Научная статья на тему 'Опыт внедрения программы профилактики стоматологических заболеваний у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на примере ку "Урайский специализированный дом ребенка"'

Опыт внедрения программы профилактики стоматологических заболеваний у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на примере ку "Урайский специализированный дом ребенка" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
357
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОКИ ГИГИЕНЫ / КАРИЕС МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ / ПОКАЗАТЕЛИ ИНДЕКСА НАЛЕТА КУЗЬМИНОЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тамадаева Ю. В.

Кариес зубов продолжает оставаться серьезной проблемой для многих детей и наиболее распространенным инфекционным заболеванием детства. Дети в возрасте до двух лет страдают от этого патологического процесса все чаще и чаще. В настоящее время 80% детей дошкольного возраста имеют по крайней мере один пострадавший зуб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тамадаева Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения программы профилактики стоматологических заболеваний у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на примере ку "Урайский специализированный дом ребенка"»

дочная и прямая кишка (6,5% и 6,2% соответственно). В Российской Федерации структура смертности от новообразований отличается от структуры смертности в ХМАО-Югре тем, что на III месте находятся ЗНО ободочной кишки 16%, IV и V место занимают ЗНО молочной и поджелудочной железы (15,3 и 13% соответственно).

Таким образом, анализ статистических данных за период с 2013 года по 2017 год свидетельствует о росте онкологических заболеваний на фоне снижения показателя смертности. Данная тенденция обусловлена более ранним выявлением онкологических заболеваний в результате ведения скрининговых программ, маршрутизации пациентов для получения диагностической и лечебной помощи в установленные порядком сроки, проведения дополнительной диспансеризации отдельных групп населения.

Для сохранения и улучшения достигнутых результатов, для формирования приверженности населения к здоровому образу жизни необходимо обратить особое внимание на ин-

УДК 616.31

формирование населения об основных факторах риска возникновения злокачественных новообразований, на первичную и вторичную профилактику. Для пациентов, впервые обратившихся за медицинской помощью в текущем году, применять принцип онкологической настороженности.

Литература

1. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2017 году — Ханты-Мансийск, 2018. - 95 с.

2. Состояние онкологической помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2017 году — Ханты-Мансийск, 2018. — 111 с.

3. Состояние онкологической помощи населению России в 2013 году / Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. — М., 2014. — 235 с.

4. Состояние онкологической помощи населению России в 2017 году / Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. — М., 2018. — 236с.

© Гринвальд О.В., 2018

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КУ «УРАЙСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»

Тамадаева Ю.В.,

гигиенист стоматологический АУ «Урайская городская стоматологическая поликлиника», победитель V Регионального чемпионата профессионального мастерства гигиенистов

стоматологических

Кариес зубов продолжает оставаться серьезной проблемой для многих детей и наиболее распространенным инфекционным заболеванием детства. Дети в возрасте до двух лет страдают от этого патологического процесса все чаще и чаще. В настоящее время 80% детей дошкольного возраста имеют по крайней мере один пострадавший зуб.

Ключевые слова: уроки гигиены, кариес молочных зубов, показатели индекса налета Кузьминой.

Актуальность темы.

Известно, что каждое повторное лечение запломбированного зуба требует дополнительного удаления примерно 20% тканей, что уменьшает прогноз функционирования зуба (Леус П.А., 2000). После многократного, чаще всего, несвоевременного лечения, из-за слишком позднего обращения к стоматологу зубы у детей удаляются уже после нескольких лет со дня прорезывания. Выход из замкнутого круга

все возрастающей стоматологической заболеваемости состоит в первичной профилактике, когда все зубы еще здоровы.

Ранее существовало множество определений, характеризующих кариес молочных зубов, что неминуемо приводило к некоторой путанице в критериях диагностики и многофакторности причин заболевания. Согласно последнему пересмотру термина (AAPD, 2008), ранний детский кариес (Early Childhood Caries)

(РДК) характеризуется наличием одного или более кариозного дефекта, удаленного или запломбированного временного зуба у ребенка в возрасте до 72 месяцев.

