Внешнеэкономическая деятельность
УДК 339.544
Е.В. Жиряева
ОПЫТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
НА СУБНАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В РАЗВИТЫХ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВАХ
E.V. Zhiryaeva
EXPERIENCE OF THE EXTERNAL ECONOMIC POLICY AT THE SUBNATSIONAL LEVEL AT THE DEVELOPED FEDERAL COUNTRIES
Исследуется влияние политики субнациональных органов власти федеративных государств в областях государственных закупок, охраны территорий от болезней, поддержки программ социально-экономического развития на сферу внешнеторгового регулирования. По мере того как законодательство ВТО стремится установить контроль над новыми областями внутренней политики стран, возникают наложения международных обязательств государства и конституционных полномочий субнациональных правительств.
ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ; НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ; ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
The influence of the subnational authorities policy at the federal countries in the field of government procurements, territories protection from diseases and social and economic development support on the sphere of the international trade regulation is investigated. In proportion as the legislation of the WTO seeks to establish control over new areas of domestic policy of the member-states, there are impositions of the country's international obligations with the constitutional powers of the subnational governments.
MUTUAL RECOGNITION; NATIONAL TREATMENT; GOVERNMENT PROCUREMENTS; TECHNICAL REGULATION.
Самостоятельная торговая политика региональных властей может, на первый взгляд, подрывать обязательства страны по национальному режиму, принятые как в связи с членством в ВТО, так и в соглашениях о свободной торговле или таможенном союзе. Согласно ст. 111.1 и 4 ГАТТ национальные меры «...не должны применяться к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для отечественного производства». «Товарам с территории любой договаривающейся стороны, ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который
предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения». По мнению экономистов ОЭСР [1], обязательство соблюдать национальный режим возложено не только на национальные правительства, но также на региональные и местные власти. Их политика, которая не обеспечивает столь же благоприятного режима для иностранных товаров, как для местных, хотя существующее отношение к товарам из других регионов страны и является менее благоприятным, не соответствует принципу национального режима. Соглашение о свободной торговле между Колумбией и Кореей, например, предусматривает [2], что национальный режим для
суб-национального уровня правительства представляет собой отношение не менее благоприятное, чем самое благоприятное отношение, которое этот уровень правительства предоставляет любым подобным, непосредственно конкурирующим или заменяющим товарам другой стороны.
Вопрос о применении национального режима на субфедеральном уровне обсуждался международным сообществом также в связи с наличием у региональных властей конституционных полномочий по проведению инвестиционной политики. Анализируя двухсторонние инвестиционные соглашения США, ЮНКТАД [3] отмечает: «Если штат, принимающий инвестиции, предлагает преференциальный режим местным инвесторам, но не распространяет этого отношения на других инвесторов, иностранный инвестор не может апеллировать к принципу национального режима, чтобы получить такие же преференции». Наконец, соглашение ВТО о государственных закупках отдельно охватывает закупки товаров и услуг государственными предприятиями на уровне ниже национального.
Мы рассматриваем здесь внешнеэкономические меры, которые применяют штаты, провинции и кантоны развитых государств, соотнося их с международным обязательством по национальному режиму и некоторыми другими нормами ВТО. Цель исследования — выявить возможности реализации внешнеэкономических интересов российских регионов.
Термин «региональный уровень» применяется в отношении штатов, провинций и кантонов в пределах стран. Стандарты безопасности пищевых продуктов рассматриваются в разделе «технические меры». Объект исследования — торговая политика четырех развитых федеративных государств и конфедераций (США, Швейцария, Канада, Австралия). Исследование проводилось на основе отчетов ВТО о торговой политике стран за 2011—2013 гг. [4].
Меры, прямо влияющие на импорт
Платежи (кроме тарифов), связанные с импортом. Большинство региональных налогов в странах не дискриминирует импортные товары. В США, например, в дополнение к федеральным акцизным налогам 50 штатов и местных правительств применяют акцизы к
топливу, табаку, сигаретам, спиртным напиткам, вину и пиву.
