Врач :::: Информатизация ЛПУ
™ и информационные
технологии
С.В. РОМАНОВ,
к.м.н., доцент, директор ФГУ «ПОМЦ ФМБА России», г. Нижний Новгород, [email protected]
С.О. ОБУХОВА,
к.м.н., заместитель директора ФГУ «ПОМЦ ФМБА России» по развитию, [email protected]
A. С. ВЯЗАНКИН,
начальник планово-экономического отдела ФГУ «ПОМЦ ФМБА России», [email protected]
B. А. БЕРДУТИН,
к.м.н., заместитель начальника отдела маркетинга ФГУ «ПОМЦ ФМБА России», [email protected]
О.П. АБАЕВА,
к.м.н., доцент, специалист по кадрам ФГУ «ПОМЦ ФМБА России», [email protected]
А.В. СИТКО,
технический директор ООО «Ассистент-НН», г. Нижний Новгород, [email protected]
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДК 68J.3:6J4.2JJ/.2J2
Романов С.В., Обухова С.О., Вязанкин А.С., Бердутин В.А., Абаева О.П., Ситко А.В. Опыт внедрения корпоративной медицинской информационной системы в деятельность мнотопрофипьното федерального учреждения здравоохранения (ФГУ «ПОМЦ ФМБА России»),
Аннотация: Авторы делятся опытом разработки, внедрения и эксплуатации корпоративной медицинской информационной системы, охватывающей сеть территориально удаленных друг от друга филиалов крупного многопрофильного федерального медицинского центра. В статье также излагаются принципы и подходы, использованные при создании этой системы, дается описание основных модулей и блоков, демонстрируются преимущества и возможности, которые открываются перед учреждением здравоохранения по мере его автоматизации. Ключевые слова: информационные технологии, корпоративная медицинская информационная система, программные блоки, электронные рабочие книги, финансовый результат, регламентированные отчеты, медикоэкономический анализ.
UDC 68J.3:6J4.2JJ/.2J2
Romanov Sergey V., Obukhova Svetlana O, Vyazankin Anton S., Berdutin Vitaly A., Abayeva Olga P, Sitko Aleksey V. Description of usage experience of corporate medical information system in a versatile federal establishment of healthcare (FSE «POMC FMBA of Russia»).
Abstract: Authors impart experience workings out, introduction and operation of the corporate healthcare information system set in some remote divisions of the large versatile federal clinic. In article principles and the approaches used at creation of this system are described, the depiction of the basic modules and blocks is given, advantages and possibilities opening for establishment of public health services in process of its automation also are shown. Keywords: Information technology, corporate medical information system, program blocks, electronic working books, the financial result, the regulated reports, the medico-economic analysis.
В настоящее время в регионах РФ наблюдается активное развитие медицинских информационных технологий. Современное программное обеспечение позволяет не только оптимизировать бухгалтерский учет учреждений здравоохранения, но и способствует автоматизации основной деятель-
© С.В. Романов, С.О. Обухова, А.С. Вязанкин, В.А. Бердутин, О.П. Абаева, А.В. Ситко, 2010 г.
6
Информатизация ЛПУ
ности медицинских организации, начиная от финансово-экономических, административных и лечебно-диагностических разделов работы и заканчивая формированием различных видов отчетности [1, 2].
Федеральное государственное учреждение «ПриволжскиИ окружной медицинскиИ центр Федерального медико-биологического агентства» (далее ФГУ «ПОМЦ ФМБА России») является крупным федеральным медицинским учреждением, имеющим в своем составе многопрофильные клинические больницы и поликлиники. ФГУ «ПОМЦ ФМБА России» решает задачу медико-санитарного обеспечения и охраны здоровья прикрепленного контингента путем оказания первичноИ, специализированной, высокотехнологичной, а также скороИ специализированной медицин-скоИ помощи. Пациентами ФГУ «ПОМЦ ФМБА России» являются жители Нижегородского региона и ряда других субъектов Приволжского и Центрального федеральных округов РФ. Учитывая сложность организа-ционноИ структуры, руководство ФГУ «ПОМЦ ФМБА России» пришло к выводу о необходимости последовательноИ комплексноИ автоматизации учреждения по мере его развития с наращиванием глубины проникновения информационных технологиИ в производственные процессы и постепенным охватом информационноИ системоИ всех направлениИ деятельности организации.