По данным зарубежных и отечественных авторов показатель распространенности данного заболевания сильно варьируется: от 17% в развитых и до 94% в развивающихся странах. Несмотря на некоторое снижение числа детей, пораженных кариесом за счет мер, направленных на раннюю профилактику и лечение, интенсивность и тяжесть кариозного процесса, особенно у детей раннего возраста, во многих странах остается на прежнем уровне.

Ранний детский кариес это опасная форма зубного кариеса, которая может разрушить зубы детей дошкольного возраста - малышей. Кариес раннего детства также можно определить как появление любых признаков зубного кариеса на любой поверхности зуба в течение первых 3 лет жизни ребенка.

Краткий обзор литературы.

Профилактика — это система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение заболеваний.

Основной целью профилактики является устранение причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Проведение профилактики тесно связано со знанием этиологии и патогенеза кариеса. Знание причин и развития заболевания является необходимым условием для осуществления профилактических мероприятий (Гоме-нюк Т.Н., 1995).

Возрастающая частота и интенсивность поражения зубов кариесом приводит к перегрузке имеющихся стоматологических учреждений в любой стране. Объем работы, необходимый для возмещения разрушенных зубов кариесом, ныне превосходит возможности обеспечения кадрами специалистов и средствами, которые могут быть выделены для стоматологической помощи населению (Федоров Ю.А. и др., 1987).

По данным ВОЗ (Терехова Т.Н. и др., 2004), в настоящее время во всем мире стоматологи не в состоянии обеспечить лечение миллиардов

пораженных кариесом зубов и его последствий. Даже экономически развитые страны нуждаются в 3-8 кратном увеличении объема стоматологической помощи. Становится все более ясным, что эффективная борьба с кариесом зависит от профилактики. ВОЗ включила кариес зубов в число 6-ти болезней современности, профилактика которых является наиболее актуальной задачей медицинской науки и органов здравоохранения.

Общепризнанным механизмом возникновения кариеса (Лукиных Л.М., 1998) является прогрессирующая деминерализация твердых тканей зубов под действием органических кислот, образование которых связано с деятельностью микроорганизмов. В возникновении кариозного процесса принимает участие множество этиологических факторов, что позволяет считать кариес полиэтиологическим заболеванием.

Киселева Е.Г. (1999) выделяет один из ключевых моментов в оценке риска развития кариеса — частоту приема сладостей. Даже небольшой перекус — пирожное или конфета — в интервалах между основными приемами пищи содействует продуцированию кислот. Поэтому риск развития кариеса повышается.

Алимова Н.В. (1994) отмечает, что питание детей существенно зависит от культурных факторов, включающих социальные и семейные нормы. Если родители пациента и врач относятся к различным социальным группам, то рекомендации врача относительно изменения привычек питания в семье игнорируются. Так, 78% родителей детей, страдающих ранним кариесом, несмотря на то, что были проинформированы о вреде кариесогенных продуктов и напитков, все же продолжали давать ребенку яблочный сок в бутылочке либо перед засыпанием , либо во время сна.

Федоровым Ю.А. и др. (1987) установлено, что кариес зубов и заболевания пародонта у лиц, регулярно чистящих зубы, встречаются существенно реже. Гигиена полости рта не только играет роль в профилактике стоматологических заболеваний, но и способствует снижению некоторых хронических заболеваний, реже обостряются хронические тонзиллиты, заболевания слизистой оболочки полости рта и губ.

Проведенные Королевой Г.М. (1997) обследования показали, что систематический уход за зубами значительно снижает показатели пора-

жения кариесом зубов. У детей 7-9 лет, которые не чистили зубы или делали это нерегулярно, распространенность заболевания достигала 4344%, а у школьников, которые соблюдали правила гигиены полости рта, распространенность кариеса зубов составила всего 28,7%.

Клиническими наблюдениями Гнето-вой И.В. (1999) установлено, что только длительная, в течение ряда лет проводимая гигиена полости рта дает существенные профилактические результаты. При этом особое значение она имеет именно в детском возрасте.

Цель работы.