В Канаде существует федеральный/гармонизированный налог с продаж (GST / HST), который, когда речь идет об импорте, подлежит оплате на основе стоимости импортированных товаров, включающей пошлину. Он собирается канадскими налоговым агентством и агентством по пограничным службам, а федеральное правительство возвращает провинциальный компонент провинциям. Для большинства провинций федеральные (GST) и провинциальные налоги с продаж гармонизованы. Соглашения между федеральным правительством и провинциями Онтарио, Новой Шотландии и Британской Колумбии предоставляют этим областям гибкость в провинциальном компоненте гармонизированного налога. Провинции Манитобы, Саскачевана и Острова Принца Эдуарда применяют налоги с продаж, которые не согласованы с федеральным. Провинциальный налог с продаж в Манитобе и Саскачеване рассчитывается на основе отпускной цены до применения GST; расчет налога в Квебеке и на острове принца Эдуарда происходит на основе отпускной цены, включающей GST. Эти области не применяют HST. Провинция Альберта, СевероЗападные территории, Юкон и Нунавут не применяют налога с продаж. Для каждого из провинциальных режимов налога с продаж применяются различные режимы освобождения от налогов: некоторые — в целях проведения социальной политики, другие — для поощрения сельского хозяйства, аквакульту-ры, производства и горной промышленности. При этом применение GST / HST не различается между внутренними и внешними поставщиками. Все провинции облагают налогами табак и топливо. Кроме того, Саскаче-ван и Квебек облагают налогами алкогольные напитки, Квебек и Остров Принца Эдуарда — новые шины, Британская Колумбия — шины и торф. Все эти платежи применяются одинаково к импорту и внутреннему производству, за исключением налога на алкоголь, введенного в Квебеке. Хотя большинство налогов в Канаде применяется на основе национального режима, на федеральном уровне акцизные сборы на определенные сорта произведенного внутри страны пива ниже, чем на импортированное пиво, а 100 %-е канад-
ское вино освобождено от акциза. Это нарушает национальный режим, но не является инициативой провинций.
Итак, мы установили, что лишь в Канаде, в провинции Квебек, алкогольные напитки местного производства получают выгоду от более низких провинциальных ставок акцизного сбора. Таким образом, наилучший налоговый режим предоставлен пиву из Квебека, чего нет в отношении импортного пива.
Количественные меры. Количественные меры в виде запретов, квот и лицензирования в целом запрещены ст. XI ГАТТ. Одной из причин, по которой страны иногда прибегают к этим мерам, является международное обязательство, установленное конвенцией или в форме санкции.
Международное сообщество обеспокоено незаконной торговлей ресурсами из Демократической Республики Конго, которая поддерживает конфликт между ополченцами и вооруженными внутренними формированиями в соседних странах. В феврале 2008 г. группа экспертов ООН по Конго заявила: «Предприятия, покупая минеральную продукцию из областей восточной части Конго, где действуют повстанцы, нарушают режим санкций, когда не проявляют должной осмотрительности, которая гарантировала бы, что их закупки минеральных продуктов не оказывают помощи незаконным вооруженным группам». Еще в октябре 2002 г. группа экспертов ООН обратилась к государствам-членам с просьбой — принять меры, совместимые с рекомендациями ОЭСР для транснациональных корпораций, с гарантией, что предприятия в их юрисдикциях не нарушают принципов поведения, которые они приняли как закон. В отчете, опубликованном 12 декабря 2008 г., группа экспертов нашла, что официальный экспорт танталовой руды, касситерита, вольфрамита и золота недооценен и что незаконные вооруженные группы в восточной области Конго продолжают получать прибыль от этих природных ресурсов, насильственно осуществляя контроль над местами добычи и путями транспортировки на экспорт. Резолюция № 1857 Совета Безопасности ООН, принятая 22 декабря 2008 г., расширяет существующие санкции, включив «людей или предприятия, поддерживающие незаконные вооруженные группы... через незаконную торговлю природными ресурсами», и поощряет го-
сударства-члены гарантировать, чтобы компании, получающие полезные ископаемые из Конго, проявляли осмотрительность по отношению к своим поставщикам.». В 2010 г. президент США Б. Обама провел реформу Уолл-стрит и закона о защите потребителей (реформа Додда-Фрэнка). Компании, зарегистрированные на фондовой бирже, использующие в производстве полезные ископаемые (танталовую руду, касситерит, вольфрамит и золото), происходящие из Конго, должны продемонстрировать старательность в выяснении источника и цепи поставки. Законы, вводящие санкции против Конго, приняли штаты Калифорния и Мэриленд. Раздел 10490, добавленный в результате одобрения билля ББ 861 [5] в Кодекс об общественных контрактах Калифорнии, устанавливает, что «тщательно проверяемая компания не имеет права на заключение контракта с государственным агентством на товары или услуги и не будет этого делать. "Тщательно проверяемая компания" является лицом, которое обязано раскрывать информацию, относящуюся к конфликтным полезным ископаемым из Демократической Республики Конго или из смежных стран, в соответствии с Разделом 13 Акта о ценных бумагах и бирже 1934 г. ...».
