Научная статья на тему 'Опыт стран ЕС и АТЭС по развитию инновационных кластеров'

Опыт стран ЕС и АТЭС по развитию инновационных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
811
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Инновационная инфраструктура / кластеры / региональная инновационная политика / ЕС / АТЭС / Innovation infrastructure / innovation clusters / regional innovation policy / EU / APEC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Банников Алексей Юрьевич

В статье исследуется и обобщается зарубежный опыт государственной поддержки инновационных кластеров ряда стран ЕС и АТЭС, направленный на выявление наиболее эффективных форм государственной финансовой поддержки кластеров. Установлено, что государственная поддержка региональной инновационной политики носит универсальный, межнациональный и межгосударственный характер. Кроме того, государственная политика в области региональной инновационной деятельности должна быть не предписывающей, а поддерживающей. В частности, в регионах следует создавать ведомства, комиссии, центры и иные формообразования, способствующие развитию инноваций. В статье отмечается, что воплощение научных открытий в инновационный продукт требует создания интерактивно-рыночной среды. Между всеми звеньями цепочки создания добавленной стоимости должен быть построен свободный коридор интеракций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The EU and APEC Experience in Innovative Clusters Development

In this article, the author investigates and generalizes the foreign experience of state support of innovation clusters, focusing on the EU and APEC-countries. The most effective forms of state financial support for innovation clusters are identified. According to the author, the government support for regional innovation policy has a universal, inter-ethnic and inter-state character. Moreover, the state regional innovation policy should be not prescriptive, but maintenance-oriented. In particular, regional agencies must be created to promote the development of innovation. The author points out that the implementation of scientific discoveries in innovative products requires the creation of market conditions, and participants of the value added chain should be involved in the free exchange of innovation.

Текст научной работы на тему «Опыт стран ЕС и АТЭС по развитию инновационных кластеров»

Экономические вопросы управления

Банников А.Ю.

Опыт стран ЕС и АТЭС по развитию инновационных кластеров

Банников Алексей Юрьевич — кандидат географических наук, заместитель заведующего отделом международных проектов и программ, Совет по изучению производительных сил, Москва, РФ.

E-mail: aleksey-bannikov@yandex. ru SPIN-код РИНЦ: 2340-3978

Аннотация

В статье исследуется и обобщается зарубежный опыт государственной поддержки инновационных кластеров ряда стран ЕС и АТЭС, направленный на выявление наиболее эффективных форм государственной финансовой поддержки кластеров. Установлено, что государственная поддержка региональной инновационной политики носит универсальный, межнациональный и межгосударственный характер. Кроме того, государственная политика в области региональной инновационной деятельности должна быть не предписывающей, а поддерживающей. В частности, в регионах следует создавать ведомства, комиссии, центры и иные формообразования, способствующие развитию инноваций. В статье отмечается, что воплощение научных открытий в инновационный продукт требует создания интерактивно-рыночной среды. Между всеми звеньями цепочки создания добавленной стоимости должен быть построен свободный коридор интеракций.

Ключевые слова

Инновационная инфраструктура, кластеры, региональная инновационная политика, ЕС, АТЭС.

Введение

Одним из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность национальной экономики в глобальном пространстве, является уровень инновационного развития страны в целом и ее регионов. В статье исследуется и обобщается зарубежный опыт государственной поддержки инновационных кластеров ряда стран ЕС и АТЭС, направленный на выявление наиболее эффективных форм государственной финансовой поддержки кластеров. В странах ЕС наряду с национальным, региональным и муниципальным уровнями поддержки внедрения инноваций существует также и наднациональный уровень, который представлен как общеевропейской бюрократией (через программы сотрудничества в рамках политического объединения), так и международными организациями по поддержке инновационных кластеров. В качестве одного из значимых векторов развития мировой экономики выступает региональная кластерная политика в области инноваций, что соответствует направлению деятельности по совершенствованию кластерной политики, реализуемой в России.

Проблемами кластеров занимались и продолжают заниматься такие зарубежные исследователи, как М. Бэннер, Д.Г. Вэстрик, М. Кизе, К. Кетельс, Р. Штенберг, М.П. Менцель, М. Портер, М. Энрайт; из отечественных ученых — В.Л. Абашкин, Н.В. Дроздова, Т.В. Миролюбова, Е.С. Куценко И.В. Пилипенко, Е.В. Романова, О.М. Трофимова, Т.В. Цихан!.

Роль кластеров в национальных инновационных системах в настоящее время хорошо известна. Инновационные кластеры могут быть определены как сети взаимозависимых фирм, производящих знание учреждений (университетов, научно-исследовательских институтов, технологических фирм), инфраструктуры поддержки, а также потребителей, связанных вертикально или горизонтально в производственной цепочке, которая создает добавленную стоимость. Они сотрудничают в деле разработки и использования конкретных общественных благ. Инновационные кластеры могут состоять из нескольких или из множества предприятий любого размера и в любых пропорциях.

Практически во всех странах сформированы кластерные стратегии в попытке найти ответы на вызовы новой экономики. Не все страны позитивно воспринимают идею создания кластеров, в том числе и инновационных, «с нуля». Однако накоплен достаточно обширный опыт, показывающий, что различные меры, предпринимаемые

1 Benner M. Clusterpolitik — Wege zur Verknüpfung von Theorie und politischer Umsetzung. Berlin: LIT Verlag, 2012; WestrickD.G., RehfeldD. Cluster (Standortverbünde) in der Region Rheinland. Projektbericht des Instituts Arbeit und Technik. Gelsenkirchen: Institut Arbeit und Technik, 2003; Kiese M. Regionale Clusterpolitik in Deutschland. Bestandsaufnahme und interregionaler Vergleich im Spannungsfeld von Theorie und Praxis. Marburg: Metropolis-Verlag, 2012; Ketels C. Clusters of Innovation in Europe. Structural Change in Europe 3 — Innovative City and Business Regions. Bollschweil: Hagbarth Publications, 2003; Sternberg R., Litzenberger T. Regional Clusters in Germany — Their Geography and Their Relevance for Entrepreneurial Activities // European Planning Studies. 2004. No 12. P. 767-791; MenzelM.-P. Cluster Life Cycles: Dimensions and Rationales of Cluster Development / Jena Economic Research Papers. 2007. No 076. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/25650/1/553691740.PDF (accessed: 15.04.2016); ПортерМ. Конкуренция. М.: Вильямс, 2002; EnrightM.J. Regional Clusters: What We Know and What We Should Know // Innovation Clusters and Interregional Competition. Berlin: Springer-Verlag, 2003. P. 99-129; Абашкин В.Л. Процессы кластеризации экономики региона и оценка условий их реализации: автореф. дис... канд. экон. наук. М., 2010; Дроздова Н.В. Территориально-производственные комплексы и региональные кластеры: преемственность и перспективы развития // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. I. № 3. С. 125-129; Миролюбова Т.В. Идентификация региональных кластеров в экспортно-ориентированном секторе региональной экономики // Вестник Пермского университета. Экономика. 2011. № 4 (11). С. 40-49; Куценко Е.С. Пилотные инновационные территориальные кластеры России: модель устойчивого развития // Форсайт. 2015. Т. 9. № 1. С. 32-55; Пилипенко И.В. Принципиальные различия в концепциях промышленных кластеров и территориально-производственных комплексов // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. 2004. № 5. С. 3-9; Романова Е.В. Особенности развития региональных кластеров в Восточной Германии // Региональные исследования. 2008. № 1. С. 38-46; Трофимова О.М. К вопросу о формировании инновационных кластеров в региональной экономике // Вопросы управления. 2010. № 2 (11). URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2010/0 2/10/ (дата обращения: 15.04.2016); Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5. С. 17-24.

