повышение культуры
и эффективность бизнеса
организационная культура
как фактор повышения эффективности
предпринимательских структур
_Аннотация
В последнее время становится актуальным переосмысление подхода к проблеме внутренней культуры и идеологии коллектива, так как эти составляющие являются одними из важнейших слагаемых эффективности предпринимательства. Влияние организационной культуры заключается в уменьшении негативных факторов путем признания ценностных смыслов функционирования предприятия. Необходимость такого подхода диктуется интенсивным развитием и повышением конкурентных сил в сфере деятельности любого бизнеса.
Абулханова Г. А.
аспирантка факультета менеджмента и маркетинга, ст. преподаватель кафедры менеджмента Института экономики, управления и права, г. Казань [email protected]
Актуальность исследований предпринимательской деятельности обусловлена социальной значимостью развития предпринимательства, той ролью, которую оно играет в экономическом благополучии страны. Одним из ключевых источников экономического развития и повышения конкурентоспособности, диверсификации и развития инновационного потенциала экономики России является развитие предпринимательства в различных отраслях.
Воззрения ученых на предпринимательство [1, 2, 4] актуальны и сегодня. В то же время следует отметить неоднозначность толкования исследуемой категории, что подтверждает наш взгляд о рассмотрении предпринимательства как сложной открытой экономической, социальной и финансовой системы.
рроссийское предпринимательство, 2009, № 11 (1)
Культура традиционных и предпринимательских компаний
Организационно-экономические условия формирования и развития предпринимательства в России представлены на рис.1 (см. ниже). В условиях развития предпринимательства в России первостепенную важность, с нашей точки зрения, приобретает организационная культура, как главный инструмент управления для повышения конкурентоспособности предприятий. Предприниматель призван решать задачу создания такой атмосферы, которая соответствует высоким требованиям, предъявляемым конкурентной средой. Следует создать модель экономических и социокультурных условий для благоприятствования развития комплекса взаимозависимых, взаимодополняющих друг друга характеристик и предпринимательских качеств работников, для достижения конкурентных преимуществ предприятий на рынке. Речь идет о формировании организационной культуры предприятия, ориентированной на результат. Организационная культура в предпринимательстве - система ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспечивающих
Рис. 1. Организационно-экономические условия формирования и развития предпринимательства
организационная культура
мотивацию и регуляцию предпринимательской деятельности, определяющих форму ее осуществления, а также восприятие ее обществом [3, с35].
Организационная культура, вживленная в предпринимательство, несет в себе систему ценностей, дух, стиль руководства и межличностных отношений, новаторство, инициативу, ориентирующих бизнес на достижение высоких результатов. На основании продуктивного анализа научных публикаций видных авторов-экономистов можно
Таблица
Характеристика организационной культуры традиционных и предпринимательских предприятий
Составляющие организационной культуры Описание
Традиционные предприятия Предприятия предпринимательского типа
Ценности и цели Сохранение стабильности Новаторство, поиск новых возможностей
Система мотивации Власть, сохранение работы, вознаграждение за рутинный труд, четкая перспектива Самоактуализация, развитие, стремление к риску, достижение богатства через инновационную деятельность
Система управления Иерархическая, жестко структурированная, многоступенчатая Горизонтальная, линейная, матричная, способствующая взаимодействию отделов, подразделений
Стиль управления Командно-административный, жестко регламентирующий деятельность персонала Либеральный, создающий возможности творческого поиска и т.п.
Взаимоотношения персонала На основе конкуренции и соперничества На основе взаимодействия и взаимопомощи для достижения общих целей
Характер планирования карьеры Долгосрочное продвижение по служебной лестнице Достижение успеха и высоких должностей за счет творчества и реализации нововведений
Требования к сотрудникам Дисциплина, субординация, высокий профессионализм Инициативность, ответственность, широкая эрудиция, профессионализм
Система вознаграждения за труд Поощрение выполнения заданий, планов, распоряжений, стимулирование жесткой дисциплины и исполнительства Поощрение инициативы творчества, выдвижения новых идей, подходов, решений
_российское предпринимательство, 2009, № 11 (1)
Рис. 2. Модель управления на базе организационной культуры в системе предпринимательства
утверждать, что организационная культура компаний предпринимательского типа отличается от культуры традиционных предприятий, что показано в разработанной нами табл. (см. на с. 72)
Модель управления
на базе организационной
культуры
В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам организационной культуры в предпринимательстве, задача которой заключается в придании бизнесу гуманного социально ориентированного и культурно опосредованного характера. Организационная культура рассматривается нами как действенный инструмент в управлении, способствующий достижению бизнесом поставленных целей.