Таким образом, штаты США применяют количественные меры ограничения импорта, но только в той сфере, где они обладают полномочиями, а именно: в государственных закупках.
Санитарные и фитосанитарные меры. Карантинные и санитарные меры могут быть сферой полномочий региональных властей в силу географических особенностей отдельных территорий, наличия зон, свободных от болезней, особого статуса некоторых из них. Более того, иногда страна в целом заявляет о себе как о территории с географическим условиями, требующими особого отношения. В Исландии, например, запрещен импорт живых животных, а импорт свежего мяса требует разрешения министра промышленности и инноваций. Как член единой экономической зоны между ЕС и ЕАСТ, Исландия применяет законодательство ЕС, но в отношении ветеринарных мер для нее сделаны исключения. Строгий контроль оправдывается тем, что скот Исландии изолированно развивался на протяжении нескольких столетий и восприимчив к заразным болезням.
Штаты США разрабатывают собственные санитарные меры в соответствии с федеральными законами.
Все продовольственные учреждения Швейцарии должны заявить о действиях в области импорта или экспорта продукции компетентным кантональным ведомствам. Импортер животных и продуктов животного происхождения должен быть зарегистрирован согласно швейцарскому кантональному акту.
Провинциальные и территориальные правительства Канады обладают полномочиями в сфере проблем безопасности пищевых продуктов, произведенных и проданных в пределах их границ. Некоторые из них предъявляют дополнительные санитарные требования к молочным продуктам, маргарину, воде в бутылках и кленовому сиропу. По санитарным и фитосанитарным вопросам в Канаде созданы совещательные органы между федеральными, провинциальными и территориальными правительствами.
Из-за различий в статусе здоровья животных и растений на территории Австралии в штатах применяются различные карантинные меры. В Австралии имеется много зон, свободных от болезней и вредителей, которые контролируются путем применения внутренних карантинных мер, затрагивающих движение продуктов между штатами и на местном уровне. Система карантина регулируется как законами Содружества, так и законами штатов и территорий. По Конституции у правительства Содружества нет исключительных полномочий, чтобы принимать законы о карантине. Законы Содружества и штатов сосуществуют. Однако Конституция заявляет, что если закон штата не соответствует закону Содружества, второй превалирует, а закон штата недействителен в той части, где обнаружено несоответствие.
В целом субнациональные правительства обычно реализуют санитарные меры, принятые на уровне страны, и осуществляют рыночный надзор.
Техническое регулирование. Кантоны Швейцарии в области технических мер ответственны, главным образом, за наблюдение за рынком и внедрение. Провинции Канады создают большое число технических инст-
рукций в областях безопасности электроприборов, подъемных устройств и пр. По мнению властей, это не оказывает влияния на международную торговлю.
С марта 1993 г. в соответствии с австралийским «Соглашением о взаимном признании между Содружеством, штатами и территориями» товары, которые юридически имеют право продаваться в пределах одного штата, считаются удовлетворительными для продажи по всей стране, а лица, которые занимаются лицензируемым видом деятельности в пределах одного штата, могут свободно войти в ту же профессиональную сферу в другой юрисдикции. Взаимное признание привело к снижению затрат на достижение соответствия ряда фирм, созданных в разных штатах; считают, что это способствовало расширению торговли между штатами и транс-тасманской торговле [6]. В то время как продолжает действовать описанная общая структура, с 2007 г. проведена реформа, улучшившая координацию и однородность внедрения стандартов на уровне всего Содружества. Совет австралийских правительств (СОЛО) принял путеводитель по передовой практике регулирования, призванный сформировать эффективное законодательство штатов. Гармонизации регулирования между юрисдикциями способствовало также принятое СОЛО «Национальное соглашение о сотрудничестве для создания "бесшовного" народного хозяйства». Наконец, с 1 января 2011 г. вступила в силу система безопасности продуктов, в которой агентства разных уровней управляют одним и тем же набором единообразных стандартов на продукты [7].
