УДК:614.2
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ
О.В. Тюмина 1, О.Г. Хурцилава2, В.Н.Филатов2 1 Самарский государственный медицинский университет, Самара, Россия Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова,
Санкт-Петербург, Россия
EXPERIENCE INTRODUCTION OF INNOVATIVE MANAGEMENT MODELS DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF NEW TECHNOLOGIES
IN MEDICAL ESTABLISHMENT
O.V. Tyumina 1, О.G. Khurtsilava2, V.N. Filatov 2 1 Samarskiy state medical university, Samara, Russia 2 North-West State Medical University named after I.I. Mechnikov, Saint-Petersburg, Russia
© Коллектив авторов, 2012
В работе представлен опыт внедрения инновационной модели управления процессом разработки и внедрения инноваций в государственном медицинском учреждении Самарской области. Интегрированная модель системы управления была разработана и внедрена с использованием методологии организационного моделирования, реинжиниринга процессов на основе принципов менеджмента качества стандарта ИСО 9001-2008 и матрично-штабной организационной структуры. Доказана эффективность её функционирования на примере разработки новых клеточных и лабораторных технологий.
Ключевые слова: инновационный процесс, система менеджмента качества, интегрированная модель системы управления.
This work presents the experience of the introduction the innovation model of management the process of development and introducing the innovations in the state medical establishment of Samara region. Integrated model management system was designed and implemented using the methodology of organizational modeling, re-engineering processes, based on the principles of quality management ISO 9001-2008 and matrix-scale organization. Effectiveness is proven by the example of the development of new cell and laboratory technology.
Key words: innovation process, the system of the quality management, the integrated model of control system.
Введение
Инновации в здравоохранении являются конечным результатом внедрения новшеств (открытий, результатов НИОКР) с целью получения экономического и социального эффектов. Инновационный подход должен стать точкой роста отрасли, именно технологические улучшения позволят сделать прорыв в развитии отечественной медицины [1]. Однако управление инновационной деятельностью в системе здравоохранения изучено недостаточно, особая сложность состоит в многообразии методов и приёмов. В Российской Федерации нет единого методологического подхода по управлению процессом разработки и внедрения новых медицинских технологий, не разработана методология оценки эффективности управления инновационным процессом в медицинском уч-
реждении. Существует необходимость создания для медицинских организаций модели управления процессом разработки инноваций с учётом специфики отрасли, чем и обусловлена актуальность настоящего исследования.
Цель исследования: оптимизация системы управления процессом разработки и внедрения новых медицинских технологий для повышения её эффективности.
Материал и методы
Объект исследования - система управления процессом разработки и внедрения новых медицинских технологий. Предмет исследования - эффективность внедрения инноваций в медицинском учреждении (на примере клеточных и лабораторных технологий). Единицы наблюдения: структурные и функциональные элементы
системы управления инновационным процессом, экспертизы качества медицинской услуги (24860), анкеты социологического опроса пациентов (1960 анкет) и врачей (106 анкет), карты расчёта коэффициентов результативности (51). В исследовании использованы следующие методы: структурный анализ и функциональное моделирование процессов, метод экспертных оценок, графический метод формализованного представления систем управления, а также социологический (анкетирование) метод.
Клинической базой для проведения настоящего исследования являлось государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Клинический центр клеточных технологий» (далее КЦКТ), работает с 2003 г. и является уникальной формой инновационной организации. Деятельность КЦКТ направлена на удовлетворение потребности населения в новых клеточных, лабораторных и репродуктивных технологиях и включает заготовку, обработку и длительное криогенное хранение пуповинной крови, предоставление ее донорских образцов для применения, а также лабораторную диагностику и лечение бесплодия. За период работы с 2003 г. проведена заготовка 6236 публичных образцов пуповиной крови и 1630 образцов пуповинной крови для персонального (именного) хранения, проведено 18884 HLA-типирований образцов крови, 1563 определений резус-фактора плода по крови матери, более 40 000 гематологических лабораторных анализов, а также проведено 2240 циклов экстракорпорального оплодотворения.
Организационная структура управления КЦКТ является линейно-функциональной и представляет собой совокупность производственных, специализированных по выполняемым функциям (линейные подразделения), и административно-хозяйственных (функциональных) отделов. Для разработки новой организационной структуры учреждения использовались такие методы, как организационное моделирование и реинжиниринг процессов, т.е. радикальное переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов организации для достижения резких, скачкообразных улучшений главных показателей деятельности учреждения. Оценка эффективности системы управления инновационным процессом в организации проводилась параметрическим методом ежеквартально и ежегодно по трём наиболее значимых для системы здравоохранения параметрам - по медицинской, социальной и экономической
эффективности. В основу концепции оценки эффективности положена методика оценки эффективности медицинской помощи, разработанной в НИИ социальной гигиены, экономики и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко [2].