государственными органами власти, могут играть важную роль в оказании помощи как при формировании, так и в процессе повышения конкурентоспособности кластеров.

Инновационные кластеры стран мира

Кластеры представляют собой географическую концентрацию фирм, высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, а также других государственных и частных организаций, обеспечивающих сотрудничество при реализации хозяйственной деятельности. Исследования показали важность близости и агломерационных эффектов для обеспечения прорыва в области знаний и инновации. Основная причина государственной поддержки развития кластеров заключается в стремлении увеличить скорость и эффективность распространения знаний среди экономических субъектов, чтобы сделать их более инновационными и конкурентоспособными2.

Некоторые из ведущих кластеров специализируются в высокотехнологичных отраслях промышленности (например, в Силиконовой долине и Бангалоре), другие находятся в традиционных секторах, таких как автомобилестроение или биотехнологии. Кластеры чаще подвергаются воздействию глобальной конкуренции, и органы государственной власти стремятся оказать содействие фирмам, входящим в состав кластера, с целью повышения их конкурентных преимуществ и движения вверх по цепочке создания стоимости через генерацию инноваций и усиление специализации. Государственная политика направлена на оказание помощи кластерам через развитие инфраструктуры и осуществление инвестиций, усиление сетевой деятельности и обучение, распространение знаний среди акторов, представленных в кластерах и, таким образом, формирование коллективного пула знаний, обусловливающего рост производительности и повышение конкурентоспособности фирм.

Смарт-специализация представляет собой политику, опирающуюся на систему индикаторов, технологический форсайт и другие инструменты установления приоритетов. Она ориентирована на оказание поддержки предпринимателям и фирмам в развитии существующих научных, технологических и промышленных образцов, попутно выявляя и способствуя появлению новых областей экономической и технологической деятельности. Продвигая стратегию «умной специализации»,

2 Cluster Policy and Smart Specialization // OECD [Official Site]. URL: http://www.oecd.org/sti/outlook/e-outlook/stipolicyprofiles/interactionsforinnovation/clusterpolicyandsmartspecialisation.htm (accessed: 01.04.2016).

национальные и региональные органы власти пытаются повысить конкурентоспособность фирм и кластеров3.

Глобализация и конкуренция способствовали интернационализации и специализации кластеров. Это имеет значение для политики государственной поддержки. Так, Франция и Германия, поощряют конкуренцию между кластерами и ориентируют систему господдержки на достижение передового опыта, в том числе на международном уровне 4.

Многие страны и регионы комбинируют кластерные стратегии и стратегии специализации. Например, германские федеральные земли Берлин и Бранденбург разработали совместную инновационную стратегию, чтобы сосредоточиться на государственной поддержке пяти кластеров: здравоохранение; энергетические технологии; транспорт; мобильность и логистика; оптика; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Это межрегиональная стратегия направлена на выявление предпринимательских инициатив, на освоение рыночных возможностей посредством внутрикластерного сотрудничества, а также на развитие инновационных технологий. В рамках стратегии была создана межрегиональная структура венчурного капитала для поддержки предпринимателей и укрепления инновационных предприятий5.

Европейские кластерные организации и инициативы можно подразделить по региональному и отраслевому принципу. Кроме того, существует достаточно организаций, претендующих на общеевропейский охват, без какой бы то ни было отраслевой специфики6.

Особое значение последних организаций состоит в том, что они инициируют широкую дискуссию по современным общеевропейским проблемам развития промышленно-инновационных кластеров. Одним из примеров подобных организаций является Europa InterCluster. Она была создана в 2007 году и первоначально представляла собой инициативу нескольких кластерных организаций, то есть воплотила в себе принцип развития «снизу вверх». Сегодня эта организация является

3 Cluster Policy and Smart Specialization // OECD [Official Site]. URL: http://www.oecd.org/sti/outlook/e-outlook/stipolicvprofiles/interactionsforinnoYation/clusterpolicYandsmartspecialisation.htm (accessed: 01.04.2016).

4 Science, Technology and Industry Outlook 2010 // OECD [Official Site]. URL: http://www.oecd.org/sti/inno/oecdsciencetechnologyandindustryoutlook2010.htm (accessed: 01.04.2016).

5 Ibid.

6 Рекорд С.И. Развитие промышленно-инновационных кластеров в Европе: эволюция и современная дискуссия. Монография. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

развитым некоммерческим европейским агентством по межкластерному взаимодействию7.

Europa InterCluster дает возможность формирования стратегических кластерных альянсов. Конкретные предложения по развитию кластеров зафиксированы в «Белой книге», которая представляет собой доклад, включающий описание трех вызовов для кластеров, семи предложений по изменению кластерной политики и девяти основополагающих принципов кластерного развития8.

Три вызова, на которые отвечают участники кластеров, могут быть описаны следующим образом.

1. Глобализация стимулирует страны ЕС повышать конкурентоспособность за счет создания условий для развития современного инновационного производства (не только путем развития современных отраслей, но и путем модернизации «традиционных», к которым относится, в частности, химическая промышленность)9.

Кроме того, продолжающийся процесс глобализации требует от кластеров выработки целостного стратегического видения при формировании собственных цепочек создания добавленной стоимости. Для достижения этого необходимо занять позиции на растущих рынках с высокой добавленной стоимостью. Это возможно, особенно для межотраслевых кластеров и кластеров со значительной составляющей в сфере услуг, функционирующих в таких отраслях, как новые материалы, зеленые технологии, творческие индустрии10.

2. Необходимость внутренней консолидации: одновременно с поиском собственной ниши в глобальной экономике кластерам необходимо укреплять собственное «внутреннее ядро». Для этого требуется достаточная внутренняя динамика, что, в свою очередь, требует наличия полноценного инновационного цикла (от идеи до патента, от прототипа до дизайна, от производства до выхода на рынок). Качество внутренней динамики и выступает основным критерием глобальной конкурентоспособности кластера.

3. Использование выгод европейского интеграционного потенциала. Кластеры в Европе в настоящее время одновременно испытывают необходимость формирования

7 Рекорд С.И. Указ. соч.

8 Szechenyi N. Development of Intercluster Cooperation's at European Level / The European Agency for Cluster Cooperation. 28-29 June 2010. URL: http://www.clusterplast.eu/fileadmin/user/final event/Europa Intercluster

N.SZECHENYI.pdf (accessed: 05.04.2016).

9 Рекорд С.И. Указ. соч.