Можно заключить, что региональные власти федеративных государств в основном приводят в соответствие с национальными свои технические требования. Действительно, требования национального стандарта при отличающемся стандарте штата могут выполняться лишь при условии, что требования штата являются более высокими, как было отмечено для Канады, а это может нарушать не только национальный режим на уровне отдельных штатов, но и обязательство страны о применении международных стандартов, которые в меньшей мере ограничивают иностранных поставщиков. Австралия при-
меняет метод согласования стандартов, альтернативный гармонизации, — взаимное признание. Он лежал в основе «нового подхода», который ЕС в поисках международной гармонизации технических стандартов стран-членов вынужден был принять в результате провала любых усилий по введению общих стандартов. Вместо того чтобы пытаться изменить свое собственное или чужое регулирование, штаты в пределах страны (как это было сделано между государствами ЕС) могут согласиться сохранить свое собственное регулирование, при этом относиться к продукции и услугам, которые отвечают требованиям другой стороны, как отвечающим их собственным требованиям [8].
Меры, прямо влияющие на экспорт
Содействие экспорту и маркетинговая помощь. Рост предприятий малого бизнеса является приоритетом для экономического роста в США, малый бизнес составляет приблизительно половину частного сектора в несельскохозяйственной сфере. Законом о рабочих местах для малого бизнеса Управлению по делам малого бизнеса выделена сумма в 30 млн долл. в год, на 2010 и 2011 гг. Эта сумма предназначалась на выделение на конкурсной основе грантов штатам, которые представили предложения развития экспорта малого бизнеса в рамках собственных программ.
Согласно Закону о маркетинге сельскохозяйственных продуктов федеральное правительство Канады может предоставить провинциальным органам и агентствам полномочия «отрегулировать маркетинг любого сельскохозяйственного продукта в отношениях между провинциями и в экспортной торговле». Данный закон дает провинциям право устанавливать уровни экспорта сельскохозяйственных товаров.
Схема грантов на развитие экспортных рынков в Австралии остается главной программой финансовой помощи, предназначенной для небольших предприятий. За счет грантов частично возмещаются расходы по определенным формам содействия экспорту на любой внешний рынок, кроме Новой Зеландии, Ирака и КНДР. В схему с течением времени вносились изменения. Среди клю-
чевых изменений 2008 г. — позволение органам регионального экономического развития и промышленности штатов и территорий получить доступ к ней. Экспортные гранты штата Виктория по состоянию на январь 2014 г. [9] включают финансирование деловых миссий, программы доступа (консультационные услуги для компаний, планирующих создать новые экспортные рынки), организацию выставочной деятельности, экспорт дизайнерских программ, программу глобального ускорения (для фирм малого и среднего бизнеса, готовых выйти на экспорт), схему развития инноваций и технологий (с Израилем), программу «Технологическая торговля и международное партнерство — биотехнологии и малые технологические программы», гранты на развитие экспортного рынка (оплачиваются расходы зарубежного представителя, который продвигает австралийские продукты), программы совместного производства между штатом Виктория и Индией (в сфере телевидения и производства фильмов).
Как видим, деятельность провинциального агентства, занятого маркетингом сельскохозяйственных продуктов в Канаде, может вести к количественному ограничению экспорта. Такое ограничение, позволенное как исключение ст. XI ГАТТ, применяется в Канаде на субфедеральном уровне. Практика предоставления помощи малым и средним предприятиям, стимулирующей их экспорт, распространена широко в разных странах. Финансовые формы такой помощи, если ставки не соответствуют коммерческому уровню, отвечают понятию «экспортные субсидии», которые запрещены Соглашением ВТО о субсидиях и компенсационных мерах. Широкая поддержка экспорта штатами Австралии предусматривает значительные финансовые расходы правительства, но факт существования подобных программ указывает, что торговые партнеры не спешат их оспаривать как запрещенные экспортные субсидии, что служит показательным примером для субъектов Российской Федерации.
Экспортные запреты, ограничения и лицензирование. Обязательства в соответствии с международным Соглашением СИТЕС выполняются в Канаде на основе специального
законодательного акта. Экспортные разрешения выдаются агентством окружающей среды Канады, но провинции и территории также осуществляют контроль над экспортом определенных видов диких животных и растений.
Другие меры, влияющие на инвестиции и торговлю
Инициативы для бизнеса. Налоговые стимулы, поддерживающие определенные виды деятельности, являются сферой компетенции региональных властей.
