DOI 10.22394/1818-4049-2017-80-3-87-95 УДК 378.6
Т. Н.
Т
организаций
вузы-участники проекта «5-100», опорные университеты ку термину «образовательные организации высшего
вторыми.
а.пализируемые о целесообразности
приходят к выводу, что цели, которые стоят перед циональными исследовательскими, опорными и ведущими классическими ситетами, не являются уникальными. Следовательно, выделение их в группы вузов особого статуса не обосновано.
Ключевые слова: образовательные организации высшего образования, вузы, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, опорные университеты, вузы-участники проекта «5-100», образовательные организации высшего образования особого статуса, цели деятельности вузов особого статуса
России наряду с таши государственн^1ми стандартами
и пр. выступают °браз°вательные °рга-
Они нацелены на «... обеспечение подготовки высококвалифицированных ка-
дров по всем основным направлениям эбщественно полезной деятельности в
и государств удовлетворение
Под вузами особого статуса мы
и наделяет дополнительными но друГИх вузов полномочиями и
взгляд, можно считать: ведущие ] ские ун^р^теты федеральн^1е ] ситеты, национальные :
«55-100», опорные уыиверситеты. трим каждый из них более подробно. В 2009 г. в нашей стране были
классические университеты Федерации. Ими стали Мо-
Блинова Татьяна Николаевна - доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). Е-тай: Blmova-82@ramЫer.m
Третьяков Михаил Михайлович - д-р экон. наук, зав. кафедрой маркетинга и коммерции, Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск). Е-тах1: [email protected]
и
- МГУ) госУдарственный университет (далее - СПбГУ). Это старейшие вузы страны (МГУ был основан 1755 г., СПбГУ - в 1724 г.), имеющие
лишь тем образовательным
циям высшего образования, своих программах
нение в вузе обр
которые в
наУчно-деятельности, мо-
собственного образца с гербовой тью РФ;
всем уровням высшего образования;
- проведение дополнительных : тельных испытаний профильной : ленности при приёме на обучение по про граммам бакалавриата и ст^^тета;
- реализадия образовательн^1х про
ных на основе самостоятельно ливаемых образовательн^1х стaндартов, в филиaлaх, расположенн^1х за рубежом (МГУ, захстане, Армении, Узбекистане).
В отличие от других вузов должность ректора МГУ и СПбГУ не является выборной' ректор назначается и освобождается
£ £ г \
от должности Президентом Российской Федерации. При этом по достижении
исследовательской дернизадию
базы, совершенствование содиально-культурной инфрaструктуры, а также интеградию в мировое образователЬное пространство. Особый статус федеральных университетов в системе вузов России проявляется в следующем:
- также, как и ведущим классическим университетам, им дано право самостоятельной разработки государственных образовательных стандартов высшего образования;
- существующим законодательством в
отношении ^федеральн^1х уНиверситетов
помимо финансирования исполнения гоСуДарственног° заказа
различные формы финансовой поддержки разработан1 ими программ развития финансиро ние содержания текущей деятельно
по особым нормативам, полное или стичное государственное ф
ние капитального строительства о тов университетских каМПусов [3].
На сегодняшний день в каждом ральном °круте стран^1 ф вузы такой категории (таб. 1).
По данным таблицы 1 видно, что
раста Президент страны в
продлить его полномочия.
По нашему мнению, не по какой причине МГУ и СПбГУ ны в вузы особого статуса, и какие дачи в связи с этим перед ними ся государством. В ФЗ РФ от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском
Ф
фу
в
по
2
В первом - это университет Калининград)
Ломоносова Южный фед
(г.
университет имени М. В. Арх^ге^к^ во втором -
г. Таганрог) и Крымский федеральный
Симферополь). Согласно концепции создания и государственной поддержки развития федеральн^1х университетов [3], в
особого статуса стране «в целях ки кадров для
[2].
как вузы
в нашей
Российской «федеральны
юш развития Федерации» [1].
Iй университет»
социально-
Категория присвоена
ральных университетов. Категория «национал!
