Проведенные теоретические и экспериментальные исследования циклона подтвердили заявленный эффект, заключающийся в сокращении зоны аэровзвеси с концентрацией выше НКПРП и предотвращении обратного уноса частиц в выхлопную трубу.
Список используемой литературы
1. ГОСТ 12.1.041-83 «Пожаровзрывобезопасность горючих пылей».
2. ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. (в редакции № 117-ФЗ от 10.08.2013 г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
3. Патент № 2480294, Российская Федерация, МПК B04C5/107 (2006.01). Устройство для пылеулавливания [Текст]/ Гавриленков А. М., Каргаши-лов Д. В., Некрасов А. А.; заявитель и патентообладатель ГОУ ВПО ВГТА; за-явл. 17.08.2011; опубл. 27.04.2013; Бюл. № 12.
ОПЫТ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ «112» В ЕВРОПЕ, ГАРМОНИЗАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ СИСТЕМ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
И. Ф. Маурин ЗАО «Сфера», г. Москва
Почему выбрана такая тема? Потому что, на наш взгляд, это одна из основных целей создания системы «112» в Российской Федерации, которой пока еще недостаточно уделяется внимания.
История создания системы. Аналогом российской системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб в Европе является служба Е112.
В Европейском союзе единый номер «112» для вызова помощи или службы спасения появился в 1991 году по инициативе Швеции. В соответствии с Решением Евросоюза от 29 июля 1991 г.) на территории всех стран Евросоюза был введен данный номер как единый номер помощи в чрезвычайных ситуациях, а также определены основные требования к нему. Позже в соответствии с Директивой от 26 февраля 1998 г. эти требования были дополнены. К данному телекоммуникационному соглашению присоединилась и Российская Федерация. В соответствии с указанными директивами телефонный номер «112» является обязательным для вызова экстренных служб при возникновении ситуаций, несущих угрозу для жизни и здоровья людей или угрозу материального ущерба. В дальнейшем, в целях усовершенствования Службы Е112, были приняты еще ряд документов, основным из которых является Директива об «Универсальной услуге», 26 раздел которой гласит: «Операторы телефонных сетей обязаны предоставить информацию о местоположении звонящего лица для экстренных служб по всем вызовам 112».
Требования к национальным системам безопасности. На основании вышеперечисленных документов, основными требованиями, предъявляемыми к европейской Службе Е112 являются:
- бесплатность: все государства Евросоюза должны гарантировать, что пользователи фиксированных и мобильных телефонов, включая телефоны-автоматы, находящиеся на территории стран ЕС, имеют бесплатную возможность звонить по номеру 112;
- отсутствие дискриминации: все звонки по номеру 112 должны быть приняты и обработаны, независимо от наличия других экстренных национальных номеров;
- местоположение абонента: все государства Евросоюза должны гарантировать, что экстренные и аварийные службы в состоянии установить местоположение человека, звонящего по номеру 112;
- информирование: все государства должны информировать своих граждан и прибывающих иностранцев о существовании единого номера помощи 112 в чрезвычайных ситуациях и тех обстоятельствах, в которых люди должны этот номер использовать.
Как работает Система-112 в европейских странах. Для популяризации службы Е112 среди жителей и гостей стран Евросоюза, был создан специальный сайт SOS112. info. На этом сайте можно получить практически любую необходимую информацию о том, как работает данная Служба и какие у нее есть возможности.
Также, была создана Европейская ассоциация по вопросам чрезвычайного номера 112 которая постоянно проводит анализ работы национальных систем общественной безопасности. И если в первые годы основными вопросами анализа была просто известность единого номера 112, то в настоящее время проводится оценка эффективности его работы. По данным на февраль текущего года 94 % граждан европейских стран считают Службу Е112 полезной, но, в то же время, 75 % считают необходимым дальнейшее её совершенствование.