В связи с этим в целях оптимизации деятельности ФГУ «ПОМЦ ФМБА России» была разработана и внедрена корпоративная медицинская информационная система (далее - КМИС).
Перед разработчиками была поставлена сложная задача создания самоИ современ-ноИ корпоративноИ медицинскоИ информационноИ системы, основанноИ на следующих принципах:
• Высокая степень масштабируемости системы, то есть ограниченная только возможностями платформы Oracal 9.0 адаптирует-
www.idmz.ru 2011,№1
■■■■
гш
мость программы к постоянно растущим требованиям интенсивно развивающегося медицинского учреждения, возможность включения в нее новых функциИ и бизнес-процессов.
• Создание единого информационного пространства для структурно разнородных и территориально удаленных подразделениИ и филиалов ФГУ «ПОМЦ ФМБА России» с учетом возможности одновременноИ независи-моИ работы в системе нескольких пользователе^ а также перспективного развития телемедицинских технологиИ.
• Формирование информационного банка-накопителя для интерактивного обмена электронными документами, например, передача различных направлениИ для пациентов, выписных эпикризов и т.п. с учетом необходимости поддержки различных протоколов: репликации, электронноИ почты, внешних носителеИ информации и прочее;
• Обеспечение персонификации вносимых пользователями данных и возможности доступа к информации в зависимости от установленного уровня компетенции сотрудника.
• Достижение максимального увеличения производительности системы за счет использования лучших сред разработки ядра системы и самых современных технических средств.
• Разработка и приоритетное развитие ключевых блоков системы, а также гибких протоколов обмена данными между блоками.
• Ускоренное внедрение информационноИ системы, в том числе облегчение ее использования для персонала путем создания системы справочников и унифицированных интерфеИс-ных элементов для всех приложений
• Обеспечение практически неограниченного жизненного цикла системы при минимальных затратах по ее поддержке.
Система КМИС создавалась при участии ООО «Ассистент НН», имеющего авторские права на данную разработку, которая позиционируется как гибко адаптируемое универсальное решение для автоматизации медицинских учреждениИ любоИ формы собствен-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ \ N ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■
Врач :::: Информатизация ЛПУ
™ и информационные
технологии
ности. КМИС — мощный, современный и наукоемкий программный продукт. В основу системы положена СУБД Oracal 9.0.
На его разработку, внедрение и тестирование ушло около пяти лет. Период, в течение которого КМИС постепенно приобретала свой настоящий вид, проходил в постоянном творческом поиске и насчитывал несколько этапов. На первом этапе был реализован ввод первичной информации в регистратуре поликлиники и приемном отделении стационара, что позволило в итоге получать необходимую статистическую информацию. На втором этапе по мере наращивания компьютеризации учреждения ввод информации начал осуществляться с множества территориально распределенных автоматизированных рабочих мест, и объем вводимой информации качественно возрос. Это соответственно дало возможность максимально расширить количество формируемых отчетов. На последнем этапе автоматизация учреждения приобрела системный характер, охватив все важнейшие клинико-экономические аспекты деятельности учреждения, что позволило получать отчеты любой нужной формы. К тому же изначально заложенная кластерная архитектура КМИС стала гарантией сохранности накопленной информации: два идентичных узла аппаратно-программного комплекса могли автоматически подменять друг друга в случае выхода из строя одного из них.
Система была успешно апробирована и внедрена в целом ряде различных лечебнопрофилактических учреждений Приволжского региона, в том числе в областных и городских клиниках, муниципальных поликлиниках. Кроме того, отдельные модули системы, реализующие принципы управленческого учета, широко используются в работе ряда промышленных предприятий.
В современных условиях анализ эффективности деятельности учреждений здравоохранения не может проводиться без учета экономических отношений, сложившихся между
ними и потребителями медицинских услуг. Поэтому специфика подхода заключалась в использовании не только традиционной учетно-регистрирующей схемы работы информационной системы, направленной прежде всего на оперативный анализ и контроль величины и структуры расходов, а в применении адаптационно-регулирующих процедур поддержки принятия обоснованных решений, которые должны способствовать ускоренной реализации стратегических планов развития учреждения.
Для наращивания эффективности работы учреждения в лечебно-диагностической сфере был создан целый ряд интегрированных друг с другом модулей, способных удаленно функционировать, обращаясь к единой базе данных. Прежде всего это электронная история болезни, в основе которой лежит несколько программных блоков.
