комплекса) / И.П. Булеев // Вюник Донбасько! державно! машино-будiвноl академи. - 2012. - № 1 (26). - С. 23-28.
12. Промышленная политика и управление развитием промышленности в условиях системных дисбалансов: концептуальные основы: моногр. / В.П. Вишневский, А.И. Амоша, Л.А. Збаразская, А.А. Охтень, Д.Ю. Череватский; под общ. ред. В.П. Вишневского и Л.А. Збаразской; НАН Украины, Ин-т экономики пром-сти. - Донецк, 2013. - 180 с.
Поступила в редакцию 12.09.2016 г.
Р. В. Венжега
ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ
Угольная промышленность является стратегической отраслью в экономике Украины. Данная сфера деятельности обеспечивает стабильное функционирование и развитие таких базовых промышленных направлений, как коксохимия, металлургия, производство электроэнергии. Однако среди отраслей промышленности является одной из самых проблемных (с одной стороны, позволяет удовлетворять потребности экономики в энергоресурсах, а с другой - из-за убыточности требует значительных финансовых вложений). Боевые действия значительно усложнили работу угольных предприятий на Донбассе, многие из которых были вынуждены прекратить свою производственно-хозяйственную деятельность вследствие значительных разрушений и затопления.
Государственный сектор Украины всегда характеризовался низкими показателями развития: 70% национального шахтного фонда добывают 30% годового объема угля. Это обусловлено неэффективностью управления вследствие увеличения субсидирования отрасли за 3 года (до 2014 г.) в 2 раза - до 14 млрд грн, кредиторская задолженность по шахтам при этом составила 19 млрд грн. Негосу-
© Р.В. Венжега, 2016
дарственный сектор отрасли преимущественно интегрирован в межотраслевые (энергетические, металлургические) корпорации и функционирует относительно стабильно [2, с. 5; 11, с. 74].
Проблемам стратегического развития отрасли уделялось внимание со стороны многих ученых. Среди известных исследователей в этом направлении можно выделить А. Амошу [1], Ю. Драчука [4], Л. Стариченко [11], Д. Череватского [12]. В работах этих авторов сделан акцент на реформировании отрасли путем технико-технологической модернизации и инновационного сценария развития. При этом особое внимание уделяется институциональному подходу, что подразумевает реструктуризацию и структурные изменения промышленности (формирование институтов обеспечения инноваций, либерализации угольного рынка, привлечения частных инвестиций, определения справедливой ренты за использование недр, экологической безопасности шахтерских городов, ликвидации убыточных предприятий), а также нормативно-правового обеспечения. Среди перспективных нововведений в работе «Трехмерные индустриальные парки: определение, особенности и направления развития» [12, с. 75] предлагается создание экономических сетей - индустриальных парков в качестве альтернативы формальной приватизации. На основе обобщения подходов ученых и рассмотрения различных стратегий, программ, концепций важно выделить общие проблемы отрасли, а также пути их решения в будущем.
Целью статьи является выявление содержательных особенностей в стратегиях развития угольной промышленности Украины, разработка предложений по повышению эффективности управления угольными предприятиями в среднесрочной перспективе.
Для выявления общих проблем угольной промышленности Украины приведены производственно-экономические показатели по отрасли (табл. 1). Анализ свидетельствует о том, что шахты негосударственного сектора работают значительно эффективнее по добыче годового объема угля, в том числе и за счет того, что среднедневная добыча у них больше в 3-5 раз, а производительность труда работника по добыче - в 3,5 раза. Еще одним конкурентным преимуществом является то, что большая часть из них входит в состав межотраслевых корпораций (в 2013 г. доля предприятий составила 85%). Несмотря на то что предприятиям государственного сектора
выделялась поддержка, значительную часть имела дотация на покрытие убытка, а государственное финансирование реструктуризации отрасли (закрытие шахт) снизилось на 23,9%.
Таблица 1
Производственно-экономические показатели угольной
промышленности в 2011 -2013 гг.
