Аралбаева Ф.З., Кузаева Т.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ
В статье представлена организационная модель взаимодействия различных управленческих структур региона, являющаяся структурным элементом управления инновационной подсистемой в региональной социально-экономической системе. С помощью данной модели формируется инновационная инфраструктура региона, обеспечивающая сбалансированное инновационное развитие.
Ключевые слова: механизм управления, организационная модель, инновационная инфраструктура, инновационное развитие, инновационная деятельность, инновационная подсистема, региональная социально-экономическая система.
Анализ факторов, влияющих на формирование и функционирование инновационного развития региона, позволяет определить направления, по которым необходимо реализовать инициативу государства, самого региона по поддержке соответствующих инициатив. Результаты анализа лежат в основе выработки критериев оценки инновационной деятельности и обосновании целесообразности построения механизма управления ею.
Понятие «механизм» применяется в различных отраслях исследований: медицине, биологии, производстве, юриспруденции.
В современной экономической литературе «механизм» рассматривается как инструмент гарантированного получения желаемого результата в условиях организованной и информационной энтропии [1].
По мнению Анри Кульмана, механизм включает в себя определенную последовательность экономических явлений: исходное явление, завершающие явления и весь процесс, который происходит в интервале между ними [2].
В управлении используется понятие «механизм», включающее: цели, приоритеты, рычаги воздействия субъекта управления на объект управления с учетом согласованности их совместной деятельности для получения желаемого результата.
На основе анализа точек зрения Л.С. Зе-ленцовой, Э.М. Короткова, А.М. Омарова уточним понятие «механизм управления».
По мнению Л.С. Зеленцовой, «механизм управления» - это конкретное сочетание отношений, форм, методов и средств, которые обеспечивают функционирование производственно-экономической системы [3].
Э.М. Коротков под «механизмом управления» понимает совокупность мотивов деятельностной активности персонала, которые определяют как саму возможность, так и эффективность управления, от которых зависит восприятие воздействия.
А.М. Омаров рассматривает «механизм управления» как способ организации, включая и обеспечение функционирования управляющей подсистемы, ориентированной на достижение целей системы [4].
Также необходимо обосновать понятие «механизм управления» применительно к инновационному развитию региона.
В трудах Ч. Дарвина механизм развития представлял собой процесс преобразования качественных состояний наблюдаемых объектов при достаточном накоплении количественных изменений. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры.
Что касается управления инновационным развитием региона, то это процесс тесного переплетения с учетом изменений количественных и качественных параметров, производства, распределения и потребления новых товаров (знаний). Следовательно, инновационное развитие представляет собой управляемый процесс, обеспечивающий качественное и количественное изменение параметров региональной социально-экономической системы (РСЭС) с целью реализации процесса воспроизводства, распределения, обмена и потребления новых товаров, знаний, технологий и их коммерциализацию.
Необходимо отметить, что развитием региона управляют как всеобщие законы общественного развития, так и экономические законы, отра-
жающие объективные, внутренние, существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи между явлениями и процессами в экономике. Объективные особенности и требования регионального развития, формируемые в виде его тенденций, экономических законов, служат научной основой как управления этим развитием, так и формирования механизма регулирования экономики региона. Особенностью сферы действия экономических законов регионального развития являются объекты - территории. К этим законам относятся: закон территориального роста производства и выравнивания уровней экономического и социального развития регионов, закон территориальной специализации, межрегиональных связей и формирования региональных рынков, закон комплексного развития, структурных преобразований и диверсификации хозяйства регионов [5].
В силу действия этих законов любые изменения в регионе, экономике, политике, науке, технике, технологиях, культурной и правовой сферах, международных отношениях оказывают определенное влияние на инновационное развитие региона и управление им.
Следует отметить, что механизм управления создается для управления конкретным объектом. Объектом управления, с нашей точки зрения, является инновационное развитие региона с учетом всех его структурообразующих элементов: технопарк, зоны инновационного развития, бизнес-инкубатор, бизнес-ангелы, фирмы, предприятия, НИИ, вузы, государственно-частное партнерство, инновационный центр, - которые непосредственно осуществляют инновационную деятельность.
В ходе исследования возникает необходимость уточнения элементов механизма управления инновационным развитием региона с позиции активизации управления.
Л.С. Зеленцова к элементам механизма управления относит: функции, организационную структуру, технику, технологию управления, методы управления, людей, информацию, экономическую среду [3].