Есть несоответствия в отношении налоговых ставок, применяемых в различных кантонах Швейцарии. Например, в дополнение к федеральному подоходному налогу в 8,5 % подоходный налог на корпорации колеблется от 5,25% (кантон Люцерн) до 23,4 % (кантон Женева). Эти налоговые различия и освобождения от налогов, предоставленные различными кантонами, являются средством конкуренции за инвестиции. Закон о гармонизации федерального налога 2001 г. не требует гармонизации ставок. По федеральной Конституции (ст. 129) кантоны вправе устанавливать собственные налоговые ставки. С 1 января 2009 г. кантоны могут предусмотреть в своем законодательстве вычитание подоходного налога из суммы налога на капитал предприятий. Как правило, швейцарские власти защищают налоговую конкуренцию в пределах Швейцарии и на международном уровне. ЕС полагает, что практика налогообложения компаний в определенных кантонах дискриминационная, поскольку доходы, полученные за границей, иногда облагаются налогом иначе, чем доходы, полученные в Швейцарии. ЕС утверждает, что это неравенство может исказить конкуренцию.
Большинство провинций Канады предлагает дополнительные налоговые стимулы для фирм в форме кредитов, освобождений от налогов, льгот или каникул. Диапазон социально-экономических целей, преследуемых этими мерами, включает содействие научным исследованиям, поддержку малых и средних предприятий, обеспечение работой, стимулирование инвестиций, поддержку добычи природных ресурсов, кино- и теле- индуст-
рии. Многие области и территории (например, Альберта, Манитоба, Нью-Брансуик, Нунавут, Юкон) предлагают освобождение от топливного налога или его возврат для определенной коммерческой деятельности.
Режим иностранных инвестиций. Некоторые кантоны Швейцарии предлагают стимулирующие инвестиционные программы для внутренних, а также иностранных инвесторов, в особенности в сельских районах. Приоритет часто отдается иностранным компаниям, которые приносят новые производственные линии высокой технологии. Наиболее распространенные стимулы — субсидии или кредиты, предоставляемые кантонами для развития промышленных площадок, гранты учреждениям, проводящим научно-исследовательские проекты, субсидии на оплату затрат на запуск производства и финансирование подготовки кадров, освобождение от налогов на прибыль и капитальный доход, ускоренные нормы амортизации. Кантональные гарантии по кредитам и кредиты по процентным ставкам на уровне ниже рыночных все еще доступны, но редко используются, как утверждают власти. Данные меры кантонов хотя и проводят различия между местными и зарубежными предприятиями, оказывают предпочтение последним, поэтому не могут вызывать возражений у международного торгового сообщества.
Государственные закупки. Сфера деятельности ВТО в области государственных закупок охватывает три аспекта: Соглашение с 28-ю участниками о государственных закупках (GPA); работа в направлении прозрачности государственных закупок (участвуют все страны-члены организации); многосторонние переговоры о закупках услуг. Соглашение GPA относится к закупкам национального правительства и местных органов власти, включая штаты, провинции, департаменты и префектуры, а также к закупкам предприятиями коммунального обслуживания. Соглашение касается контрактов, стоимость которых выше пороговых значений. Для закупок товаров и услуг со стороны центрального правительства порог составляет 130 000 SDR, а для правительств других уровней — около 200 000 SDR. США,
Швейцария и Канада являются участниками ОРЛ, Австралия — наблюдатель.
Закупки на уровне штатов в США определяются законом штата. В правила государственных закупок может включаться инициатива «покупай американское», что расценивается как ограничительная или дискриминационная мера в отношении происхождения товара. В нескольких штатах есть ограничения на государственные закупки американских флагов: требуется, чтобы они были произведены в США. В Миннесоте требуется, чтобы униформа государственных чиновников была американского происхождения.
Обязательства Швейцарии в соответствии с ОРЛ, двусторонним соглашением между Швейцарией и ЕС от 21 июня 1999 г. и соглашением о свободной торговле, заключенным Швейцарией в контексте ЕАСТ, включены в ее государственное право на федеральном и субфедеральном уровнях (кантональном и муниципальном). На субфедеральном уровне 26 швейцарских кантонов действуют согласно Межкантональному Конкордату по государственным закупкам 2001 г. и его исполнительным директивам. По утверждению властей, кантональные и федеральные законы согласованы в большой степени. Совместная комиссия Конфедерации и кантонов по государственным закупкам координирует внедрение международных обязательств Швейцарии на федеральном и субфедеральных уровнях, ответственна за их уважение и осуществление. Кроме того, федеральный закон 1995 г. о внутреннем рынке предусматривает недискриминацию в государственных закупках на кантональном и местных уровнях.