№ п/п Показатель 2011 2012 2013 Отклонения 2013/2011, %
1 Количество действующих шахт, техн. ед. 147 142 131 89,1
в т.ч. государственного сектора 110 95 91 82,7
негосударственного сектора 37 47 40 108,1
2 Добыча угля, млн т 82,0 85,9 83,7 102,0
в т.ч. государственного сектора 38,4 24,9 24,1 62,8
негосударственного сектора 43,6 58,9 58,3 133,7
3 Среднедневная добыча, т в т.ч. государственного сектора 981 734 745 75,9
негосударственного сектора 3307 3514 4091 123,7
4 Производительность труда работника по добыче, т / мес.: в т.ч. государственного сектора 23,2 18,2 17,8 76,7
негосударственного сектора 58,8 62,0 62,2 105,8
5 Заработная плата работника по добыче (номинальная): в т.ч. государственного сектора 4656 5350 5751 123,5
негосударственного сектора 6389 6187 6680 104,5
6 Государственная поддержка действующих угольных предприятий, млн грн 8504 11505 13868 163,1
6.1 дотация на покрытие убытка, % к убытку 6710 (75) 10172 (85) 13279 (87) 197,9
6.2 финансирование капитальных затрат и других мероприятий 1794 1334 589 32,8
7 Государственное финансирование реструктуризации отрасли (закрытие шахт), млн грн 1597 1078 1215 76,1
Основные преимущества и недостатки приведены в нижеизложенных стратегиях, концепциях и программах развития угольной промышленности в Украине.
Программа развития угольной промышленности и социальной сферы шахтерских регионов на период до 2005 г. (программа
«Уголь») [7], принятая постановлением Кабинета Министров Украины № 141 от 2 марта 1994 г., заложила основу развития отрасли. Программой предполагалось решение следующих задач: стабилизация работы отрасли, наращение объемов добычи, обеспечение предприятий отрасли необходимым оборудованием и материалами, развитие социальной сферы и улучшения экологической ситуации в шахтерских регионах, оздоровление финансового состояния и переход к рыночным отношениям (закрытие 48 неперспективных шахт и разрезов, а также 10 обогатительных фабрик, разработка механизма финансовых взаимоотношений государства и угольной промышленности (переход от оптовых к договорным ценам на угольную продукцию, выделение централизованных финансовых средств на новое строительство и реконструкцию угольных предприятий, финансовая поддержка шахт, закрытие которых невозможно по социальным мотивам, если они являются единственным объектом труда в шахтерских городах и селах), разработка законодательных актов по решению проблем перехода старых неперспективных шахт в муниципальную собственность бесплатно или в коллективную собственность по приватизационным бумагам), осуществление мероприятий по корпоратизации и приватизации угольной промышленности с учетом особенностей отрасли, увеличение пропускной способности железных дорог для транспортировки угля, капитальные вложения и проведение строительно-монтажных работ. Однако ввиду нехватки финансирования добыча угля в год предполагаемого завершения программы (2005 г.) составила половину намеченного объема, который согласно программе предусмотрен был на уровне 155-158 млн т. Производственная мощность шахт снизилась на четверть, а добыча угля - почти на 40%.
Постановлением Кабинета Министров № 1205 от 19.09.2001 г. была утверждена программа «Украинский уголь» [8], при этом программа «Уголь» так и не была завершена. Основными задачами данной программы являются: повышение роли угольной промышленности в энергетической безопасности государства и содействие развитию металлургического комплекса (наращение объемов производства конкурентоспособной качественной энергетической и высокотехнологической коксующейся угольной продукцией путем развития и максимального использования собственного ресурсного потенциала, строительство новых шахт и разрезов совре-
менного типа, реконструкции и технического переоснащения действующих угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий, возрождение роли науки в развитии угольной промышленности и реформирование научных учреждений отрасли, увеличение объемов использования угля собственного производства и сокращение импорта энергоносителей); реформирование отношений собственности и совершенствование системы управления отраслью (совершенствование структуры Государственного департамента угольной промышленности, корпоратизация и приватизация уголь -ных предприятий, ликвидация неперспективных угольных предприятий, законодательное регулирование вопросов относительно прекращения принудительного отчуждения имущества государственных предприятий и организаций в счет погашения задолженности перед госбюджетом и государственными целевыми фондами до завершения их реформирования, передача объектов социальной инфраструктуры в коммунальную собственность); совершенствование рынка угольной продукции (обеспечение расчетов за угольную продукцию в полном объеме путем внедрения аккредитивной формы