УДК 378.096
ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО
ФАКУЛЬТЕТА КГУ И ЕВАНГЕЛИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ RWL Г. БОХУМ В ПОДГОТОВКЕ ДЕФЕКТОЛОГОВ
© 2019 Е. А. Репринцева1, М. Бирроуз2
1докт. пед. наук, профессор кафедры специальной психологии и коррекционной
педагогики e-mail: lab. game @ mail. ru
Россия, Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
2PhD профессор Евангелического университета прикладных исследований Рейн-Вестфелен-Липпе e-mail: international @ evh-bochum.de
Германия, Бохум, Евангелический университет прикладных исследований
Рейн-Вестфелен-Липпе
Авторы статьи характеризуют наиболее продуктивные формы партнерства между европейскими вузами. Особое внимание уделяется опыту взаимодействия КГУ и Евангелического университета прикладных исследований г. Бохум (Геомания) в подготовке кадров для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: партнерство, стратегии, стандартизация образования, дефектологическое образование.
В настоящее время усиливается интернационализация системы высшего образования России и зарубежных стран, что ведет к активному развитию и укреплению международных связей между вузами, совершенствованию форм предоставления образовательных услуг на основе разработки инновационных программ стратегического партнерства. Современные зарубежные исследователи A-M. Sandstrom, L.Weimer, B.S.Sutton, D. Obst отмечают, что наиболее продуктивные формы партнерства направлены на укрепление академического обмена преподавателями и студентами, освоение новых форм обмена академическими знаниями в виде дистанционного образования (вебинары, он лайн курсы), разработку отдельных модулей в учебных планах, например, производственных практик, с предоставлением возможности ее осуществления в вузе-партнере и пр. [Sandstrom, Weimer 2015, Sutton, Obst 2011]. Как отмечают K. Kinser и M.F. Green, подобные виды партнерства осуществляются на основе двухстороннего рамочного договора между вузами и в форме институционального партнерства, что позволяет вузам оперативно реагировать на запросы каждой стороны, расширять свою деятельность и усовершенствовать предоставляемые услуги [Kinser, Green, 2009]. Ряд зарубежных исследователей (D.K. Deardorff, de Wit, J. Heyl, T. Adams) отмечают, что такое партнерское сотрудничество становится более популярным и эффективным [Deardorff, de Wit, Heyl, Adams 2012].
Отечественные исследователи проблемы партнерского взаимодействия, развития и совершенствования форм и видов партнерских стратегий российских вузов на международном уровне, а также подготовки квалифицированных кадров для
Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
системы образования (А.П. Зарин, Е.А. Канзюба, В.З. Кантор, Г.А. Краснова, В.С. Пусвацет и др.) отмечают, что приоритетными направлениями международного партнерства вузов являются мобильность профессорско-преподавательского состава, осуществление научно-исследовательских проектов, грантовая деятельность в сфере инноваций, совместные образовательные программы, программы двойных степеней, совместная разработка учебных программ и обмен знаниями, совместное виртуальное сотрудничество [Зарин, Кантор 2010, Пусвацет 2017].
Вместе с тем, на наш взгляд, весьма актуальной является направление исследований в области стандартизации образования, которая в последние десятилетия интересует как российских (В.К. Загвоздкин, А.С. Кравченко, Г.А. Краснова, Н.В. Кузьменко, В.А. Мясников, Н.Н. Найденова, Е.В. Разумова, В.А. Тесленко, Р.А. Тагунова), так и зарубежных исследователей (Э. Вильям, А. Городинский, П. Грутингс, Д. Майер, В.В. Мацкевич, Л. Нэтен, Т. О'Коннор, Д. Равич, Я. Сандерс, У. Стабс, Б. Уоррен, Я. Физпатрик, Б. Чейз и др.) [Краснова, Тесленко 2017].
Проведенный нами анализ отдельных законодательных актов Германии, регулирующих отношения в области подготовки кадров для работы с лицами с особыми образовательными потребностями и инвалидностью (на примере Земли Рейн Вестфален Липпе), позволил в первом приближении сформулировать цель образования будущего специалиста в области лечебной педагогики (дефектологии), которая сводится к подготовке квалифицированного специалиста для деятельности в образовательной организации, реабилитационном центре, приюте для лиц с особыми образовательными потребностями и инвалидностью, готового самостоятельно выполнять профессиональные задачи.
Более общий характер цели образования будущего дефектолога, представленной в законодательных актах Германии, обусловлен децентрализованной системой образования, согласно которой предусматривается сочетание стандартов различных типов вузов: университетов и приравненных к университетам вузов и высших профессиональных школ. Образовательные стандарты требуют от образовательных организаций взаимопризнания целей, выдвинутых в документах разного уровня. Образовательные стандарты в Германии гарантируют личности образовательные услуги, позволяющие проектировать образовательную траекторию получения необходимого образования и соответствующий уровень профессиональной подготовки, который будет удовлетворять индивидуальным запросам личности. В этом плане образовательные стандарты Германии направлены на развитие компетенций и ключевых квалификаций, а не просто на формирование знаний.