тельский университет» присуждается на основе конкурсного отбора программ развития сроком на 10 лет тем образовательным организациям высшего образования страны, которые «...обеспечивают подготовку кадров для приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, а также осуществляют развитие и внедрение в производство высоких технологий» [4]. Оценка программ развития университетов-претендентов производится на основе динамики их развития за последние 3 года. Анализу, в частности, подвергаются «кадровый потенциал, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность научной и инновационной деятельности, свидетельства международного и национального признания, качество, обоснованность и ожидаемая результативность
представленной программы развития».
Основная задача национальных исследовательских университетов заключается в развитии и коммерциализации высоких технологий, достигаемых за счёт интеграции в вузе образовательного процесса и научных достижений.
На сегодняшний день в России кате-
« . . «а»
гория «национальный исследовательский университет» присвоена 29 вузам, из них 2 - вне конкурса.
Привилегии национальных исследовательских университетов аналогичны привилегиям, установленным в отношении федеральных университетов:
-право самостоятельной разработки государственных образовательных стандартов высшего образования;
- гарантированное пятилетнее государственное финансовое обеспечение разработанных программ развития на
Таблица 1
Федеральные университеты
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Дальневосточный федеральный университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Северо-Кавказский федеральный университет
Сибирский федеральный университет
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Южный федеральный университет
Место расположения
Северо-Западный федеральный округ, г. Калининград
Дальневосточный федеральный округ, г. Владивосток
Приволжский федеральный округ, г. Казань
Южный федеральный округ, г. Симферополь
Северо-Западный федеральный округ, г. Архангельск
Дальневосточный федеральный округ, г. Якутск
Северо-Кавказский федеральный округ, г. Ставрополь
Сибирский федеральный округ, г. Красноярск
Уральский федеральный округ, г. Екатеринбург
Южный федеральный округ, г. Ростов-на-Дону, г. Таганрог
Федеральные университеты России
Источник: составлено авторами.
от бюджет-
ния в разморс не менее ных ассигнований.
Проект «5-100», рассчитанный на 7-летний срок, начал реализовываться в нашей стране с 2013 г. Его основная цель - «... максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке об-разовательн^1х услуг и исследовательских программ» [5]. В качестве ведущих российских университетов изначально было отобрано 15 университетов России. В 2015 г. «второй волной» в проект были включены ещё 6 вузов-участников.
Участие вузов в проекте «5-100» меропр
«дорожных
: в
утверждённых
каРт».
щего числа обучающихся в каждом вузе должна составлять не менее 15%;
- доля иностранных специалистов должна составлять не менее 10% от общего числа нaучно-педaтотическиx работников.
Две трети срока реализации проекта уже истекли. Подводя промежуточные итоги, можно говорить о том, что ни один Университет, являющийся участником проекта «5-100», не вошёл в первую сотню вузов глобальных ных рейтингов (табл. 2).
Болсе того, отд^ель^^^1е вузы, не щиеся ни к одной из категорий вузов <
высокие позиции, нежели университеты-участники проекта «5-100». В так^ых к примеру, можно назвать
с международн^1ми научными зациями; привлечение зарубежных дентов для обучения; привлечение м
уже имеющих опыт работ^1 в научно-образовательной сфере ведущих ино-
Треть вузов-
а также научных организаций, и : Пр°ект°м предусмотрена
ственная поддержка его участников при условии реализации занланированных мероприятий, их софинансирования из внебюджетного средств, а также достижения вузом определённых позиций в мировых рейтингах.
В течение трёх лет, с 2013 г. по 2015 г., в общей сложности государством было выделено на реализацию проекта почти 30 млрд. рублей [6, 7, 8].
По замыслу Совета по повышению ситетов Российской федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров основными результатами проекта должны стать:
- вхождение не менее пяти российских вузов в первую сотню глобальных зовательных рейтингов (ре ситетов мира «Times Higher Education» («ТНЕ»), всемирный рейтинг тетов «QS», академический верситетов мира «ARWU»);
- доля иностранных студентов от
отношений (университет). угасшжов рассматриваем« вошли в мировые рейтинги вовсе.