оплаты энергетического угля, совершенствование ценовой политики относительно угольной продукции; адаптация действующей системы контроля за качеством продукции к европейским и мировым стандартам и нормам; финансовое оздоровление предприятий угольной промышленности (максимальное снижение кредиторской и дебиторской задолженности предприятий, повышение эффективности использования предприятиями бюджетных средств, диверсификация источников инвестиционных ресурсов в развитие отрасли (государственные капитальные вложения, частные инвестиции, собственные средства предприятий, инновационные средства и другие источники), проведение тендеров на закупку оборудования, материалов и услуг для потребностей шахт (разрезов) за госсредства, предназначенные на эти цели; повышение роли безопасности и охраны труда шахтеров (обеспечение должного уровня техники безопасности, снижения уровня травматизма на производстве, обеспечение медико-санитарного обслуживания шахтеров); решение социальных и экологических проблем (обеспечение соотношения уровня заработной платы работников шахт (разрезов) и прожиточного минимума, погашения задолженности и своевременной выплаты текущей заработной платы, введение действенного
механизма социальной защиты работников, высвобождаемых в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятий, как до, так и после приватизации; создание системы материального стимулирования работников в зависимости от результатов хозяйственной деятельности шахт (разрезов), осуществление мероприятий по повышению престижности шахтерского труда; обеспечение надлежащего уровня защиты окружающей среды; преодоление факторов де-прессивности шахтерских регионов.
В этой программе уже поднимались вопросы предоставления государственной поддержки перспективным угольным предприятиям, создания условий для инвестиционной привлекательности, привлечения отечественных и зарубежных инвесторов, формирования прозрачного, платежеспособного рынка угля, создания системы социального, экологического и правового процесса реформирования отрасли, максимального использования собственного ресурсного потенциала, содействия государства с местными органами исполнительной власти по привлечению инвесторов в регионы и реструктуризации отрасли, реформирования отношений собственности с совершенствованием системы управления отраслью, проведения реструктуризации налоговой задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, списания сумм пени и штрафных санкций, примененных к предприятиям на 1 января 2001 г. Средства государственного бюджета должны быть направлены преимущественно на капитальное строительство и замену устаревшего оборудования.
Согласно программе предусматривалось сокращение количества действующих угольных шахт с 190 до 159 в 2010 г., при этом предполагалось нарастить объем добычи с 80,9 до 110,3 млн т, а также снизить себестоимость с 131,7 до 123,9 грн /т при средней цене 122 грн / т. Однако и эта программа не была выполнена. Уже в 2004 г. добыча угля оказалась ниже предусмотренной на 30%, себестоимость - на 87,6, цена - на 80%, убытки выросли в три раза.
Энергетическая стратегия на период до 2030 г. [5] предполагала привлечение инвестиций в отрасль путем приватизации и использования механизмов государственно-частного партнерства. Было предложено усовершенствовать механизм государственной поддержки путем поэтапного прекращения субсидирования отрасли в условиях ограниченности бюджета, а также провести либе-
рализацию рынка угля (ликвидировать ГП «Уголь Украины» и не допустить появления другого государственного монополиста на рынке угольной продукции, внедрить электронную биржевую форму торговли угольной продукцией, либерализовать импорт угля).
В данной стратегии уделялось внимание развитию и реформированию отрасли (модернизация экономически привлекательных шахт частными инвесторами и оптимизация системы управления, консервация или закрытие шахт, не имеющих перспектив развития, развитие возможностей импорта угля для покрытия возможного дефицита, разработка и освоение новых запасов угля с учетом будущей рентабельности добычи на приватизированных и новых шахтах).
К 2030 г. по программе предполагается увеличить добычу энергетического угля на 50% по сравнению с уровнем 2010 г. до 75 млн т (60 млн т в пересчете на готовую угольную продукцию). Это позволит полностью удовлетворить потребности в угле и направить избыточную часть угольной продукции на получение синтез-газа и водоугольного топлива. Реализация этой стратегии за счет государства невозможна не только из-за большого объема необходимых инвестиций, но и в связи с отсутствием управленческих ресурсов для проведения одновременной модернизации на большом количестве шахт и отсутствием опыта по повышению эффективности работы шахт в государственном секторе.
