Научная статья на тему 'Организационная роль маркетинга в экономике знаний'

Организационная роль маркетинга в экономике знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / НОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТОЛОГ / НЕОМАРКЕТОЛОГ / KNOWLEDGE ECONOMY / NEW ECONOMY / INNOVATIVE MARKETING EXPERT / NEW-MARKETING EXPERT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров С. В., Захарова О. С.

В статье рассматривается организационная роль маркетинга в экономике знаний. Вводится понятие инновационного или неомаркетолога, описываются его функции и качества. Статья может быть полезна для маркетологов, экономистов и других специалистов, интересующихся вопросами развития маркетинга в новой экономике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational role of marketing in the knowledge economy

The article deals with the organizational role of marketing in the knowledge economy. The article might be useful for marketing experts, economists and other specialists, who are interested in questions of development of marketing in the new economy

Текст научной работы на тему «Организационная роль маркетинга в экономике знаний»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИИ С.В. Захаров, канд. экон. наук, доцент, О.С. Захарова, аспирант,

Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), г. Новочеркасск Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В статье рассматривается организационная роль маркетинга в экономике знаний. Вводится понятие инновационного или неомаркетолога, описываются его функции и качества. Статья может быть полезна для маркетологов, экономистов и других специалистов, интересующихся вопросами развития маркетинга в новой экономике

Термин экономика знаний используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Главными факторами формирования и развития экономики знаний являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг [3].

Выражение «знание - сила» в новой экономике приобретает реальное и весомое значение. Сбываются предвидения У.Черчилля, о том, что империи будущего - это империи интеллекта. В новой экономике знания - это продукт, с одной стороны частный, который можно присваивать, а с другой - общественный, принадлежащий всем. Следовательно, знания являются общественным благом. Знания превращаются в измерительную шкалу валового национального продукта, общественного богатства, накопления, при этом количественными мерками их оценить невозможно. Измерение ценности знаний затратным методом дает искаженную картину, так как затраты на науку не равны стоимости произведенных знаний. Значит нужно научиться измерять спрос на знания [1].

Для знания как публичного блага акт признания состоит в его использовании в той или иной форме. Экономика знаний дает тем больший объем продукции, чем больше знаний создано, с одной стороны и, с другой стороны, чем больше людей потребили эти знания. Поэтому спрос является определяющим фактором востребованности знания. Таким образом, важна и работа ученых, производящих знания, и работа специалистов, которые доводят знания до конечного потребителя [1,2,5].

В этой связи резко возрастает роль талантливых людей, основных носителей знаний и генераторов новых идей. По мере того, как информация на рынке труда становится все более доступной, привлекать и удерживать таких людей становится все сложнее. Талантливых людей притягивает среда, которая способствует развитию их интеллекта, повышению карьер-

ного потенциала и дает хорошую компенсацию. Они расцветают в атмосфере здорового соперничества и постоянного совершенствования.

С другой стороны, можно накопить огромный объем знаний, внедрить современные технологии, создать идеальную атмосферу, привлечь самых талантливых в мире людей, но все это будет напрасно, если все эти усилия не будут иметь под собой маркетинговой основы, которая позволит предложить клиенту самый конкурентный продукт, точнее самое конкурентное решение проблем клиента. Само по себе знание не должно оставаться в рукописном виде без воплощения в конкретном продукте. К великому сожалению, огромное число идей, открытий, изобретений и других знаний так и не воплотились. Поэтому в экономике знаний нужен особый тип специалиста, так называемый инновационный маркетолог или неомаркетолог. Он должен заблаговременно чувствовать прорывное направление и прилагать усилия для его продвижения и выведения на рынок.

Инновационными маркетологами могут стать только те специалисты, которые в избытке наделены качествами, называемыми неосязаемыми активами (intangibles). К этим качествам можно отнести предпринимательский дух, системное мышление, постоянную учебу, атмосферу творчества, нестандартность и скорость принятия решений, здоровый авантюризм, экспериментирование, командный дух, способность работать в условиях почти непрерывных изменений. С учетом быстрой смены обстановки усложняется планирование, что делает незаменимыми такие качества, как «организационные инстинкты», интуицию, быстроту реакции, нестандартность решений, адаптируемость, гибкость, пытливость. К примеру, выпуск высокотехнологичной продукции наукоемких компаний является прибыльным всего лишь несколько месяцев, пока конкуренты не запустят свое производство, не вкладывая средства в исследования и испытания. Единственный способ выжить в таких условиях - начинать разработку продукта В, когда продукт А только запускается, и выводить В на рынок тогда, когда цена на продукт А начинает падать, так как

конкуренты-имитаторы уже научились его производить. Надо быть на два шага впереди конкурентов, чтобы удерживать лидирующие позиции на рынке [4].