При отрицательных в целом тах реализации проекта «5-100» расходы из государственного бюджета на рост позиций отдельных вузов огромны. На-^гаед в международном рейтинге они в среднем составили 72 млн. рублей за 1 позицию [9].
Опорные университеты - самая молодая кагешр^ вузов особого
в 2015 г. Ег
юномическое развитие ■ ектов Российской Федерации, в том числе за счёт создания у
ер
и социального развития регионов» [10].
Принять участие в конкурсе на получение статуса опорного университета может любой ггеударегагаташ вуз федерального значения. Исключение составляют федеральные и национальные исследовательские уНИBерСИTеTЫ, вуЗы
участники проекта «5-100», а также вузы, размещённые на территории г. Москвы и г. Санкт-Петербурга и в муниципальных образованиях, где уже созданы опорные университеты [11].
Изначально предполагалось, что принимать участие в конкурсе могут лишь
Таблица 2
Позиции отдельных российских университетов-участников проекта «5-100» в ведущих мировых рейтингах
Название вуза Рейтинг «ARWU») Рейтинг «QS» Рейтинг «ТНЕ»
2016 2013 2014/15 2015/16 2016/17 2014/15 2015/16
Новосибирский национальный исследовательский университет 401-500 352 328 317 291 301-350 401-500
Московский физико-технический институт (государственный университет) - 441-450 411-420 431-440 350 - 501-600
Российский университет дружбы народов - 491-500 471-480 601-650 601-650 - -
Национальный исследовательский ядерный университет - - 481-490 501-550 401-410 - 251-300
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого - 451-460 481-490 471-480 411-420 - 201-250
Национальный исследовательский Томский государственный университет - 551-600 491-500 481-490 377 - 601-800
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» - 501-550 501-550 501-550 411-420 - -
Национальный исследовательский Томский политехнический университет - 551-600 501-550 481-490 400 - 251-300
Казанский (Приволжский) федеральный университет - 601-650 551-600 551-600 501-550 - 301-350
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина - 501-550 551-600 601-650 601-650 - 601-800
Дальневосточный федеральный университет - 701+ 701+ 651-700 551-600 - -
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского - 701+ 701+ 701+ 701+ - -
Национальный исследовательский технологический университет - - 701+ 701+ 601-650 - 601-800
Новосибирский государственный технический университет - - - - 701+ - -
Источник: Проект 5-100 [Электронный ресурс]. М., 2017. URL: http://5top100.ru/ about/more-about/ (Дата обращения: 20.04.2017).
те вузы, руководство которых приняло решение о реорганизации путём присоединения к ним одного или нескольких вузов [12]. Однако Положением о порядке проведения конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счёт средств федерального бюджета от 17.02.2017 г. это условие отменено [11]. По нашему мнению, отмена условия объединения вузов для целей участия в конкурсе на получение статуса «опорный университет» отрицательно сказывается на идее самого проекта. Согласно его замыслу, опорный университет должен стать эта-
ким центром социально-экономического развития региона. Мы считаем, что не может отдельно взятый вуз, вычлененный из системы высшего образования субъекта, быть таковым.
Своеобразным допуском к участию в конкурсе является разработка вузом совместно с региональными властями проекта программы развития университета сроком не менее, чем на 5 лет, которая должна включать мероприятия по модернизации научно-исследовательской и инновационной деятельности, в т. ч. развитие инновационной экосистемы; образовательной деятельности, университетской системы управления качеством; развитию кадрового потенциала, местных сообществ, городской и региональной сре-
обязательств по
20%
бюджетов субъектов Российской
и
опорными
:ф:
На сегодняшний день статус ного университета присвоен уже 33 вузам (11 - в 2015 г. и 22 - в 2017 г.). В
основном это вузы, дислоцированные на территории
Центрального, Сибирского,
ралытых окоутои. На террлпоршо Севере-Кавказского и Дальневосточного феде-ральн^1х окPУгоB, наименее развит^1х в экономическом плане относительно остальных макрорегионов, нет ни одного опорного университета (табл. 3).