По мнению Д.И. Правдина, механизм управления состоит из пяти основных элементов: объекта управления, цели, органов, методов и средств (техники) управления [6].
Ю.А. Тихомиров механизм управления рассматривает с учетом следующих элементов:
системы управления, способов определения целей, процесса управления, социальных и правовых норм [7].
О.Т. Лебедев, А.Р. Каньковская отмечают, что «законы, принципы, цели, методы, функции и другие категории управления входят в механизм управления, который характеризует многообразие связей субъектно-объектных отношений управления. Законы управления имеют двоякую трактовку: как акты, принимаемые законодательной властью, и как выражение объективной необходимости в природе и обществе. Из законов управления вытекают принципы управления. Принципы управления - исходные, фундаментальные, базовые идеи управленческой деятельности. Из принципов вытекают цели, которые достигаются решением множества задач. Решение задач основывается на использовании методов. Методы реализуются с помощью функций. Функция - специализированный вид деятельности, выделившийся в процессе обособления управленческого труда. Объектом действия функций выступают социально-экономические системы».
На наш взгляд, совокупность элементов механизма управления, предложенная Л.С. Зе-ленцовой, является наиболее полной. Присоединяясь к ее мнению, считаем необходимым дополнить элементы механизма управления таким элементом, как управленческие решения. Это объясняется тем, что функционирование любого механизма как между различными субъектами, так и внутри регионального развития осуществляется не напрямую, а с учетом управленческих решений. Поэтому механизм управления по своей сути отождествляется с механизмом принятия решений.
По нашему мнению, элементами механизма управления инновационным развитием региона являются: принципы, методы управления, функции, организационная структура. Структурно механизм управления инновационной подсистемой включает в себя элементы, представленные на рисунке 1.
Целесообразно особо выделить такой элемент механизма управления инновационным развитием, как организационная модель взаимодействия различных управленческих решений в региональных органах управления.
Предложенный механизм управления инновационным развитием региона позволит
использовать не только структурные элементы, но и разработать эффективную систему управления инновационной подсистемой в регионе.
Особенностью представленной модели является согласованность и взаимосвязь всех ветвей и уровней власти для обеспечения системности механизма инновационного развития посредством интеграции предпринимательства, науки, отраслей экономики.
С помощью данной модели формируется инновационная инфраструктура региона как необходимое условие, обеспечивающее сбалансированное инновационное развитие. Этот элемент механизма управления инновационной подсистемой (РСЭС) предполагает создание сети инновационного предпринимательства, включающей в себя государственно-частное партнерство, технопарки, бизнес-ангелов, бизнес-инкубаторы, НИИ, вузы, фирмы трансфера технологий, венчурные фонды, инновационные центры.
Цель формирования инновационного предпринимательства состоит в создании системы, обеспечивающей воспроизводственный процесс на основе инноваций с планируемой динамикой развития. Реализация механизма по формированию инновационного предпринимательства предполагает создание
на базе научных организаций, имеющих встроенные в свою структуру промышленнопроизводственные зоны, благоприятных условий для освоения инновационных продуктов.
В разработке инновационных продуктов могут быть задействованы также и отрасли экономики, которые в большинстве случаев связаны с проведением НИОКР, в частности фундаментальных исследований.
Использование модели в принятии управленческих решений по обеспечению инновационного развития региона позволяет сформировать эффективную систему управления инновационной деятельностью в РСЭС, представленную на рисунке 2.
Управление инновационной деятельностью в РСЭС рекомендуем рассматривать с учетом «входа» и «выхода», через которые непосредственно осуществляется процесс инновационной деятельности и ее взаимодействие с внешней средой.
Целесообразно управление инновационной деятельностью и диффузии новшеств в РСЭС определять воздействием экзогенного фактора в виде региональных ресурсов, научных, научно-технических, технологических знаний, изобретений, научно-технических достижений и возможностей, новых технологий, инвестиций и
Концепция инновационного развития Оренбургской области
Рисунок 1. Организационная модель взаимодействия управленческих структур по формированию инновационного развития Оренбургской области
направлений их использования, которые играют роль входного сигнала системы. При этом необходимо выявить цели РСЭС, тот требуемый или желаемый результат, которого предполагается достигнуть. Цель РСЭС состоит в удовлетворении потребностей человека посредством повышения качества жизни населения региона, включающего инновационный подход в управлении.