10 Maskell P., Malmberg A. Towards an Explanation of Regional Specialization and Industry Agglomeration // European Planning Studies. 1997. No 5 (1). P. 25-41.

глобальной стратегии и внутренней консолидации. Сталкиваясь с серьезной конкуренцией со стороны развивающихся стран, они должны консолидироваться, создавая объединения. Делается это для того, чтобы перейти от обмена (например, опытом) к сотрудничеству (создание временных консорциумов на период действия кластерной программы)11.

Данные вызовы, определенные в «Белой книге», представляются важными и точными характеристиками современных процессов в мировой экономике, требующими от их участников (в данном случае — территориальных инновационных кластеров) сочетания открытости и сохранения ключевых конкурентных преимуществ, гибкости и определенной стационарности, выработки стратегий функционирования в глобальном пространстве и создания локальных объединений12.

Семь предложений, разработанных по итогам анализа современных тенденций мирового экономического развития, затрагивают в основном изменения структуры и иерархии инновационной и кластерной политики стран — членов ЕС. Предложения были систематизированы и опубликованы в виде «Европейского пакта по кластерам», предложенного для рассмотрения Европейскому парламенту и Европейской комиссии13.

Важная роль кластеров для развития промышленности в регионах была рассмотрена в целом ряде исследований. Например, доклад «Изучение кластеров в химической промышленности»14, подготовленный Европейской нефтехимической ассоциацией (The European Petrochemical Association, EPCA), говорит о фундаментальной роли кластеров при функционировании цепочек создания добавленной стоимости в химической промышленности и о том, что большинство химических кластеров в Европе сформировалось на базе старых производственных центров (в так называемых старых промышленных районах). Об этом же говорится в докладе Высшей группы по исследованию конкурентоспособности химической

11 Рекорд С.И. Указ. соч.

12 Пчелинцев В.С. Глобализация, города-регионы и полицентричность в Германии и Нидерландах // Региональное развитие и вызовы глобализации. Сборник обзоров и рефератов. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2010. С. 119-165.

13 Рекорд С.И. Указ. соч.

14 A Paradigm Shift: Supply Chain Collaboration and Competition in and between Europe's Chemical Clusters. Results of the EPCA Think Tank Sessions organized and sponsored by EPCA / EPCA — The European Petrochemical Association. August 2007. URL: https://chemicalparks.eu/system/files/attachments/file/12/cluster

rappor-17082007-final.pdf (accessed: 03.04.2016).

промышленности Европы15, где отмечается, что объединение в кластеры помогло компенсировать отсутствие сырья и высокую стоимость энергоносителей.

Интерес представляет организация управления и общее функционирование крупнейших кластеров Венгрии. В Венгрии идея основанной на кластерах стратегии регионального экономического развития впервые появилась весной 2001 года, когда в регионе Паннония были выделены несколько конкурентных секторов экономики с большим количеством работников и значительным удельным весом малых и средних предприятий, группирующихся вокруг нескольких крупных компаний. Данная модель кластеризации описывается как кластеризация «снизу вверх»16.

Так, кластер PANAC (Pannon automotive cluster), помимо четырех крупных автопроизводителей, включает несколько малых предприятий, три крупных поставщика, один университет, два банка и несколько совещательных органов управления, таких как Совет регионального развития. PANAC является подразделением Агентства регионального развития области Западная Паннония — наиболее значимой организацией в регионе17.

Принимая во внимание обширный положительный опыт организации кластеров, сетей и налаживания сотрудничества между производством и наукой, органы государственной власти Венгрии ориентированы, в том числе, и на построение сетей взаимодействия. Возможность получения финансирования из фондов ЕС — еще один аргумент в пользу развития кластеров в легкой промышленности, сельском хозяйстве и пищевой промышленности, туризме, строительстве и т. д.

По уровню развития вузовской науки и НИОКР, выполняемых государственными исследовательскими организациями, Венгрия отличается в лучшую сторону от целого ряда стран ОЭСР. Тем не менее это не обязательно свидетельствует о наличии сильных внутриотраслевых научно-исследовательских связей, так как финансирование вполне может быть обеспечено притоком средств из Фонда научных исследований и технологических инноваций. Хотя в Венгрии существуют заметные связи между инновационными фирмами и государственными исследовательскими

15 High Level Group on the Competitiveness of the European Chemicals Industry — Final Report / European Commission Enterprise and Industry Directorate-General Chemicals Unit. 2009. URL: http://www.cefic.org/Documents/PolicyCentre/HLG-Chemical-Final-report-2009.pdf (accessed: 03.04.2016).

16 Science, Technology and Industry Outlook 2014 // OECD [Official Site]. 12.11.2014. URL: http://www.oecd.org/sti/oecd-science-technology-and-industry-outlook-19991428.htm (accessed: 03.04.2016).

17 ESPON project 2.3.1. Application and Effects of the ESPD in the Member States. Final Report / ESPON. January 2007. URL: http://nordregio.se/ESPON/proiekts/fr-2.3.1-full rev Jan2007.pdf (дата обращения: 05.04.2016).

учреждениями, включая университеты, проблема заключается в том, что такие фирмы немногочисленны и преимущественно сконцентрированы в нескольких регионах18.

В целом венгерский опыт указывает, что инновационная политика нуждается в укреплении связей на национальном и региональном уровнях. Эти связи гораздо шире по охвату и потенциалу, нежели просто сотрудничество между промышленностью и наукой по вопросам организации исследований и разработок. Сотрудничество можно реализовать посредством выстраивания прозрачных и стабильных институтов, обеспечивающих кластерное развитие и взаимоотношения между наукой и бизнесом.

Кластеры во Франции представляют собой институты, в определенной степени похожие на торгово-промышленные палаты и отраслевые союзы, объединяющие хозяйствующих субъектов по отраслевому и территориальному признаку. Их роль сводится к посредничеству при выделении финансирования из специализированных фондов и информационно-консультационной поддержке поддержанных проектов. При этом горизонтальное взаимодействие между участниками кластера предполагается исключительно минимальное. Управление кластерами осуществляется координационными комитетами, включающими представителей членов кластеров, местных властей и правительства19.

Промежуточные итоги деятельности кластеров конкурентоспособности позволили обнаружить следующие проблемы:

- механизм управления ими достаточно сложный, сильно бюрократизированный, постоянно сталкивающийся с несовпадающими стратегическими целями различных заинтересованных сторон;

- процедура предоставления финансовой поддержки весьма сложная, включает, по мнению некоторых участников, две ненужных и очень длительных фазы;

- привлечение финансовых ресурсов для малых предприятий осложняется множественным характером источников, не имеющих унифицированных процедур и правил;

- подготовка персонала для нужд кластеров и внутри кластеров осуществляется формально или не осуществляется вовсе;

18 The Transdanubian Region. Local Analysis Report. URL: http://www.w4t.eu/wp-content/uploads/2014/10/W 4T-Local-Analysis-Study-Pannon-Hungary.pdf (accessed: 05.04.2016).