Победа в КонКурсе обеспечивает ву-
программ развития университета сроком от 1 года до трёх лет в размере до 200 млн. руб. в год. Так, в 2016 г. субсидий для каждого вуза ся от 100 до 150 млн. руб.
На наш взгляд, цели, которые ставят-
стов определённой сферы для социально-экономического развития региона. В связи с этим возникает вопрос: «Почему отдельно взятьш вуз которому присвоен
статус федерального либо опорного университета, должен являться центром «инновационного, технологического и
в пп. 4 п. 2 ст. 23 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «... обр
- образовательная ^та^ад^ вляющая в качестве основной цели ее де-
Ьразовательну] по образовательн^1м программам го образования и научную деятельность» [1]. По этой причине неясно, почему толь-
в
у
сР
и
ная деятельность должны интегрироваться с целью развития и коммерциализации высоких технологий. В других вузах образование и научная деятельность должны быть сами по себе? Развитие науки в
Во-первых, любая образовательная организация высшего образования должна выступать неким центром подготовки
процесса развития? ставятся перед
Т. к. цели, которые
Таблица 3
территории
Терри.ориа.ьнь.еффдер^нь.е округа К°личеств° °п°рных
Центральный федеральный округ 7
Северо-Западный федеральный округ 6
Южный федеральный округ 4
0
7
2
7
0
Итого: 33
Источник:
авторами
Что касается ведущих классических ун^р^тетов то как мы уже уп°ми-нали, цель для данной категории вузов особого статуса в нашей стране не конкретизирована, но, несмотря на это, их дополнительные полномочия наиболее широки. Неужели только МГУ и СПбГУ имеют «огромное значение для развития российского общества» и должны иметь особые привилегии в связи с этим?
Вузы-участники проекта «5-100» -единственная категория вузов особого статуса в России, чья цель действительно отличается от цели деятельности
эбразовательных организаций выс-звания и она предельно ясна. обоснована
ных шего
Этим и обоснована их государ поддержка. Однако на данном этапе реализации проекта «5-100» следует признать его несостоятельность.
том, что нет смысла в выделении ральных, национальных
и
2. О М
суоар
ербур
г. № прав
>т 10. 11. 2009 информационно-
АФ-33/03пр //
4. О;
вания, .
. отборе ; организаций высшего ии юат.орых уето-нивли
«национальный
до
//
: пост.. Правительства ской Федерации от 13. 07. 2009 г. № Электронная ма
5. Проект гктронный ресурс]. М, 2017. URL:
(Дата обращения: 20.04.2017).
6.
в 2013 г. из стеенную
на
университетов
в 2014 г.
арствсннуу . Российской
университетов в отдельные зов особого статуса. Проект
одной только государственной ] ки как особой привилегии, видимо, недостаточно.
1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. № 273-Ф3 // Электронная
система
№ 1500-р // правовая система
7. О субсидиях, из федерального бюджета на , поддержку ведущих ун Федерации : рост. Правительства Российской Федерации от 16. 06. 2014 г. № 1053-р // Электронная информационно-правовая система. Консультант Плюо.
8. О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 г. из федерального бюджета на государственную поддержку ситетов Российской Федерации :
г. № 930-р // Электронная информацио0но-лривтая. система Консультант Шюо».
9. «5-100к цена провала. Комплексный анализ результатов проекта по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов [Электронный ресурс]. URL: http://
11/5-
тет.рф/ (Дата обращения: 25.04.2017).
