурных подразделений. Приведен анализ этапов функционирования, состав участников. Представлены основные направления деятельности.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, экономика, товары, услуги, торговля, политика, конференция, совет, комитет, соглашения, тарифы, страны-участники, руководство, ассамблея, сессия, условия, членство.
Всемирная торговая организация (ВТО), которая начала свою международную деятельность с 1 января 1995 года, является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), действовавшего с 1947 года. В настоящее время ВТО — это крупнейшая торговая организация, объединяющая в своей структуре практически все государства мира, товарооборот которых составляет более 90 % всего мирового товарооборота. Любая страна, которая не участвует в ВТО, находясь вне ее правового пространства, оказывается в невыгодном положении в организации и проведении международной торговли.
Правительство РФ в феврале 1994 года представило странам-участницам ГАТТ «Меморандум о внешнеторговом режиме России». Данный шаг России начал первую фазу переговоров о перспективах присоединения РФ к ВТО. Членство в ВТО самым прямым образом влияет на внешнеторговую, инвестиционную и промышленную политику в государстве; на развитие конкурентной среды; на углубление связей национальной экономики страны с мировой; определят все направления деятельности России в международной торговле. Вступление России в ВТО в июле 2012 года стало точкой отсчета, с которой начинается кардинальная перестройка всей экономики страны. ВТО в настоящий момент является единственной институциональной и правовой основой международной системы торговли.
Либерализация организации и осуществления международной торговли, обеспечение ее справедливости принципов и условий, предсказуемости проводимых мероприятий, содействие социально-экономическому росту государства и повышению уровня экономического благосостояния человека — главные цели и задачи ВТО. Государства, входящие в ВТО, решают данные задачи путем мониторинга и контроля за выполнением международных соглашений, организации и проведения переговоров по торговым вопросам, регулирования торговых отношений в соответствии с правилами, механизмами и инструментами ВТО, а также путем предоставления по-
* © Сараев Л.А., Тюкавкин Н.М., 2013
Сараев Леонид Александрович ([email protected]), кафедра математики и бизнес-информатики, Тюкавкин Николай Михайлович ([email protected]), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
мощи развивающимся и нуждающимся странам и проведения анализа макроэкономической политики стран-участников.
В ВТО с 1995 года принятие решений происходит на основе консенсуса, а это дополнительный стимул к повышению согласия в рядах участников ВТО, хотя законодательно предусмотрено голосование. Согласование всех положений, соглашений по услугам, товарам, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), освобождение от ранее принятых договоров и обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов участников. А поправки, которые не затрагивают обязательств и прав стран-участников, а также принятие в ВТО новых членов принимаются 2/3 голосов.
Министерская конференция является высшим уровнем управления в ВТО. Она собирается не реже одного раза в два года. В декабре 1996 года первая конференция, проведенная в Сингапуре, определила курс ВТО на либерализацию всей торговли и организационно добавила к имеющейся организационной структуре ВТО дополнительно три новые рабочие группы, функции которых заключались в решении вопросов определения соотношений между инвестициями и торговлей, организацией взаимодействия между политикой конкуренции и торговли, а также обес-печенич прозрачности в части государственных заказов и закупок.
Вторая конференция ВТО которая состоялась в 1998 года в Женеве, была посвящена 50-летию деятельности ГАТТ и ВТО, кроме этого, на ней страны-участники ВТО договорились об изучении и использовании вопросов электронной мировой торговли.
Третья конференция ВТО, была проведена в декабре 1999 года в городе Сиэтл (США). На ней должны были быть приняты решения о начале нового этапа в торговых переговорах между странами, но закончилась она практически безрезультатно.
Четвертая Министерская конференция прошла в ноябре 2001 года в городе Доха (Катар). На ней был принят отдельный документ: «Повестка развития Дохи», согласно которому начался раунд переговоров по целому ряду направлений, затрагивающих промышленные тарифы, правила ВТО (субсидии, торговые соглашения регионов, антидемпинг), вопросы урегулирования торговых споров, ТРИПС. Вместе с тем в профильных комитетах велись переговоры и в других областях: торговля, пошлины, экология и т. д.
Пятая конференция была проведена в городе Канкун (Мексика) 10—14 сентября 2003 года, на ней предполагалось подведение промежуточных итогов международной торговой политики и определение направления их дальнейшего развития. Но вследствие имеющихся принципиальных разногласий между разными государствами (по «сингапурским вопросам» и вопросам сельского хозяйства) договоренности достичь не удалось. Данные переговоры было запланировано закончить к началу 2005 г.