Сформулированная цель может быть достигнута с учетом реализации локальных целей, которые подчинены главной, а именно: рациональное использование региональных ресурсов, комплексное социально-экономическое планирование, обоснование и планирование инновационной деятельности в соответствии с выбранной стратегией, корректирование региональной организационной структуры управления с учетом ее инновационной направленности, формирование и обеспечение деятельности инновационной подсистемы РСЭС.
Следует отметить, что «вход», «выход», обратная связь и внешняя среда относятся к внешнему окружению инновационной деятельности и обеспечивают эффективность ее функционирования. При этом внешняя среда включает таких субъектов инновационной деятельности, как поставщики, конкуренты, потребители, заказчики, исполнители, инвесторы, а также инновационную инфраструктуру, состоящую из следующих ее элементов: государственно-частное партнерство, бизнес-инкубаторы, бизнес-ангелы, фирмы трансфера технологий, венчурные фонды, фонды поддержки МПС, управляющие компании, инвестиционные компании, консалтинговые компании, технопарки, СМИ в сфере инноваций, зоны инновационного развития.
Внутреннюю среду инновационной деятельности необходимо рассматривать с учетом таких подсистем: управляющая (субъект управления) и управляемая (объект управления).
К управляющей подсистеме предлагаем отнести совет по научно-технической политике при региональном правительстве, координирующий работу соответствующих министерств, комитетов, который управляет экономической, социальной, экологической, инновационной подсистемой, а также осуществ-
ляет контроль по инфраструктуре инноваций и обеспечение инновационной деятельности. При этом необходимы выработка рациональных решений в принятии управленческого воздействия, возможности использования научных методов, принципов, моделей, мониторинг, нормативно-правовая база, информационное поле, финансовые ресурсы, новые технологии, ноу-хау, условия жизнедеятельности для развития инновационной деятельности региона. При этом средства управленческого воздействия могут постоянно изменяться в процессах управления, как по структуре, так и по соотношению важности.
Необходимо отметить, что управляющая подсистема - субъект управления, воздействует на управляемую систему - объект управления. Объектом управления, с нашей точки зрения, является процесс управления инновационной деятельностью в РСЭС. Процесс управления инновационной деятельностью является основополагающим условием для обеспечения конкурентоспособности региона, завоевания и поддержания позиций на рынках региона, повышения производительности и эффективности инновационной деятельности в целях выделения приоритетных направлений и этапов по их реализации:
Этап 1. Формирование инновационной идеи.
Этап 2. Проведение поисковых и прикладных НИР.
Этап 3. Разработка инновационных проектов, инновационных программ.
Этап 4. Формирование единого руководства, централизованного по функциям стратегического планирования, финансирования, мониторинга, координации, правового обеспечения.
Этап 5. Продвижение инновационных программ посредством организации инновационной деятельности.
Этап 6. Мониторинг инновационной деятельности в регионе.
По нашему мнению, реализацию приоритетных направлений, связанных с процессом инновационной деятельности, необходимо измерять и оценивать с учетом их качественной и количественной оценки, что осуществляется через взаимодействие между субъектом и объектом управления и определяется эндогенными факторами - свойствами принимающей системы и характеристикой ее выходного со-
ВЕСТНИК ОГУ №8 (127)/август'2011
ю
к:
Вход
Региональные ресурсы, научно-технические достижения и возможности, новые технологии, инвестиции и направления их использования, законодательные акты, ноу-хау
-►
В
н
Е
Ш
н
я
я
-►
с
р
Е
Д
А
-►
-►
і
Ї
О
§
5
Ф
О
1. Цель РСЭС - удовлетворение потребностей человека посредством повышения качества жизни населения региона
1.1. Рациональное использование региональных ресурсов
1.2 Комплексное социально-экономическое планирование
1.3.Обоснование и планирование инновационной деятельности в соответствии с выбранной стратегией
1.4. Корректирование региональной организационной структуры управления с учетом ее инновационной направленности
1.5. Формирование и обеспечение деятельности инновационной подсистемы РСЭС
2. УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА (субъект управления): Совет по научно-технической политике при региональном Правительстве, координирующий работу соответствующих министерств, комитетов, департаментов
2.1 Экономическая подсистема