«Автоматизированное рабочее место врача» (далее — АРМ врача) позволяет:
• осуществлять контроль качества лечебно-диагностического процесса путем аккумуляции в системе сведений о состоянии пациента при поступлении и результатах ежедневного осмотра лечащего врача и иных специалистов, участвующих в лечении;
• вести учет оказанных услуг путем ввода информации о проведенных лечебно-диагностических мероприятиях, израсходованных медикаментах с учетом видов финансирования;
• получать различные печатные формы с данными о пациенте: объективный осмотр, описание операции, ежедневный осмотр, результаты лабораторных исследований, выписной эпикриз (рис. 1-2).
Данный блок является многофункциональным, в нем реализованы: автоматическое заполнение электронных форм, опция самостоятельной подготовки шаблонов документов и их прикрепления по выбору, система справочников с адаптируемым под нужды пользователя содержанием. В частности, в АРМ врача для ускорения работы по запол-
8
Информатизация ЛПУ
www.idmz.ru 2011,№1
■■■■
гш
I
^44 IV
Г
Рис. 1. Главная форма ввода данных в электронную историю болезни
Рис. 2. Форма для внесения информации о жалобах и данных анамнеза
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■■■ ■ ■ ■■ ш ■ ■ ■■■ ■ ■
Врач :::: Информатизация ЛПУ
™ и информационные
технологии
нению электронной истории болезни реализована возможность формирования лечебнодиагностических комплексов, привязанных к отдельным нозологическим формам. На рис. 3 изображение формы, содержащей такие комплексы, разработанные в отделении гемодиализа.
Характерной особенностью блока «Лаборатория» является не только доступный во всем модуле «Электронная история болезни» учет услуг по способам оплаты (источникам финансирования), но и возможность внесения данных об услугах, оказанных пациентам в территориально удаленных от головного офиса ФГУ «ПОМЦ ФМБА России» филиалах. При этом предусмотрено, введение информации осуществляется с учетом стационарного или амбулаторного лечения пациента. Одним из весьма удачных решений разработчика явилось обеспечение передачи данных о назначениях из электронной истории болезни в лабораторную информационную систему и обратного получения сведений о результатах исследований. В печатных формах используется штрих-кодирование. Технология штрих-кодирования использована также при заказе на проведение других параклинических исследований, например, в отделениях лучевой и функциональной диагностики (рис. 4—5).
Важную роль в КМИС играет блок «Учет медикаментов в отделении», позволяющий:
• учитывать остатки медикаментов;
• осуществлять расход медикаментов в отделении;
• создавать отчетные формы: «Остатки в отделении», «Приход за период», «Расход за период»;
• формировать расходные документы в аптеке учреждения на основании электронного требования из отделения (рис. 6).
Данный блок, функционируя в тесном взаимодействии с блоком «Аптека», позволяет поэтапно проследить весь процесс использования медикаментов: от поступления на склад больничной аптеки до момента их получения
больным. Это существенно снижает риск нецелевого расхода лекарственных средств и материалов. За истекший год экономия ФГУ «ПОМЦ ФМБА России» по статье «Медикаменты» составила более 1,5 млн. рублей.
Эксплуатационные характеристики блока «Аптека» полностью соответствуют современному уровню. Принцип учета — партионный. Имеются отдельные формы для учета медикаментов, поступающих в аптеку, и их остатков. Разработаны отдельные формы для работы аптеки с отделениями, филиалами. Для отслеживания прихода и расхода товара по каждой номенклатурной единице имеется «Карточка товара», которая позволяет проследить историю любого номенклатурного номера. Анализ прихода и расхода медикаментов по видам финансирования происходит на основе товарных отчетов, в которых может быть представлена вся сводная информация о приходе, расходе, остатках каждой номенклатуры.
В целях рационализации нормирования труда персонала и обеспечения оптимального взаимодействия сотрудников стационаров и поликлиник был разработан программный блок «Call-центр», позволяющий:
• формировать график приема пациентов специалистами поликлиник и стационаров с учетом вида посещения и источника оплаты;
• обеспечить выдачу талонов к специалистам поликлиники с четким указанием времени приема;
• производить предварительную запись пациентов на прием;
• осуществлять отчетность по целому ряду форм («Пациенты, записанные на прием», «Запись по времени»).