19 Competitiveness Clusters in France / Les Poles de Competitivite. March 2011. URL: http://competitivite.gouv.fr/documents/commun/Documentation poles/brochures poles/anglais/brochure-ang-internet.pdf (accessed: 05.04.2016).

- степень взаимодействия с венчурными инвесторами и другими участниками рынка капитала со стороны кластеров минимальная, то есть они целиком полагаются на государственные источники финансирования и банки, сотрудничающие с государством;

- географическая концентрация разработчиков различных тем не достигается, поскольку в большинстве случаев компании находят партнеров, достаточно удаленных от места их нахождения;

- крупные компании реализуют свои исследования в масштабе страны и, таким образом, оказываются вовлеченными в несколько кластеров, работающих над одной или связанными темами20.

При этом французские власти и независимые исследователи констатируют, что политика кластеров конкурентоспособности играет положительную и значимую роль. В частности, она обеспечивает связь между регионами и национальным уровнем управления.

При применении системного подхода к инновационным исследованиям взаимодействие между университетами и другими научно-исследовательскими организациями с одной стороны и фирмами с другой стороны — это один из ключевых факторов инноваций. В европейской инновационной политике инвестиции в научно-исследовательские организации уже давно рассматриваются как лучший способ продвижения инноваций21.

Препятствия для взаимодействия между деловыми и научными кругами преодолеть трудно. Система стимулирования университетских исследований не всегда способствует прямому контакту с бизнесом. Это обусловлено тем, что правила и язык общения в научных кругах отличаются от тех, которые приняты в бизнес-секторе. Кроме того, они работают в условиях различающихся временных рамок и бюджетов.

Примером удачного взаимодействия между наукой и бизнесом можно назвать шведский Гётеборг. Гётеборг является регионом с сильным бизнесом в таком секторе, как биомедицинские технологии. Кроме того, здесь есть ряд крупных университетов, в частности, Университет Гётеборга и Технологический университет Чалмерса. Университет Гётеборга имеет ряд внедренческих площадок для применения

20 Martin Ph., Mayer Th., Mayneris Fl. Public Support to Clusters. A Firm Level Study of French "Local Productive Systems" // Regional Science and Urban Economics. 2011. No 41. P. 1-32. URL: http://www.tilburguniversity.edu/upload/aab32ccd-3193-4b4c-aa08-adf7cb1a0543 public-support-mayneris.pdf (accessed: 05.04.2016).

21 Шмидт А.Н., Гибелев И.В., Банников А.Ю. Опыт государственной поддержки инновационной деятельности стран-членов ЕС на региональном уровне // Инновационная наука. 2016. № 1. С. 220-223.

результатов исследований в области биотехнологий. Так, он взаимодействует с госпиталем Саальгренска. Например, Институт биоматериалов и клеточной терапии является «виртуальным» научно-исследовательским институтом и находится недалеко от Чалмерса. Он осуществляет совместные исследовательские проекты с учеными из университета Гётеборга и практиками из больницы Саальгренска. Существует также инновационный центр, который называется «Научный парк Саальгренска». Одной из его главных задач является помощь исследователям в разработке и финансировании бизнес-идей в области биотехнологий. Институт биоматериалов и клеточной терапии и Научный парк Саальгренска получают финансирование из местного бюджета и бюджета страны на реализацию инновационных идей с высоким потенциалом коммерциализации22.

Научные исследования занимают центральное место в социальных науках, поскольку здесь инновации практически всегда являются производными от академических исследований. Социальные кластеры — как правило, весьма эффективные инновационные мосты в местах вроде Университета Гётеборга. Также примером является немецкий Лейпциг с проектом «Био Сити Лейпциг». Это бизнес-инкубатор, созданный совместно с Центром биотехнологии и биомедицины Лейпцигского университета. Его деятельность концентрируется на научном поиске и научно-техническом обмене. Аналогичные механизмы существуют и в других секторах экономики.

Гётеборг и Лейпциг представляют сразу несколько направлений развития научно-исследовательской инфраструктуры кластеров. В Гётеборге связь осуществляется между сильной академической сферой и не менее развитым бизнес-сектором. В Лейпциге академический сектор хорошо известен и имеет давнюю историю, но бизнес-сектор гораздо менее развит. Это означает, что задача совместной работы академического исследовательского мира и мира делового в указанных трех кластерах — это три совершенно разные ситуации23.

Как видно из приведенных выше примеров, наиболее распространенной моделью является государственное или вузовское финансирование, используемое для

22 Innovation Clusters in Europe: A Statistical Analysis and Overview of Current Policy Support. DG Enterprise and Industry Report / European Commission. URL: http://www.central2013.eu/fileadmin/user upload/Downloa ds/Tools Resources/Cluster.pdf (accessed: 05.04.2016).

23 Innovation Infrastructures Albania. URL: http ://www. clustercollaboration.eu/documents/10147/234755/Alban ia Public Final.pdf (accessed: 04.04.2016).

обеспечения бизнес-инкубатора, стенда / демонстрационной модели или иной другой формы, связующей науку и бизнес.

Сотрудничество также может быть построено в обратном направлении, от бизнеса к науке. Примером подобного может послужить Эйндховен в Нидерландах, где компания «Филипс» является центральной фирмой в кластере микросистем. Компания также создала исследовательский центр, называемый MiPlaza, который принадлежит и управляется ей, но может быть использован внешними сторонами, включая университеты и научно-исследовательские институты. Эта часть «Филипс» демонстрирует инновационную стратегию, которая направлена на углубление сотрудничества между самой команией и внешними сторонами24.

Хотя преодоление разрыва между исследованиями считается приоритетом во многих кластерных организациях, это не главная цель во всех кластерах. Так, в Дортмунде научная культура проще и роль университетов в региональной кластерной политике не так значительна, как в приведенных выше примерах25. В Хельсинки и Будапеште прилагается достаточно ограниченное количество усилий для вовлечения университетов (и НИИ) в кластерное развитие и деятельность26.

Правильное сочетание инфраструктуры в нужных местах имеет решающее значение для роста и расширения кластера. Вместе с тем при росте «ядерных предприятий» кластера требуется обеспечить их доступ к широкому спектру вспомогательных услуг.

Кластеры инновационной деятельности, свойственные промышленно развитым странам, появляются и в странах с растущими рынками — в результате они обретают возможности расширения инновационной деятельности и продвижения новых конкурентоспособных товаров и услуг на мировом рынке. С этой точки зрения примеры Южной Кореи и Малайзии весьма примечательны: за несколько десятилетий там сформировался значительный импульс развития наукоемких производств в сфере программирования, информационных и коммуникационных технологий, фармацевтической и электронной промышленности.

24 Improving the Cluster Infrastructure Through Policy Actions / Clunet — European Cluster Alliance Consortium of Partners. January 2010.

URL: http://www.eca-tactics.eu/sites/default/files/page/10/05/brochureECA Clunet.pdf (accessed: 04.04.2016).

25 Solvell O., Lindqvist G. Clusnet Final Report. Organising Clusters for Innovation: Lessons from City Regions in Europe / Stockholm School of Economics. URL: http://www.clusnet.eu/fileadmin/user upload/fichiers/docum ents/CLUSNET Conclusions - Stockholm SSE.PDF (accessed: 04.04.2016).

