ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ № 86
О. В. Акимова, Л. Ю. Апенкова, мастера производственного обучения ГОУ НПО «Профессиональное училище № 86», г. Белово
В условиях рыночной экономики в тесном партнерстве с работодателями становится возможным эффективно реализовывать основную функцию - удовлетворение потребности реального сектора экономики через обеспечение рынка труда кадрами рабочих. В нашем училище готовят рабочие кадры по профессиям: повар, кондитер, продавец, контролер-кассир.
Основным звеном в механизме социального партнерства в ПУ № 86 является отношение между образовательным учреждением, работодателям и будущим работникам. Для этого разработано «Положение о социальном партнерстве». Согласно данному Положению предприятия торговли и общественного питания являются основными партнерами нашего училища и совместно осуществляют работу по следующим направлениям:
- формирование заказа на подготовку специалистов для торговли и общественного питания города Белова. Ежегодно училище заключает с предприятиями договора о социальном партнерстве на целевую подготовку обучающихся;
- предоставление рабочих мест выпускникам училища согласно этому договору;
- предоставление баз для прохождения производственного обучения и практики;
- оказание материальной помощи обучающимся и училищу;
- проведение совместных мероприятий.
В 2010/2011 году заключены договоры о социальном партнерстве на подготовку квалифицированных рабочих кадров с предприятиями города:
- ЗАО « Регион Март» гипермаркет «Поляна»;
- ООО « Торговый дом»;
- ООО « Зодчий»;
- ООО « Юность»;
- ИП Боброва Л. Г.;
- ИП Тюхтинова Т. В.;
- ИП Алентьев В. Л.;
- ИП Бабанакова О. П.
Хочется выделить социальных партнеров предприятий: ИП Тюхтинова Т. В. и ИП Бабана-
кова О. П., руководители которых являются выпускниками нашего училища.
Сотрудничество с работодателями построено на взаимовыгодных условиях.
На предприятиях, которые являются нашими социальными партнерами, обучающие имеют возможность не только проходить учебную и производственную практику, но и, хорошо себя зарекомендовав, работать дополнительно: обучающиеся обслуживают покупателей в предпраздничные и праздничные дни, комплектуют и упаковывают подарки, за что соответственно получают материальное вознаграждение.
Социальные партнеры ЗАО «Регион Март» (гипермаркет «Поляна») и ИП Боброва Л. Г. (магазин «Лотос») обеспечивают обучающимся бесплатное питание.
Рынок труда выдвигает новые требования к профессиональной и социальной подготовке молодых специалистов. От уровня квалификации работника зависит степень его конкурентоспособности на рынке труда.
Конкурентоспособность выпускников учреждений начального профессионального образования зависит от степени их профессионально-квалификационной характеристики, требований современного производства. А поэтому специалисты предприятий (соц. партнеров) принимают участие в разработке ФГОС, учебно-программной документации. Совместно была разработана модель выпускника для предприятий общественного питания и торговли, отвечающая современным требованиям рынка труда, которая предполагает востребованность выпускников.
Высококвалифицированная подготовка выпускников напрямую зависит от профессиональной подготовки преподавателей и мастеров, социальные партнеры понимают это и предоставляют возможность мастерам п/о и преподавателям спец. дисциплин проходить стажировку на своих предприятиях.
Уровень подготовки работника зависит и от материально технической базы училища. Работа с соц. партнерами способствует привлечению дополнительных финансовых средств:
- ИП Боброва Л. Г. поощряет обучающихся за хорошую и отличную учебу денежными премиями по итогам первого и второго полугодия;
- ИП Тюхтинова Т. В. выделяет спортивный инвентарь и форму для участия в спортивных мероприятиях;
- ИП Бабанакова О. П. предоставила ценный подарок финалисту областного конкурса «Лучший преподаватель 2010 года»;
- ООО «Зодчий» (в лице Фофановой В. Н.) оказало спонсорскую помощь в строительстве учебного магазина;
- ИП Алентьев В. Л. оказывает материальную помощь училищу для участия в областных и городских конкурсах.
Наши соц. партнеры принимают участие во внеклассных мероприятиях училища. С 2005 года в училище работает клуб «Меркурий», на заседание которого приглашаются руководители (соц. Партнеры); выпускники, открывшие свое дело; представители трудовых династий. Клуб быстро завоевал популярность у обучающихся. Между
- ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ -
обучающимися и гостями ведется диалог, в результате которого обучающиеся получают массу информации для себя. Работа клуба способствует повышению престижа профессии, трудоустройству выпускников, вовлечению новых членов из числа работодателей в попечительский совет.
В конце учебного года на итоговую аттестацию обучающихся и на торжественное вручение дипломов приглашаются представители предприятий-работодателей, где лично вручают рабочую путевку тем выпускникам, которых трудоустраивают на своих предприятиях.
Лучший социальный партнер и самый активный член попечительского совета Фофанова В. Н. - руководитель ООО «Зодчий» - была награждена благодарственным письмом от губернатора Кемеровской обл. Тулеева А. Г.
Совместная деятельность училища и предприятий-заказчиков предполагает реализацию новой парадигмы профессионального образования: «Работодатель определяет чему учить, образовательное учреждение - как учить».
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
З. И. Лежнева, преподаватель математики ГБОУ СПО «Юргинский технологический колледж»
Определившись с выбором профессии и поступив туда, где смогут овладеть желаемой специальностью, учащиеся часто искренне начинают считать большинство общеобразовательных предметов незначительными для их личного профессионального и карьерного роста, увлекаясь исключительно дисциплинами профильными.
В отличие от математики в средней школе, где ребенок получает общие знания без профессиональной окраски, и математики в вузе, где студент имеет сильную мотивацию и приходит с уже заложенным осознанием взаимосвязи общих и профессиональных знаний, перед преподавателем математики в учреждении среднего профессионального образования стоит задача - разъяснить и на практике показать связь уровня владения профессией и базовых математических знаний. Общие фразы и утверждения «Без математики невозможно выжить в современном мире цифровых технологий, высоких скоростей, мобильных тарифных ставок, кредитования и изменения курсов валют» или «Математика -основа и царица всех наук» не работают.
Конечно, рано или поздно, почти все профессионально ориентированные студенты приходят к ясному пониманию необходимости математических навыков для того, чтобы стать конкурентоспособным специалистом. Но часто это происходит уже тогда, когда молодой человек имеет четкое представление обо всех аспектах и тонкостях своей профессии и в процессе практической деятельности убеждается, как не хватает ему математических навыков и основ. А это значит, что время, увы, упущено. Таким образом, для педагога-математика в сфере специального образования на первый план выходит задача: с первых дней обучения показать ученику практическое применение математики именно в данной конкретной специальности, при выполнении конкретных профессиональных заданий и, если можно так сказать, удивить студента, насколько быстрее и проще становится его деятельность в случае, когда он в рабочих ситуациях применяет наработанные математические навыки.
Подборка математических задач и заданий со специальным уклоном входит в обязанности преподавателя математики. Существует два метода