Для оценки медицинской эффективности мы использовали коэффициент качества (Кк) новой медицинской технологии (услуги), вычисляемый по данным экспертизы первичных документов (сплошным методом), а также анализа жалоб и претензий пациентов, получающих медицинские услуги в КЦКТ. Всего было подвергнуто экспертной оценке в 2007-2009 гг. -13054 случая, в 2010-2011 гг. - 11806, всего -24860 случаев. Для оценки социальной эффективности новой медицинской технологии мы использовали коэффициент социальной удовлетворенности (Кс), который определяли путём проведения социологических опросов пациентов (сплошным методом) по специально разработанной и валидизированной анкете с балльной системой оценки от 1 (очень плохо) до 5 (очень хорошо); средний возраст анкетируемых составил 34+3,2 года (от 18 до 47 лет). Опросы проводились сплошным методом, для чего был разработан специальный статистический инструментарий - анкеты для пациентов за период с 2007-2011 гг. проведено анкетирование 1960 респондентов - получателей медицинских услуг.
Для оценки экономической эффективности мы рассчитывали коэффициент объема (Ко) выполненных новых медицинских услуг и коэффициент экономичности (К ) (отношение фактических расходов к плановым). На основании этих четырех коэффициентов рассчитывался интегральный коэффициент эффективности инновационного процесса:
К ф= К х К х К х 1/ К ,
эф к о с ' эк 7
оптимальное значение Кэф равно 1.
Для оценки удовлетворенности персонала системой управления в организации использован метод анализа «важность-исполнение» в сочетании с теорией мотивации труда Герцбер-га [3]. В специальной валидизированной анкете персонал КЦКТ просили оценить по пятибалльной шкале Лайкерта каждый из шестнадцати атрибутов Герцберга (сначала в контексте их важности для персонала, затем - в контексте удовлетворенности ими).
Для анализа динамики определяемых коэффициентов (К , К , К , К , К ) использовалась
^ ^ 4 к' о' с' эк' эф'^
линейная регрессия (метод наименьших квадратов). Для установления различий в частоте появления признака в группах использовали метод х2. Выявленные закономерности и связи изучаемых параметров между группами и признаками были значимыми при вероятности P = 95% и более (p<0,05).
Результаты и их обсуждение
Инновационный процесс для медицинской организации мы представили в виде схемы (рис.1). Входным элементом, началом данного процесса является новшество (открытие, изобретение, новая технология), далее идут такие этапы, как «Разработка», «Регистрация» и «Внедрение» новации, на выходе - широко используемая новая медицинская услуга, заканчивается полный инновационный цикл снижением спроса на медицинскую услугу (технологию) в связи с её устареванием.
В КЦКТ в 2007-2011 гг. проходила разработка инновационных лабораторных технологий и клеточных технологий; были разработаны и внесены в государственный реестр следующие новые медицинские технологии: «Диагностика резус-фактора плода по крови матери»; «Диагностика пола плода по крови матери»; «Генетическое типирование HLA системы методом SSO с использованием хМАР технологии»; «Заготовка, обработка и хранение плацентарной/ пуповинной крови» [4]. Это позволило реко-
мендовать данные технологии для внедрения в медицинских учреждениях.
В 2009 г. мы провели оценку сильных и слабых сторон инновационной деятельности КЦКТ за предшествующие 2 года (2007-2009 гг.). На основе параметрического и экспертного метода были выявлены узкие места функционирования линейно-функциональной системы управления (рис. 2), разработаны варианты решения организационных проблем для повышения эффективности управления.
Проведенный комплексный анализ показал, что линейно-функциональный тип организационной структуры является неэффективным для управления процессом разработки и внедрения новаций и требует коренной перестройки. Это подтвердили и результаты исследования, а именно: низкие показатели удовлетворенности пациентов (Кс = 0,65±0,07); низкая оценка персоналом степени удовлетворённости своей работой (от 2,7 до 3,3 баллов по пятибалльной шкале); низкие показатели качества (Кк = 0,64+0,01); низкие показателями экономичности (Кэк = 1,19 ± 0,02); несоответствия, выявленные в результате диагностического аудита (отсутствие установленных регламентов процессов и четкого распределения ответственности персонала, отсутствие управления как процессами, связанными с потребителями, так и процессами сбора и анализа данных и постоянного улучшения качества услуг).
