УДК 637.1:543.06
Ведущий инженер Н.С. Пряничникова, зав. лабораторией И.А. Макеева, ст. науч. сотрудник Н.В. Стратонова, науч. сотрудник З.Ю. Белякова, инженер Ж.И. Смирнова, инженер Н.Р. Лемех (ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности»), тел. 8 (499) 237-0373, E-mail: gostmaki@yandex.ru
Leading Engineer N.S. Pryanichnikova, Head of the laboratory I.A. Makeeva, Senior Research Associate N.V. Stratonova, Research Associate Z.YU. Belyakova, Engineer J.I. Smirnova, Engineer N.R. Lemeh (FSSI All-Russian Research Institute of Dairy Industry), tel. 8 (499) 237-0373, E-mail: gostmaki@yandex.ru
Органические молочные продукты. Краткий аналитический обзор в области законодательства и интеллектуальной собственности
Organic dairy products. Policy brief in law and intellectual property
Реферат. Нормативное регулирование мирового рынка продукции органического производства осуществляется в соответствии с международными стандартами и рекомендациями, на которые предстоит ориентироваться при разработке будущей системы нормативно-технического обеспечения данной сферы в РФ. Отсутствие стандартов и систем в отношении органической сельскохозяйственной продукции является одним из главных препятствий на пути ее производства. Это же обстоятельство является причиной существенных затруднений в разработке и принятии развернутых механизмов поддержки производства органической продукции. Ключевое значение для успешного развития в России органического сельского хозяйства имеет реализация системы мер по стимулированию сельскохозяйственных товаропроизводителей при производстве органической сельскохозяйственной продукции; поддержке потребительской сельскохозяйственной кооперации, малого и среднего предпринимательства, предоставляющих услуги сельхозтоваропроизводителям органической сельскохозяйственной продукции; по государственной поддержке в области подготовки и переподготовки кадров, информационно-методического и научно-методического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих органическое сельскохозяйственное производство или лиц, планирующих его организацию. Появление на рынке России продукции органического производства, возрастающий интерес к органическому производству отечественных товаропроизводителей, вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию обосновывает необходимость активизации работы по стандартизации в данном сегменте потребительского рынка России, а также по представлению и защите интересов страны при разработке международных стандартов.
С'Пряничникова Н.С., Макеева И.А., Стратонова Н.В., Белякова З.Ю., Смирнова Ж.И., Лемех Н.Р., 2015
Summary. Normative regulation of the world market of organic production is carried out in accordance with international standards and recommendations, which will guide future regulatory system and technical support of this sector in the Russian Federation. The lack of standards and systems for organic agricultural products is one of the main obstacles to its production. The same circumstance causes significant difficulties in the formulation and adoption of detailed mechanisms for supporting organic production. The key to successful development in Russia organic agriculture is the implementation of measures to stimulate agricultural producers in the production of organic agricultural products; consumer support agricultural cooperatives, small and medium-sized businesses that provide services to agricultural producers of organic agricultural products; state support in the field of training and retraining, information and methodological and scientific and methodological support of agricultural producers engaged in organic farming or persons planning his organization. The appearance of the Russian market of organic production, and increasing interest in organic production of domestic producers, the entry of the Russian Federation to the World Trade Organization justifies the need for increased standardization work in this segment of the consumer market of Russia, as well as representation and protection of interests of the country in the development of international standards.
Ключевые слова: органические молочные продукты, нормативное регулирование, интеллектуальная собственность.
Keywords: organic dairy products, normative regulation, intellectual property.
В последние годы «мода» на здоровый образ жизни, здоровое питание, пришедшая из США и Западной Европы, широко распространилась и в России. И само понятие «здоровое питание» стало подразумевать использование натуральных продуктов, отказ от пищевых добавок и генетически модифицированных продуктов.
Сегодня органические или, как их еще называют, «экологически чистые» продукты питания востребованы на мировом рынке. Одним из развивающихся направлений в производстве пищевой продукции является производство органической или экологической продукции. На долю органических молочных продуктов (которые включают в себя молоко, йогурт, сыр, масло и мороженое) приходится 19 % от общего объема мирового рынка органической продукции.
Важно отметить, что органический продукт - это, прежде всего, способ производства. Поэтому в сфере «органик» (так неофициально принято называть органическую продукцию - от англ. organic) центральное место занимает сельское хозяйство. Именно с сельскохозяйственного предприятия начинает свой путь органический продукт. Международное законодательство дает такое определение органической продукции: «это продукция, полученная в результате ведения сертифицированного органического производства в соответствии с требованиями стандартов и правил органического производства». В таких органических стандартах регламентируется процедура сертификации сельскохозяйственных органических предприятий, а также порядок их контроля.