В каждой стране есть свои особенности работы единого номера и особенности действий экстренных служб, разные временные нормативы ответа на вызов и собственно реагирования, на каком языке вас быстрее поймут, какие случаи являются экстренными и требуют немедленного реагирования, а по каким вопросам необходимо обращаться в другие информационные службы.
В Чехии, Испании, Великобритании ответ на звонок должен последовать в течение 20 секунд, в Нидерландах и Финляндии - 10 секунд, но в основном это все-таки 8 секунд. В некоторых странах Евросоюза операторы могут общаться на различных языках, и практически во всех странах обратиться за помощью можно на английском. Также возможно общение и на русском языке, если вы звоните из наиболее популярных туристических стран.
В 14 государствах существуют определённые номера для каждой из трёх основных экстренных служб - (1) Пожарные/спасатели/гражданская оборона, (2) служба скорой медицинской помощи/автомобили скорой помощи, (3) аварийные службы (Бельгия, Болгария, Чешская Республика, Греция, Испания,
Франция, Италия, Латвия, Литва, Венгрия, Австрия, Польша, Румыния и Словакия).
В шести государствах применяется один дополнительный номер вызова для одной из главных аварийных служб.
В трех государствах для всех чрезвычайных ситуаций используется единственный дополнительный - Ирландия, Кипр и Великобритания.
И, наконец, еще в 3 государствах - в Дании, Нидерландах и Швеции 112 -единственный экстренный номер.
Что касается определения местоположения вызывающего абонента, то в большинстве стран диспетчерские службы автоматически получают информацию о месте нахождения абонента от провайдеров мобильной связи. Однако из-за технических проблем данные не всегда корректны, а в ряде стран эта система вообще не используется (это такие страны, как Италия, Литва, Нидерланды, Польша, Румыния, Словакия). В отношении Италии по этому поводу Европейская комиссия уже проводила штрафную процедуру из-за невыполнения договорных условий.
Во многих странах, в том числе и в России, разговор по номеру 112 возможен даже в том случае, если в мобильном телефоне отсутствует SIM-карта, не введен код или включен режим блокировки. Однако и здесь есть исключения - это Германия, Бельгия и некоторые регионы Италии, Румынии, Швейцарии, Великобритании и Кипра. Главная причина, по которой было принято такое решение - частые ложные вызовы.
Какова же архитектура построения национальных систем обеспечения вызова экстренных служб. Она достаточно обширна и разнообразна. Как характерный пример централизованной структуры Системы-112 можно привести Шведское королевство.
В Швеции служба экстренной помощи, находится в ведении пожарного управления Министерства внутренних дел страны.
Что касается Службы Е112, то впервые проект Коммуникационного Центра Аварийного Реагирования - CoordCom (в настоящее время он позиционируется как интеллектуальная платформа для систем экстренного реагирования) был запушен в 1982 году в Центре Чрезвычайных Ситуаций (служба СОС-АЛАРМ), в 1985 году этот Центр прошёл все испытания, был введен в штатную эксплуатацию и с тех пор уже более 20 лет успешно функционирует. Главный Центр приема и обработки вызовов находится в Стокгольме, еще 17 вспомогательных центров находятся в других округах и могут, при необходимости дублировать друг друга. Особенности работы шведской службы SOSalarm - это то, что вызов (сообщение о происшествии) обрабатывают одновременно два специалиста-оператора центра приема вызовов и у них есть полномочия непосредственно и самостоятельно управлять силами и средствами реагирования, т. е. все экстренные службы частично передали им свои полномочия в соответствии с типами происшествий.
Еще один из положительных аспектов работы шведской службы спасения - это порядок вызова экстренных служб при помощи тревожной кнопки с мо-
бильного телефона или специальных наручных часов. Но все граждане четко знают в каких случаях они имеют право воспользоваться тревожной кнопкой.
Как пример децентрализованной структуры можно привести примеры Румынии и Словакии. Административно Румыния делится на 41 уезд, которые объединяют 250 районов. Здесь Центры обработки вызовов отвечают за конкретную территорию, объединяющую несколько уездов. Причем, следует отметить, что эти территории значительно отличаются друг от друга и по площадям и по плотности населения.
