Научная статья на тему 'Опыт социально-профессиональной адаптации студентов организации среднего профессионального образования'

Опыт социально-профессиональной адаптации студентов организации среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
666
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА / МЕТОДЫ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ / SOCIAL-PROFESSIONAL ADAPTATION OF THE COLLEGE STUDENTS / METHODS AND FORMS OF THE STUDENTS' SOCIAL-PROFESSIONAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ю. М., Ипполитова Н. В.

В статье рассматривается опыт осуществления социально-профессиональной адаптации студентов организации среднего профессионального образования. На конкретных примерах раскрывается содержание основных аспектов, методы и формы социально-профессиональной адаптации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Ю. М., Ипполитова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of social-professional adaptation of the college students

The article describes the practice of the students’ social-professional adaptation in the Shadrinsk Polytechnical college. The content of the main aspects, methods and forms of the students’ social-professional adaptation are presented with real examples.

Текст научной работы на тему «Опыт социально-профессиональной адаптации студентов организации среднего профессионального образования»

УДК 377.1

Ю.М. Иванова,

магистрант факультета технологии и предпринимательства

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия Н.В. Ипполитова,

доктор пед. наук, профессор кафедры профессионально-технологического

образования

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия

Опыт социально-профессиональной адаптации студентов организации среднего профессионального образования

В статье рассматривается опыт осуществления социально-профессиональной адаптации студентов организации среднего профессионального образования. На конкретных примерах раскрывается содержание основных аспектов, методы и формы социально-профессиональной адаптации обучающихся.

Социально-профессиональная адаптация студентов колледжа, методы и формы социально-профессиональной адаптации студентов.

Yu.M. Ivanova,

graduate student of the Shadrinsk State Pedagogical University

Shadrinsk, Russia N. V. Ippolitova,

doctor of pedagogics, professor Shadrinsk State Pedagogical University

Shadrinsk, Russia

Practice of social-professional adaptation of the college students

The article describes the practice of the students' social-professional adaptation in the Shadrinsk Polytechnical college. The content of the main aspects, methods and forms of the students' social-professional adaptation are presented with real examples.

Keywords: social-professional adaptation of the college students, methods and forms of the students' social-professional adaptation.

Важной целью среднего профессионального образования в современных условиях является подготовка компетентного специалиста соответствующего уровня и профиля, способного к эффективной самостоятельной жизнедеятельности в изменяющихся социально-профессиональных условиях, к успешной адаптации к нормам и ценностям как социальной, так и профессиональной среды.

Феномен адаптации рассматривается с позиций различных наук, что обусловливает наличие различных трактовок данного понятия, определяющих его как процесс приспособления организма к окружающим условиям; как результат этого приспособления и как цель, к которой стремится организм. Соответственно выделяются различные уровни (виды) адаптации человека к требованиям окружающей среды (физиологический, психический, социальный).

Применительно к предмету нашего исследования нас интересует понятие «социально-профессиональная адаптация студентов организации СПО». На основе

научного анализа мы рассматриваем данный феномен как педагогический процесс, основанный на взаимодействии преподавателей и студентов и направленный на приспособление студентов к сложившейся социальной и профессиональной среде посредством активной реализации обучающимися накапливаемых социальных и профессиональных знаний и умений, усвоения социально-профессионального опыта, необходимых для непрерывного личностного и профессионального саморазвития.

В качестве цели рассматриваемого процесса выступает повышение уровня социально-профессиональной адаптации студентов организации СПО. Достижение этой цели становится возможным на основе решения комплекса задач, включающих: обеспечение студентов знаниями, необходимыми для успешного приспособления к социально-профессиональной среде; совершенствование умений и навыков студентов, необходимых для самостоятельной деятельности в конкретных социальных и профессиональных условиях; развитие личностных характеристик и свойств, обеспечивающих успешность освоения новых социальных и профессиональных ролей в изменяющихся условиях.

Рассмотрим опыт осуществления социально-профессиональной адаптации студентов на примере ГБПОУ «Шадринский политехнический колледж».

На констатирующем этапе исследования был определен уровень социально-профессиональной адаптации студентов колледжа и выявлена взаимосвязь между уровнем и качеством подготовки мастеров среднего звена.

При оценке уровня социально-профессиональной адаптации определялось соответствие качества подготовки в колледже мастеров транспортной отрасли, осуществляющейся на основе государственных стандартов базового и повышенного уровней, требованиям работодателей. Результаты исследования на констатирующем этапе стали основой выбора необходимых преобразований в организации образовательного процесса колледжа с целью обеспечения успешности социально-профессиональной адаптации студентов.