Однако Энергетическая стратегия на период до 2030 г. также себя не оправдала ввиду отсутствия потенциальных инвесторов по приватизации предприятий угольной промышленности, находящихся в государственной собственности. Значительной преградой этому стали боевые действия на Донбассе, где сконцентрировано большинство угольных предприятий с углем дефицитных марок, имеющих перспективы выхода на безубыточный уровень и являющихся перспективными для приватизации (из 93 шахт, находящихся в государственной собственности, только 35 переданы на рассмотрение частным инвесторам, из них 3 уже находятся в стадии ликвидации).
В 2015 г. был принят проект обновленной Энергетической стратегии на период до 2035 г. [6] в связи с трудностями реализации предыдущей стратегии, ведением боевых действий на Донбассе, смещением сроков приватизации отрасли.
Предполагается, что в процессе реформирования отрасли уже в 2020 г. угольная промышленность будет функционировать в рамках рыночных отношений, а государство не будет дотировать деятельность угольных предприятий. Основными задачами являются переход отрасли на бездотационный и самоокупаемый режим деятельности, восстановление и расширение транспортной инфраструктуры для осуществления экспортно-импортных операций, поддержания конкурентоспособности внутреннего рынка, а также выход на внешние рынки.
Среди конкурентных преимуществ угольной промышленности Украины можно выделить наличие больших запасов угля; развитие инфраструктуры в регионах угледобычи, а также вертикально интегрированных структур в энергетической и металлургической сферах, значительные резервы повышения эффективности угледобычи, производства угольной продукции и внедрения инновационных угольных технологий.
Ключевые приоритеты развития угольной промышленности Украины, описанные в вышеизложенных программах и стратегиях, разделены на финансово-экономические, институциональные, социальные, экологические составляющие (табл. 2).
Таблица 2
Стратегии угольной промышленности Украины 1
Приоритет развития отрасли Программа «Уголь» на период до 2005 г. Программа «Украинский уголь» Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 г. Энергетическая стратегия Украины на период до 2035 г.
1 2 3 4 5
Финансово-экономические
Наращение объемов добычи угля +* + + +
Ликвидация неперспективных убыточных шахт + + + +
Техническое переоснащение предприятий + + + +
Проведение мероприятий по кор-поратизации и приватизации предприятий + + + +
Строительство новых шахт (разрезов) + + - -
Продолжение табл. 2
1 2 3 4 5
Снижение кредиторской и дебиторской задолженности предприятий - + + +
Диверсификация источников инвестиционных ресурсов + + + +
Государственное субсидирование угольных предприятий + + - -
Переход от оптовых к договорным ценам + - - -
Аккредитивная форма оплаты за энергетический уголь - + - -
Электронная биржевая форма торговли углям - - + +
Тендеры на закупку оборудования, материалов - + + +
Прозрачность рынка угля и финансовой отчетности - - + +
Либерализация рынка угольной продукции, электронная биржевая торговля - - + +
Переход на самоокупаемость - - + +
Расширение транспортных сетей для экспортно-импортных операций + - - +
Списание сумм пени и штрафных санкций - + - -
Контроль качества продукции по европейским и мировым стандартам - + - +
Социальные
Передача объектов социальной инфраструктуры в коммунальную собственность - + - -
Безопасность и охрана труда шахтеров, медико-санитарное обслуживание + + + +
Социальная защита работников, высвобождаемых при ликвидации или реорганизации предприятий - + - +
Погашение задолженности работникам и своевременная выплата зарплаты - + - -
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5
Социальные выплаты пострадавшим на производстве и профзаболеваний, что обусловили потерю трудоспособности - + - -
Обеспечение за государственные средства горным специальностям с выплатой повышенных стипендий и требованиям 3-годовой отработки работников по специальности - + - -
Финансовое обеспечение научных учреждений в развитии угольной промышленности + + + +
Экологические
Снижение выбросов вредных веществ в атмосферу + + + +
Очищение шахтных вод + + + +
Другие эколого-гидрогеологичес-кие проблемы в процессе эксплуатации предприятия + + + +
Институциональные
Отсутствие механизмов контроля за реализацией программ + + + +
Привязка реализации программ к политическим циклам + + + +
Осуществление мероприятий по повышению престижности шахтерского труда - + - -
Привлечение институциональных инвесторов в отрасль + + + +
1 Авторская разработка.