26 Innovation Infrastructure for Clusters. Third Generation of Science Parks // Центр стратегических разработок «Северо-Запад» [Официальный сайт]. URL: http://www.csr-nw.ru/files/csr/file content 545.pdf (accessed: 04.04.2016).

В 1990-х годах в промышленной политике Южной Кореи стали больше внимания уделять развитию конкурентоспособности промышленности, а также научно-исследовательским разработкам. В этой связи стал меняться подход к территориальной организации производства. На территории промышленных районов стали появляться компании по логистике и оказанию бизнес-услуг. Кроме того, стали активно развиваться другие виды предложений для локализации малого и среднего предпринимательства (МСП), таких как индустриальные парки для аренды. В частности, был обеспечен рост ИТ-индустрии за счет создания ориентированных на инновации промышленных парков, например, научного парка Кванджу (Gwangju HighTech Science Industrial Park)27.

С целью поддержки меняющейся структуры организации промышленности была пересмотрена нормативно-правовая база для трансформации промышленности. Для содействия развитию промышленных парков и строительству новых предприятий были пересмотрены различные законы и правила. Закон о промышленных зонах и их развитии (The Industrial Sites and Development Act), а также закон о создании и строительстве промышленных объектов (The Industrial Placement and Factory Construction Act) (позже переименованный в закон о создании промышленных кластеров строительстве промышленных объектов (The Industrial Cluster Placement and Factory Establishment Act)) были приняты в 1990 году, что обеспечило правовую основу для нынешней политики в промышленных зонах28.

В 2000-е годы основной проблемой промышленной политики было сокращение региональных и отраслевых диспропорций и увеличение инноваций в промышленности. Для того чтобы ответить на растущие потребности в обеспечении потребностей промышленности, связанных с научно-исследовательскими разработками и маркетингом, а также для поддержки новых отраслей промышленности, таких как программное обеспечение и биотехнологии, правительство Южной Кореи ввело ряд мер поддержки и развития индустриальных парков и кластеров. Высокотехнологичные индустриальные парки были созданы в городских районах, а арендная плата для МСП была установлена относительно низкой. Кроме того, был предпринят ряд мер для возрождения старых промышленных парков и повышения их конкурентоспособности, а

27 Park S.O., Koo Y. Innovation-driven Cluster Development Strategies in Korea // ERIEP. 2013. No 5. URL: http://revel.unice.fr/eriep/index.html?id=3514 (accessed: 04.04.2016).

28 High Level Group on the Competitiveness of the European Chemicals Industry — Final Report / European Commission Enterprise and Industry Directorate-General Chemicals Unit. 2009. URL: http://www.cefic.org/Documents/PolicyCentre/HLG-Chemical-Final-report-2009.pdf (accessed: 03.04.2016).

также проведена серия мероприятий по укреплению инновационных кластеров, в том числе за счет налаживания взаимодействия с научно-исследовательскими и академическими институтами по сетевому принципу29.

Правительство Малайзии поддержало ряд научно-исследовательских парков по всей стране, а некоторые проекты были направлены на стимулирование высокотехнологичных кластеров. Поддержка со стороны правительства выражается в помощи в создании подходящей инфраструктуры, налоговых льготах. Первый парк Малайзии — Парк высоких технологий Кулим (The Kulim High Technology Park), основанный в 1993 году, сконцентрировался на исследовании, создании и внедрении высоких технологий производства. Технологический парк Малайзии (Technology Park Malaysia (TPM), основанный в 1996 году, направлен на внедрение НИОКР в бизнесе, в настоящее время в него входят более чем 160 фирм30.

Кроме того, опыт показывает, что электронная промышленность страны, в особенности кластер электроники Пенанг (The electronics cluster of Penang), уже вышла на мировой уровень31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Успешно сложившаяся к настоящему времени программа глобальной интеграции является первым фактором, способствующим инновациям. Внедрение местных фирм в мировые цепочки создания добавленной стоимости способствует технологической модернизации. Клиенты и поставщики являются основным источником обучения и повышения уровня качества для фирм, входящих в кластер. Однако местные фирмы относительно слабо участвуют в мировой цепи производства в силу собственных слабых мощностей. Среди фирм электроники в Пенанге только местные фирмы, активно интегрированные в глобальные процессы, нацелены на технологическую модернизацию. Корпорация повышения квалификации Пенанга (Penang Skill Development Corporation) предоставляет варианты обучающих программ, актуальных для представителей индустрии, которые желают развиваться в направлении НИОКР.

29 Kim J. Lessons for South Asia from the Industrial Cluster Development Experience of the Republic of Korea / ADS South Asia Working Paper Series. August 2015. No 37. URL: http://www.adb.org/sites/default/files/publication/173136/south-asia-wp-037.pdf (accessed: 04.04.2016).

30 Evers H.-D., Gerke S. Knowledge Cluster Formation as a Science Policy in Malaysia: Lessons Learned // Journal of Current Southeast Asian Affairs. 2015. No 34 (1). P. 115-137. URL: http://spbcluster.ru/files/documents/kaspruk knowledge cluster formation as a science policy in mala ysia lessons learned.pdf (accessed: 04.04.2016).

31 Higher Education in Regional and City Development: State of Penang, Malaysia 2011 // OECD [Official Site]. 29.03.2011. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/education/higher-education-in-regional-and-city-development-state-of-penang-malaysia-2011 9789264089457-en (accessed: 04.04.2016).

Вторым фактором являются меры правительства Малайзии для поддержки роста числа МСП в стране.

Третий фактор — различные стимулы, предоставленные дочерним фирмам транснациональными корпорациями (ТНК).

Заключение

В целом региональная инновационная политика должна стимулировать процессы обмена знаниями между участниками инновационной деятельности. Открытость институциональных границ в инновационных проектах позволяет знанию и информации свободно перетекать между институтами и учеными. Развитие инновационной инфраструктуры предполагает снижение барьеров информационного обмена.

Государство увеличивает финансирование фундаментальных и прикладных научных разработок, НИОКР, разных форм генерации новых знаний. Регионы, в которых создается новое знание, получают значительные преимущества в процессе генерации идей для определения инновационной региональной политики (например, разработка концептуальных моделей региональной инновационной политики при наличии серьезных ограничений, анализ рисков и т. д.).

Региональные стратегии ориентируются на новое поколение умных стратегий. Они определяются следующими характеристиками: а) умный рост, основанный на знаниях и инновациях, б) устойчивый рост на основе ресурсосбережения, экологии и конкурентной экономики, в) инновационный рост, способствующий высокой занятости и экономическому, социальному и территориальному выравниванию.

В целом государственная поддержка инноваций на региональном уровне осуществляется по трем направлениям:

1) инновационная политика, направленная на стимулирование инновационной деятельности (в области конкуренции, торговая политика);

2) политика, направленная на адаптацию к изменениям (развитие человеческого капитала и инновационная политика в целом);

3) политика поддержки (социальная и региональная политика с целями перераспределения).

