УДК 316.35
Опыт трудоустройства людей с ментальной инвалидностью в Республике Татарстан (результаты полуструктурированного интервью, на примере г. Казани)*
Гарапшина Л.Р.
Кандидат социологических наук,
ассистент кафедры истории, философии, социологии Казанского государственного медицинского университета
В статье приводятся результаты исследования, проведенного среди людей с ментальной инвалидностью, осуществляющих профессиональную трудовую деятельность на момент реализации проекта. Исследование проведено методом полуструктурированного интервью, опрошено 20 выпускников учреждений среднего профессионального образования г. Казани за 2014-2017 годы. Анализируются опыт, проблемы и сложности, возникшие на момент трудоустройства, а также мнение респондентов о необходимых мерах по повышению эффективности занятости людей с ментальной инвалидностью.
Ключевые слова: ментальная инвалидность, умственная отсталость, трудоустройство инвалидов, занятость.
В современном мире человеку, имеющему ограниченные возможности здоровья и инвалидность, получить профессиональное образование стало более выполнимой задачей, нежели несколько десятилетий назад. Преимущественно это связано с изменением курса в области социальной политики большинства государств, в том числе политики инвалидности в России. Принятие норм международного законодательства и адаптация, изменение российских норм по защите прав инвалидов в российском государстве сыграло значимую роль в доступности общего, профессионального образования для инвалидов и дальнейшего трудоустройства. Как отмечает А.Б. Кармо-ва, «на решение проблем трудоустройства инвалидов влияет политика государства в этой сфере, экономическая ситуация в стране, доступность для инвалидов качественного образования, эффективность работы государственных органов и организаций по трудоустройству инвалидов, отношение работодателей и общества в целом к инвалидам и другие факторы. При этом правовое регулирование труда данной категории населения играет одну из ключевых ролей в обеспечении занятости инвалидов и реализации их права на труд» [1, с. 8].
Получение профессии, специальности является неотъемлемой частью дальнейшей перспективы
трудоустройства, обретения статуса экономической свободы и независимости для любого человека, в том числе для людей с инвалидностью, в отношении которых по-прежнему сохраняются стереотипы иждивенчества. Возможность самостоятельно трудиться, получать заработок и иметь пусть и незначительную независимость от родных и близких, с которыми, как правило, проживают инвалиды, играет важную роль в их жизни на пути успешной социализации, адаптации и интеграции в социум.
Люди с ментальной инвалидностью относятся к особой, обособленной группе людей с инвалидностью в силу особенности их нарушений, а именно - интеллектуальной сферы. Проведенные нами ранее социологические исследования среди представителей экспертного сообщества в области общего и профессионального образования для людей с ментальной инвалидностью показали, что в качестве успешных участников трудовых отношений ими рассматриваются преимущественно инвалиды по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Связано это, как правило, с наличи-
* Статья подготовлена в рамках реализации гранта РГНФ 1603-50109 «(Не)доступность профессиональной среды для лиц с ментальной инвалидностью (на примере Республики Татарстан)».
ем физического ограничения и реже - умственного, интеллектуального. По мнению экспертов, этот критерий является наиболее весомым аргументом в пользу того, чтобы считать людей с ментальной инвалидностью практически неконкурентоспособными на рынке труда. Следует подчеркнуть, что данный подход носит преимущественно медика-листский характер и имеет ограниченные представления о возможностях людей с ментальной инвалидностью. Цель нашего исследования - рассмотреть социальные аспекты опыта трудовой деятельности этой группы людей.
С целью изучения опыта трудоустройства и ведения профессиональной деятельности людей с ментальной инвалидностью в 2017 г. в г. Казани Республики Татарстан было проведено социологическое исследование среди выпускников учреждений среднего профессионального образования за 20142017 гг. В исследовании приняли участие 20 человек, которые на момент исследования были трудоустроены. Была использована выборка доступных случаев; метод полуструктурированного интервью. Половозрастная структура респондентов была представлена мужчинами (11 человек) и женщинами (9 человек) в возрасте от 19 до 26 лет. На период проведения опроса семейный статус «женат» или «замужем» имели трое мужчин и одна женщина.