Экономически неблагополучные дети являются наиболее уязвимыми для раннего детского кариеса. Формирование резистентности эмали зубов у детей обусловлено комплексом факторов антенатального и постнатального периода, включая соматические заболевания и психологические моменты, влияющие на развитие ребенка. Дети из неблагополучной социальной среды, дети-сироты и дети, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации, как правило, имеют хроническую соматическую патологию разной тяжести, что обусловливает повышенный риск развития кариеса. Ответственность за здоровье детей обычно несут родители. Что же касается детей-сирот, то состояние их здоровья во многом определяется организацией медицинской службы и профессиональными качествами врачей и педагогов. Отсутствие систематической стоматологической помощи детям-сиротам и явилось предпосылкой для разработки программы своевременного выявления стоматологических заболеваний, их лечения и профилактики у таких детей.

Этапы проведения программы.

- Ситуационный анализ факторов риска кариеса.

- Изучение исходного уровня санитарной грамотности детей, медицинских работников и воспитателей.

- Определение индекса гигиены для оценки зубного налета у детей раннего возраста (от прорезывания временных зубов до 3-х лет) (Э.М. Кузьмина, 2000). Оценка гигиенического состояния ротовой полости производится после прорезывания молочных зубов. Во время осмотра у ребенка производится осмотр прорезавшихся единиц. Осмотр осуществляется визу-

ально либо с использованием зонда. Состояние ротовой полости оценивается в зависимости от наличия налета.

Отсутствие отложений соответствует оценке 0, а любое количество налета соответствует 1 баллу.

Для оценки индекса налета у детей необходимо разделить количество баллов на количество всех прорезавшихся зубов. Это позволяет определить качество гигиенических процедур.

Показатели индекса налета Кузьминой:

• 0 — оптимальная гигиена рта;

• От 0,1 до 0,4 — гигиена на удовлетворительном уровне;

• От 0,5 и выше — неудовлетворительная.

- Разработка и реализация программы санитарного просвещения, направленной на повышение уровня стоматологических знаний детей, воспитателей и медицинских работников.

- Оценка эффективности программы по уровню санитарно-гигиенических знаний, динамика индекса гигиены и поражаемости зубов кариесом.

Материалы и методы.

Нами обследовано 17 детей в возрасте от 3 до 4 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, у которых оценивали состояние твёрдых тканей зубов с вычислением показателей распространенности и интенсивности кариеса зубов, состояние гигиены полости рта по методике Э.М. Кузьминой, а также определяли влияние различных факторов на заболеваемость кариесом. Обследование проводили на базе Урайского специализированного дома ребенка.

Для мотивации медицинских работников и воспитателей была представлена мультимедийная лекция-презентация о причинах возникновения кариеса и способах его профилактики. Лекция завершена дискуссионным «круглым столом». В ходе личной беседы была оценена готовность к сотрудничеству воспитателей и медицинских работников, но выявлен недостаточный уровень их знаний об уходе за полостью рта детей и отношение к проводимой профилактической программе. Также проведено воспитателям и медицинским работникам обучение чистке зубов на модели челюсти, мотивация к проведению гигиенических мероприятий в Урайском специализированном доме ребенка (рис.1)

Рис. 1. Урок гигиены для сотрудников КУ «Урайский специализированный дом ребенка»

Предварительно проведенный опрос сотрудников подтвердил наше предположение о том, что гигиена полости рта осуществляется не в системе, то есть ребенок чистит зубы утром и вечером, но ему не прививается привычка полоскать рот после каждого приема пищи. Кроме этого после вечерней чистки зубов, дети на ночь пили кефир, который увеличивает РН полости рта в кислую сторону, что приводит к кариесогенной ситуации, хотя в детском доме есть педиатры и диетологи, которые занимаются правильным питанием детей. Опять же воспитатели и медицинские работники не могут на собственном опыте показать и приобщить ребенка к культуре ухода за зубами (не рассказывают как они сами, когда были маленькие, познакомились с зубной щеткой и зубной пастой, как первый раз ходили в стоматологический кабинет и т.д.), потому что эти дети являются их воспитанниками, а не родными детьми.