В настоящее время преподавательский состав ГБПОУ «Шадринский политехнический колледж» готовит обучающихся транспортной отрасли по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» после 9 классов и 11 классов, и профессионалов этих отраслей с дополнительной подготовкой в области педагогики, способных руководить людьми на производстве и работать мастерами производственного обучения. Работа по описанию и анализу условий, обеспечивающих социально-профессиональную адаптацию, охватывала образовательный процесс всего колледжа, но в данном случае нас интересовал опыт подготовки специалистов по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Поскольку процесс социально-профессиональной адаптации студентов имеет бинарный характер (включает процесс профессиональной подготовки, составляющий основу профессиональной адаптации, и процесс воздействия на личность, направленный на создание благоприятных условий для приспособления студентов к социальной среде), мы провели анализ двух этих составляющих.

Главной задачей профессиональной подготовки студентов СПО выступает формирование определенных знаний, трудовых умений и навыков, при этом теоретическая подготовка обучающихся направлена на объяснение, обоснование осваиваемых профессиональных действий. Поэтому значительная часть обучения отводится практической подготовке профессионалов в конкретной области.

Теоретическая подготовка будущих специалистов составляет основу формирования

и развития профессиональных умений и навыков, и профессиональной адаптации в целом. Поэтому важную роль в решении данной задачи играет определение учебных дисциплин разных блоков учебного плана специальности, в ходе изучения которых может осуществляться обучение студентов решению профессиональных задач различных типов, освоение и совершенствование общих и специальных технологических приемов профессиональной деятельности, типичных и нестандартных способов разрешения профессиональных ситуаций. Это облегчает процесс адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности.

Опора на выделенные положения позволяет построить образовательный процесс таким образом, чтобы будущий выпускник колледжа овладел профессиональными умениями настолько хорошо, чтобы он мог выполнять свои профессиональные обязанности на производстве при минимальных сложностях адаптации к рабочему месту, профессиональной деятельности.

Реализация рассматриваемого аспекта социально-профессиональной адаптации обеспечивается следующим:

— практикой в получении первичных профессиональных навыков; прохождением квалификационных испытаний, на основе которых присваивается рабочий разряд слесаря по ремонту автомобиля;

— прохождением производственной практики на предприятиях города и области (ООО «Дельта-технология», ОАО «ШААЗ», ИП г. Шадринска и т.д.);

— закреплением теоретических знаний на практических, лабораторных занятиях

[2];

— участием в различных соревнованиях и конкурсах:

— Отборочные соревнования в расширенный состав национальной сборной по компетенции «Кузовной ремонт»;

— II Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Курганской области 2017 (г. Ульяновск);

— I Открытое командное первенство по автомобильному многоборью, с международным участием среди студентов, обучающихся в системе ТиПО СКО, посвященное 60-летию Северо-Казахстанского профессионально-педагогического колледжа (г. Петропавловск);

— в рамках Шадринской городской выставки технического творчества - секции малогабаритной техники «Политех»; Открытые областные соревнования по картингу «Русская зима» (г. Курган);

— Кубок Губернатора Курганской области по робототехнике;

— Финал национального финского чемпионата по автоделу «Тайтая-2017» в номинации «Кузовной ремонт» (в г. Сейняйоки, Финляндия);

— Открытое Всероссийское лично-командное первенство по автомобильному многоборью «Майские звезды» и т. д.

Особого внимания заслуживает такое направление профессиональной адаптации студентов, как профориентационная работа.

Проведенное исследование показало, что некоторое количество обучающихся попало в образовательную организацию можно сказать «случайно» (по совету родителей, мнению друзей, «за компанию» или «куда получилось поступить»). Развитие профессиональной направленности личности этой категории обучающихся может и должно осуществляться в ходе обучения.

Нивелирование влияния данного фактора на процесс социально-профессиональной адаптации становится возможным при проведении некоторых мероприятий, включающих:

- предоставление реальных сведений о профессии при прохождении как теоретического, так и практического обучения (значительную роль сыграло включение во многие учебные рабочие программы специальных учебных дисциплин, например, «Введение в профессиональную деятельность» и т.д.);

- организацию самостоятельной работы обучающихся в организациях города Шадринска и Шадринского района во время прохождения производственной практики (прохождение практики по получению первичных профессиональных навыков в мастерских и лабораториях Шадринского политехнического колледжа, производственной и преддипломной практики в организациях города Шадринска и Шадринского района способствовало отработке профессиональных умений, развитию профессиональных навыков);

- организацию деятельности обучающихся по профессии во время каникул;

- организацию кружковой работы со студентами, в процессе которой обучающиеся пробуют что-то создать своими руками, видят результаты своего труда, которые оценивают и другие люди;

- привлечение студентов к участию в конкурсах профессионального мастерства, смотрах творческих работ, научных разработок, областных научно-практических конференциях и пр.