В Словакии там все более прозрачно, административно в стране 8 краев, к каждом из них функционирует свой центр обработки вызовов. Ну и конечно, они все взаимодействуют между собой.
Если говорить о гибкости и масштабируемости Системы Е112, то лучшим примером может служить построение такой Системы в Испании, провинция Валенсия. Являясь курортной зоной, эта территория сильно подвержена сезонным наплывам отдыхающих. При населении 5 млн. она принимает более 5 млн. туристов. В такие моменты возникает пиковая нагрузка на телефонный номер 112 до 8000 звонков в час. При этом не все звонки являются сообщениями об экстренных ситуациях, большинство из них носит информационный характер, но по всем вызовам дается полная и исчерпывающая информация или организуется надлежащее реагирование.
Российское законодательство о вопросах создания системы вызова ЭОС. Что касается Российского законодательства, то пакет документов, на основании которых создается Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований всем известен.
Их можно долго перечислять, там все написано правильно и более-менее определены зоны ответственности министерств и ведомств. Но единственный минус - это отсутствие порядка информационного обмена между разными участниками процесса обеспечения жизнедеятельности населения. Поясню более конкретно. В законе «О связи», Статья 52, часть 1. «Вызов экстренных оперативных служб» говорится об обязанности оператора связи обеспечить возможность круглосуточного бесплатного для пользователя услугами связи вызова экстренных оперативных служб (пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы и других служб, полный перечень которых определяется Правительством Российской Федерации). Но нигде не говорится о том, что при обеспечении такого вызова оператор связи обязан передавать данные о местоположении этого аппарата. Технически такая возможность имеется и при проведении оперативно-розыскных мероприятий такая информация оператором передается, но вот в случаях сообщениях о происшествиях, например, необходимо вызвать врача на дом или пострадавшему человеку на улице, данные о местонахождении телефонного аппарата не передаются. А это как раз одно из требований Евросоюза.
Гармонизация отечественной и зарубежных систем вызова экстренных служб в соответствии с законодательством Европейского союза. То
есть здесь мы плавно переходим к вопросу гармонизации требований к системе вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза.
Гармонизация - увязка разных систем и комплексов, обеспечение их непротиворечивости на основе законодательных документов. Для гармонизации ЕС выпускает Директивы, имеющие силу закона, для стран еврозоны.
Чтобы было не все так мрачно, и никто не подумал, что все такие предложения невыполнимы, начнем по порядку.
1 шаг: с 2009 года в Евросоюзе 11 февраля отмечается как «День телефона спасения 112». Дату легко запомнить и, в принципе, признать как официальный день Системы-112 в Российской Федерации, начиная с 2014 года тоже отмечать этот праздник.
2 шаг: согласно недавней директиве ЕС о мобильном роуминге, при пересечении внешних и внутренних границ абоненты сотовой связи в качестве приветствия теперь должны получать SMS c информацией о том, куда звонить при авариях и несчастных случаях. Думаю, такую функцию наши операторы мобильной связи могут легко реализовать, причем необходимо отметить, что в некоторых регионах Российской Федерации это уже реализовано.