Исходя из этого, нами была разработана профилактическая стоматологическая программа «Улыбка», длительность 1 год, для детей в возрасте 3-4 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленная на повышение уровня санитарно-гигиенических знаний детей, медицинских работников, воспитателей, на нормализацию гигиенического состояния полости рта и снижение распространенности и интенсивности кариеса у детей. Где мы учитывали особенности состояния здоровья детей вообще и здоровья зубов в частности, а также уровень развития гигиенических навыков ухода за зубами детей в группе, наличие мотивации к здоровому образу жизни в трудных жизненных ситуациях; где были спланированы и определенным образом подобраны эмоционально

насыщенные дидактические игры, разные мероприятия (опытно-экспериментального, познавательного характера), которые не оставят равнодушными ни одного ребенка, научат ухаживать за своими зубами и полостью рта, помогут сохранить здоровье зубов.

Проблемы при работе с детьми выражались в физиологической незрелости психики и моторики в раннем возрасте, трудностях с адаптацией их к коллективу и новым условиям, различном отношении детей к средствам гигиены.

Изучение уровня гигиенических знаний по уходу за полостью рта показал, что те элементы навыка, которые должны быть сформированы у детей в возрасте 3-4 лет, отсутствовали. Элементы гигиенического навыка не только не сформированы, но и не осознавались, никто из детей не мог передать правильной методики чистки зубов словами. В основном дети проводили щеткой по передней группе зубов, в среднем уходило на чистку зубов от 2 до 6 сек. При чистке зубов осуществляли горизонтальное движение, ни один ребенок не выполнял элементы навыка в полном объеме, последовательно, правильно.

На первом этапе в группах проводились уроки гигиены, каждое занятие длилось в течение 30 минут. Занятия проводились с учетом возрастных особенностей детей, участвующих в программе, направленные на формирование мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию, включающие сочетание различных методов и форм учебно-воспитательной и просветительской работы. Совместная работа в рамках данного проекта строилась как цепочка задач, где сохраняется определенная логика, позволяющая проверить качество приобретенных детьми умений и навыков, уровень развития способности переносить их в самостоятельную деятельность.

В беседах с детьми мы преследовали несколько целей:

1. Дать представление детям о разных видах щеток. Мы демонстрировали детям различные виды щеток: зубную, для обуви, для одежды, для расчесывания домашних животных и т.д. Предлагали детям найти среди многообразия щеток на столе именно зубную щетку.

2. В стихотворной форме научить детей распределять продукты питания на полезные и вредные для зубов. Демонстрируя детям кар-

тинки с продуктами питания — «полезными» и «вредными» для зубов. Сопровождали каждую картинку небольшим стихотворением. Картинки с продуктами питания сортировали и раскладывали с помощью детей в две коробочки: на одной прикреплена фотография ребенка с плохими (подверженными кариесу) зубами, на другой — фото ребенка с красивыми, белыми зубами.

3. Научить классифицировать предметы для личного пользования и предметы, которыми можно делиться (например, зубная паста, зубная щетка, расческа, машинка, кукла, полотенце, носовой платок и т.д.). Объясняли детям, что есть такие вещи у каждого из нас, которыми мы ни с кем не можем поделиться, например, зубная щетка, расческа т.д.

4. Активизировать внимание детей к тому, что не только у человека есть зубы, но и у животных и их детенышей. С помощью картинок с изображением животных акцентировали внимание детей на том, что как у человека, у животных (и их детенышей) тоже есть зубы, но в отличие от человека, животные не чистят зубы, т.к. у них нет зубных щеток, пасты и рук. Поскольку человек — это не животное, и у него есть руки, зубная щетка и паста, то зубки чистить надо.

Рис.2.Демонстрация детям КУ «Урайский специализированный дом ребенка» стандартного метода чистки зубов

5. Дать знания о зубах, что приводит к кариесу. Рассказывали сказку про кариозного монстра.