Несмотря на то что на российском рынке немного органических производителей, в отечественных супермаркетах широко представлена продукция, маркированная как «био», «эко», «natural» или «organic». Но так как в странах бывшего СНГ пока нет национальных законодательств по вопросу органического производства,
то не урегулирован и порядок использования таких понятий. Поэтому такую маркировку нужно рассматривать как рекламу. Исключением является импортная продукция, которая прошла процедуры оценки и подтверждения соответствия по специально разработанным экологическим программам сертификации.
В российском законодательстве подобная система документов, устанавливающих идентификационные характеристики органической или экологической пищевой продукции, отсутствует. В условиях формирования законодательства Таможенного союза вопросу обеспечения безопасности пищевой продукции уделено большое внимание, о чем свидетельствует введение на законодательном уровне принципов, позволяющих обеспечить безопасность пищевой продукции во всей цепи ее создания.
Был проведен анализ в части органических продуктов, в ходе которого выявили, что термин с соответствующим определением установлен в СанПиН 2.3.2.1078 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 21.04.2008 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.3.2.2354-08» были утверждены санитарные правила СанПиН 2.3.2.2354 «Дополнения и изменения № 8 к санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»» с датой введения 01 июля 2008 г. [5].
СанПиН 2.3.2.2354 включает термин «органический продукт» с соответствующим определением: пищевой продукт, произведенный с использованием технологий, обеспечивающих его получение из сырья, полученного без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО, не подвергнутого обработке с использованием ионизирующего излучения и в соответствии с настоящими санитарными правилами. Далее следует раздел «Санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам», устанавливающий общие требования к органическим продуктам, а также требования к производству органических продуктов растительного происхождения, пчеловодства и животноводства и соответствующие приложения.
Аналогичные требования в части органических продуктов изложены в «Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)», действующих до введения в действие технических регламентов Таможенного союза [1].
Полученные данные были положены в основу системы документов в части органических продуктов (рисунок) [2].
В мировой практике сложились три международных системы документов: директивы ЕС (EU Regulation 2092/91 (директива ЕС 834/2007)), руководящие положения комиссии Codex Alimentarius (Guidelines for Organically produced food 1999/2001) и американские базисные стандарты IFOAM Basic Standards (IBS) [7, 8, 9].
Нормы положений кодекса и базисных стандартов носят более общий характер. Они предлагают общие принципы и критерии, которым необходимо следовать при производстве органической продукции, в то время как директивы дают более детальные нормы и имеют статус закона.
В Европе продукты «organic» (органические) производят в соответствии со стандартами «Общеевропейского соглашения по органическому производству сель-
скохозяйственной продукции № 2092/91 от 24 июня 1991 года». В ряде европейских стран такие продукты принято называть биопродуктами. В США основой стандарт - «Акт об органическом производстве продуктов питания», принятый в 1990 г.
Общие принципы - это цели, на которые ориентировано экологическое производство и переработка. Рекомендации - это стандарты, которые IFOAM пропагандирует, но не требует их четкого выполнения. Стандарты представляют собой минимальные требования, которые должны быть выполнены органами по сертификации или стандартизации.
На основе этих международных систем стандартов в разных странах создаются государственные нормы и правила органического производства продуктов питания, что позволяет учитывать физико-географические, социальные и экономические особенности различных государств. Три названных выше системы достаточно схожи, но имеют ряд различий. Прежде всего, следует отметить разницу в назначении этих систем:
EU - система стандартов по производству органической продукции, цель которой стандартизировать рынок ЕС. Данная система имеет статус закона.
Codex - общие указания для государств мира, желающих разработать национальные стандарты и систему регулирования. Сама организация не занимается сертификацией.
IBS - список стандартов для разработки более детальных стандартов, требования, которые должны выполняться аккредитованными в IFOAM сертифицирующими компаниями.