Воплощение научных открытий в инновационный продукт требует создания интерактивно-рыночный среды. Между всеми звеньями цепи создания и коммерциализации инновационного продукта должен быть построен свободный коридор интеракций. Вариабельность (и из нее предполагаемая продуктивность) и

широта коммуникации обеспечиваются сетевой организацией взаимодействия участников региональных инновационных проектов. Все участники коммуникации выступают равными партнерами. В создании инновационного равноправного партнерства участвуют государство, бизнес и институты развития.

Движущим фактором развития в условиях ускоренного технического прогресса и усиливающейся глобальной конкуренции становится интеграция знаний в процесс взаимодействия всех ключевых игроков на рынке, где особая роль принадлежит инновационным системам, складывающимся в отдельных районах и наиболее полно включенным в глобальный инновационный процесс, что позволяет с максимальной возможностью повышать экономическую эффективность самого инновационного процесса.

Инновационное развитие и внедрение инновационных товаров и услуг в экономику стран и регионов определяется не только наличием самих инноваций, но и готовностью территорий внедрять данные товары и услуги. Важным становится не только возможность рождения и проведения первичных испытаний базисных нововведений, но и способность территорий активно внедрять инновации.

Особую роль в инновационном развитии Российской Федерации начинают играть кластеры. На территории большей части кластеров формируются многоотраслевые образования в смежных или связанных между собой отраслях. Отметим также, что опорным каркасом инновационного пространства России в современных условиях являются крупнейшие центры научной деятельности мирового уровня (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Новосибирск). В указанных регионах идет активное и успешное стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании, созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций, осуществляется взаимосвязь между технологической многоукладностью экономики страны и территориальной структурой инновационной системы России.

Список литературы:

1. Абашкин В.Л. Процессы кластеризации экономики региона и оценка условий их реализации: автореф. дис... канд. экон. наук. М., 2010.

2. Дроздова Н.В. Территориально-производственные комплексы и региональные кластеры: преемственность и перспективы развития // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. I. № 3. С. 125-129.

3. Куценко Е.С. Пилотные инновационные территориальные кластеры России: модель устойчивого развития // Форсайт. 2015. Т. 9. № 1. С. 32-55.

4. Миролюбова Т.В. Идентификация региональных кластеров в экспортно-ориентированном секторе региональной экономики // Вестник Пермского университета. Экономика. 2011. № 4 (11). С. 40-49.

5. Пилипенко И.В. Принципиальные различия в концепциях промышленных кластеров и территориально-производственных комплексов // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. 2004. № 5. С. 3-9.

6. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2002.

7. ПчелинцевВ.С. Глобализация, города-регионы и полицентричность в Германии и Нидерландах // Региональное развитие и вызовы глобализации. Сборник обзоров и рефератов. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2010. С. 119-165.

8. Рекорд С.И. Развитие промышленно-инновационных кластеров в Европе: эволюция и современная дискуссия. Монография. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

9. Романова Е.В. Особенности развития региональных кластеров в Восточной Германии // Региональные исследования. 2008. № 1. С. 38-46.

10. Трофимова О.М. К вопросу о формировании инновационных кластеров в региональной экономике // Вопросы управления. 2010. № 2 (11). URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2010/02/10/ (дата обращения: 15.04.2016).

11. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5. С. 17-24.

12. Шмидт А.Н., Гибелев И.В., Банников А.Ю. Опыт государственной поддержки инновационной деятельности стран-членов ЕС на региональном уровне // Инновационная наука. 2016. № 1. С. 220-223.

13. A Paradigm Shift: Supply Chain Collaboration and Competition in and between Europe's Chemical Clusters. Results of the EPCA Think Tank Sessions organized and sponsored by EPCA / EPCA — The European Petrochemical Association. August 2007. URL: https://chemicalparks.eu/system/files/attachments/file/12/cluster_rappor-17082007-final.pdf (accessed: 03.04.2016).

14. Benner M.Clusterpolitik — Wege zur Verknüpfung von Theorie und politischer Umsetzung. Berlin: LIT Verlag, 2012.

15. Cluster Policy and Smart Specialization // OECD [Official Site]. URL: http://www.oecd.org/sti/outlook/e-

outlook/stipolicyprofiles/interactionsforinnoYation/clusterpolicyandsmartspecialisation.htm (accessed: 01.04.2016).

16. Competitiveness Clusters in France / Les Poles de Competitivite. March 2011. URL: http://competitivite.gouv.fr/documents/commun/Documentation_poles/brochures_poles /anglais/brochure-ang-internet.pdf (accessed: 05.04.2016).

17. EnrightM.J. Regional Clusters: What We Know and What We Should Know // Innovation Clusters and Interregional Competition. Berlin: Springer-Verlag, 2003. P. 99-129.

18. ESPON project 2.3.1. Application and Effects of the ESPD in the Member States. Final Report / ESPON. January 2007. URL: https://www.espon.eu/export/sites/default/Documents/ Proiects/ESP0N2006Proiects/PolicyImpactProiects/ESDPImpact/fr-2.3.1 -

full rev Jan2007.pdf (accessed: 04.08.2016).

19. Evers H.-D., Gerke S. Knowledge Cluster Formation as a Science Policy in Malaysia: Lessons Learned // Journal of Current Southeast Asian Affairs. 2015. No 34 (1). P. 115-137. URL: http://spbcluster.ru/files/documents/kaspruk_knowledge_cluster_formation_as_a_scien ce_policy_in_malaysia_lessons_learned.pdf (accessed: 04.04.2016).

20. Higher Education in Regional and City Development: State of Penang, Malaysia 2011 // OECD [Official Site]. 29.03.2011. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/education/higher-education-in-regional-and-city-development-state-of-penang-malaysia-

2011 9789264089457-en (accessed: 04.04.2016).

21. High Level Group on the Competitiveness of the European Chemicals Industry — Final Report / European Commission Enterprise and Industry Directorate-General Chemicals Unit. 2009. URL: http://www.cefic.org/Documents/PolicyCentre/HLG-Chemical-Final-report-2009.pdf (accessed: 03.04.2016).

22. Improving the Cluster Infrastructure Through Policy Actions / Clunet — European Cluster Alliance Consortium of Partners. January 2010. URL: http://www.eca-tactics.eu/sites/default/files/page/10/05/brochureECA Clunet.pdf (accessed: 04.04.2016).

23. Innovation Clusters in Europe: A Statistical Analysis and Overview of Current Policy Support. DG Enterprise and Industry Report / European Commission. URL: http://www.central2013.eu/fileadmin/user_upload/Downloads/Tools_Resources/Cluster .pdf (accessed: 05.04.2016).

24. Innovation Infrastructure for Clusters. Third Generation of Science Parks // Центр стратегических разработок «Северо-Запад» [Официальный сайт]. URL: http://www.csr-nw.ru/files/csr/file content 545.pdf (accessed: 04.04.2016).

25. Innovation Infrastructures Albania. URL: http://www.clustercollaboration.eu/documents/1 0147/234755/Albania Public Final.pdf (accessed: 04.04.2016).

