72
ИТО Марий Эл -2010
В 7 классе по геометрии можно предложить тему «Построения циркулем и линейкой». Где учащиеся расширяют кругозор, учатся выполнять построения, находят закономерности и красоту построения циркулем и линейкой.
Для учащихся 8-9 классов можно дать ранее изученные темы, по которым они сделают компьютерную презентацию, например: по теме «Сложение и вычитание чисел с разными знаками», «Треугольники», «Измерение расстояния до недоступной точки», «Различные способы доказательства теоремы Пифагора».
При изучении темы «Статистические характеристики», «Сбор и группировка статистических данных» ученики проводят опрос общественного мнения среди учащихся, составляя по итогам опроса графики, диаграммы, таблицы.
Для проектной деятельности очень важен результат и возможность его публично представить. Итогом деятельности учащихся может быть участие на школьной и районной научно-практической конференции, научно-технической конференции «Школьная информатика». В связи с тем, что 2010 год объявлен «Годом учителя» темой проекта (во внеклассной деятельности) может быть тема «Учителя математики и физики - гордость нашей школы». Это и знакомство с ветеранами педагогического труда, умение вести диалог со старшим поколением, воспитание на опыте старшего поколения. В старших классах в связи с введением профильного обучения проектный метод является основным. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке. Учащихся старших классов можно привлекать для создания сайта, для оформления проекта, размещать статьи на Wiki.
Используя в своей работе проектную методику, учителя пришли к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.
Использование проектной технологии требует от учителя серьезной подготовительной работы. Именно от него зависит процесс и результат. Поэтому учитель должен владеть: исследовательскими, поисковыми методами, умением организовывать самостоятельную работу учащихся, интегрировать знания из различных областей для достижения целей выбранного проекта.
В подготовке учителей помощь оказала работа площадки при МОУ «НТСОШ» «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века». За 2009-10 учебный год прошли обучение разные категории учителей школ района. Они познакомились с применением в образовании сервисов Web 2.0. В ходе обучения учителя создали портфолио проектов и разместили их на сайте http://wiki.iteach.ru. и теперь они активно применяют метод проектов в своей работе. Объединив усилия образования, бизнеса и государства школа должна давать ученикам навыки XXI века, чтобы дети могли добиться успеха и быть эффективными гражданами, работниками и руководителями в XXI веке.
А.Н. Колмогоров сказал: «Задача состоит в том, чтобы уже в школе убедительно показать, что современная математика строит математические модели реальных ситуаций, изучаемых в применениях...» Поэтому, выполняя проектные работы, ребята все реже и реже задают вопрос «Зачем мы изучаем данную тему?».
Опыт внедрения технических средств обучения студентов
радиотехнических специальностей
Евдокимов Алексей Олегович ([email protected]), Ульрих Олег Карлович ([email protected])
ГОУВПО «Марийский государственный технический университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация
Обобщается опыт внедрения и использования в учебном процессе технических средств обучения, применяемых в рамках курса «Телевидение» на радиотехническом факультете МарГТУ.
Этапы формирования действий. На первом этапе учащиеся получают необходимые разъяснения о цели действия, объекте, системе ориентиров. Это этап предварительного ознакомления с действием и условиями его выполнения - этап составления схемы ориентировочной основы действия.
Информационные технологии в обучении
73
Учащимся показывают, как и в каком порядке выполняются все операции, входящие в действие: ориентировочные, исполнительные, контрольные.
На втором этапе - этапе формирования действия в материальном виде, учащиеся уже выполняют действие, но пока во внешней, материальной (или материализованной) форме с развертыванием всех входящих в него операций.
После того как все содержание действия оказывается усвоенным, действие необходимо переводить на следующий, третий этап - этап формирования действия как внешнеречевого.
Теперь же речь становится самостоятельным носителем всего процесса: и задания, и действия.
Контроль за процессом усвоения знаний. Эпизодический контроль ведет к ухудшению качества усвоения по форме, освоению, прочности. Несистематичность контроля на этапах материализованного действия и внешнеречевого действия вызывает отрицательную реакцию у студентов.
Требуемая частота контроля зависит от этапа усвоения и должна меняться. Вначале студенты усваивают новые формы действия и им необходим систематический контроль. В конце этих этапов формы уже усвоены и поэтому им не нужен систематический контроль.
Пропуск внешнеречевого этапа отрицательно сказывается на этапе умственного действия. Особенно сильно сказывается пропуск материализованного этапа. Преподаватель постоянно должен напоминать о признаках, требовать их применения, давать дополнительные разъяснения.
Внедрение технических средств обучения. Создание стендового оборудования - очень трудная и кропотливая работа. Она требует от преподавателя, прежде всего:
- глубокого знания учебного материала;
- подготовки студентов морально и практически;
- необходимое материальное обеспечение.
Основной задачей преподавателя является создание необходимой мотивации у обучаемого.
Еще 5 лет назад было много студентов, которые поступали в университет после окончания радиотехнических колледжей, техникумов, то сейчас это большая редкость и формирование радиотехнических знаний и умений требует особого подхода.
Основным этапом является первый этап, на котором учащиеся получают необходимые разъяснения о цели действия, объекте, системе ориентиров. На этом этапе предварительно знакомятся с действием и условиями его выполнения.
Действие систематического контроля также должно быть максимальным, чтобы студент понял, что ему необходимо выполнить всю программу.
Первый этап - это этап, когда студент изучает различные структурные и принципиальные электрические схемы. Преподаватель учит читать схемы, используя алгоритмы, свойственные определенным схемам. Таких схем на первом этапе набирается не более 5-7. Сложность заключается в том, что нужно не только научиться читать, но и находить элементы схем на практических, реальных блоках.
На этапе материального обучения, второй этап, студенты исследуют работу этих блоков в различных режимах, пытаются моделировать различные ситуации.
На этапе создания лабораторного стенда преподаватель должен дать возможность студенту твор -чески раскрыть себя, поразмышлять, пофантазировать, не сковывать его действия, одновременно подправляя его и показывая конечную цель.
Опыт создания и внедрения в учебный процесс технических средств обучения показывает важность не создания самого стенда так такового, а закладки фундамента, на основании которого зарождается настоящий инженер, верующий в свои силы.
Главным итогом обучения является моральное удовлетворение от проделанной работы, получение отличной оценки, вера в свои силы как инженера, испытателя.
=!£$- Литература
Зиновкина М.М., Гареев Р. Т., Андреев С.П. Психология творчества: развития творческого воображения и фантазии в методологии. М.: МГИУ. 2004.