Таким образом, нормы Codex и IBS носят более общий характер. Они предлагают общие принципы и критерии, которым необходимо следовать, в то время как EU дает более детальные нормы, необходимые для стран ЕС. Присутствуют некоторые расхождения и в том, какие продукты именовать «органическими». Так, в США выделяется четыре категории продуктов по «органичности». К первой категории относятся продукты на 100 % состоящие из органических ингредиентов. На их упаковке написано 100 % органический и стоит знак органического сельского хозяйства США. Ко второй группе относятся товары, в которых 95 - 99 % от веса (без учета воды и соли) органических ингредиентов. На их упаковке написано «органический» и стоит знак органического сельского хозяйства США. Третья группа - если органических ингредиентов 70 - 90 %, то на упаковке разрешено писать «произведено при использовании органических ингредиентов» («Made with Organic»), но знак органического сельского хозяйства США на упаковке ставить запрещено. Для четвертой группы продуктов, где содержится менее 70 % органических компонентов, в США запрещено писать на лицевой стороне слово «органический», однако если данный продукт все же содержит органические составляющие, то они могут быть перечислены на задней стороне упаковки [2].
№
Конституция РФ
ФЗ «О техническом регулировании» Постановлений Правительства РФ, касающиеся пищевой продукции
Технические регламенты РФ
Нормативные документы РФ
СанПиН 2.3.2.2354-08(раздел «Санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам»)
(К
V
Документы в области стандартизации РФ
JV
Международный договор ЕЭС Соглашения Таможенного союза об обращении продукции, по санитарным и ветеринарно-санитарным мерам
Технические регламенты Таможенного союза
V
Единые санитарно-эпидемиологические требования (действуют до введения в действие ТР ТС)
ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Система экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»;
ГОСТ Р ИСО 14004-2007 «Система экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системами методам обеспечения функционирования»; ГОСТ Р ИСО 14015-2007 «Экологический менеджмент. Экологическая оценка участков и производств»; ГОСТ Р 14020-99 «Экологические этикетки и деклараци! Основные принципы» и др.
Документы в области стандартизации ТС
Страны, входящие во Всемирную торговую организацию (ВТО)
Соглашения: по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и по применению санитарных и фитосанитарных мероприятий (СФС)
Европа
Codex Alimentarius Guidelines for Organically produced food
США
Постановление об органических продуктах (Organic Food Production Act).
Страны ЕС
Регламенты комиссии (ЕС) № 834/2007 и 8№ 89/2008 Постановление комиссии (ЕС) № 1235/2008 (регулирование импорта экологической продукции из третьих стран)
- выделены документы, содержащие требования к объекту исследования
Рисунок. Система документов в части органических продуктов
В Европе выделяют три категории «органичности» товаров. Если продукт состоит из 95 - 100 % органических ингредиентов, он называется органическим. При 70 - 94 % органических составляющих слово «органический» может использоваться только в списке ингредиентов. При менее 70 % органических добавок слово «органический» может вообще не присутствовать на упаковке [2, 3].
В настоящее время органическое сельское хозяйство охватило практически все страны. Все больше и больше государств создают собственные законы и сертифицирующие системы, т.к. ключевым для развития производства продукции органического происхождения почти всегда является национальный рынок.
В РФ требования к производству органической молочной продукции установлены в документах различного иерархического уровня.
Такими документами являются:
документ межгосударственного уровня - «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» (утверждены Комиссией Таможенного союза от 17.08.2010 года № 341 были внесены Изменения в «Единые требования»);
- документ национального законодательства в части безопасности пищевой продукции - «Санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам» (Дополнение и изменение № 8 СанПиН 2.3.2.1078-01 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.04.2008 № 26).
Оба документа различаются по иерархической значимости, устанавливают требования к рассматриваемым объектам по следующим аспектам: терминологический, сырьевой и требования к маркировке.
Из документов межгосударственного уровня только в «Единых требованиях» приведен термин с соответствующим определением (изм. № 341 глава II пункт 18 раздела 1.4 «Общие требования к маркировке пищевых продуктов»), который устанавливает, что «органические продукты - это пищевые продукты, произведенные с использованием технологий, обеспечивающих их изготовление из сырья, полученного без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО, не подвергнутого обработке с использованием ионизирующего излучения» [1].
Понятие «органический продукт» в межгосударственном документе появилось только в контексте маркировки пищевой продукции, при этом полностью отсутствует система контролируемых показателей, не говоря уже о нормах, не описанных систем подтверждения соответствия и систем государственного контроля.
В 2012 г. рабочей группой Министерства сельского хозяйства была сделана попытка вывести производство органической продукции на законодательный уровень, установить правовые основы производства органической сельскохозяйственной продукции для устойчивого обеспечения населения РФ органической продукцией. Разработанный проект ФЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» до настоящего времени не принят [4].