2.2. Социальная подсистема
2.3. Экологическая 2.4. Инфраструктура 2.5. Инновационная подсистема инноваций подсистема
і
2.6. Обеспечение инновационной деятельности
3. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: научные методы, принципы, модели, мониторинг, нормативно-правовая база, информационное поле, финансовые ресурсы, новые технологии, ноу-хау, условия жизнедеятельности
4. УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИСТЕМА (объект управления): процесс управления инновационной деятельностью в РСЭС
Этап 1. Формирование инновационной идеи Этап 2. Проведение поисковых и прикладных НИР Этап 3. Разработка инновационных проектов, инновационных программ Этап 4. Формирование единого руководства, централизованного по функциям стратегического планирования, финансирования, мониторинга, координации, правового обеспечения Этап 6. Мониторинг инновационной деятельности в регионе
Выход
Социально-экономические показатели развития региона, вывод о доходности инновационной деятельности в регионе, прогноз развития инновационной деятельности
Рисунок 2. Рекомендуемая схема управления инновационной деятельностью в РСЭС
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ: Корректировка и регулирование инновационной деятельности в регионе, прогноз, развитие инновационной деятельности
стояния. Поступление по каналам обратной связи информации из выхода системы о конечных результатах инновационной деятельности (социально-экономические показатели развития региона, вывод о доходности инновационной деятельности в регионе, прогноз
развития инновационной деятельности) сопоставляют их с заданным состоянием, что позволяет своевременно выявить расхождения, осуществить корректировку и регулирование инновационной деятельности в соответствии с поставленной целью.
13.05.2011
Список литературы:
1. Гончаров, В. В. Новые прогрессивные формы организации в промышленности / В. В. Гончаров. - М.: МНИИПУ, 2004. - 176 с.
2. Кульман, А. Экономические механизмы: пер. с фр. / общ. ред. Н. И. Хрусталевой. - М.: Прогресс: Универс, 1993. - 192 с.
3. Зеленцова, Л. С. Механизм развития управления производством: монография. - М.: ГАУ, 1993 - 130 с.
4. Омаров, А. М. Социальное управление: некоторые вопросы теории и практики / А. М. Омаров. - М.: Мысль, 1980. - 272 с.
5. Кистанов, В. В. Региональная экономика России / В. В. Кистанов, Н. В. Копылов. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 584 с.
6. Правдин, Д. И. Проблемы управления экономическими и социальными процессами при социализме / Д. И. Правдин. -М.: Мысль, 1979. - 107 с.
7. Тихомиров, Ю. А. Право и социальное управление в развитом социальном обществе: лекция / Ю. А. Тихомиров. - М.: Мысль, 1978. - 64 с.
Сведения об авторах:
Аралбаева Ф.З., зав. кафедрой государственного и муниципального управления Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, доцент Кузаева Т.В., старший преподаватель кафедры экономической теории Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6108, тел. (3532) 372452, [email protected]
UDC 332.1: 338.2
Aralbayeva F.Z., Kuzayeva T.V.
Orenburg state university, e-mail: [email protected]
THE ORGANIZATIONAL MODEL OF THE FORMATION OF REGIONAL INNOVATION SUBSYSTEM
The authors represented the organizational model of interaction of different administrative structures of region, which are the structural element of control of innovation subsystem in the regional social and economic system. The innovation infrastructure of region, which ensures the balanced innovation development, is formed with the help of this model.
Key words: the mechanism of control, organizational model, innovation infrastructure, innovation development, innovation activity, innovation subsystem, regional social and economic system.
Bibliography:
1. Goncharov, V.V. New progressive forms of organisation in industry / V.V. Goncharov. - M.: MSRIIM, 2004. - 176 p.
2. Kulman, A. Economic Mechanisms: trans. from French by N.I. Khrustaleva. - M.: Progress: Univers, 1993. - 192 p.
3. Zelentsova, L.S. The mechanism of industrial management development: monograph. M.: SAU, 1993. - 130 p.
4. Omarov, A.M. Social management: some theoretical and practical questions / A.M. Omarov. - M.: Misl, 1980. - 272 p.
5. Kistanov, V.V. Regional economy of Russia / V.V. Kistanov, N.V. Kopilov. - M.: Finansi i statistica, 2006. - 584 p.
6. Pravdin, D.I. Problems of managing economic and social processes under Socialism / D.I. Pravdin. - M.: Misl, 1979. - 107 p.
7. Tikhomirov, U.A. Law and social management in developed social society: lecture / U.A. Tikhomirov. M.: Misl, 1978. - 64 p.