Итак, осуществление первого аспекта социально-профессиональной адаптации студентов предполагает максимальное использование возможностей образовательного процесса в колледже (теоретической и практической профессиональной подготовки) для формирования и совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной самостоятельной профессиональной деятельности после окончания обучения.

Второй аспект процесса социально-профессиональной адаптации студентов связан с социальной сферой. Его значимость определяется спецификой контингента обучающихся в колледже. Возраст студентов обусловливает задачи, стоящие перед педагогами колледжа в плане формирования личности будущего специалиста. Период ранней юности требует организации особой педагогической деятельности, которая может создать благоприятные условия для освоения обучающимися общепринятых социальных норм, позволяющих молодому гражданину и члену какого-либо профессионального коллектива успешно функционировать в обществе.

В этом плане эффективным является применение в построении образовательного процесса, особенно его воспитательной составляющей, принципов личностно-ориентированного обучения, определяющих в качестве главной ценности педагогического процесса саму личность обучающегося.

С учетом этого в плане осуществления социальной адаптации студентов приоритетной педагогической задачей является развитие у студентов таких личностных качеств, которые обеспечат его успешную жизнедеятельность в социуме: самостоятельности, активности, ответственности и пр.

Реализации деятельности данного направления способствует:

1) побуждение студентов к рефлексии (понимание и знание студентом самого себя через самопознание и выяснение того, как другие знают и понимают его личностные особенности) [2].

2) организация самостоятельной работы на опережающей основе;

3) предоставление обучающимся свободы выбора наиболее личностно значимых и существенных для него в данный отрезок времени способов учебной работы, ситуаций, в которых могут быть реализованы его способности и возможности, личностный опыт, достигнуты наилучшие результаты учебной деятельности, профессиональной подготовки.

Обобщение опыта социальной адаптации студентов Шадринского политехнического колледжа позволяет выделить наиболее эффективные педагогические методы и формы, способствующие социальной адаптации обучающихся.

Ежегодно для студентов 1 курса проводятся мероприятия на сплочение: «Будем знакомы», «Лучшая группа», «Будем знакомы», «Лучший студент», «Познай себя и сделай первый шаг», «Аплодисменты», «Лабиринты общения», «Это будет здорово» «Посвящение в студенты».

К примеру, такие классные часы, как «Я в мире взрослых» «Здравствуйте, я -психолог!», позволяют познакомить обучающихся с психологическими особенностями подросткового возраста. Беседы на такие темы, как «Как справиться со стрессом», «Экзамен на отлично», «Как сформировать желание учиться», «Социально-значимые заболевания», «Развитие общительности», «Преодоление неуспеваемости», «Вредные привычки» облегчили адаптацию обучающихся к новой социальной среде, подготовку к экзаменам [1].

Для более быстрой и безболезненной адаптации обучающихся к обучению в колледже организуются различные дополнительные кружки, занятия и секции. В связи с этим обучающиеся Шадринского политехнического колледжа участвуют в следующих мероприятиях:

— традиционное городское открытое первенство по народному жиму штанги лежа;

— юбилейная 35 спортивная эстафета, посвященная первому директору колледжа М.Г. Луданову;

— «Два часа с чемпионом» посвященный Дню здоровья с приглашенным Дмитрием Смирновым - участником Олимпиады в Атланте в 1992 году;

— Всероссийский Форум- фестиваль детского, юношеского и молодёжного творчества «COMPASS-DANCE», г. Челябинск;

— на базе Каменск-Уральского агропромышленного техникума межрегиональная военно-спортивная игра «Рубеж», посвященная памяти Героя России генерала армии Виктора Петровича Дубынина;

— курс Успешного Бизнеса по федеральной программе «Ты- предприниматель» г. Курган.

На основе анализа научных исследований и анализа опыта деятельности ШПК нами были выявлены основные направления социальной адаптации студентов организации среднего профессионального образования:

1. Активизация деятельности по созданию благоприятного эмоционального климата на учебных занятиях по сплочению коллектива группы.

2. Оказание помощи студентам в нахождении своего места в коллективе сверстников, в решении конфликтных ситуаций; обучение студентов группы решению конфликтов «не с помощью драки, авторитета или крика».

3.Создание «ситуации успеха»: поощрение проявления учебной и социальной активности, настойчивости, выдержки, самостоятельности; поддержка положительного настроя на взаимодействие.

4. Предоставление студентам возможности проявить себя, самоутвердиться в

мероприятиях по профилю обучения или в дополнительных сферах (например, спортивные секции, увлечение фотографией и т.д.).

5. Использование педагогами щадящего оценочного режима в сферах неуспеха (организация дополнительных занятий с целью оказания помощи отстающим студентам).

6. Активизация внеаудиторной воспитательной работы для создания благоприятных условий взаимодействия студентов с однокурсниками и преподавателями.

