17. Glebova O. V., Mel'nikova O. Ju. Modern trends of strategic management methodology development. Trudy Nizhegorodskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta im. R.E. Alekseeva, no 2 (81), 2010. pp. 300-304.
18. Tambovcev V. L. A strategic theory of the firm: status and possible development. Rossijskij zhurnal menedzhmenta. 2010, no 8 (1). pp. 5-40.
19. Barney J. Firm resources and sustained competitive advantage. Journal of Management, 1991, 17 (1). pp. 99120.
20. Spivak V. A. Upravlenie personalom dlja menedzherov: uchebnoe posobie [Personnel management for managers: a training manual] Ekaterinburg, Publ. Ural. un-ta, 1998. p. 125.
© М. А. Романенко, 2016
Автор статьи - Михаил Алексеевич Романенко, кандидат юридических наук, доцент, докторант Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.
Рецензенты:
С. Н. Апенько, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой инновационное и проектное управление, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
Н. Б. Куршакова, доктор экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики транспорта, логистики и управления качеством, Омский государственный университет путей сообщения.
УДК 316.7:656.2 DOI 10.17238^П1998-5320.2016.25Л66
А. В. Парпура, Н. И. Роговская, Омский государственный университет путей сообщения
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В статье рассмотрены теоретические аспекты организационной культуры, особенности организационной культуры на железнодорожном транспорте, условия её формирования и развития, внутренние и внешние элементы.
Ключевые слова: культура, организация, организационная культура, уровни культуры, ценности, мифы, ритуалы, традиции, внешняя символика.
Роль организационной культуры в компании чрезвычайно важна и многоаспектна. Организационная культура необходима для выполнения основных функций управления организации. От того, насколько ценности, традиции, процедуры воспринимаются сотрудниками организации, будет зависеть качество выполнения поставленных целей и задач в организации. Культура не только сплачивает коллектив, но и создаёт внешний образ организации, придаёт ей неповторимые, отличительные черты, находящие своё проявление в характере отношений с клиентами, бизнес-партнёрами и другими субъектами рынка. В связи с этим вопросы формирования и развития организационной культуры актуальны и заслуживают пристального внимания и изучения.
В современной литературе существует большая палитра определений, раскрывающих суть и содержание организационной культуры. Само словосочетание «организационная культура» указывает на непосредственную взаимосвязь понятий «культура» и «организация работников».
Принимая во внимание трактовку С. В. Шекшня, можно утверждать, что культура организации - это «складывающиеся межличностные ценности, шаблоны, стереотипы, традиции (обычаи) и нормы, разделяемые сотрудниками предприятия» [9, с. 24]. Подобное определение встречается в работах многих исследователей. Так, Л. П. Яирова определяет «организационную культуру» как «совокупность ценностей и норм организационного поведения, принятых на данном предприятии» [10].
О. Ю. Патласов рассматривает корпоративную культуру в контексте маркетинга персонала [6].
Я. Ш. Паппэ понимает организационную культуру как некий «неформальный образ реально существующего предприятия, который исторически сформировался в недрах предприятия, и присущий этому предприятию набор ценностей, верований, символов, обычаев, традиций, заповедей, героев, следование которым позволяет коллективу достигать успехов и процветания предприятия» [5, с. 88]. В таком определении подчёркивается преемственность культуры в рамках одной компании, с чем невозможно не согласиться.
На эти же аспекты культуры указывает и О. С. Виханский. В его понимании культура - это «набор правил и процедур организации, это законы и нормы в организации, особые сложившиеся традиции, отношение работников к организации, сложившиеся определённым образом на протяжении некоторого, длительного времени и соблюдающиеся в обязательном порядке, как один из важнейшей деятельности фирмы» [1, с. 82].
П. Вейла обращает внимание на неповторимость культуры компании. Для него организационная культура - это «уникальная общая психология организации» [2, с. 36].
Интересно разъяснение феномена организационной культуры у Ф. И. Успенского. Он рассматривает культуру компании как «результат взаимодействия желаний и пристрастий основателей организации и базовых установок сотрудников, которые они выработали в результате своего предыдущего опыта» [7, с. 32]. Таким образом, культуру определяют не только ценности самих работников, как подчёркивалось в вышерассмотренных определениях, но и ценностные ориентиры руководителей высшего звена. Последние играют важную роль в формировании традиций, правил, принятых в компании.
Однако более развёрнутая трактовка понятия культуры, на наш взгляд, представлена в работах Э. Х. Шейна. По его мнению, организационная культура представляет собой «комплекс коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем» [8, с. 62].
Несмотря на многообразие толкований организационной культуры, в них можно выделить общие черты. Так, большая часть исследователей определяет культуру организации как совокупность норм, ценностей, традиций, убеждений, ритуалов и образцов поведения, характерных для конкретной организации. Эти ценности, традиции разделяют члены организации, поэтому культура воспринимается ими как единое целое.