Параллельно проводятся работы над проектом национального стандарта ГОСТ Р «Продукты пищевые органические. Термины и определения».
Объектом стандартизации являются пищевые органические продукты. Проект стандарта устанавливает основные термины и определения, которые послужат доказательной базой свойств объектов технического регулирования в области производства и оборота органических пищевых продуктов и продуктов их переработки, произведенных из основных источников, отвечающих требованиям органического производства: органического сельского хозяйства, лесного хозяйства, водных экосистем и пчелохозяйств.
Термины, установленные в проекте стандарта, до принятия соответствующего технического регламента ТС будут обязательны для применения во всех видах документации и литературы по пищевым органическим продуктам, входящей в сферу работ по стандартизации и/ или использующей результаты этих работ.
Для подтверждения так называемого «экологического статуса» производители, переработчики или продавцы должны пройти процедуру сертификации. В России действует комплекс стандартов серии ИСО 14000, в котором установлены основные принципы сертификации производства в части экологической оценки:
- ГОСТ Р ИСО 14001 «Система экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»;
- ГОСТ Р ИСО 14004 «Система экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования»;
- ГОСТ Р ИСО 14015 «Экологический менеджмент. Экологическая оценка участков и производств»;
- ГОСТ Р ИСО 14020 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы».
Перечисленные стандарты служат инструментом экологического управления, посредством предоставления потребителю экологической этикетки и декларации.
Также известно, что в РФ существует ряд программ, зарегистрированных в системе добровольной сертификации экологического и биодинамического хозяйствования. Самой известной Российской системой сертификации является разработанная специалистами Санкт-Петербургского Экологического союза экомарки-ровка «Листок жизни» [6].
В 2007 г. «Листок жизни» признан международным сообществом среди добровольной экологической сертификации. Данный экологический союз стал первым и на данный момент единственным органом по сертификации в России, который имеет право на выдачу сертификата международного уровня по экологической сертификации продукции (услуг и работ).
С целью обобщения полученных сведений разработана информационно-аналитическая база данных (БД), включающая информацию об изучаемой группе продукции по следующим критериям (рубрикаторам):
«Законодательные документы» «Обращение продукции»
«Терминология» «Маркир ование»
«Экологическая система производства» «Транспортирование»
«Переработка» «Система контроля и сертификация»
БД представляет собой подборку актуальных (действующих) документов в области производства органической молочной продукции. К таким документам отнесены законодательные документы, нормативные правовые акты, документы в области стандартизации и др. Перечисленные документы хранятся в электронном виде на жестком диске персонального компьютера или CD, каждый в своей папке. Электронный формат документов и информационных материалов должен быть таков, чтобы не позволять пользователем БД его изменять. Наиболее приемлемым в данном случае является формат PDF, используемый в Adobe Reader. Объединяет перечисленные документы в БД система управления базами данных (СУБД).
В состав БД входят 3 таблицы (электронные документы). В этих таблицах формируется информация по каждому из выше перечисленных документов, составляющих БД. Ниже представлены таблицы на примере критерия «Законодательные документы».
В таблице «ZAKON» сформирован рубрикатор, который содержит систематизированные документы с соответствующими кодами:
1 Законодательные документы:
1.1 Постановление правительства РФ: 1.1.1 Технический регламент;
1.2 Документ в области безопасности пищевой продукции:
1.2.1 Требования к безопасности молока и молочной продукции; 1.2.2Гигиенические нормативы;
1.3 Документы в области стандартизации;
2 Экологическая система (органическое сельское хозяйство):
2.1 Требования к экологии почвы;
2.2 Требования к экологии воды;
2.3 Требования к экологии растениеводческой продукции;
2.4 Требования к экологии животноводческой продукции;
3 Переработка и обращение продукции:
3.1 Требования к технологическим процессам;
3.2 Требования к технологическим вспомогательным средствам: 3.2.1 Требования к ингредиентам;
3.3 Требования к готовому продукту;
4 Требования к маркировке готовой продукции;
5 Требования к транспортированию:
5.1 Требования к транспортированию кормов;
5.2 Требования к транспортированию сырого молока;
5.3 Требования к транспортированию готовой молочной продукции;
6 Система контроля и сертификации;
7 Терминология.
В таблице «ZAPROS» формируется информация с запросом на поиск требуемого документа. Поиск может выполняться по номеру документа, дате введения его в действие и коду рубрикатора. Искомые документы хранятся в таблице «DOKUMENT». Поиск нужного документа производится с использованием экранной формы, которая выводится на экран монитора персонального компьютера. При наличии в БД информации, соответствующей полям формы: № документа, дата ввода в действие и коду рубрикатора, в окне формы появляется содержание искомого документа.