26. Ketels C. Clusters of Innovation in Europe. Structural Change in Europe 3 — Innovative City and Business Regions. Bollschweil: Hagbarth Publications, 2003.

27. Kiese M. Regionale Clusterpolitik in Deutschland. Bestandsaufnahme und interregionaler Vergleich im Spannungsfeld von Theorie und Praxis. Marburg: Metropolis-Verlag, 2012.

28. Kim J. Lessons for South Asia from the Industrial Cluster Development Experience of the Republic of Korea / ADS South Asia Working Paper Series. August 2015. No 37. URL: http://www.adb.org/sites/default/files/publication/173136/south-asia-wp-037.pdf (accessed: 04.04.2016).

29. Martin Ph., Mayer Th., Mayneris Fl. Public Support to Clusters. A Firm Level Study of French "Local Productive Systems" // Regional Science and Urban Economics. 2011. No 41. P. 1-32. URL: http://www.tilburguniversity.edu/upload/aab32ccd-3193-4b4c-aa08-adf7cb1a0543 public-support-mayneris.pdf(accessed: 05.04.2016).

30. MaskellP., MalmbergA. Towards an Explanation of Regional Specialization and Industry Agglomeration // European Planning Studies. 1997. No 5 (1). P. 25-41.

31. Menzel M.-P. Cluster Life Cycles: Dimensions and Rationales of Cluster Development. Jena Economic Research Papers. 2007. No 076. URL: https://www.econstor.eu/ bitstream/ 10419/25650/1/553691740.PDF (accessed: 15.04.2016).

32. Park S.O., Koo Y. Innovation-driven Cluster Development Strategies in Korea // ERIEP. 2013. No 5. URL: http://revel.unice.fr/eriep/index.html?id=3514 (accessed: 04.04.2016).

33. Science, Technology and Industry Outlook 2010 // OECD [Official Site]. URL: http://www.oecd.org/sti/inno/oecdsciencetechnologyandindustryoutlook2010.htm (accessed: 01.04.2016).

34. Science, Technology and Industry Outlook 2014 // OECD [Official Site]. 12.11.2014. URL: http://www.oecd.org/sti/oecd-science-technology-and-industry-outlook-19991428.htm (accessed: 03.04.2016).

35. Solvell O., Lindqvist G. Clusnet Final Report. Organising Clusters for Innovation: Lessons from City Regions in Europe / Stockholm School of Economics. URL: http://www.clusnet.eu/fileadmin/user_upload/fichiers/documents/CLUSNET_Conclusi ons - Stockholm SSE.PDF (accessed: 04.04.2016).

36. SternbergR., Litzenberger T. Regional Clusters in Germany — Their Geography and Their Relevance for Entrepreneurial Activities // European Planning Studies. 2004. No 12. P. 767-791.

37. Szechenyi N.Development of Intercluster Cooperation's at European Level / The European Agency for Cluster Cooperation. 28-29 June 2010.

URL: http://www.clusterplast.eu/fileadmin/user/final_event/Europa_Intercluster_N.SZECHE NYI.pdf (accessed: 05.04.2016).

38. The Transdanubian Region. Local Analysis Report. URL: http://www.w4t.eu/wp-content/uploads/2014/10/W4T-Local-Analysis-Study-Pannon-Hungary.pdf (accessed: 05.04.2016).

39. WestrickD.G., RehfeldD. Cluster (Standortverbünde) in der Region Rheinland. Projektbericht des Instituts Arbeit und Technik. Gelsenkirchen: Institut Arbeit und Technik, 2003.

Bannikov A. Y.

The EU and APEC Experience in Innovative Clusters Development

Alexey Y. Bannikov — Ph.D., Deputy Head of the Department of International Projects and Programs, Council for Study of Productive Forces, Moscow, Russian Federation. E-mail: aleksey-bannikov@ yandex. ru

Annotation

In this article, the author investigates and generalizes the foreign experience of state support of innovation clusters, focusing on the EU and APEC-countries. The most effective forms of state financial support for innovation clusters are identified. According to the author, the government support for regional innovation policy has a universal, inter-ethnic and inter-state character. Moreover, the state regional innovation policy should be not prescriptive, but maintenance-oriented. In particular, regional agencies must be created to promote the development of innovation. The author points out that the implementation of scientific discoveries in innovative products requires the creation of market conditions, and participants of the value added chain should be involved in the free exchange of innovation.

Keywords

Innovation infrastructure, innovation clusters, regional innovation policy, EU, APEC.

References:

1. Abashkin V.L. Protsessy klasterizatsii ekonomiki regiona i otsenka uslovii ikh realizatsii: avtoref. diss... kand. ekon. nauk. Moscow, 2010.

2. Drozdova N.V. Territorial'no-proizvodstvennye kompleksy i regional'nye klastery: preemstvennost' i perspektivy razvitiia. Iaroslavskiipedagogicheskii vestnik, 2011, t. I, no 3, pp. 125-129.

3. Kutsenko E.S. Pilotnye innovatsionnye territorial'nye klastery Rossii: model' ustoichivogo razvitiia. Forsait, 2015, t. 9, no 1, pp. 32-55.

4. Miroliubova T.V. Identifikatsiia regional'nykh klasterov v eksportno-orientirovannom sektore regional'noi ekonomiki. Vestnik Permskogo universiteta. Ekonomika, 2011, 4 (11), pp. 40-49.

5. Pilipenko I.V. Printsipial'nye razlichiia v kontseptsiiakh promyshlennykh klasterov i territorial'no-proizvodstvennykh kompleksov. VestnikMoskovskogo universiteta, ser. 5, Geografiia, 2004, 5, pp. 3-9.

6. Porter M. Konkurentsiia. Moscow: Vil'iams, 2002.

7. Pchelintsev V.S. Globalizatsiia, goroda-regiony i politsentrichnost' v Germanii i Niderlandakh. Regional 'noe razvitie i vyzovy globalizatsii. Sbornik obzorov i referatov. Moscow: Institut nauchnoi informatsii po obshchestvennym naukam RAN, 2010. Pp. 119-165.

8. Rekord S.I. Razvitie promyshlenno-innovatsionnykh klasterov v Evrope: evoliutsiia i sovremennaia diskussiia. Monografiia. Saint Petersburg: Izd-vo SPbGUEF, 2010.

9. Romanova E.V. Osobennosti razvitiia regional'nykh klasterov v Vostochnoi Germanii. Regional'nye issledovaniia, 2008, 1, pp. 38-46.

10. Trofimova O.M. K voprosu o formirovanii innovatsionnykh klasterov v regional'noi ekonomike. Voprosy upravleniia, 2010, 2 (11). URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2010/02/10/ (data obrashcheniia: 15.04.2016).

11. Tsikhan T.V. Klasternaia teoriia ekonomicheskogo razvitiia. Teoriia i praktika upravleniia, 2003, 5, pp. 17-24.

12. Shmidt A.N., Gibelev I.V., Bannikov A.Iu. Opyt gosudarstvennoi podderzhki innovatsionnoi deiatel'nosti stran-chlenov ES na regional'nom urovne. Innovatsionnaia nauka, 2016, 1, pp. 220-223.