Закупки на субфедеральном уровне в Канаде управляются провинциальными, территориальными или другими законами провинциального правительства и инструкциями о закупках. Приобретение на суб-федераль-ном уровне исключено из всех международных соглашений за исключением ОРЛ, а закупки на этом уровне открыты только для американских поставщиков. В рамках соглашения о внутренней торговле провинции и территории предоставляют равные условия доступа к закупкам со стороны остальной
части Канады, но не расширяют его автоматически на закупки от иностранных поставщиков. Некоторые провинции и территории предоставляют право на провинциальное или региональное предпочтение приобретению за пределами рамок данного соглашения или другого внутреннего соглашения о закупках.
Австралия — наблюдатель в ОРЛ, но всесторонние разделы по государственным закупкам во многих ее соглашениях о свободной торговле обязывают страну соблюдать принципы прозрачности и недискриминации. У каждого из трех уровней австралийского правительства (Содружество, штаты и территории, местный) имеется собственная структура закупок и политика в этой области. Различные штаты включают в свою политику призывы «покупай местное», определяют преференциальные пороги для местных поставщиков и требования по содержанию местного компонента. Например, правительство Западной Австралии поддерживает долгосрочную политику «покупай местное» [10]. С июня 2009 г. в соответствии с планом «Местные рабочие места в первую очередь» правительство Нового Южного Уэльса укрепило меры, отдающие предпочтение местной промышленности. Для этого было расширено определение малых и средних предприятий (МСП) до компаний с максимум 500 рабочими, по сравнению с 200 рабочими, как было ранее и как имеет место в остальной части страны; каждый тендер более чем на 4 млн долл. также требует участия местного промышленного предприятия. Согласно принятой в июле 2009 г. политики поддержки промышленности в штате Виктория правила для местного участия, цель которых — стимулировать участие МСП в государственных закупках, могут применяться к проектам, обозначенным как стратегически важные Департаментом инноваций, промышленного и регионального развития Виктории. Определенные штаты предлагают 10%-е преференции (например, Западная Австралия, Тасмания и Северная территория) или 20 %-е преференции (Новый Южный Уэльс, Квинсленд и Южная Австралия) в форме номинального увеличения цены тендера для приобретения товаров
и связанных с ними услуг Новой Зеландии или США.
Таким образом, нарушения национального режима штатами США отмечено только в отношении государственных флагов и униформы чиновников. Несмотря на то что Канада является членом GPA, ее провинции и территории не предоставляют национального режима не только членам ВТО вообще, но даже членам GPA, за исключением США. Штаты Австралии с очевидностью отдают предпочтение местным поставщикам при государственных закупках.
Регулирование цен. Некоторые провинции Канады поддерживают регулирование цен на топливо. Провинции вправе регулировать цены на нефтепродукты. Розничные цены на топливо регулируются в некоторых провинциях, включая Остров Принца Эдуарда, Ньюфаундленд и Лабрадор, Новую Шотландию, Нью-Брансуик и Квебек.
Государственные предприятия. Импорт и продажа различных типов соли в Швейцарии находятся в монополии кантонов. Цель монополии — гарантировать безопасность поставок. Монополия реализуется компаниями Saline de Bex SA (принадлежит, главным образом, кантону Во) и Salines Suisses du Rhin SA (принадлежит всем кантонам, за исключением Во). Кантоны, действуя через Salines Suisses du Rhin, фиксируют цену на соль, которая включает налог на импортируемую и произведенную на месте соль. В результате швейцарской соляной монополии импорт соли и солевых побочных продуктов связан с необходимостью для соляных заводов-экспортеров получать разрешение. Для импорта во все кантоны, кроме Во, лицензии на импорт предоставляют только в том случае, если имеется потребность в соли, соляных побочных продуктах или растворах, а Salines Suisses du Rhin не может их предоставить. Эта нетарифная мера применяется, например, к маслинам и другим овощам, которые сохранены в морской воде, но не подходят для непосредственного потребления.
Канадская биржа пшеницы — это управляемая производителями маркетинговая организация. Она действует как монополия в межпровинциальной и экспортной торговле
пшеницей и ячменем, произведенными в Манитобе, Саскачеване, Альберте и области Пис-Ривер Британской Колумбии. Экспортеры, не действующие от имени биржи, должны запрашивать разрешение на экспорт для каждой отгрузки. Корпорация маркетинга пресноводной рыбы в Канаде имеет исключительное право на маркетинг и продажи (как между провинциями, так и за рубеж) основных коммерческих видов рыбы и рыбопродуктов из вод коммерческого рыболовства определенных провинций и районов (Северо-Запад Онтарио, Альберта, Саскаче-вань и Манитоба). Эта мера прямо не направлена против импорта, но она составляет конкуренцию частным торговцам рыбой, происходящей из других регионов, а также полученной по импорту.
