ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGICAL SCIENCES
УДК 159.922.76
Н.Л. Лихачёва,
кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и
специальной психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия М.С. Конакова, аспирант
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия marina_makarova_13@mail. ru
Орфографический самоконтроль у детей с задержкой психического
развития
В статье рассматриваются предпосылки формирования самоконтроля у младших школьников с задержкой психического развития. Определены основные трудности формирования орфографического самоконтроля младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: самоконтроль, предпосылки формирования орфографического самоконтроля, орфографический самоконтроль, задержка психического развития.
N.L. Likhachyova,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of
Correctional Pedagogy and Special Psychology Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia M.S. Konakova, Postgraduate
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected] Оrhographic self-monitoring in children with a delay of mental development
The article discusses the prerequisites for the formation of self-control in younger students with mental retardation. The main difficulties of the formation of spelling self-control of younger students with mental retardation are identified.
Keywords: self-control, prerequisites for the formation of spelling self-control, spelling self-control, mental retardation.
Современная система обучения отличается ускоренными темпами и новой (инклюзивной) средой, которая оказывает на процесс обучения детей, как положительное влияние, так и создает ряд трудностей.
Особые трудности испытывают учащиеся с нарушениями в развитии, поскольку у них не сформированы различные предпосылки (психологические, речевые, когнитивные др.) к овладению основными видами учебной деятельности.
Разнообразные нарушения психического развития, устной речи, слухового и зрительного анализаторов, интеллектуальные нарушения затрудняют процесс овладения письменной деятельностью и усвоение школьной программы, что создает ситуацию неуспешности в обучении этой категории детей. Постоянные, стойкие трудности в усвоении письменной деятельности младших школьников с нарушениями в развитии часто становятся причиной появлению школьной дезадаптации и отказа от обучения [1,3].
В современной научной литературе письменная деятельность рассматривается с точки зрения психолингвистики, психофизиологии, нейропсихологии, педагогики и логопедии (А.Р. Лурия, А.Н. Корнев, Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, М.Е Хватцев, А.В. Ястребова и др.).
Письменная речь - это один из видов речи, связанный с выражением и восприятием мыслей в графической форме, включающий в себя два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение) (А. А. Леонтьев) [2].
В настоящее время исследователями раскрыты симптоматика, структура и механизмы нарушений письма, разработаны общие методологические подходы и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов нарушения письма (И.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова и др.).
Специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении правописанием, особенно при изучении сложных правил орфографии. В связи с этим у детей появляются стойкие дизорфографические ошибки.
Особую группу с нарушениями письма составляют учащиеся с задержкой психического развития, поскольку нарушения данного вида деятельности у них носит индивидуальный, полиморфный характер.
Изучением особенностей развития данной категории детей занимались различные отечественные и зарубежные исследователи Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Т.Б. Глезерман, К.С. Лебединская, В. И. Лубовский, У.В. Уленкова, Ю.Г.Демьянов, Г.Е Сухарева, Н Я Семаго, М.М. Семаго.
В современной литературе определены ряд факторов, создающих трудности в овладении письмом учащимися с задержкой психического развития, обусловленные незрелостью психики:
1) отсутствие мотивации к обучению;
2) снижение познавательных функций;
3) нарушение согласованной работы различных анализаторов;
4) низкий уровень волевых процессов, регуляции, саморегуляции, контроля и самоконтроля [3].
В работах Е.А. Логиновой раскрывается структура нарушения письма у школьников с ЗПР. Она отмечает, что у данной категории детей наблюдается не только языковые нарушения, но и неполноценность слухо-моторных и зрительно - моторных координации, недостаточное развитие различных видов памяти; особенности речемыслительной деятельности; низкий уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции деятельности [3].
В учебной деятельности особое внимание уделяется контролю и самоконтролю (компонентам саморегулирующей системы организма), поскольку они являются ведущими когнитивными действиями для овладения новыми видами деятельности, в том числе и письма [1].
Самоконтроль определяется как процесс сопоставления собственных действий с результатом, намеченной целью, образцом и одновременная их оценка. Орфографический
самоконтроль характеризуется как умственное действие в структуре деятельности по решению орфографической задачи, пронизывающие планирование и программирование действий, а так же ход их выполнения. Для формирования орфографического самоконтроля необходима сформированность компонентов общей произвольной деятельности.
Работа над орфограммой включает анализ речевого материала, выделение орфограммы, определение алгоритма действий, подбор проверочного слова, действия в соответствии с заданным алгоритмом. Выполнение этих действий осуществляется успешно при сформированности орфографического самоконтроля [4].
В исследовании И.Ф. Марковской определены приоритетные направления коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития и выражаются они в коррекции регуляции познавательной деятельности в звене организации, контроля и программирования деятельности [5].
Таким образом, у детей с задержкой психического развития наблюдается дефицит произвольной регуляции деятельности, что не дает сформироваться навыкам контроля за собственными действиями, в том числе орфографическими. Поэтому формирование орфографического самоконтроля необходимо для данной категории детей уже на этапе изучения первой орфограммы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Елецкая, О.В. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов : метод. рекомендации и упражнения / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. - М. : Школьная Пресса, 2003. - 64 с.
2. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1997. - 287 с.
3. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития : учеб. пособие / Е.А. Логинова ; под ред. Л.С. Волковой. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 208 с.
4. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 464 с.
5. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития: клинико-нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. - М. : Компенс-центр, 1993. - 198 с.
REFERENCES
1. Eleckaya O.V., Gorbachevskaya N.Yu. Korrekciya dizorfografii u uchashchihsya 5-6 klassov: metod. rekomendacii i uprazhneniya [Correction of dysorthographia at pupils of 5-6 classes]. Moscow: Shkol'naya Pressa, 2003. 64 p.
2. Leont'ev A.A. Osnovy psiholingvistiki [Basics of Psycholinguistics]. Moscow: Smysl, 1997. 287 p.
3. Loginova E.A. Narusheniya pis'ma. Osobennosti ih proyavleniya i korrekcii u mladshih shkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya: ucheb. posobie [Letter violations. Features of their display and correction for children with mental retardation]. L.S. Volkovoj (ed.). Saint-Petersburg: DETSTVO-PRESS, 2004. 208 p.
4. L'vov M.R., Goreckij V.G., Sosnovskaya O.V. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v nachal'nyh klassah: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Methods of teaching Russian language in primary school]. 3-e izd., ster. Moscow: Akademiya, 2007. 464 p.
5. Markovskaya I.F. Zaderzhka psihicheskogo razvitiya: kliniko-nejropsihologicheskaya diagnostika [Delayed mental development: clinical and neuropsychological diagnosis]. Moscow: Kompens-centr, 1993. 198 p.