Что касается культуры железнодорожного транспорта, то её становление приходится на момент создания Экспедиции устроения дорог в государстве (1809 г.) и начало подготовки специалистов-инженеров по строительству и эксплуатации путей сообщения [3, с. 15-16]. Одной из компетенций созданного государственного учреждения являлось установление связи с населением, проживающим в местах введения в эксплуатацию дорог, внутриотраслевыми перевозчиками грузов и пассажирами. Таким образом, при строительстве и развитии дорог, вокзалов учитывались культурные особенности населения, проживающего на данных территориях, что явилось началом зарождения организационной культуры транспортной отрасли и впоследствии железных дорог.
Фирменное обмундирование, создание специальных образовательных учреждений, развитие новых отраслей промышленности, необходимых для работы и развития железнодорожного транспорта, появление ассоциаций работников железнодорожных специальностей с целью защиты своих интересов, а затем и профсоюзов железнодорожников в 1905 году являются определяющими факторами зарождения организационной культуры на железнодорожном транспорте.
Созданная социальная инфраструктура, включающая детские сады, школы-интернаты, больницы, учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, санаторно-оздоровительные базы, позволила говорить о существовании железных дорог как «государства в государстве», о формировании отдельной культуры взаимоотношений в нём.
Об этом свидетельствуют и многие железнодорожные станции, датированные XIX веком, когда станции и вокзалы создавались по определённому проекту. Они повторяли или задавали архитектуру города, были его визитной карточкой. На привокзальных площадях проводились концерты, спектакли и благотворительные вечера. Вокзалы и железнодорожные станции являлись неотъемлемым элементом культуры железной дороги.
Организационная культура многослойна, в ней можно выделить несколько уровней, раскрывающих её различные аспекты: поверхностный, промежуточный и глубинный. Поверхностный уровень культуры представлен внешней символикой с использованием конкретных цветов, эмблемой, приписанными лозунгами, девизами, униформой, принятой в компании и пр. Это то, что зрительно воспринимается и в дальнейшем ассоциируется с организацией. Любое внешнее обрамление требует внутреннего наполнения. Таким наполнением становится промежуточный и глубинный уровень культуры.
Промежуточный уровень культуры составляют принятые ценности, традиции, верования, ми-
фы в организации. Важным элементом организационной культуры являются ценности (или ценностные ориентации). Под организационными ценностями понимаются образцы поведения. Примером организационных ценностей могут быть принятые в организации коммуникации, соблюдение правил поведения, отношение к труду, профессиональная этика и др.
Ценности могут оставаться в неизменном виде длительное время, даже если в организации обновился состав руководителей и специалистов. В то же время новые люди, приходящие в организацию, могут привносить правила, которые в дальнейшем принимаются и разделяются всеми работниками организации.
Основополагающие ценности, которые разделяются членами организации, могут быть абсолютно разными, в зависимости от того, что лежит в их основе: интересы организации в целом или интересы её отдельных членов. Из ценностей вытекают стили поведения, общения и т. п.
Ценности, мифы, легенды, ритуалы, внешнее обрамление культуры формируют глубинный уровень культуры компании - философию, которая разделяется её работниками.
Вернёмся к нашему примеру и рассмотрим указанные уровни на железнодорожном транспорте. Железная дорога имеет свои атрибуты, символы, эмблемы, отличающие её внешне от других видов транспорта.
Первая ассоциация, которая возникает при упоминании железной дороги, это её логотип: две буквы насыщенного красного цвета «Р» и «Д», отделённые наклонной чертой (рис. 1).
р/Э
Рис. 1. Современный логотип РЖД
С одной стороны, данный логотип является лаконичным, легко читаемым и хорошо запоминающимся. С другой стороны, такое сочетание цветов было выбрано руководством дороги неслучайно. Ярко-красный цвет может трактоваться не только как цвет агрессии, но и как цвет динамизма. Красный цвет демонстрирует готовность руководства к переменам, внедрению новшеств и нововведений на железнодорожный транспорт, отвечающих современным требованиям перевозки. Кроме того, для написания букв использовалась кириллица, что указывает на самобытность железной дороги, её отличительную особенность от других видов транспорта [4].
Современный логотип российской железной дороги существенно отличается по внешнему и внутреннему наполнению от предыдущего, который был выдержанным, выполненным в голубом цвете и представлял собой надпись «РЖД», под ней было размещено колесо с двумя крыльями как символ железнодорожного транспорта, а под колесом изображены основные атрибуты железной дороги - перекрещённые молоток и разводной ключ (рис. 2).