Ну а если серьезно, то возвращаясь к основным требованиям, предъявляемым к европейской Системе Е112, о их реализации в Российской Федерации можно сказать следующее:
- бесплатность: в РФ звонок гарантированно бесплатный для всех пользователей фиксированных и мобильных телефонов, включая телефоны-автоматы;
- отсутствие дискриминации: на сегодняшний день в РФ введение единого номера 112, не отменяет существующего порядка приема сообщений от населения по коротким номерам (по тел. 01, 02, 03 и пр.), а также длинны номерам конкретных аварийных служб;
- местоположение абонента: самое широкое поле для деятельности - пока данное требование не выполняется, особенно при использовании мобильных телефонов. В настоящее время реальность такова, что местоположение позвонившего лица определяется с его слов (и пока принимается на веру);
- информирование: с небольшой натяжкой тоже можно поставить «плюс» - уже на многих федеральных автомобильных трассах есть соответствующие информационные таблички, по телевидению (медиасредства) идут информационно-познавательные передачи, ведется разработка Федеральной целевой программы, но все-таки, в целом, информирование ведется не достаточно. Требуется активизировать информирование, чтобы каждый человек, от ребенка до пенсионера, знал куда звонить и при каких обстоятельствах (какие происшествия являются экстренными ситуациями, какие происшествия становятся чрезвычайной ситуацией, а когда надо звонить в информационно-справочную службу).
Для того чтобы повысить эффективность функционирования системы «112» в Российской Федерации в первую очередь необходимо гармонизировать наши экстренные оперативные и аварийные службы. Ведь в соответствии с
нормативно-правовыми актами Российской Федерации определено, что система «112» объединяет службы:
- пожарной охраны;
- реагирования в чрезвычайных ситуациях;
- полиции;
- скорой медицинской помощи;
- аварийной газовой;
- «антитеррор».
Это в обязательном порядке, кроме указанных служб, по решению местных органов власти сюда могут быть добавлены и другие аварийные и аварийно-восстановительные или аварийно-спасательные службы.
Все согласятся, что для реагирования на происшествие зачастую порой за-действуются гораздо больше необходимых служб, имеющих в своем распоряжении специальные бригады и команды и осуществляющее круглосуточное дежурство в интересах поддержания жизнедеятельности. Увеличение количества автоматизируемых рабочих мест дежурных диспетчеров таких служб, подключаемых к единой Системе-112, влечет за собой логическое увеличение стоимости разработки и создания Системы-112 в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации.
Наверное, будет правильно сказать, что если мы сможем четко гармонизировать наши службы и ведомства с точки зрения реагирования на происшествия, то и с Законодательством Европейского союза проблем не будет.
Для этого, с нашей точки зрения, на законодательном уровне определить:
- что обеспечение вызова экстренных оперативных служб - это услуга, безвозмездная для позвонившего лица, которая гарантирует его конституционное право на защиту его жизни и здоровья, или имущества;
- классификацию типов происшествий, какие из них требуют оказание немедленной экстренной помощи, какие требуют оказание просто помощи, а какие требуют получения справочной информации. В зависимости от этого жестко определяется временной фактор по реагированию (при пожаре - одно время, когда человек заблудился в незнакомом городе и пытается соориентироваться -совершенно другое время, или плановая заявка аварийной службе ЖКХ);
- порядок информирования населения о порядке использования единого номера 112, в каких ситуациях звонить именно по этому номеру, а каких случаях лучше обратиться в справочную службу, чтобы не занимать экстренный номер; информирование о том, что для повышения эффективности оказания помощи данные позвонившего лица могут (или должны) передаваться в соответствующие экстренные службы;
- порядок предоставления данных о местоположении абонентского устройства, с которого был осуществлен вызов по единому номеру 112 (на сегодняшний день это самый больной вопрос у всех, кто занимается вопросами создания Системы-112 в Российской Федерации);
Т. е., имея четкую классификацию типов происшествий, оператор, обрабатывающий вызов (сообщение о происшествии) гораздо быстрее определит
какую службу необходимо подключить к реагированию, имея информацию о местоположении абонентского устройства, с которого поступил вызов (в том случае, если пострадавший не может назвать адреса) оператор легко определит необходимое подразделение соответствующей экстренной оперативной службы в соответствии с её зоной ответственности. Кроме того местоположение поможет, в некоторых случаях, отсекать ложные звонки.
