УДК 371.3:373.3 ББК 74.2 Ж-19
Жажева Дариет Долетчериевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и меторики преподавания педагогического факультета Адыгейского государственного университета, тел.: 8-918-421-49-21
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
И УСЛОВИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
(рецензирована)
В настоящей статье рассматривается вопрос об орфографической грамотности, которая выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли.
Ключевые слова: речь, орфография, орфографические правила, орфографическая
грамотность, орфографический навык, орфографические ошибки.
Zhazheva Dariet Doletcherievna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Adyghe State University, tel.: 89184214921.
SPELLING LITERACY IN PRIMARY SCHOOL AND CONDITIONS FOR ITS FORMATION
This article discusses the spelling literacy, which serves as a part of the common language of culture, ensures the accuracy of expression.
Key words: speech, spelling, spelling rules, spelling literacy, spelling skills, spelling errors.
Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно.
Орфографически - правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо. К сожалению, не все учителя осознают смысл этого. Поэтому наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка.[2]
Орфографический навык - это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: 1) навык письма, 2) умение анализировать слово с фонетической стороны, 3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, 4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому учителю нужно научить младших школьников превращать свои знания в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком.[3]
Хорошо развитые речевые навыки (точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения) воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют успех общественной и профессиональной активности человека. Если признать, что умение обнаруживать и прогнозировать орфограммы в письменном тексте - это базовое орфографическое умение, то и закладывать его надежные основы следует, прежде всего, в начальных классах. Вот почему вопрос о том, как системно построить работу над формированием орфографической зоркости у детей, начиная с первых шагов их обучения в школе, по-прежнему, остается актуальным. Важнейшим компонентом его решения является обеспечение готовности учителя начальных классов вести соответствующую работу на уроке.
Когда мы говорим, читаем, пишем, слушаем радио, смотрим звуковой фильм в кинотеатре или по телевизору, мы занимаемся речевой деятельностью. Речь оформляет наши мысли, делает их материально оформленными. Роль речи в нашей жизни велика, речь выполняет важные общественные функции. Целью речевого акта может быть передача или получение информации, какого-то сообщения. Речь служит целям накопления полученных знаний, сохранения и передачи
человеческого опыта. С помощью речевого действия люди выражают свои эмоции, чувства. Человек способен выражать эмоции непосредственно, но речь обогащает наши выразительные возможности, позволяет конкретно обозначить испытываемое чувство.
Нередко бывает, что человек, хорошо знающий большое количество слов и заучивший все правила грамматики, тем не менее, речью владеет плохо, так как речь его не развита: средства языка не активизированы, механизмы речи не освоены. Они усваиваются только в практической деятельности, то есть в речи, в коммуникации. Это механизмы восприятия речи (аудирования), выражения собственных мыслей - говорения, механизмы чтения - восприятия графически зафиксированной чужой речи и письма - выражения мысли с помощью графических знаков.
Овладение речью - результат длительного развития языковых способностей человека. В три месяца ребенок начинает лепетать, то есть произносить определенные сочетания звуков. Затем с развитием потребности в общении ребенок осваивает отдельные слова. Примерно с двухлетнего возраста дети могут объединять слова в предложения, а к школьному возрасту овладевают важнейшими средствами языка.
Если до школы ребенок познает систему языка в процессе речевой деятельности стихийно под влиянием речевой среды, то в школе идет процесс сознательного использования языкового материала. Учащиеся знакомятся с нормами литературного языка и приобретают навыки владения литературным языком в устном и письменном общении. Работа по развитию связной речи школьников занимает одно из первых мест в современном школьном обучении русскому языку.
Актуальными вопросами в современной методике преподавания русского языка являются формирование интереса к русскому языку, совершенствование самой методики и поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальных классов с целью формирования орфографических навыков. От того, насколько полно будут сформированы орфографические навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Поэтому формирование орфографической грамотности учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе и оно обусловлено тем, что:
- орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении;
- письменная форма литературного языка отличается от устной сложностью в своей структуре.
Уровень элементарной грамотности, в том числе грамотности орфографической, связывается
представлениями нашего общества не только с общей подготовкой по родному языку, но тем самым и с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой.
Вопросом формирования орфографических навыков учащихся занималось и занимается немало ученых нашей страны и за рубежом. Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах Н.А. Корфа, Д.И. Тихомирова, В.А. Флерова, а также методистов и психологов - Д.Н. Богоявленского, Л.К. Назаровой, С.П. Редозубова,
Н.С. Рождественского и М.В. Ушакова. По словам К.Д. Ушинского: «этот удивительный педагог -родной язык - не только учит многому, но учит удивительно легко», трудно с ним не согласиться.[6]
Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию, утвердилось направление, учитывающее, в первую очередь, языковую природу орфографических единиц, опирающееся на принципы орфографии и на типы орфограмм. В центре обучения правописанию поставлено правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Этот метод логичен, но требует очень точного знания и самих правил, и грамматических условий их применения.[4]
В настоящее время общепризнанным является тот факт, что хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают, как признак воспитанности и образованности личности, а также определяет общественную и профессиональную активность человека. Культура речи - «одежда мысли», по которой сразу определяют уровень образованности человека, так принято считать.