Обучение индивидуальной гигиене осуществлялось на втором этапе реализации программы. Объяснение стандартной методики гигиены полости рта проводилось на моделях. После этого непосредственно приступили к чистке зубов детей, фиксируя все положительные моменты в приобретении гигиенических навыков, поощряя малышей за старание и успех. Отработка движения «сверху-вниз», «снизу-вверх», «слева — направо». Сначала мы демонстрировали сами, как надо выдавить зубную пасту на щетку и как нужно правильно чистить зубы. Далее дети пробовали повторить эти же действия самостоятельно.

Рис.З.Закрепление навыков чистки зубов правильными движениями

Уделялось особое внимание обеспечению психологического комфорта во время гигиенических процедур. Чистка зубов детям проводилась с использованием мягкой зубной щетки и зубной пасты R.O.C.S. baby как одной из безопасных средств гигиены полости рта детям в этом возрастном периоде. Каждый ребенок был обеспечен индивидуальным стаканчиком для полоскания рта.

Контрольное занятие проводилось через 1 год, включало в себя урок гигиены, а также контролируемую чистку зубов и определение индекса гигиены по Кузьминой Э.М, для уточнения степени укрепления навыков гигиены полости рта после проведения уроков гигиены.

Немаловажным мероприятием явилось проведение повторного стоматологического обследования детей, участвующих в программе, с регистрацией основных показателей стоматологического статуса.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию потребности беречь зубы. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов, повысилась мотивация к сохранению зубов. Дети узнали, что здоровые зубы необходимы не только для того, чтобы быть здоровым, но и для того чтобы правильно говорить и красиво улыбаться.

Результаты обследования.

На основании проведенного ситуационного анализа были выявлены следующие этиологические факторы риска кариеса: дефицит фторидов, микробный зубной налет (после вечерней чистки зубов, дети пили кефир), зубные щетки и зубные пасты, не соответствующие возрасту ребенка.

Результаты обследования до проведения программы профилактики стоматологических заболеваний

Номер Индекс ИГ Стоматологический

КП статус

1. 0 0 хороший Здоров

2. 0 0,5 плохой Здоров

3. 0 0,4 удовлетворительный Здоров

4. 1 0,3 удовлетворительный Нуждается в санации

5. 8 0,4 удовлетворительный Нуждается в санации

6. 3 1,0 плохой Нуждается в санации

7. 5 0,7 плохой Нуждается в санации

8. 9 0,4 удовлетворительный Нуждается в санации

9. 1 0,6 плохой Нуждается в санации

10. 2 0,4 удовлетворительный Ранее санирована

11. 2 1,0 плохой Нуждается в санации

12. 13 0,8 плохой Нуждается в санации

13. 5 0,5 плохой Нуждается в санации

14. 1 0,4 удовлетворительный Нуждается в санации

15. 5 0,2 удовлетворительный Нуждается в санации

16. 6 1,0 плохой Нуждается в санации

17. 0 0 хороший Здоров

Обследование показало, что распространенность кариеса у детей составила 76%, при низкой интенсивности по индексу «кп» 3,58. В структуре

индекса «кп» отмечено преобладание компонента «к» (кариозные зубы) — 2,5; число пломбированных временных зубов составило 1,14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ гигиенического состояния полости вень гигиены, среднее значение индекса по рта обследованных детей выявил плохой уро- Кузьминой Э.М составило 0,47.

Результаты стоматологического обследования после проведения программы профилактики стоматологических заболеваний

Номер Индекс КП ИГ Стоматологический статус

1. 0 0 хороший Здоров

2. 0 0,3 удовлетворительный Здоров

3. 0 0,4 удовлетворительный Здоров

4. 1 0 хороший Санирован

5. 8 0,4 удовлетворительный Санирован

6. 3 0 хороший Санирован

7. 5 0,2 удовлетворительный Санирован

8. 9 0,4 удовлетворительный Санирован

9. 1 0,3 удовлетворительный Нуждается в санации

10. 2 0,4 удовлетворительный Ранее санирована

11. 2 0,3 удовлетворительный Санирован

12. 13 0,1 удовлетворительный Санирован

13. 5 0,2 удовлетворительный Санирован

14. 1 0 хороший Нуждается в санации

15. 5 0,2 удовлетворительный Санирован

16. 6 1,0 плохой Нуждается в санации

17. 0 0 хороший Здоров

Через год после реализации программы отмечено снижение показателя индекса гигиены по Кузьминой Э.М. до хорошего уровня, среднее значение индекса равно 0,15.