7. Создание обстановки взаимопомощи в группе студентов и поддержки как в обучении, так и в повседневной жизни (например, снятие квартиры или заселение в общежитие, проведение небольших экскурсий для иногородних студентов с целью ознакомления с городом и его достопримечательностями и пр.).

Таким образом, анализ опыта социально-профессиональной адаптации студентов организации среднего профессионального образования показывает, что данный процесс может осуществляться успешно при установлении взаимосвязи двух его составляющих -профессиональной и социальной. Процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в колледже обеспечивает освоение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешной самостоятельной профессиональной деятельности, что составляет основу профессиональной адаптации на первом этапе (в период обучения в организации среднего профессионального образования) и повышения ее уровня на последующих этапах (в процессе дальнейшей реальной профессиональной деятельности).

Освоение ценностей, норм поведения в обществе, требований профессии позволяет обучающимся приспособиться к конкретным социальным и профессиональным условиям, выработать умения принятия оптимальных решений в различных ситуациях в соответствии с требованиями социума и определенной профессиональной группы, коллектива.

Реализация данных аспектов социально-профессиональной адаптации студентов организации среднего профессионального образования в единстве и взаимосвязи обеспечивает успешность данного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Грохольская, О. Г. Профессиональная деятельность, её сущность, структура и содержание [Текст] / О. Г. Грохольская // Профессиональное образование. Столица. - 2012. - № 11. - С. 3-5.

2. Динмухамедова, Р.К. Активизация психолого-педагогической деятельности в процессе социально-профессиональной адаптации студентов [Электронный ресурс] / Р. К. Динмухамедова,

3. И. Гараева. - Доступ с сайта ФГУ ИОЦ «Новый город» Федерального центра образовательных инноваций и технологий (ФЦОИТ). - Режим доступа: http://www.fcoit.ru/internet_conference/psycho_pedagogical_support_and_its_role_in_the_educational_system_of_t he_college/3_activation_of_psychological_and_educational_activities_in_the_socio_professional_adaptation_of_stu de.php. - 15.04.2017.

REFERENCES

1. Grohol'skaja O.G. Professional'naja dejatel'nost', eè sushhnost', struktura i soderzhanie [Professional activity, its essence, structure and content]. Professional'noe obrazovanie. Stolica [Professional education. Capital], 2012, no. 11, pp. 3-5.

2. Dinmuhamedova R.K., Garaeva Je.I. Aktivizacija psihologo-pedagogicheskoj dejatel'nosti v processe social'no-professional'noj adaptacii studentov [Elektronnyj resurs] [Activization of psychological pedagogical activity in the process of social professional adaptation of students]. FGU IOC «Novyj gorod» Federal'nogo centra obrazovatel'nyh innovacij i tehnologij (FCOIT) ["New city" Federal center of educational innovations and technologies]. URL: http://www.fcoit.ru/internet_conference/psycho_pedagogical_support_and_its_role_in_the_educational_system_of_t

he_college/3_activation_of_psychological_and_educational_activities_in_the_socio_professional_adaptation_of_stu de.php (Accessed 15.04.2017).

УДК 378.016:614.8

Н.С. Касьянова,

канд. пед. наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и

безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия

Использование деловых игр в формировании компетенций в сфере

безопасности жизнедеятельности

В статье обосновывается эффективность использования деловых игр в формировании компетенций в сфере безопасности жизнедеятельности у студентов. Приводятся результаты эксперимента. Делается вывод о потенциале деловых игр в изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деловая игра, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».

N.S. Kasyanova,

cand. of pedagogical sciences, docent of the chair of theoretic basis of physical education and life safety Shadrinsk state pedagogical university

Shadrinsk, Russia

The use of business games in the formation of competencies in the field of life

safety

The article substantiates the efficiency of the use of business games in the formation of competencies in the field of life safety of students. The article presents the results of the experiment. The article concludes about the potential of business games in the study of the subject of life Safety.

Keywords: the business game, Basics of Personal and Social Safety.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включена в список обязательных для изучения на всех факультетах, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению Педагогическое образование по одному и нескольким профилям, и входит в базовый компонент.

Нами было проведено исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Целью констатирующего этапа было выявление исходного уровня сформированности компетенций в сфере безопасности жизнедеятельности у студентов. В ходе констатирующего этапа исследования нами применялись педагогическое наблюдение, анкетирование и тестирование студентов по теме. Данные методы позволили накопить достаточное количество фактов и осуществить их анализ.

В исследовании приняли участие студенты первого года обучения, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» в количестве 48 человек.

В связи с тем, что учебный предмет «Безопасность жизнедеятельности» в вузе базируется на школьном предмете «Основы безопасности жизнедеятельности», изучается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.