Общество остро реагирует на орфографически безграмотное письмо и это вполне объяснимо, так как установлено, что хорошо говорящие, читающие и пишущие школьники успешно овладевают всеми учебными дисциплинами, легче осваивают содержание среднего образования в целом. А одной из главных причин отставания учащихся, их слабой успеваемости, недостаточного интеллектуального развития является неудовлетворительная подготовка, недостаточно развития и грамотная устная и письменная речь.
В настоящее время вопрос об орфографическом и пунктуационном минимуме остается весьма волнующим наши школы и образование в целом. Однако пути его решения с течением времени все
больше проясняются. Это изучение природы русского правописания и его психологические основы, разработка методов и приемов предупреждения орфографических ошибок, формирование навыков грамотного письма, накопление практического опыта творчески работающих учителей. Поиск и решение данной проблемы позволяет методистам дать возможность условно определить объем требований, предъявляемых учащимся в отношении орфографической и пунктуационной грамотности. Поэтому, вопрос методики работы над формированием орфографических навыков учащихся остается важным.
Формирование орфографически грамотного письма - одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию достаточно сложно. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания, и воспринимают как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя».
Письмо - это вид речи, и с помощью письма человек выражает свои мысли, необходимо, чтобы при письме общение между пишущим и читающим было наиболее точным. Если в устной речи точности высказывания способствуют интонация, паузы, жесты, мимика и другие средства, то в письменной речи решению этой задачи во многом способствует орфография. С помощью орфографии формируется письменная речь.
Уже в начальной школе, возможно, добиться от ученика понимания роли правописания как средства передачи мысли на письме и показать ему значение орфографических правил для наиболее точного оформления мысли. Занятия по формированию орфографического навыка у детей содействуют воспитанию интереса и вкуса к языку, развивают стремление к осознанному использованию в речи языковых средств. Не снижая внимания к другим сторонам учебного процесса, необходимо уделять время на уроках для работы над формированием орфографического навыка.[2]
Для формирования орфографических навыков необходимо:
- понять мотивацию орфографической работы учащихся, так как сама орфография очень сложна и малопривлекательна для детей своим содержанием;
- научить детей видеть орфограммы, писать вдумываясь;
- развивать логическое мышление учащихся при обучении орфографии, так как только в этом случае можно сформировать у детей прочный навык решения орфографической задачи;
- при работе над формированием орфографических навыков использовать различные формы, приемы и способы обучения орфографии.
Эти цели можно реализовать, используя разнообразные формы и приемы работ: опорные схемы, игровые упражнения, постановка проблемной задачи, составление памяток на изученную орфограмму, таблицы, карточки, дидактические игры.
Работу по формированию орфографических навыков можно проводить на любом этапе урока. Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается детьми лучше, прочнее, легче тогда, когда правила из учебника подаются не в «сухой форме», а посредством обыгрывания ситуации, занимательности.
При этом подходе к учебному процессу включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, письменная. Важно выделить, что упражнения, по формированию орфографических навыков, подбираются с учетом вариантов орфограмм: с учетом типичных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при письме. Все это требует от учителя начальных классов обязательного знания теоретических основ обучения орфографии, заинтересованности и творческого отношения к работе.
Орфография имеет огромное значение в развитии речи: в ней ярче проявляются богатство, сила и красота языка, поэтому уже с самого младшего звена современной школы необходимо повышать интерес к формированию орфографического навыка учащихся. Наблюдения за языком находят живой отклик у детей. Они подмечают тонкие особенности языковых возможностей, быстро находят ошибочные обороты, улавливают эстетическое воздействие красоты слога. Этот интерес к слову у младших школьников объясняется активным характером овладения родным языком. Поэтому с первого дня обучения систематические упражнения по развитию речевого слуха учащихся способствует развитию так называемого дальнейшее сознательное овладение литературной речью.
Литература:
1. Граник Г.Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности // Вопросы психологии. 2008. №5.
2. Гудков В.М. Почему учащиеся правила запоминают, а пишут с ошибками // Начальная школа. 2000. №1.
3. Двухжилова Л.В. Повышение эффективности орфографических упражнений средствами развития речи. М., 2009.
4. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991.
5. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., 1974.