Кроме того, нами был проведен анализ интенсивности поражения зубов кариесом временных зубов у обследованных детей и характер изменений структуры индексов «кп». Более выраженные изменения произошли в структуре индексов у детей, отмечена тенденция к росту числа запломбированных и снижение числа кариозных временных зубов.

У детей при первичном обследовании компонент «к» был равен - 2,5, а компонент «п» - 1,14. Через год реализации программы отмечено значительное увеличение компонента «п» до 4,21 и снижение компонента «к» до 0,14.

Хотелось бы отметить, что у детей проводилась плановая санация полости рта в АУ «Урай-ская городская стоматологическая поликлиника», изменения структуры индексов «кп» были достигнуты за счет повышения мотивации воспитателей, медицинского персонала и детей к сохранению здоровья полости рта и более систематических обращений к врачам-стоматологам.

Оценка результатов реализации профилактической программы среди детей проводилась по данным изучения гигиенического состояния полости рта и интенсивности кариеса.

Индекс КП 2016 и 2017гг.

■ кариес □ кариес

■ пломба п пломба

Индекс гигиены полости рта по

Кузьминой Э.М.

0,47

0,15

2016.г 2017.г

Полученные данные свидетельствуют об эффективности стоматологической профилактической программы, проведенной среди детей, медицинских работников и воспитателей. Отмечено улучшение гигиенического состояния у детей с плохого до хорошего уровня. Кроме того, выявлено значительное увеличение количества запломбированных временных зубов на фоне незначительного прироста интенсивности кариеса временных зубов.

Выводы:

- Результаты исследования показали высокий уровень распространенности и интенсивности кариеса у детей ясельного возраста.

- Проводимые нами профилактические мероприятия позволили получить положительные результаты по предотвращению ка-риесогенной ситуации в полости рта: у детей достигнут высокий уровень формирования мотивации к гигиеническим мероприятиям, значительно (более чем в 4 раза) улучшилось гигиеническое состояние полости рта по индексу.

- Развитие у ребенка позитивного отношения к здоровому образу жизни и сохранению своего стоматологического здоровья возможно только совместными усилиями детских стома-

тологов, воспитателей и медицинского персонала, при использовании различных форм санитарно-просветительской работы: лекции-презентации, дискуссионные «круглые столы», мотивационные стенды.

- Создание по-настоящему комфортной обстановки при проведении профилактики и лечения ребенка раннего возраста, способствует обеспечению реальной перспективе сохранения молочных зубов до их естественной смены, а для сохранения будущих постоянных зубов создает необходимое позитивное отношение малыша к любым стоматологическим вмешательствам.

Групповые программы профилактики являются наиболее доступным, экономически выгодным и эффективным средством профилактики основных стоматологических заболеваний.

Литература

1. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации / Материалы Всероссийского совещания. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 320 с.

2. Кисельникова, Л.П. Роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний у детей. - М.: МГМСУ, 2008. - 27 с.

3. Козловская, Л.В., Яцук, А.И. Динамика показателей стоматологического статуса у дошкольников - участников программы профилактики кариеса зубов и болезней периодонта // Мониторинг качества педагогического образования: теоретико-методологические основы и пути решения: Материалы научно-практической конференции; 21-22 марта 2007 г.; Барановичи; Респ. Бел. / Ред. кол.: Е.И. Пономарева (гл. ред.) [и др.]. — Барановичи: РИО БарГУ, 2007. - С. 276-278.

4. Попруженко, Т.В. Рожковый кариес // Современная стоматология. - 2004. - №1. - С.37-43.

5. Сарап, Л.Р. и др. Новый подход к созданию средств гигиены для разных возрастных групп. Зубные пасты R.O.C.S. // Современная стоматология. - 2006. - №3. - С.45-47.

© Тамадаева Ю.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.