В декабре 2005 года была проведена шестая конференция стран-участников ВТО в Гонконге. Она явилась промежуточным этапом по разработке полномасштабных соглашений Доха-конференции. Декларация, принятая в процессе переговоров, отражает конечные результаты международных торговых соглашений с момента разработки «июльского пакета» всех договоренностей от 2004 г. Цель данной конференции — закрепление достигнутых положений и разработка направлений деятельности по обеспечению окончания раунда переговоров, начатых в Дохе в 2006 г.
Седьмая Министерская конференция прошла в Женеве в ноябре 2009 года. На ней министры ВТО рассмотрели в ретроспективе проделанную ВТО работу с периода ее создания. Согласно утвержденному регламенту, на данной конференции не возобновлялись переговоры Дохийского раунда.
Восьмая Министерская конференция также состоялась в Женеве в декабре 2011 года. Здесь одновременно с пленарной сессией было организовано проведе-
Организационная структура и сфера деятельности Всемирной торговой организации
ние заседаний трех рабочих групп по вопросам торговли и развития организации, вопросам Дохийских соглашений и важности организации многосторонней торговой системы и ВТО. Кроме этого, конференция одобрила вступление в организацию России, Черногории и Самоа.
Для регламентации и организации деятельности ВТО Министерская конференция организует и учредила:
— Комитет по организации торговли и развитию;
— Комитет по бюджету, финансам и деятельности администрации;
— Комитет по торговле и окружающей среде;
— Комитет по введениям ограничений в целях обеспечения и реализации равновесия платежного баланса стран-участников;
— Комитет по региональным торговым соглашениям и др.
Еще одна функция Министерской конференции — это назначение генерального директора организации. Генеральным директором 1 сентября 2005 г. был избран Паскаль Лами, ранее работавший комиссаром ЕС по торговле. По истечении четырех лет он вновь был назначен еще на четыре года в сентябре 2009 года. Согласно статье 6 Марракешского соглашения «О создании ВТО», конференция назначает на пост Генерального директора, а также утверждает его полномочия, обязанности и срок службы.
В административном подчинении Министерской конференции ВТО находится Генеральный совет, который выполняет текущую работу и собирается на заседания несколько раз в году в штаб-квартире ВТО в Женеве в составе всех представителей стран-членов ВТО (обычно собираются послы и руководители делегаций стран-участниц). В подчинении Генерального совета два специальных органа: по проведению анализа торговой политики ВТО и по урегулированию споров. Кроме этого, Генеральному совету подчинены комитеты по ограничениям, связанным с торговым балансом; торговле и развитию; по административным вопросам; по финансам и бюджету. Генеральный совет делегирует свои полномочия трем советам, находящимся на нижестоящем уровне управления ВТО: Совету по торговле услугами, Совету по торговле товарами и Совету по торговым вопросам в правах интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами осуществляет руководство деятельностью подчиненных специализированных комитетов, в функции которых входят мониторинг и контроль за соблюдением правил ВТО и выполнением положений ГАТТ-1994 в области торговли товарами.
Совет по торговле услугами контролирует выполнение положений Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). В его состав входят Рабочая группа по профессиональным услугам и Комитет по торговле финансовыми услугами.
Совет по торговым вопросам в правах интеллектуальной собственности, кроме контроля выполнения соответствующего положения (ТРИПС), выполняет функции предотвращения появления конфликтов, которые связаны с международной организацией торговли поддельными и контрафактными товарами. Рабочие группы и специализированные комитеты решают вопросы процедур присоединения к ВТО, защиты окружающей среды, проблемы развивающихся стран и региональные торговые аспекты.
В Женеве базируется Секретариат ВТО, который имеет порядка 500 сотрудников. Секретариат возглавляет генеральный директор. Самостоятельно Секретариат ВТО не принимает решений, в связи с тем что эта функция ложится на страны-участники. Главная задача Секретариата — обеспечение технической поддержки Министерской конференции, а также различным комитетам и советам. Дополнительная функция — проведение анализа мировой торговли, оказание технической помощи всем развивающимся странам и разъяснение положений ВТО общественности и СМИ. Секретариат также решает
вопросы оказания правовой помощи в разрешения споров стран-участников и проводит консультации правительств стран, которые желают стать участниками ВТО.