+ присутствует в программе, стратегии; - отсутствует в программе, стратегии.
Рассмотрев программы развития угольной промышленности, можно сделать общий вывод о том, что изложенные в них предложения финансово-экономического, социального, экологического, институционального характера смогут найти свое применение на практике при выделении конкретного объема финансовых средств под данные мероприятия, что ни в одной из программ не было реализовано полностью.
Кроме непосредственно программ развития угольной отрасли, предлагались еще несколько концепций угольной промышленности.
Концепция развития угольной промышленности Украины, одобренная распоряжением Кабинета Министров Украины от 07.07.2005 г. № 236-р, предполагала [9]:
приватизацию на конкурсной основе привлекательных для инвестирования шахт (разрезов), способных обеспечить самофинансирование дальнейшего развития;
приватизацию малопривлекательных для инвестирования шахт (разрезов) как целостных имущественных комплексов на льготной основе с проведением конкурсов программ их развития.
Важнейшей предпосылкой формирования в угольной промышленности рыночной конкурентной среды являлось создание открытого, прозрачного внутреннего рынка угля.
Концепция реформирования угольной отрасли [10], одобренная распоряжением Кабинета Министров Украины от 14.05.2008 г. № 737, затрагивала несовершенство законодательной базы при приватизации убыточных предприятий частными лицами.
Все предложенные концепциями направления развития угольной отрасли входили в программы угольной промышленности, однако достичь конкретных положительных сдвигов в реформировании и модернизации отрасли к текущему моменту не удалось.
Украинские ученые [3, с. 28; 11, с. 60] предлагают модель институции инноваций, что может быть основой инновационного развития угольной отрасли. Данный механизм объединяет две существующие экономико-социальные институции: угледобывающий комплекс и инновационно-венчурный бизнес, что позволяет при переходе отрасли на инновационный путь развития обеспечить взаимодействие между органами государственной и местной власти, предприятиями угледобывающего комплекса и организациями научно-технической сферы в пользу ускоренного использования достижений науки и технологий.
Исследование программ развития угольной промышленности Украины свидетельствует о том, что процесс приватизации угольной отрасли проходит очень долго, в связи с чем отрасль имеет ряд серьезных проблем: разрушение транспортной инфраструктуры; проблемы социального характера, связанные с закрытием шахт;
экологические последствия при ликвидации предприятий. Изучив основные программы развития угольной отрасли можно подвести итог, что многие из предложенных рекомендаций, заложенных еще в 90-е годы ХХ в., актуальны и сейчас. Тяжелое финансовое положение угольной промышленности связано с тем, что в государственных программах указывались конкретные шаги по улучшению ситуации в отрасли, однако на практике предложенные меры реализовывались неохотно в связи с нехваткой финансирования.
Выводы. В результате анализа программ развития угольной промышленности выявлены следующие принципиальные моменты: в Украине отрасль имеет проблемы, связанные с приватизацией, продолжают выделяться дотации на поддержание этих предприятий; в связи с боевыми действиями разрушена железнодорожная инфраструктура, однако ранее она работала эффективно; не проводилась модернизация оборудования на шахтах, находящихся в государственной собственности, следовательно, уголь не пользовался спросом на мировом рынке (около 70% государственных шахт работают без реконструкции 30 лет). Среди проблем следует выделить неконкурентоспособную продукцию на мировом рынке ввиду высоких издержек производства, а также альтернатив угольной промышленности в энергетике, недостаточный инновационный потенциал, дефицит квалифицированных трудовых кадров, социальные проблемы, связанные с безработицей.
Обосновано, что украинская экономика должна быть ориентирована на стратегию интегрированного роста в угольной промышленности, предусматривающую: объединение перспективных угольных предприятий, добывающих уголь для коксохимии, в вертикально интегрированные структуры путем приватизации; сокращение издержек (закрытие убыточных шахт); обеспечение рабочими местами работников угольной промышленности путем переобучения молодых специалистов для таких смежных отраслей, как коксохимия, металлургия, энергетика; выплату социальных пособий работникам.