13. A Paradigm Shift: Supply Chain Collaboration and Competition in and between Europe's Chemical Clusters. Results of the EPCA Think Tank Sessions organized and sponsored by EPCA / EPCA — The European Petrochemical Association. August 2007. URL: https://chemicalparks.eu/system/files/attachments/file/12/cluster

rappor-17082007-final.pdf (accessed: 03.04.2016).

14. Benner M. Clusterpolitik — Wege zur Verknüpfung von Theorie und politischer Umsetzung. Berlin: LIT Verlag, 2012.

15. Cluster Policy and Smart Specialization. OECD [Official Site]. URL: http://www.oecd.org/sti/outlook/e-outlook/stipolicyprofiles/interactionsforinnovation/clusterpohcyandsmartspecialisation.htm (accessed: 01.04.2016).

16. Competitiveness Clusters in France / Les Poles de Competitivite. March 2011. URL: http://competitivite.gouv.fr/documents/commun/Documentation poles/brochures poles/anglais/brochure-ang-internet.pdf (accessed: 05.04.2016).

17. Enright M.J. Regional Clusters: What We Know and What We Should Know. Innovation Clusters and Interregional Competition. Berlin: Springer-Verlag, 2003. Pp. 99-129.

18. ESPON project 2.3.1. Application and Effects of the ESPD in the Member States. Final Report / ESPON. January 2007. URL: https://www.espon.eu/export/sites/default/Documents/Proiects/ESP0N2006Proiects/PolicyI mpactProjects/ESDPImpact/fr-2.3.1 -full rev Jan2007.pdf (accessed: 04.08.2016).

19. Evers H.-D., Gerke S. Knowledge Cluster Formation as a Science Policy in Malaysia: Lessons Learned. Journal of Current Southeast Asian Affairs, 2015, 34 (1), pp. 115-137. URL: http://spbcluster.ru/files/documents/kaspruk knowledge cluster formation as a science policy in mala ysia lessons learned.pdf (accessed: 04.04.2016).

20. Higher Education in Regional and City Development: State of Penang, Malaysia 2011. OECD [Official Site]. 29.03.2011. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/education/higher-education-in-regional-and-city-development-state-of-penang-malaysia-2011 9789264089457-en (accessed: 04.04.2016).

21. High Level Group on the Competitiveness of the European Chemicals Industry — Final Report / European Commission Enterprise and Industry Directorate-General Chemicals Unit. 2009. URL: http://www.cefic.org/Documents/PolicyCentre/HLG-Chemical-Final-report-2009.pdf (accessed: 03.04.2016).

22. Improving the Cluster Infrastructure Through Policy Actions / Clunet — European Cluster Alliance Consortium of Partners. January 2010. URL: http://www.eca-

tactics.eu/sites/default/files/page/10/05/brochureECA Clunet.pdf (accessed: 04.04.2016).

23. Innovation Clusters in Europe: A Statistical Analysis and Overview of Current Policy Support. DG Enterprise and Industry Report / European Commission. URL: http://www.central2013.eu/fileadmin/user u pload/Downloads/Tools Resources/Cluster.pdf (accessed: 05.04.2016).

24. Innovation Infrastructure for Clusters. Third Generation of Science Parks. Tsentr strategicheskikh razrabotok "Severo-Zapad" [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.csr-nw.ru/files/csr/file content 545.pdf (accessed: 04.04.2016).

25. Innovation Infrastructures Albania.

URL: http://www.clustercollaboration.eu/documents/10147/234755/Albania Public Final.pdf (data obrashcheniia: 04.04.2016).

26. Ketels C. Clusters of Innovation in Europe. Structural Change in Europe 3 — Innovative City and Business Regions. Bollschweil: Hagbarth Publications, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Kiese M. Regionale Clusterpolitik in Deutschland. Bestandsaufnahme und interregionaler Vergleich im Spannungsfeld von Theorie und Praxis. Marburg: Metropolis-Verlag, 2012.

28. Kim J. Lessons for South Asia from the Industrial Cluster Development Experience of the Republic of Korea / ADS South Asia Working Paper Series. August 2015. No 37. URL: http://www.adb.org/sites/default/files/publication/173136/south-asia-wp-037.pdf (accessed: 04.04.2016).

29. Martin Ph., Mayer Th., Mayneris Fl. Public Support to Clusters. A Firm Level Study of French "Local Productive Systems". Regional Science and Urban Economics, 2011, 41, pp. 1-32. URL: http://www.tilburguniversity.edu/upload/aab32ccd-3193-4b4c-aa08-adf7cb1a0543 public-support-mayneris.pdf (accessed: 05.04.2016).

30. Maskell P., Malmberg A. Towards an Explanation of Regional Specialization and Industry Agglomeration. European Planning Studies, 1997, 5 (1), pp. 25-41.

31. Menzel M.-P. Cluster Life Cycles: Dimensions and Rationales of Cluster Development. Jena Economic Research Papers. 2007. No 076. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/25650/1/553691740.PDF (accessed: 15.04.2016).

32. Park S.O., Koo Y. Innovation-driven Cluster Development Strategies in Korea. ERIEP, 2013, 5. URL: http://revel.unice.fr/eriep/index.html?id=3514 (accessed: 04.04.2016).

33. Science, Technology and Industry Outlook 2010. OECD [Official Site]. URL: http://www.oecd.org/sti/inno/oecdsciencetechnologyandindustryoutlook2010.htm (accessed: 01.04.2016).

34. Science, Technology and Industry Outlook 2014. OECD [Official Site], 12.11.2014. URL: http://www.oecd.org/sti/oecd-science-technology-and-industry-outlook-19991428.htm (accessed: 03.04.2016).

35. Solvell O., Lindqvist G. Clusnet Final Report. Organising Clusters for Innovation: Lessons from City Regions in Europe / Stockholm School of Economics. URL: http://www.clusnet.eu/fileadmin/user upload/fichie rs/documents/CLUSNET Conclusions - Stockholm SSE.PDF (accessed: 04.04.2016).

36. Sternberg R., Litzenberger T. Regional Clusters in Germany — Their Geography and Their Relevance for Entrepreneurial Activities. European Planning Studies, 2004, 12, pp. 767-791.

37. Szechenyi N. Development of Intercluster Cooperation's at European Level / The European Agency for Cluster Cooperation. 28-29 June 2010. URL: http://www.clusterplast.eu/fileadmin/user/final event/Europa Inte rcluster N.SZECHENYI.pdf (accessed: 05.04.2016).

38. The Transdanubian Region. Local Analysis Report. URL: http ://www. w4t. eu/wp-content/uploads/2014/10/W 4T-Local-Analysis-Study-Pannon-Hungary.pdf (accessed: 05.04.2016).

39. Westrick D.G., Rehfeld D. Cluster (Standortverbünde) in der Region Rheinland. Projektbericht des Instituts Arbeit und Technik. Gelsenkirchen: Institut Arbeit und Technik, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.