- порядок информационного обмена между службами и ведомствами (вызов по определенному адресу - хранится там оружие или нет?, может быть у проживающих там людей есть некоторые психические отклонения. Все эти факторы существенно влияют на эффективность оказания помощи, ведь необходимо защищать жизнь и тех людей, кто выехал на вызов, а знание дополнительной информации позволит привлечь дополнительные силы реагирования);
- порядок предоставления определенных полномочий смежным ведомствам при организации реагирования на происшествие (чрезвычайную ситуацию).
В соответствии с матрицей взаимодействия четко определяются роли и ответственность по реагированию в каждом конкретном случае.
- вопрос необходимости обеспечения телефонного звонка по номеру 112 при отсутствии СИМ-карты в телефоне.
Что касается нашей компании, то компания «СФЕРА» начала заниматься вопросами разработки Системы-112 более четырех лет назад. Но мы решили не изобретать велосипеда, а в первую очередь проанализировать существующие мировые разработки: не только европейский вариант 112, но и североамериканский вариант 911. Но, волею судеб, оказалось так, что к этому времени мы уже плотно и успешно сотрудничали с шведской компанией Эрикссон. Эта компания как раз и является разработчиком и внедренцем службы SOS-Alarm на базе CoordCom в Шведском королевстве. У неё уже был опыт реализации систем вызова экстренных служб не только на территории своей станы, но и в других странах, причем на различных уровнях - на региональном (решение КООРД-КОМ реализовано в провинции Валенсия в Испании, в Китае, Норвегии, сейчас вот в Украине, в рамках проведения чемпионата мира по футболу в отдельных городах), а также на государственном уровне общественной безопасности (Великобритания в части противопожарной службы, Румыния, Словакия, Хорватия и др.). Причем, как отмечалось ранее, построение Системы проводилось как на централизованном уровне, так и на децентрализованном, учитывалась возможность гибкости и масштабируемости. Относительно Российской Федерации можно сказать, что создание Системы 112 тоже возможно в различных вариантах: создание единого центра обработки вызовов для всего субъекта РФ на базе муниципального образования административного центра этого субъекта РФ, или же создание таких центров в каждом муниципальном образовании. Технически можно реализовать и так и так, главное, чтобы было лучше. Здесь, наверное, определяющим фактором, влияющим на архитектуру построения Системы должна быть численность и плотность населения.
На сегодняшний день первоочередные задачи - это создание четкой классификации типов происшествий и определение порядка взаимодействия и от-
ветственности при осуществлении реагирования на происшествие (так называемая матрица реагирования и взаимодействия).
К сожалению, время выступления строго регламентировано, хотя анализировать опыт других можно бесконечно, главное, чтобы от этого была польза.
В заключение хочется сказать следующее: сегодня, наверное, самое главное заключается в том, чтобы все, и должностные лица различных служб и ведомств, и люди непосредственно работающие в составе дежурных смен оперативных и аварийных служб, и простые граждане, которые о Системе-112 только слышали, и в первую очередь создатели и разработчики этой Системы понимали, что главное здесь, это не просто принять сообщение о происшествии, а правильно и эффективно организовать на него реагирование. И если такое реагирование спасет чью-то жизнь или имущество, то это будет реальное подтверждение необходимости нашей работы.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВЕРОЯТНОГО ВРЕДА
В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИЙ ГТС
Е. З. Арифуллин, старший преподаватель кафедры ТОГОЧС
С. А. Гладков, доцент кафедры ТОГОЧС Воронежский государственный технический университет
А. В. Калач, д. х. н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России
Согласно «Порядку определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения» (утвержден приказом МЧС РФ N 243, Минэнерго РФ N 150, МПР РФ N 270, Минтранса РФ N 68, Госгортехнадзора РФ N 89 от 18.05.2002), определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения [1].
Расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения должен содержать:
а) наименование владельца гидротехнического сооружения, его реквизиты;
б) дату составления;
в) основание для проведения расчета;
г) наименование и реквизиты организаций, привлеченных владельцем гидротехнического сооружения к определению вероятного вреда;
д) описание и обоснование принятых к расчету сценариев аварий гидротехнического сооружения;