11. Положение о порядке курсного отбора обр высшего образования на финансовое ние программ развития феде
бюджета (утверждено
и науки Российской Федерации 17. 02. ' г.) [Электронный ресурс]. ЖЬ:Шр://опор-ныйуниверситет.рф/Р01оаИепяе2017.р4Г
12. Положение о порядке проведения конкурсного отбора образовательных организаций
:
высшего образования на финансовое ние
организаций дств федер
бюджета (утверждено зования и науки Российской Федерации 16. 10. 2015 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://
Библиографическое описание статьи
Блинова Т. Н., Третьяков М.М. образования современной России // Власть № 3 (80). С. 97-105. DOI 10.22394/1818-4049-2
особого статуса в системе высшего правление на Востоке России. 2017. )17-80-3-87-95
The article describes different types of educational institutions of higher education of special status in Russia: leading classical universities, Federal universities, r^es^e^^rrc^i universities, ^umv^ersiti^es—^j^O'rtici^p^aints of t^^^e interpretation of the term «educational organization open goal, putting the state in front of as well as considering the additioi ' of universities. In addition, the article raises the issue educational organizations should be
in Russia. The authors come to the research, support and allocation of them to separate groups of universities of
«5-100k The authors give iucation of special status», universities with special status, vested in the analyzed group ach of these groups of the system of higher education that the goals that confront federal, national are not unique. Consequently, the special status is not,
Keywords: educational organization of research universities, strong universities, institutions of higher education of.
education, universities, Federal universities, -participants of the project «5-100», of special status.
aims
References:
Federacii : Federacii ot 29. 12. ya info;
pravovaya sistema «Konsultant Plyus.
2. O Moskovskom gosudarstvennom universitete im. M. V. Lomonosova i Sankt-Peterburgskom gosudarstvennom universitete : federal'nyj zakon
EHleMronmaya inforrmarcionrv0-praVovaycx sistem/ «Konsultant Plyus».
3. Koncepciya sozdamya i gosudarstvennoj podder^hki razvitiya federal'nyh universitetov
zasedaniya gruppy po
pri Sovete realizacii
< nacional 'nomu proektu « Prezidente
4. O
Federacii po _ i ot 29. 09. 2009 g. № // EHlektronnaya inf^nacimn^ sistema «Konsultant Plyus». konkursnom otbore programm razvitiya
v otnoshenii kottoryh ustanavlivaetsya kategoriya issledovatelskij universüet» : post.
Federacii ot 13. 07. 2009 g.
№ i
) //,
nfo
sistema «Konsultant Hyus».
Blinova Tatyana Nikolaevna - associate professor of the management business and law chair, the Far-Eastern Institute of management - branch of RANEPA (Khabarovsk). E-mail: [email protected]
Tretyakov Mikhail Mikhailovich - Doctor of Economics, head of the department
5. Proekt URL:
resurs]. M, 2017.
(Data
i «Konsultant Plyus.
7. O subsidiyah, predostavlyaemyh v 2014 g. iz federal'nogo byudzheta na gosudarstvennuyu podderzhku vedushchih universitetov Rossijskoj Federacii: rasp. Pravüel'stva Rossijskoj Federacii ot 16. 06. 2014 g. № 1053-r // EHlektronnaya informacionno-pravovaya sistema «Konsultant Plyus».
8. O raspredelenii subsidy, predostavlyaemyh v 2015 g. iz federal'nogo byudzheta na gosudarstvennuyu
i Federacii ot 22. 05. 2015 g. № 930-r // EHlektronnaya informacionno-pravovaya sistema «Konsultant Plyus».
9. «5-100: cena provala Kompleksnyj
Reference to the article
po povysheniyu
URL: http:// 2015/11/5-
10. Opornye universitety [EHlektronnyj resurs]. M, 2017. URL: http://opornyjuniversüet.rf/ (Data obrashcheniya: 25.04.2017).
11. Polozhenie konkursnogo otbora
schet sredstv federal'nogo byudzheta (utverzhdeno Ministerstvom obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii 17. 02. 2017 g.) resurs]. URL:http://o
Polozhenie2017.pdf 12. Polozhenie konkursnogo otbora
rga-mzaaj vyss^ za schyot sredstv federal'nogo byudzheta (utverzhdeno Ministerstvom obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii 16. 10. 2015 g. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://opornyjuniversitet.rf/fin-
DOI 10.22394/1818-4049-2017-80-3-87-