Все респонденты, принявшие участие в исследовании, являлись выпускниками специальных (кор-рекционных) школ VIII вида, продолживших обучение в учреждениях среднего профессионального образования г. Казани (в группах для учащихся с умственной отсталостью) и ведущих трудовую деятельность преимущественно по полученной специальности. Как отметило большинство опрошенных, обучение в техникуме, колледже не было связано с какими-либо проблемами вследствие их инвалидности. Общение с сокурсниками, другими учащимися, не имеющими инвалидности, обучающимися в том же учебном заведении, не носило негативного характера и не вызывало особых проблем. Сложности возникали только в процессе самого обучения из-за насыщенности программы и освоения новых знаний. Несмотря на это, некоторые респонденты (преимущественно мужчины) отмечали, что помимо учебы успешно участвовали в спортивной и культурной жизни образовательного учреждения. Один из респондентов так вспоминает студенческие годы: «Мне больше нравилось участвовать в спортивных состязаниях, у меня хорошо получалось играть в волейбол, футбол, и мы часто занимали призовые места. Иногда хотелось бросить учебу и заниматься только спортом, но учителя объясняли, что можно успешно совмещать и учебу, и спорт. И мне это нравилось».
При общении с экспертами учреждений среднего профессионального образования многие отмечали,
что учащиеся, как правило, отлично проявившие себя на производственной и учебной практике, после выпуска приглашаются и трудоустраиваются в эти предприятия и организации. При проведении интервью с выпускниками это высказывание полностью подтвердилось. Одна из выпускниц отметила: «За время учебы в колледже для меня самым интересным было прохождение практики. Я училась на специальности "повар-кондитер", и практика проходила на одном хлебном заводе. У меня была очень хорошая куратор, и после практики она сказала, что я могла бы у них работать после окончания колледжа, потому что у меня хорошо получалось. Я очень обрадовалась и после выпускного сразу пришла к ним, меня приняли, так я здесь и работаю». Другой респондент отметил, что получил специальность как у отца - «слесарь-сантехник» и это очень помогло при трудоустройстве, потому что у него было больше опыта и знаний, практики, которым он научился от отца. Это способствовало недолгим поискам работы и трудоустройству практически сразу после окончания колледжа.
Но не у всех опрошенных процесс трудоустройства складывался успешно сразу после окончания образовательного учреждения. Одна из респондентов поделилась, что после обучения почти полгода не могла найти работу, потому что ее не устраивала предлагаемая зарплата швеи. В результате поисков она трудоустроилась не по специальности, продавцом, но с заработной платой, которая ее устраивает. Сразу отметим, что в ходе проведения интервью респондентам было предложено высказаться о размере их заработной платы, и насколько она их удовлетворяет. Мнения о том, какой размер заработной платы мог бы устроить респондентов в полной мере, были разнообразны, начиная от 20 до 50 тыс. руб. О заработной плате в 50 тыс. руб. и более преимущественно высказались те участники, у кого была своя семья - жена, ребенок. Остальные респонденты были удовлетворены уровнем своего дохода, который у опрошенных женщин был в диапазоне от 9 до 20 тыс. руб., у мужчин (в зависимости от вида деятельности) - от 10 до 30 тыс. руб. При планировании исследования предполагалось, что уровень заработной платы респондентов будет ограничен максимумом в 20 тыс. руб., что могло бы быть связано с инвалидностью человека и предвзятым к нему отношением. Но опрос показал, что большинство респондентов удовлетворены своим доходом, и он позволяет им вести достаточно независимый образ жизни. Некоторые респонденты отметили, что помимо заработной платы получают пособие по инвалидности, что дополнительно позволяет помогать родителям, с которыми они проживают, покрывать расходы на питание, проживание и досуг.