Патентный поиск проводили в соответствии с ГОСТ Р 15.011 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования». Полнота поиска определялась наличием документов в патентных базах данных Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ (Роспатент, www.fips.ru), Бюро по патентам и товарным знакам США (USPTO, www.uspto.gov), Всемирной патентной базе данных (Worldwide, espacenet.com). Патентный поиск проводили по ключевым словам и классам МКТУ по России, а также по европейским патентам и международным заявкам, а также МКТУ 29, включающим молоко и молочные продукты. В результате проведенного исследования патентной ситуации выявлен значительный интерес к разработке натуральных, эко- и органик-молочных продуктов. При этом существенная часть обозначений используется в качестве рекламной информации и не несет в себе достоверности. Патентная ситуация на территории РФ благоприятна для разработок способов получения органических молочных продуктов. Распределение товарных знаков по датам подачи заявок свидетельствует о стабильном интересе к тематической области исследования на протяжении всего временного интервала, охваченного патентным поиском.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» (решение
Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 года № 341) и Изменения в «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» (Решение Комиссии Таможенного союза № 622 от 07.04.2011г.).
2. Макеева, И.А. Маркировка молочной продукции в условиях Таможенного союза. Теория, анализ, практика [Текст] : монография / И.А. Макеева, Н.В. Страто-нова. - М. : ООО «Франтера», 2013. - 178 С.
3. Макеева, И.А. Техническое регулирование молочной отрасли: вопросы и ответы [Текст] / И.А. Макеева, Н.В. Стратонова, Ж.И. Смирнова // Переработка молока - август 2013.
4. Проект Федерального закона РФ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации».
5. Санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам СанПиН 2.3.2.2354-08 (Дополнение и изменение № 8 СанПиН 2.3.2.1078-01 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.04.2008 № 26).
6. Смирнова, Е. «Экологическая маркировка», 2012.
7. Codex Alimentarius Guidelines for Organically produced food 1999/2001. «Кодекс Алиментариус» по реализации программы ФАО/ВОЗ «Руководство по изготовлению, переработке, маркировке и реализации органических продуктов питания (GL 32-1999. Rev. 1-2001)».
8. Council Regulation (EEC) № 2092/91 от 24.06.1991 г. Постановление ЕС об органическом производстве сельскохозяйственных продуктов и признаках, относящих их к сельскохозяйственным.
9. EU Regulation 834/2007 Постановление (ЕЭС) № 834/2007 «О производстве и маркировке органической продукции и отмене Регламента ЕЭС № 2092/91».
REFERENCES
1. «Uniform sanitary and epidemiological and hygienic requirements goods subject to sanitary and epidemiological supervision (control) «(decision of the Commission of the Customs Union on 17.08.2010, № 341) and Changes in the «Uniform sanitary and epidemiological and hygienic requirements for goods subject to sanitary and epidemiological supervision (Control)» (Decision of the Commission of the Customs Union number 622 from 07.04.2011).
2. Makeeva, I.A., Stratonova N.V. Marking of dairy products in Customs Union. Theory, analysis, and practice [Text] : monograph / I.A. Makeeva, N.V. Stratonova. -Moscow, 2013. - 178 p.
3. Makeeva, I.A. Technical regulation of the dairy industry: Questions and answers [Text] / I.A. Makeeva, N.V. Stratonova, Zh.I. Smirnova / / Processing milk -August 2013.
4. Draft Federal Law «On the production of organic agricultural products and amending legislation Acts of the Russian Federation».
5. Sanitary requirements for organic products SanPiN 2.3.2.2354-08 (additions and changes № 8 to SanPiN 2.3.2.1078-01 (approved. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation 21.04.2008 № 26).
6. Smirnova E. «Есо-labeling», 2012.
7. Codex Alimentarius Guidelines for Organically produced food 1999/2001. "Codex Alimentarius" to implement the FAO / WHO «Guidelines for the production, processing, labeling and sale Organic Foods (GL 32-1999. Rev. 1-2001)».
8. Council Regulation (EEC) № 2092/91 of 24.06.1991, the Decision EU on organic production of agricultural products and indications referring thereto on agricultural products and foodstuffs.
9. European Organic Regulation (EC) № 834/2007 «About production and labeling of organic products and repealing Regulation EEC № 2092/91».