В экономике знаний способность решать социальные и экономические проблемы ограничена лишь степенью воображения и умением использовать возможности. Питер Друкер и многие другие эксперты заявляют о том, что не надо решать проблемы, а нужно изыскивать возможности. Идти по пути решения проблем - значит инвестировать в слабости, а искать новые возможности - инвестировать в преимущества.

Будет уместным привести пример отличия неомаркетолога от традиционного маркетолога. В последние десятилетия в России ведется политика вытеснения угля и замещения его нефтью и газом. В результате реструктуризации угольной отрасли ликвидировано 203 угледобывающих предприятия, в том числе в Ростовской области - 45 шахт, что составляет 22% от общего числа. Ликвидация действующих шахт привела к потерям в недрах около 1 млрд. т угольных запасов, а также социально-экономическим проблемам безработицы, экономической нестабильности угольных регионов. Развитие потребления угля в России сталкивается с рядом трудностей: генерация тепловой и электрической энергии с применением угольного топлива дороже, чем с применением газа; чрезвычайно длинное транспортное плечо перевозок угля; требуются дополнительные расходы по обеспечению экологической чистоты переработки угля и утилизации отходов (золы и шлаков). В этой ситуации традиционный маркетолог будет искать новые рынка сбыта угля, проводить агрессивную рекламу, снижать цену и т.п., но все эти меры не принесут результата. Неомаркетолог в подобной ситуации предложит качественно новые способы использования угля. Хорошо известны основные технологии переработки углей: гидрогенезация (получение моторных топлив, бензолов, фенолов); механическое измельчение (получение водоугольного топлива и природных сорбентов); газификация (получение метанолов, жидкого топлива и углеводородов); полукоксование (получение жидкого топлива, химического сырья и абсорбентов широкого профиля); коксование (получение масел, ароматических соединений и коксового газа); сжигание (углеграфитовые материалы, сажа и пр.). Т.е. уголь уже не будет сжигаться для отопления, а из него будут производиться качественно новые продукты с высокой добавленной стоимостью, пользующиеся растущим спросом на рынке [6].

Новая экономика требует умения принимать маркетинговые решения быстрее, смелее и агрессивнее. Поскольку сумасшедшая динамика рынка просто не будет оставлять времени на маркетинговые иссле-

дования, опыт и интуиция маркетолога оказываются важнее, чем полевая информация. Необходимость в исследованиях в значительной мере отпадет, поскольку большая часть товаров будет основана на непрерывном потоке инноваций. Практика показала, что при выпуске инновационных товаров опросы рынка дают бесполезные результаты. Это блестяще подтвердил опыт компании Sony, подарившей миру 12 успешных революционных продуктов, от транзисторных приемников до плееров. За ними стоял гений интуитивных маркетинговых решений Акио Морита. Лозунг его команды «внимательно наблюдайте за тем, как живут люди, вырабатывайте интуитивное ощущение того, что им нужно, и создавайте это. Не занимайтесь исследованиями рынка» [4]. Принимать решения неомаркетологу почти всегда придется в условиях нехватки времени и недостаточности информации. Маркетинговых импровизаторов надо готовить уже сейчас, ведь цена маркетинговой ошибки в экономике знаний неизмеримо возрастает.

Таким образом, в экономике знаний резко возрастает организационная роль маркетинга и маркетологов. Цениться будут тонкое и тренированное маркетинговое мышление, маркетинговый «слух», маркетинговое шестое чувство, маркетинговая интуиция, маркетинговые изобретательность и эвристичность, одержимость идеей и способность предлагать нестандартные пути удовлетворения потребностей клиента.

Литература

1. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России. // Наука и жизнь. 2003, номер 5.

2. А.В. Барышева. Экономика знаний - что это

значит // Центр общественных экспертиз [Электронный ресурс]: Режим доступа: http ://www .nest-

expert.ru/node/55. Свободный загл. с экрана.

3. Инновационная экономика // Википедия

[Электронный ресурс]: Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/. Свободный загл. с экрана.

4. Репьев А.П. Есть ли нам место в «Новой Экономике» [Электронный ресурс]. Свободный загл. с экрана.

5. Сербиновский Б.Ю., Захарова О.С. О содер-

жании терминов «инновационная экономика», «новая экономика» и «экономика знаний» и управлении предприятием // Научный журнал КубГАУ, №61(07), 2010. [Электронный ресурс]: Режим доступа:

http://ej .kubagro.ru/2010/07/pdf/11 .pdf. Свободный загл. с экрана.

6. Захаров С.В. Модернизация угольной промышленности в инновационной экономике // Часопис економiчних реформ №3(7), 2012. С. 16-18.

® +7-928-145-35-51, +7-918-515-64-25

E-mail: [email protected], [email protected]

Ключевые слова: экономика знаний, новая экономика, инновационный маркетолог, неомаркетолог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.