Главным посылом выхода отрасли из кризиса в Украине должно быть эффективное и тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки для подготовки совместных программ, проектов, стратегий, концепций, научно-методическое обеспечение которого является перспективным направлением исследований в данном направлении.
Литература
1. Амоша А.И. От промышленного предприятия к промышленному парку: смена парадигмы на примере ш/у "Покровское" /
A.И. Амоша, О.Д. Кожушок, В.В. Радченко, Е.Н. Халимендиков, Д.Ю. Череватский, Е.А. Юшков // Економша промисловосп. -
2013. - №1-2 (61-62). - С.13-17.
2. Амоша О.1. Методичш рекомендацп щодо розроблення програми вiдновлення та модершзацп вугшьно! промисловостi / О.1. Амоша, Л.Л. Стариченко, Д.Ю. Череватський, Ю.З. Драчук, О.С. Сердюк; НАН Укра!ни, 1н-т економiки пром-стi. - Донецьк,
2014. - 46 с.
3. Визначення чинниюв державного регулювання шновацш-ного розвитку вугшьно! промисловостi з урахуванням ринкових трансформацiй в економщ Укра!ни / А.1. Кабанов, Ю.З. Драчук, О.М. Еременко, А.С. Гусак, Н.В. Трушкша, 1.М. Кочешкова,
B.В. Косарев, Е.Ф. Телiчкiна; НАН Украши, 1н-т економiки пром-стi. - Донецьк, 2014. - 33 с.
4. Драчук Ю.З. Напрями тдвищення ефективносп шнова-цiйного розвитку вугшьно! промисловостi / Ю.З. Драчук, Н.В. Трушкша // Вюник ОНУ iменi 1.1. Мечникова. - 2013. - Т.18. - Вип. 4/1. - С. 164-168.
5. Енергетична стратепя Украши на перюд до 2030 року: Ро-зпорядження Кабшету Мiнiстрiв Укра!ни вiд 24 липня 2013 р. № 1071-р [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1071-2013 -%Б1%80.
6. Енергетична стратепя Украши на перюд до 2035 року / М> шстерство енергетики та вугшьно! промисловосп Украши. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://mpe.kmu.gov.ua/ minugol/control/uk/doccatalog/list?currDir=50358.
7. Про затвердження Програми розвитку вугшьно! промисловосп та сощально! сфери шахтарських регюшв на перюд до 2005 року: Постанова Кабшету Мiнiстрiв Укра!ни. - 1994. - №141 [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon3.rada.gov.ua/ laws/show/141-94-%D0%BF.
8. Про затвердження програми «Укра!нське вугшля»: Постанова Кабшету Мiнiстрiв Укра!ни № 1205. - 2001. - [Електронний
ресурс]. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1205-2001-%D0%BF.
9. Про схвалення концепци розвитку вугшьно! промислово-сп: Розпорядження Кабшету Мiнiстрiв Укра1ни. - 2005. - № 236-р [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/ laws/show/236-2005-%D 1%80.
10. Про схвалення концепци реформування вугшьно! галузi: Розпорядження Кабшету Мшс^в Укра!ни. - 2008. - № 737-р. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/ laws/ show/737-2008-%D1%80.
11. Розвиток шститущонального середовища промислового виробництва з урахуванням галузево! специфши / А.1. Кабанов, Л. Л. Стариченко, Д.Ю. Череватський, Ю.З. Драчук та ш.; НАН Укра!ни, 1н-т економши пром-тi. - Ки!в, 2015. - 136 с.
12. Трехмерные индустриальные парки: определение, особенности и направления развития / М.А. Ильяшов, В.В. Левит, Д.Ю. Череватский // Економша промисловосп. - 2015. - №1 (69). - С.74-83.
Поступила в редакцию 28.11.2016 г.
Л. В. Иваненко
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОДХОДОВ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ЭКОНОМИКЕ1
В современных условиях, когда развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) изменяет характер экономических отношений, увеличивается влияние человеческого капитала
1 Исследование выполнено в рамках НИР ИЭП НАН Украины «Механизмы обеспечения инвестиционной активности предприятий для производства продукции с высокой добавленной стоимостью» (2015-2018 гг., номер госрегистрации 0115U001639).
© Л.В. Иваненко, 2016 123