Согласно Закону об импорте опьяняющих ликеров канадские провинции и территории имеют монополию на продажу, импорт, отправку, приемку или транспортировку опьяняющего ликера. Алкогольные напитки могут продаваться через магазины, которыми управляют органы власти, контролирующие ликер или через авторизованных частных розничных продавцов, услуги по дистрибуции и хранению импортерам обычно также предоставляют органы власти, контролирующие ликер. Данный законодательный акт расценивается как количественное ограничение, он представляет собой исключение из условий свободной торговли стран НАФ-ТА, зон свободной торговли Канады с Чили и Коста-Рикой.
Как видим, государственные торговые предприятия, управляемые провинциями и кантонами, влияют на внешнюю торговлю стран разными способами: от обязательного маркетинга правительственным ведомством (опьяняющий ликер в Канаде) до права прямо устанавливать количественные ограничения на импорт (разрешение на импорт соли в Швейцарии). Участники неправительственной Канадской биржи пшеницы, которая действует на территории нескольких провинций, находятся в более выгодных условиях, чем независимые экспортеры. Эту ситуацию также можно расценивать как количественное ограничение, хотя и применяемое к экспорту.
Политика конкуренции. В дополнение к основным федеральным законам у большинства штатов США есть антимонопольные законы, часто смоделированные на основе федеральных.
Импортозамещение. Определенные инициативы в области официальной поддержки в Канаде могут зависеть от требований местного содержания. Например, внутренняя программа для возобновляемой энергии, установленная провинцией Онтарио в 2009 г., побудила Японию формально запросить консультации с Канадой в рамках Договоренности об урегулировании споров в ВТО. Озабоченность Японии касалась тех компонентов программы, которые относились к местному содержанию и ценовой поддержке. По мнению Японии, строгие требования к использованию доли отечественного производства вынуждают производителей чистой энергии покупать оборудование местного производства, предоставляя менее благоприятный режим японским солнечным батареям. В этой связи Япония считает, что
программа Онтарио противоречит принципу национального режима, который предусмотрен в ст. 111.4 ГАТТ—1994. Она также нарушает ст. 2.1 Соглашения ВТО по связанным с торговлей инвестиционным мерам, которая требует, чтобы инвестиционная мера соответствовала принципу национального режима (ст. 111.4 ГАТТ). Кроме того, указывая на ст. 3.1 (Ь) Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам, Япония утверждает, что программа Онтарио является запрещенной субсидией, поскольку запрещены «субсидии, увязанные по закону или фактически в качестве единственного или одного из нескольких условий с использованием отечественных товаров вместо импортных» [11]. По результатам спора к 24 марта 2014 г. Канада должна привести программу провинции Онтарио в соответствие с требованиями ВТО [12].
Результат проведенного анализа представлен в следующей таблице, где выделены наиболее характерные элементы внешнеэкономической политики регионального уровня.
Торговая политика и практика кантонов, провинций и штатов федеративных государств по видам мер
Направленность влияния мер Меры США Швейцария Канада Австралия
Импорт Платежи (кроме тарифов), связанные с импортом + +
Количественные меры * **
Санитарные и фитосанитарные меры + + + +
Техническое регулирование + + +
Экспорт Содействие экспорту и маркетинговая помощь + + +
Экспортные запреты, ограничения и лицензирование +
Инвестиции и торговлю Инициативы для бизнеса + +
Режим иностранных инвестиций +
Государственные закупки + + + +
Регулирование цен +
Государственные предприятия +
Политика конкуренции +
Импортозамещение + ***
*По сфере применения относится к государственным закупкам.
**Включено в раздел «государственные предприятия, в том числе исключительные лицензии». ***Включено в раздел «государственные закупки».
Во многих случаях региональная политика распространяется на внешнеэкономическую деятельность, если сфера последней пересекается с региональными полномочиями по конституции государства. Речь идет о сочетании госзакупок, деятельности по охране территории от болезней, правительственных программ социально-экономического развития, поддержки малого бизнеса со сферой внешнеторгового регулирования и регулирования инвестиций. Тем скорее это наложение становится неизбежным фактом, чем больше законодательство ВТО стремится
установить контроль над сферами внутренней политики, которые сами по себе не предполагают связи с внешней торговлей страны. Более радикальные меры регулирования, которые, на первый взгляд, должны относиться к полномочиям национальных властей (лицензирование, участие в международных санкциях) применяют штаты США и провинции Канады. Цель в данном случае: реализация на местах федерального законодательства. Наиболее разнообразными представляются полномочия провинций и территорий Канады.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Trade principles and concepts. URL: http:// ec.europa.eu/environment/integration/pdf/oecd_te_19 95.pdf (дата обращения: 25.01.2014).