Организационная культура находит свое отражение в поведении работников и их отношении к труду. Система ценностей, которые
организационная
культура -
действенный
инструмент
в управлении,
способствующий
достижению
бизнесом
поставленных
целей
организационная культура
Ключевые слова:
организационная культура, система предпринимательства, организационно-экономические условия предпринимательства, традиционная культура, предпринимательская культура, стиль управления, мотивация персонала
разделяют работники, их умения и навыки, сложенные в индивидуальные и коллективные усилия, приводят фирму к намеченным результатам, как это показано на разработанной нами модели управления на базе организационной культуры (см.рис. 2 на с. 73). Как видно из рис. 2, цели предпринимательской деятельности задаются в зависимости от миссии предприятия. Существующая организационная культура формирует поведение работников и их отношение к труду. Усилия работников приводят к тем или иным результатам деятельности: финансовым, производственным, маркетинговым и социальным результатам.
По системе обратной связи результаты сопоставляются с намеченными целями, что позволяет определить эффективность произведенных затрат. В зависимости от эффективности деятельности осуществляется вознаграждение работников за труд, что формирует степень удовлетворенности или неудовлетворенности результатами труда и вознаграждением и влияет на дальнейшие усилия работн
лия работников.
са
Предприниматель и организационная культура
Организационная культура оказывает влияние на предпринимательство, заключающееся в уменьшении негативных последствий предпринимательской деятельности посредством применения к ней нравственных критериев и признания необходимости ценностных смыслов деятельности предприятия. Особенностью организационной культуры в системе предпринимательства является то, что она формирует образ предпринимателя в окружающей и внутренней среде. Мы предлагаем подразделить все качества предпринимателя на две группы (см. рис. 3 на с. 75). Мы полагаем, что в личности предпринимателя должны прийти к равновесию те качества, которые, с одной стороны, отвечают за достижение делового успеха, а с другой стороны, служат ограничительными рамка-
, 2009, № 11 (1)
Рис. 3. Характерные черты предпринимателя
ми безудержному стремлению к наживе. Это противоречие говорит о явном вмешательстве организационной культуры, ориентированной на результат, поскольку иначе трудно объяснить, зачем предпринимателю следует культивировать качества, которые с точки зрения достижения экономического успеха, тормозит его.
В этом проявляется еще одна особенность организационной культуры в предпринимательстве: она выполняет воспитательную функцию. Она показывает те требования к бизнесмену и его работникам, а также те пути, которые не позволяют стать беспринципным, обезличенным экономическим механизмом.
По нашему мнению, современная система предпринимательства должна исходить из возрастающей роли организационной культуры. Это позволит переориентировать систему менеджмента на долгосрочные перспективы развития, нацелит компанию на повышение эффективности труда персонала. Новая система управления предполагает сильную организационную культуру, стимулирующую инициативу, творческие и организационные нововведения, открытость обсуждения проблем, атмосферу взаимной ответственности наемного работника и работодателя.
Keywords:
organizational culture, business system, organizational and economic conditions of business, traditional culture, business culture, management style, personnel motivation
организационная куль
Это даст возможность осуществить переход к концепции эффективного управления предприятием.
Литература
1. Ансофф И. Стратегическое управление. / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989. - 520 с.
2. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. - М.: Вильямс, 2007. - 400 с.
3. Камерон К.С., Куинн Р.Э. Диагностика и изменение организационной культуры. / Пер. с англ. - СПб. Питер, 2001. - 311 с.
4. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник. - М.: Инфра-М, 2009. - 608 с.
Abulkhanova G.A. Post-graduate student, Department of Management and Marketing, Senior lecturer, Chair of Management, Institute of Economics, Management and Law, Kazan Organizational culture as a factor of effectiveness increase in entrepreneur structures Abstract
t present there is an urgent need in reconsidering the approach to the issue of the internal culture and ideology of the personnel as these components are the most important ones for the efficient enterprising. The influence of organizational culture is to reduce the negative factors by recognizing the value meanings of the enterprise. The need for such an approach is dictated by the intensive development and the increasing competitive forces in any business field.
_=7_ g_
—российское предпринимательство, 2009, № 11 (1)
организационная
культура
предпринимателя
в окружающей
и внутренней среде