Т. 12, № 3-4, 2007 Вестник Ивановской медицинской академии
тельных маршрутов в зависимости от личностно-профессиональных потребностей специалистов социальной медицины;
• принцип приоритетного воздействия на ценностно-мотивационную сферу специалиста;
• принцип адекватности содержания и форм дополнительного образования, целям профессионального развития специалистов социальной медицины;
• принцип обратной связи в сотворчестве преподавателей и слушателей в целях повышения эффективности образования;
• принцип поэтапного контроля качества образования.
221
Данное учебное пособие построено с учетом авторского опыта профессионального образования специалистов социальной медицины. Нами установлена эффективность акмеологического подхода в системе профессиональной подготовки специалистов социальной медицины по критерию динамики уровня творческой готовности специалистов к профессиональной деятельности.
Апробированные нами элементы обучения, позволяют оптимизировать процесс повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов. Предлагаемые методики могут быть использованы в диагностике личностно-профессионального развития руководителей социальной медицины, оценке эффективности деятельности и определении перспектив их профессионального роста.
ОПЫТ СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Тореева Е.К.
Департамент здравоохранения мэрии г. Тольятти
Создавая структуру управления качества медицинской помощи (КМП) в г. Тольятти, было решено реализовать три различные организационные структуры: линейно-функциональную, дивизионную и матричную.
Линейно-функциональная структура организации заключается в том, что в штатном расписании лечебно-профилактического управления департамента здравоохранения имеется должность заместителя начальника управления по качеству медицинской помощи. Функционально ему подчинены все главные специалисты, линейно подчиняющиеся начальнику управления.
В каждом муниципальном учреждении здравоохранения выделен человек, ответственный за экспертизу и обеспечение КМП. Организационнометодическое руководство этой деятельностью осуществляет заместитель начальника управления по КМП в соответствии с дивизионным подходом к структуре организации.
Матричная структура заключается в том, что ежегодно, согласно плану, утвержденному департаментом здравоохранения, в городе проводится несколько проектов, направленных на тщательный анализ ситуации в здравоохранении, выявление значимых для города проблем, проведение тематической экспертизы КМП, принятие и реализация управленческого решения, направленного на улучшение ситуации. С этой целью создается команда специалистов из сотрудников департамента, учреждений здравоохранения и имеющегося в городе НП «Центр экспертизы обеспечения прав пациентов и врачей». Данная проектная группа создается временно для решения поставленных перед ней задач.
Таким путем были реализованы проекты по улучшению КМП при острых нарушениях мозгового
кровообращения, желудочно-кишечных кровотечениях, политравмах, перинатальных поражениях центральной нервной системы у детей 1-го года жизни и др.
Управленческий цикл при каждом организационном подходе имеет свои особенности.
Организация реализации принятого решения и административный контроль результатов во всех случаях осуществляется департаментом здравоохранения.
Система управления качеством медицинской помощи является частью комплексной программы развития и реформирования здравоохранения г. Тольятти.
В начале 1996 г. при поддержке мэрии и городской ассоциации врачей было создано некоммерческое партнерство «Центр экспертизы обеспечения прав пациентов и врачей» в качестве независимой экспертной организации городской системы управления КМП. Кроме этого, Департамент здравоохранения мэрии г.о. Тольятти, страховая медицинская компания «АСКО-ВАЗ», в целях более полной реализации прав и интересов пациентов, заключили соглашение с общественной организацией «Лига защитников пациентов» о совместной работе по оценке деятельности медицинских организаций.
Опыт работы г. Тольятти подтвердил реальную возможность оценки деятельности конкретной медицинской организации и действенного управления качеством медицинской помощи на основе этой оценки. Не случайно две клинические больницы города стали участниками федерального пилотного проекта, направленного на улучшение качества услуг в здравоохранении.