Особый интерес для исследования представлял вопрос о том, как складывались отношения респон-
дентов с коллегами, не имеющими инвалидности. Одиннадцать респондентов из двадцати отметили, что особых сложностей при общении с коллегами не возникло, так как с некоторыми они уже были знакомы с момента прохождения практики в период обучения в техникуме, колледже. «Когда я пришла работать, другие сотрудники первое время просто смотрели на меня, здоровались, прощались, обычно все было. А уже потом привыкли и даже стали обращаться за помощью, спрашивали как дела и нужна ли мне помощь», - отметила одна из участниц опроса, работающая швеей в частном ателье. Другой участник рассказал, что «... сначала мне не доверяли работу, думали, что не смогу с ней справиться, давали советы, а меня это раздражало. Но потом я показал, что умею, и теперь ко мне совсем другое отношение, как со всеми общаются».
Среди участников опроса были и те, кто рассказал, что до сих пор отношения с коллегами складываются не так хорошо, как им хотелось бы. Девушка, работающая уборщицей в школе, отметила, что «как бы я ни старалась, мне все равно делают замечания, говорят, что можно было бы и лучше работать. Мама говорит, что ко всем уборщицам такое отношение, нужно идти работать по профессии. Я на швею училась, но мне не нравится шить... ». Положителен тот факт, что ни один из респондентов не высказался о том, что был вынужден поменять работу из-за негативного и предвзятого отношения со стороны коллег. Проанализировав ответы участников, стоит отметить, что они в целом положительно или нейтрально отзывались о взаимоотношениях с коллегами и окружающими.
Респондентам было предложено высказаться о том, с какими сложностями столкнулись они или их друзья, сокурсники при трудоустройстве и каких мер, по их мнению, недостаточно, чтобы выпускники могли максимально эффективно трудоустраиваться и работать. Данный вопрос стал, возможно, одним из самых сложных для участников, так как большинство из них, как мы уже говорили выше, не встретили препятствий при трудоустройстве, за некоторым исключением. Некоторые участники рассказали о негативном опыте трудоустройства своих знакомых, с которыми они учились вместе в школе или учреждении СПО. Для наглядности приведем высказывания некоторых респондентов: «Моя знакомая, с которой мы учились в колледже на повара, устроилась на работу. У нее синдром Дауна, но ей очень нравиться готовит, и училась она лучше меня. Она устроилась поваром в суши-бар, а другая коллега несколько раз портила ее еду, и директор ее уволила, сказав, что она не подходит для этой работы. ». Или такая история неуспешного трудоустройства: «Мой одноклассник после техникума пошел устраиваться на работу, и ему сказали, что учить работать умственно отсталого у них 250
нет возможности и желания. Он смог найти работу только через год - разнорабочим на Колхозном рынке». Другой участник отметил, что его друг работает в магазине, который открыли его родители, чтобы он был трудоустроен. Следует сказать, что подобные случаи не единичны. При проведении исследования среди родителей, воспитывающих детей с ментальной инвалидностью, мы столкнулись с ситуациями, когда родители меняли род деятельности, место работы, чтобы «подстроиться» под инвалидность ребенка и создать условия для постоянного нахождения рядом с ним и его постоянной поддержки.
Одной из проблем, которая мешает многим выпускникам устроиться на работу, по мнению респондентов, является то, что они не умеют себя вести на собеседовании. Как отметил один из участников, «когда я пришел устраиваться на работу, я так разволновался, не знал, что говорить, как себя вести, что просто взял и ушел, не зайдя к директору». Другая участница сказала, что «. я бойкая, не боюсь с людьми общаться, а моя подружка тихая, стеснительная, боится общаться с другими. Если бы в колледже ее научили как себя вести при устройстве на работу, ей было бы легче, а то она полгода дома просидела, боялась идти работу искать... ».
Поддерживаемое трудоустройство - это программа сопровождения, предназначенная для людей с ментальной инвалидностью, которая способствует их включению и успешной работе в условиях открытого рынка труда. Она не только содействует поиску работы, но и помогает человеку адаптироваться и закрепиться на рабочем месте, а следовательно, реабилитироваться как профессионально, так и психологически [2].