Рис. 2. Старый логотип РЖД
Первые представления о ценностях, традициях, ритуалах российской железной дороги можно получить из газеты «Гудок» и корпоративного телевидения ОАО «Российские железные дороги» -РЖД ТВ. Их задача - информировать не только работников о мероприятиях, направленных на выполнение единых целей и задач, стоящих перед компанией, но и внешнее сообщество, перед которым та несёт социальную ответственность и связана с ним определёнными обязательствами.
Газета РЖД «Гудок» имеет длительную историю развития, поскольку первый её выпуск приходится на 1917 год. В настоящее время «Гудок» печатается во многих российских городах, в числе которых и Омск. Издание выходит в свет и в печатном, и в электронном виде. Для ознакомления с
электронной версией создан сайт газеты «Гудок», который размещён по адресу http://www.gudok.ru. Информация в газете отражает основные события железнодорожного, водного, авиационного и автомобильного транспорта, а также сфер экономики, транспортной логистики, машиностроения.
В отличие от газеты, телевизионный канал РЖД акцентирует внимание на внутренних аспектах железной дороги. Через его программы и передачи у зрителя формируется общее представление о том, чем живёт железная дорога России, какие проблемы переживает она или её отдельные структурные подразделения, в каких областях достигнуты положительные результаты, какие решения оказались эффективным и как эти решения воспринимаются работниками РЖД. ТВ канал функционирует с 2009 года.
Отличают железнодорожников от других категорий работников транспорта свои праздники и ритуалы, которые также составляют сердцевину культуры компании. Одним из таких профессиональных праздников железной дороги является День железнодорожника. Первоначально праздник приурочивался ко дню рождения Николая I и отмечался 25 июня. Именно с Николаем I связано становление и развитие железной дороги в России. После Октябрьской революции День железнодорожника был вычеркнут из списка профессиональных праздников Советской России, поскольку напрямую был связан с царской семьёй. Возрождение праздника приходится на 1930-е гг., когда оказалось, что железная дорога - одно из развивающихся направлений, не имеющее своих профессиональных праздников. В связи с этим в 1936 году правительство СССР приняло решение восстановить традицию поздравлять всех тех, чья трудовая деятельность тем или иным образом связана с железной дорогой, однако дата празднования была перенесена с 25 июня на 30 августа. А с 1940 года и по настоящее время день железнодорожника отмечается в первое воскресенье августа.
Ещё один составляющий элемент организационной культуры - стихи и песни, кинофильмы, легенды и мифы, придающие особую значимость и ценность организации, подчёркивающие её социальную роль в обществе. Именно в них отражаются наиболее значимые события истории организации, роли человека в её развитии. Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога», художественные фильмы «Магистраль», «34-й скорый» и многие другие показывают условия формирования организационной культуры на железнодорожном транспорте.
Железная дорога имеет множество мифов и легенд. Например, легенда о бронепоезде «Железняков», который в результате сильнейшей бомбардировки железной дороги немцами не остановился, а, сдвигая с путей обрушившиеся каменные глыбы, продолжил следование. Это пример высокой организационной культуры железнодорожников в годы Великой Отечественной войны, которые ради победы над врагом, рискуя своей жизнью, выполняли непосильные производственные задачи.
Переплетение правил, процедур, ценностей находит своё отражение в социальной политике железной дороги, в поддержке молодых специалистов, выращивании своих ценных кадров, в поддержке семейных династий и др. В 2006 году на железной дороге введён кодекс деловой этики, в котором прописывается перечень мероприятий по разрешению корпоративных конфликтов, укреплению корпоративного духа. Внедрение такой единой корпоративной этики поддерживается в организации на нормативно-правовом уровне. В частности, в трудовом договоре прописана ответственность за соблюдение правил служебного поведения на железной дороге.
Железная дорога славится своими трудовыми династиями. На сегодняшний день насчитывается больше двух тысяч династий, трудовой стаж которых составляет более ста лет. В этих династиях из поколения в поколение передаются уважение к честному и плодотворному труду, верность профессии железнодорожника. Так, на Московской дороге с 1887 г. работает династия Куприяновых, общий железнодорожный стаж которой уже более 540 лет. Другим ярким примером является династия Водолеевых Южно-Уральской железной дороги, чей общий трудовой стаж составляет 490 лет, начало династии приходится на 1889 г. Железнодорожная династия Александра Наумова -начальника эксплуатационного локомотивного депо Барнаул - начинается с 1912 года и насчитывает сорок три человека с общим трудовым стажем боле 1030 лет. В Омске все члены семьи Хайдуко-вых трудятся на железной дороге, общий трудовой стаж - 176 лет.
Таким образом, организационная культура наполняет смысл существования любой организации. Культура многослойна, в ней можно выделить множество элементов, благодаря которым формируется своеобразный облик организации, отличающий её от других подобных компаний, функционирующих на рынке. Культура на железнодорожном транспорте формировалась веками и сейчас представляет устойчивую совокупность ценностей, ритуалов, стандартов, норм поведения, которые разделяются её структурными подразделениями на всех уровнях управления.