ш
о ш н о ш 3 ш о X
О)
ш
X .0
Ц S
Ш I
о 2 3 з-
Я О н S
5 ч ю s
о о ге с
с с а 2
я m о Ч
ш ц
и о
3
ге а. н
о
ш Q.
ш
ш
.
ш
X
m
ш
ге m о
.
s
*
ге
.
2
К Ц
Я)
н
5 ю
т ®
® н
Я 5
О с
Подготовка к внедрению ч-►
Научно-практический цикл
Разработка <-►
Регистрация ч-
Внедрение
Процесс «Разработка и внедрение новации» Полный инновационный цикл
Рис. 1. Схема инновационного процесса
Директор
Отдел управления качеством
Общехозяйственный отдел
Отделение Лабораторное Отделение
Отдел управления кадрами Финансово-экономический отдел Отдел маркетинга
заготовки ПК отделение лечения бесплодия
Рис. 2. Схема линейно-функциональной структуры управления КЦКТ: ПК - плацентарная/пуповинная кровь
Данная ситуация потребовала проведения в 2010 г. реинжиниринга всех процессов для совершенствования системы управления с целью повышения качества новых медицинских услуг и эффективности деятельности организации. Для решения данных вопросов было проведено организационное моделирование новой структуры управления. За основу (эталон) был принят матрично-штабной тип организационной структуры, позволяющий обеспечить необходимую гибкость в управлении при соблюдении принципов системы управления
качеством на основе Международного стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008, далее «стандарт») [5, 6]. Матрично-штабная структура управления предполагает увеличение степени децентрализации, появление тематического (руководитель инновационного проекта) и координационного уровней управления (координатор инновационного проекта), увеличение количества горизонтальных связей, вовлечение большего количества сотрудников в процесс выявления проблем и в управление (рис. 3).
Потребитель
Рис. 3. Модель интегрированной системы управления
Интеграция системы менеджмента качества на основе стандарта в общую систему управления происходит через внедрение процессного подхода в управление и выполнение основных 8 принципов стандарта ИСО 9001-2008, а также выделения тематического уровня (ответственное лицо, принимающее решения) и координационного уровня (уполномоченный по качеству в организации), который координирует, анализирует всю деятельность организации в области системы менеджмента качества.
Эффективность разработанной и внедрённой интегрированной модели системы управления подтверждается положительной динамикой в сравниваемых периодах до и после начала внедрения инноваций в КЦКТ, т.е. в 2007-2009 гг. и 2010-2011 гг., следующих коэффициентов: качества (до внедрения Кк = 0,64+0,01, после внедрения Кк=0,89±0,03; различие достоверно: р<0,05), социальной удовлетворенности (до: Кс = 0,65+0,07; после: Кс = 0,90+0,01; р<0,05), экономичности (до: Кэк = 1,19+0,02; после: Кэк = 0,90+0,01; р<0,05). Положительный средний темп прироста (4,6%) (2010-2011 гг.) коэффициента эффективности внедрения новых технологий наблюдался с момента внедрения интегрированной системы управления, что свидетельствует о достоверном влиянии проводимых преобразований на эффективность управления инновационным процессом, направленным на повышение качества медицинских услуг.
Заключение
Повышения эффективности инновационных процессов в медицинской организации можно достигнуть, используя методы организационного моделирования и реинжиниринга процессов. Внедрение интегрированной модели системы управления на основе принципов менеджмента качества стандарта ИСО 9001-2008 и матрично-штабной организационной структуры позволяет
оптимизировать порядок взаимодеиствия подразделений, увеличить их саморегулируемость, установить порядок управления, планирования, обеспечения, контроля и улучшения качества работы, создать заинтересованность в качественных медицинских услугах для всех сотрудников, что в итоге повышает эффективность разработки и внедрения новых технологий.
Литература
1. Пилипенко, П.И. Нормативно-правовые аспекты применения медицинских технологий / П.И. Пилипенко // Вестник Росздравнад-зора. - 2009, № 4. - С. 4-9.
2. Князюк, Н.Ф. Совершенствование системы управления качеством медицинской помощи с использованием инновационных технологий : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Н.Ф. Князюк. -Иркутск. - 2006. - 25 с.
3. Herzberg, F. The Motivation to Work // John Wiley and Sons / F. Herzberg. - New York. - 1959.
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 июля 2007г. N 488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 38, 17.09.2007.
5. Соболев, А.М. Опыт создания системы менеджмента качества в окружном кардиологическом диспансере в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001/ А.М. Соболев // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. - 2011, № 1. - С. 48-52.
6. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. - М. : Изд-во стандартов, 2008. - 23 с.
О.В. Тюмина
Тел.: 8 (846) 956-44-55
e-mail: [email protected]