Внедрение блока «Call-центр» позволило упорядочить амбулаторный прием: избавить пациентов от очередей, сократить простой оборудования, привести нагрузку на персонал при проведении медицинских осмотров или обследований к установленным нормативам.
Оказание медицинских услуг физическим лицам поддерживается работой программно-
10
Информатизация ЛПУ
www.idmz.ru 2011,№1
■■■■
гш
Рис. 3. Форма для внесения информации о нозологических комплексах
Рис. 4. Печатная форма заказа на лабораторные исследования, имеющая штрих-код
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 11 ■
Врач :::: Информатизация ЛПУ
™ и информационные
технологии
Рис. 5. Распечатанный результат лабораторного исследования
т. 1КД<IHAMEHTОВ н о Гдк-ткшш
I1PI
4М1Г№
■TlpMlX
*ГТ flpU4№PlН ■Цяия^им LunV}l
•fa дар ■fleneorE^aoiorti irmani"
TT*4f»i4Rg » *(гг»ру В «т н-13-gt
JtW<™ ■ т
"■,WTTi 4—
■ ■ ГИ ■ -| ИЯМИ
I- ** t
* IH P*
h р» к ир** p*ti4h р-п «■ П l
+ П >n P-ltv* !■ it
Рис. 6. Формы для учета медикаментов в отделении
12
Информатизация ЛПУ
го блока «Касса». С помощью формы «Бланк-заказ» кассиром осуществляется ввод информации непосредственно в КМИС, оформление и печать договора на оказание платных медицинских услуг и формирование отчета по кассе в конце рабочего дня.
Пятилетний период применения КМИС позволяет сделать первые выводы о возможности ее использования в качестве инструмента реализации учета как одной из функций управления. КМИС ФГУ «ПОМЦ ФМБА России» обеспечивает администрацию информацией о динамике различных видов расходов и возмещения этих расходов соответствующими доходами, их влиянии на величину финансового результата, а также о калькуляциях себестоимости медицинских услуг, об отклонениях фактических данных от их нормативных значений или плановых показателей, об эффективности работы отдельных подразделений и системы управления учреждением в целом. Например, при расчете эффективности оказания какой-либо медицинской услуги или вида услуг аналитическими показателями могут служить расходы: на
одного больного, на один койко-день, на случай госпитализации, на случай амбулаторнополиклинического обслуживания и т.д. Данные расчеты имеют вполне конкретный смысл и проводятся в режиме мониторинга, поскольку устанавливают баланс между объемными и финансовыми показателями деятельности, что равно важно как для бюджетирования ФГУ «ПОМЦ ФМБА России», так и для его рыночного позиционирования.
Мониторинг контрольных значений релевантного множества показателей способен существенно снизить уровень риска неэффективности деятельности, способствовать установлению факторов, отрицательно влияющих на ее результативность, обнажая причины, облегчать поиск путей быстрого и успешного решения проблемных ситуаций. В связи с этим базовой характеристикой КМИС является накопление в режиме реального времени
www.idmz.ru 2011,№1
■■■■
гш
информации об оказанных услугах с учетом проведенных лечебно-диагностических мероприятий, выполненных операций, израсходованных медикаментов и т.д. по видам финансирования:
1. ОМС;
2. Бюджетное финансирование;
3. Высокотехнологичная медицинская помощь;
4. Платные медицинские услуги по разделам:
4.1. ДМС;
4.2. Личные средства;
4.3. Средства работодателя.
В качестве инструмента для получения регламентированных отчетов, а также для формирования произвольных запросов к реляционной базе данных, в том числе и к витринам данных, необязательно реализованных на СУБД Oracle, КМИС использует Oracle Discoverer. Благодаря этому, конечный пользователь получил возможность самостоятельно запрашивать необходимые данные в тех аналитических разрезах, которые его интересуют. Чтобы скрыть сложную внутреннюю структуру КМИС и представить имеющиеся там данные в удобной форме, используется специальный слой метаданных — «слой конечного пользователя». Для повышения производительности в Oracle Discoverer реализован ряд уникальных технологических новинок: предсказание времени выполнения запроса до его начала, возможность создания и последующего автоматического использования суммарных таблиц, интеллектуальный механизм кэширования. Применение данных технологий позволяет обеспечить приемлемые времена отклика даже при работе с очень большими базами данных. Отчеты организованы в рабочие книги, которые могут храниться как в виде отдельных файлов, так и в единой базе данных, что легко делает результаты анализа доступными для многих сотрудников.