3. National treatment. URL: http://unctad.org/en/ docs/psiteiitd11v4.en.pdf (дата обращения: 25.01.2014).
4. World Trade Organization. Trade Policy Review. URL: http://wto.org/english/tratop_e/tpr_e/ tp_rep_e.htm (дата обращения: 25.01.2014).
5. SB 861. URL: http://www.leginfo.ca.gov/pub/ 11-12/bill/sen/ sb_0851 -0900/sb_861_bill_20110218_in troduced.html (дата обращения: 25.01.2014).
6. Review of Mutual Recognition Schemes. URL:
http://www.pc.gov.au/_data/assets/pdf_file/0007/857
59/mutual-recognition-schemes.pdf (дата обращения: 25.01.2014).
7. Product Safety Australia. URL: http://www. productsafety.gov.au/content/index.phtml/itemId/970
773 (дата обращения: 25.01.2014).
8. Nakagava J. International Harmonization of economic regulation. Oxford; New York, Oxford Univ. Press, 2011. 408 p.
9. Export Victoria. URL: http://www.business.vic. gov.au/operating-a-business/export/grants-assistance/ export-grants (дата обращения: 25.01.2014).
10. Agreements affecting the operation of the Buy Local Policy. URL: http://www.ssc.wa.gov.au/search. asp?query=Buy+local&go=GO (дата обращения: 25.01.2014).
11. Япония оспаривает в ВТО канадские меры по стимулированию развития возобновляемой энергии // Мосты. 2010. Вып. 6.
12. WTO. Dispute settlement: dispute DS412. URL: http://wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e /ds412_e.htm (дата обращения: 25.01.2014).
REFERENCES
1. Trade principles and concepts. URL: http://ec.europa.eu/environment/integration/pdf/oecd _te_1995.pdf (accused January 01, 2014).
2. Colombia-Korea Free Trade Agreement. URL: http://www.sice.oas.org/TPD/Col_kor/Draft_Text_06. 2012_e/June_2012_Index_PDF_e.asp (accused January 25, 2014).
3. National treatment. URL: http://unctad.org/en/ docs/psiteiitd11v4.en.pdf (accused January 25, 2014).
4. World Trade Organization. Trade Policy Review. URL: http://wto.org/english/tratop_e/tpr_e/ tp_rep_e.htm (accused January 25, 2014).
5. SB 861. URL: http://www.leginfo.ca.gov/pub/ 11-12/bill/sen/ sb_0851 -0900/sb_861_bill_20110218_in troduced.html (accused January 25, 2014).
6. Review of Mutual Recognition Schemes. URL:
http://www.pc.gov.au/__data/assets/pdf_file/0007/857
59/mutual-recognition-schemes.pdf (accused January 25, 2014).
7. Product Safety Australia. URL: http://www. productsafety.gov.au/content/index.phtml/itemId/970 773 (accused January 25, 2014).
8. Nakagava J. International Harmonization of economic regulation. Oxford; New York, Oxford Univ. Press, 2011. 408 p.
9. Export Victoria. URL: http://www.business.vic. gov.au/operating-a-business/export/grants-assistance/ export-grants (accused January 25, 2014).
10. Agreements affecting the operation of the Buy Local Policy. URL: http://www.ssc.wa.gov.au/search. asp?query=Buy+local&go=GO (accused January 25, 2014).
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 2(192) 2014
11. Iaponiia osparivaet v VTO kanadskie mery po 12. WTO. Dispute settlement: dispute DS412.
stimulirovaniiu razvitiia vozobnovliaemoi energii. URL: http://wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e Mosty. 2010. Vyp. 6. (rus) /ds412_e.htm (accused January 25, 2014).
ЖИРЯЕВА Елена Васильевна — доцент кафедры «Управление в социально-экономических системах» Инженерно-экономического института Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
195251, ул. Политехническая, д. 29, Санкт-Петербург, Россия. Е-mail: [email protected]
ZHIRYAEVA Elena V. — St. Petersburg State Polytechnical University.
195251. Politechnicheskaya str. 29. St. Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014