Другая проблема, которую отметили респонденты, - недоверчивое отношение со стороны окружающих к ребятам, у которых внешне выражены какие-либо признаки инвалидности. Респондент, рассказавшая о неудачном опыте трудоустройства своей подруги с синдромом Дауна, также отметила, что «они смотрели на нее, видели, что она инвалид, и скорее поэтому не хотели, чтобы она там (прим. автора: в кафе) работала, наверное, думали, что она глупая и ничего не умеет». Подобный стереотип о людях с инвалидностью зачастую становится одним из главных и самых сложно преодолимых барьеров при социальной интеграции в общество. Внешние проявления того или иного вида инвалидности становятся практически клеймом, который, как правило, несет в себе негативный контекст для окружающих.
Некоторыми респондентами также была отмечена проблема со справедливым распределением заработной платы при трудоустройстве. Один из мужчин-респондентов отметил: «Мой другустроил-ся разнорабочим на стройку, таскал кирпичи, подметал, убирал мусор после рабочих. Ему обещали хорошую зарплату, тысяч 20, вроде. А заплатили
5 тысяч, сказали, что остатки отдадут потом, мол, сейчас денег нет в кассе. Он наивный, поверил, а потом через пару месяцев его уволили и так ничего не заплатили». Как выяснилось, молодой человек работал без трудового договора, о котором ничего не знал, и, возможно, по этой причине оказался в подобной ситуации. Следует сказать, что подобная проблема характерна не только для людей с инвалидностью, но и для обычных граждан, не имеющих опыта трудоустройства. В данном контексте, мы полагаем, было бы важно в образовательной программе учреждений среднего профессионального образования уделить большее внимание юридической грамотности учащихся, чтобы обезопасить от подобных случаев.
В заключение отметим, что проведенное исследование показало, что рабочие гипотезы о том, что выпускники учреждений СПО с ментальной инвалидностью длительное время находятся в поиске работы и получают несправедливую заработную плату, подтвердились частично, на примере лишь некоторых респондентов. Результаты проведенных интервью демонстрируют, что во многом факторами, влияющими на успешное трудоустройство выпускников, являются: 1. Личные качества человека (активность, умение общаться, демонстрировать полученные профессиональные навыки). 2. Интерес к полученной профессии. 3. Успешность прохождения учебной и производственной практики в период обучения в колледже, техникуме.
Описанное исследование скорее носит односторонний и положительный характер, так как эксперты отмечали, что в реальности трудоустроенными оказываются буквально 20-30 % выпускников. Но для нас важным было продемонстрировать опыт трудоустроенных участников как важный пример
Социология
интегрированности людей с ментальной инвалидностью в трудовые и общественные процессы. Экспертное сообщество, выпускники полагают, что важно демонстрировать положительный опыт занятости людей с ментальной инвалидностью, так как демонстрация информации только о безработице, отсутствии возможностей для трудоустройства среди этой группы людей ведет к формированию неправильного образа их жизни в сознании социума.
Литература:
1. Кармова А. Б. Совершенствование правового регулирования труда инвалидов // Вопросы эволюции правовой мысли человека: сборник статей Международной научно-практической конференции (23 июня 2015 г., г.Уфа). - Уфа: РИО МЦИИ Омега Сайнс, 2015. - С. 7-10.
2. Поддерживаемое трудоустройство // РООИ «Перспектива», 2017. - URL: https://perspektiva-inva.ru/jobs/soiskatelyam/podder-trud/ (Дата обращения: 07.07.2017).
The Experience of Employment of People with Mental Disabilities in the Republic of Tatarstan (the Results of Semi-Structured Interviews, on the Example of Kazan)
Garapshina L.R.
Kazan State Medical University
The article presents the results of a study conducted among people with mental disabilities, carrying out professional work at the time ofproject implementation. The study was conducted by means of semi-structured interviews with 20 graduates of institutions of secondary professional education of Kazan for the years 2014-2017. The experience, problems and difficulties encountered at the time of employment, and the opinion of respondents about necessary measures on increase of efficiency of employment of people with mental disabilities were analyzed.
Key words: mental disability, mental retardation, employment, employment.