Формирование реестров отчетов по ОМС на основании введенных первичных данных происходит автоматически как по койко-дням, так и по законченному случаю. С переходом
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 13 ■
гш
Информатизация ЛПУ
1 и информационные
технологии
S
>
Рис. 7. Регламентированный отчет для проверки данных в реестре ОМС
территориального фонда ОМС на систему работы при участии страховых компаний в КМИС был создан специальный блок, в котором предусматривается механизм ввода информации о лечении больных с использованием стандартов. Для контроля корректности данных, попадающих в реестры на оплату по ОМС, формируется отчет, представленный на рис. 7.
КМИС также поддерживает своевременную автоматическую выгрузку реестров по ОМС в DBF согласно «Положению об электронном обмене данными в системе ОМС Нижегородской области».
Все затраты, связанные с лечением прикрепленного контингента, которое оплачива-
ется за счет средств федерального бюджета пациентов, также подлежат мониторирова-нию и оценке на их соответствие запланированным нормативам.
Особым видом бюджетного финансирования является финансирование оказываемой в ФГУ «ПОМЦ ФМБА России» высокотехнологичной медицинской помощи (далее — ВМП). Информация о работе по ВМП также накапливается в КМИС, которая шаг за шагом настраивается на наиболее полное отражение всех медико-экономических аспектов оказания этого вида дорогостоящей медицинской помощи. Цена ошибки, как с клинической, так и с экономической точки зрения, при проведении ВМП крайне высока. При помощи КМИС
14
Информатизация ЛПУ
формируется отчет, данные которого без корректировки могут вноситься оператором через сеть Интернет в специальную федеральную компьютерную программу.
Следует также подчеркнуть, что КМИС полностью обслуживает процесс формирования финансового результата при оказании платных медицинских услуг. Например, при превышении установленного уровня расходов по медикаментам ответственное лицо сразу получает необходимую информацию и проводит комплекс регламентированных действий по предупреждению возможных финансовых потерь. При этом период времени, источник финансирования, какие-либо дополнительные параметры, необходимые для формирования отчета, задаются по усмотрению пользователя.
Электронные формы КМИС гибко перенастраиваются с учетом производственной необходимости, что существенно упрощает работу персонала с медицинской документацией. Хранящаяся в системе информация с результатами обследования и лечения доступна по первому требованию специалиста, наделенного соответствующими полномочиями. Она может быть представлена в нужном виде, тиражирована на электронных или твердых носителях, передана по каналам связи (телемедицинские технологии). Свободный и одновременный доступ к результатам исследований существенно сокращает время на обследование больного, предоставляет руководителям возможность незамедлительно знакомиться с данными о пациенте, оператив-
www.idmz.ru 2011,№1
■■■■
гш
но контролировать ход обследования и лечения. Встроенный механизм поиска архивной информации очень удобен при повторных госпитализациях, ответах на официальные запросы, научных исследованиях и т.п.
Особенно следует подчеркнуть, что вся хранимая информация формализована в многомерных электронных кубах (OLAP-технология), поэтому при воспроизведении может быть представлена с максимальной наглядностью. Благодаря Oracle Discoverer, КМИС обеспечивает уникальное сочетание простоты использования, высокой информативности для принятия обоснованных управленческих решений. Разумеется, доступ ко всей хранимой информации осуществляется на основе разграничения прав пользователей, а сами электронные документы надежно защищены. Меры безопасности соответствуют требованиям ГОСТа «Электронная история болезни. Общие положения». Благодаря регулярному резервному копированию базы данных, информацию невозможно ни утратить, ни сфальсифицировать.
Таким образом, внедрение медицинских информационных систем является трудоемким, но необходимым мероприятием по обеспечению медико-экономической эффективности деятельности учреждений здравоохранения. Представленное краткое описание КМИС ФГУ «ПОМЦ ФМБА России» является примером одного из возможных вариантов использовании современных информационных технологий для решения серьезных задач медико-экономического анализа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Информационные системы в здравоохранении/Ред. А.В. Гусев, Ф.А. Романов, И.П. Дуданов, А.В. Воронин — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2002. — 120 с.
2. Медицинские информационные системы: Монография/Ред. А.В. Гусев, Ф.А. Романов, И.П. Дуданов, А.В. Воронин — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — 404 с.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 15 ■