Применяемые официальные рабочие языки в ВТО — это испанский, английский и французский. Между проведением сессий Министерских конференций ВТО по мере необходимости (7—12 раз в год) для решения процедурных и текущих вопросов собирается Генеральный совет, который состоит из представителей стран-участников торговой организации. Дополнительно Генсовет полностью администрирует деятельность Органа по обзору торговой политики и Органа по разрешению споров.
Согласно «Соглашению об учреждении ВТО», странами-учредителями (участниками) организации стали все договаривающиеся стороны, бывшие участники ГАТТ, предоставившие списки своих обязательств по товарам и услугам и ратифицировавшие пакет принятых соглашений Уругвайского раунда переговоров.
В настоящее время участниками ВТО являются 159 стран, причем только 25 из них стали новыми членами — Эквадор, Болгария (1996 год), Монголия, Панама (1997 год), Киргизия (1998 год), Латвия, Эстония (1999год), Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 год), Литва, Молдова (2001 год), Китай (2001 год), Тайвань (2002 год), Армения (2003 год), Македония (2003 год), Непал (2004 год), Камбоджа (2004 год) и Саудовская Аравия (2005 год), Королевство Тонга, Вьетнам (2007 год), Украина и Кабо-Верде (2008 год), Россия, Черногория и Самоа (2011 год).
Порядка тридцати стран имеет статус наблюдателя в ВТО. Помимо этого, более 60 международных организаций — статус постоянного наблюдателя в различных подразделениях ВТО, в их числе: ООН, МВФ, ЮНКТАД, МБРР, ВОИС, ФАО, ОЭСР, товарные ассоциации, региональные группировки. Под руководством ЮН-КТАД/ВТО функционирует Международный торговый центр (МТЦ), который оказывает содействие всем развивающимся странам в области мировой торговли.
Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрена сравнительно большая гибкость и свобода действий.
Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.
Товары. Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 гг. ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986—1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.
ГАТТ является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга.
Два фундаментальных принципа ГАТТ — это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.
Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее бла-гоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые усло-
Организационная структура и сфера деятельности Всемирной торговой организации
вия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.
Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.
Услуги. Принципы более свободного экспорта и импорта услуг независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, были впервые документально закреплены в новом ГАТС. Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично отмена количественных квот носит выборочный характер, решения о ней принимаются в ходе переговоров.
Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени готовы открыть для иностранной конкуренции.
Интеллектуальная собственность. Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под «интеллектуальной собственностью» понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например торговые секреты.
Разрешение споров. Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием.
Обзор политики. Задача механизма обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности, разъяснении торговой политики тех или иных стран и оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному «рассмотрению»; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО.
Сфера деятельности ВТО охватывает уже более 4/5 мировой торговли. Основным принципом, на котором строится договорная система ВТО, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Следовательно, можно выделить следующие основные цели ВТО:
— рост торгового обмена товарами и услугами;
— сокращение тарифных и нетарифных ограничений в мировой торговле (использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер);
— деятельность на основе принципа наибольшего благоприятствования, т. е. торговля без дискриминации, которая обеспечивается взаимным предоставлением,
с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой — национального режима, т. е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;
— прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;
— взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
— прозрачность торговой политики;
— разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия — путем рассмотрения споров в специально создаваемых органах.
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.
Библиографический список
1. Горбунова О.А., Минченкова И.В. ВТО: основы функционирования и проблемы присоединения России: учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009.
2. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: учебник / под ред. В. П. Колесова, М.Н. Осьмовой. М.: Флинта, 2000.
3. Суэтин А. А. Международные валютно-финансовые отношения: электронный учебник. М.: КНОРУС, 2008.
4. Шреплер Х.А. Международные экономические организации: справочник. М.: Финансы и статистика, 1993.
L.A. Saraev, N.M. Tyukavkin*
ORGANIZATIONAL STRUCTURE AND SCOPE OF ACTIVITY OF THE WORLD TRADE ORGANIZATION
The questions of organizational structure of the WTO, functions, and objectives of the task divisions are considered in the article. The analysis of stages of operation and composition of participants are shown. The main directions of activity are presented.
Key words: World Trade Organization, economy, goods, services, trade, politics, conference, council, committee, agreement, tariffs, participating countries, leadership, Assembly, session, conditions, membership.
* Saraev Leonid Alexandrovich ([email protected]), the Dept. of Mathematics and Business-Informatics, Tyukavkin Nikolay Mihailovich ([email protected]),the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.