Библиографический список
1. Виханский, О. С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. - М. : Экономистъ, 2005. - 296 с.
2. Грошев, И. В. Организационная культура / И. В. Грошев, П. В. Емельянов. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 288 с.
3. История железнодорожного транспорта России. Т. I: 1836-1917 гг. / Под общ. ред. Е. Я. Красковско-го, М. М. Уздина. - СПб. : АООТ «Иван Федоров», 1994. - 336 с.
4. Новый корпоративный стиль ОАО «РЖД» - символ перемен, происходящих в компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://press.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5121, свободный.
5. Паппэ, Я. Ш. Российский крупный бизнес. Первые 15 лет. Экономические хроники / Я. Ш. Паппэ, Я. С. Галухина. - М. : ГУ ВШЭ, 2009. - 576 с.
6. Патласов, О. Ю. Маркетинг персонала : учебник для бакалавров / О. Ю. Патласов. - М. : Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 384 с.
7. Успенский, Ф. И. Организационная культура / Ф. И. Успенский. - М. : «ACT», 2002 - 101 с.
8. Шейн, Э. Г. Организационная культура и лидерство / Э. Г. Шейн. - СПб. : Питер, 2013. - 352 с.
9. Шекшня, С. В. Управление персоналом современной организации / С. В. Шекшня. - М. : Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. - 368 с.
10. Яирова, Л. П. Менеджмент: организационно-управленческая культура: функции, координация, коммуникации. Стратегическое корпоративное управление / Л. П. Яирова. - М. : МАИ ИПТ, 2000. - 194 с.
A. V. Parpura, N. I. Rogovskaya, Omsk State Transport University
ORGANIZATIONAL CULTURE OF THE RAILWAY TRANSPORT
The article deals with the theoretical aspects of organizational culture, characteristics of organizational culture on the railway transport, the conditions of its formation and development, and internal and external elements.
Keywords: culture, organization, organizational culture, levels of culture, values, myths, rituals, traditions, foreign symbols.
References
1. Vikhansky O. S. Strategicheskoe upravlenie [Strategic management]. Moscow, Publ. Ekonomist, 2005. 296 p.
2. Groshev I. V., Emelyanov P. V. Organizacionnaja kul'tura [Organizational Culture]. Moscow, Publ. Unity-Dana, 2012, 288 p.
3. Istorija zheleznodorozhnogo transporta Rossii [History of Railway Transport of Russia. V. I: 1836-1917], ed. Ed. E. Y. Kraskovsky, M. M. Uzdin. St. Petersburg, Publ. JSC «Ivan Fedorov», 1994. 336 p.
4. Novyj korporativnyj stil' OAO «RZhD» - simvol peremen, proishodjashhih v kompanii [The new corporate identity of JSC «Russian Railways» - a symbol of the changes taking place in the company]. Access mode: http://press.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5121, free.
5. Pappe Ya. Sh., Galukhina Yа. S. Rossijskij krupnyj biznes. Pervye 15 let. Jekonomicheskie hroniki Russian big business. [The first 15 years. ECONOMIC REVIEW]. Moscow, Publ. Higher School of Economics, 2009. 576 p.
6. Patlasov O. Iu. Marketingpersonala [Staff marketing]. Moscow, Dashkov&co. Publ., 2015, p. 384.
7. Uspenskij F. I. Organizacionnaja kul'tura [Organizational Culture]. Moscow, Publ. ACT, 2002, 101 p.
8. Shane E. G. Organizacionnaja kul'tura i liderstvo [Organizational Culture and Leadership]. St. Petersburg, Publ. Peter, 2013. 352 p.
9. Shekshnia S. V. Upravlenie personalom sovremennoj organizacii [Human Resources modern organization]. Moscow, Publ. Business School «Intel-Synthesis», 2002. 368 p.
10. Yairova L. P. Menedzhment: organizacionno-upravlencheskaja kul'tura: funkcii, koordinacija, kommunikacii. Strategicheskoe korporativnoe upravlenie [Management: organizational and management culture: function, coordination, communication. Strategic corporate management]. Moscow, Publ. MAI IPT, 2000. 194 p.
© А. В. Парпура, Н. И. Роговская, 2016
Авторы статьи:
Андрей Викторович Парпура, старший преподаватель кафедры менеджмент, маркетинг и коммерция, Омский государственный университет путей сообщения, e-mail: [email protected]
Наталья Ивановна Роговская, кандидат философских наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Р. С. Симак, кандидат экономических наук, доцент, и. о. декана факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации, Омский государственный университет путей сообщения.
Г. Е. Чернобаева, кандидат экономических наук, доцент кафедры инновационного и проектного управления, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
УДК 338.2 DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.25.171