В том, что обучаемый имеет право индивидуально выбирать приемлемый для него путь своего профессионального развития, просматривается демократизация и гуманизация профессионального образования.
Согласно ФГОС ВО (3+) по направлению Специальное (дефектологическое) образование программы бакалавриата, будущий дефектолог должен быть готов решению профессиональных задач в области коррекционно-педагогический, диагностико-консультационной, исследовательской и культурно-просветительской деятельности; программы магистратуры - коррекционно-педагогической, диагностико-консультационной и профилактической, научно-исследовательской,
преподавательской, организационно-управленческой и культурно-просветительской деятельности.
Детализация и конкретизация целевых установок Согласно ФГОС ВО (3+) по направлению Специальное (дефектологическое) образование программ бакалавриата и магистратуры обеспечивает отбор конкретного содержания, методов и форм его
Репринцева Е. А., Бирроуз М. Опыт сотрудничества дефектологического факультета КГУ и Евангелического университета прикладных исследований RWL г. Бохум
в подготовке дефектологов
освоения, а наполнение образовательного процесса различными видами производственных практик предоставляет обучающимся возможность апробации сформированных компетенций в условиях организаций различного ведомственного подчинения.
Реализация программы долгосрочного партнерства между ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» и Евангелическим университетом прикладных исследований RWL в Бохуме ориентирована как на осуществление академического обмена студентами и преподавателями, так и на организацию стажировок студентов в вузах-партнерах. За последние 15 лет ФГБОУ ВО КГУ посетили более 50 студентов вуза-партнера из Германии. Студенты участвовали в традиционном конкурсе научно-исследовательских проектов, посещали образовательные организации, реализующие АОП для детей с ОВЗ, участвовали в научно-методических семинарах педагогов этих образовательных организаций. С 2015 года вузы-партнеры КГУ и EWH RWL начали реализацию стажировок обучающихся по программам магистратуры.
Для немецких студентов наибольший интерес представляют образовательные организации для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями. В рамках стажировки немецкие студенты знакомятся с организационным режимом образовательной организации для детей с ОВЗ, структурой образовательного процесса, составом педагогического коллектива и должностными обязанностями работников образовательной организации. В зависимости от направления, осваиваемого студентом, стажер посещает коррекционно-развивающие занятия специалиста, участвует в анализе результатов коррекционной работы и достижений ребенка с ОВЗ. В ходе стажировки немецкие студенты знакомятся с работой ОБОУ Центр дистанционного образования «Новые технологии» для детей с инвалидностью, нуждающихся в получении образования на дому.
Особое место в период стажировки в КГУ для немецких студентов занимает посещение партнера дефектологического факультета - ОКОУ ля детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения», где они имеют возможность наблюдать работу бригадного приема, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, детского невролога. В Центре раннего вмешательства немецкие студенты знакомятся с диагностикой развития ребенка с ОВЗ, приемами оказания ранней помощи специалистами разного профиля. Программа стажировки немецких студентов определяется в соответствии со стандартом профиля, который они осваивают.
Наряду с этими видами деятельности немецкие студенты посещают занятия совместно с обучающимися дефектологического факультета КГУ, участвуют в семинарах, практических занятиях, выполняют различные виды проектной деятельности, выступают в качестве экспертов в ходе защиты проектов.
Студенты дефектологического факультета КГУ имеют возможность стажироваться в Евангелическом университете прикладных исследований RWL в Бохуме. На основе договоренности между вузами-партнерами студенты КГУ неоднократно участвовали в программах академического обмена в рамках краткосрочных (двухнедельных) стажировок. Программы стажировок предусматривали участие в семинарах, посещение лекций ведущих профессоров EWH RWL, посещение специализированных организаций, осуществляющих программы реабилитации лиц с инвалидностью, образовательные организации для детей с особыми образовательными потребностями.
Опыт таких стажировок нельзя переоценить, поскольку в Германии подобные
Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
организации объединяют различные отделения, оказывающие специальные реабилитационные и образовательные услуги лицам с особыми нуждами разной степени тяжести и разного возраста - от раннего до глубокой старости.
Содержание деятельности студентов дефектологического факультета КГУ в период стажировок является многосторонним и разноплановым, поскольку направлено на взаимодействие с различными группами лиц с инвалидностью и особыми образовательными потребностями, овладение сущностными смыслами инклюзивной образовательной деятельности и психолого-педагогического сопровождения этой категории лиц.
В текущем учебном году период стажировки студентов дефектологического факультета КГУ в EWH RWL увеличился до 30 дней и частично совпадает с производственной практикой по получению профессиональных умений и опыта диагностико-консультативной, коррекционно-педагогической и профилактической деятельности (в условиях решения сложных профессиональных задач). В ходе стажировки у студентов появляется уникальная возможность ознакомиться с работой Лечебной амбулатории, которая создана при этом университете. Здесь российские студенты в иных социокультурных условиях проверят свою готовность к обеспечению взаимодействия работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты при решении актуальных коррекционно-педагогических задач. Они осуществят изучение особенности взаимодействия специалистов системы здравоохранения, образования и социальной защиты по сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. На основании своих наблюдений по завершении стажировки и части практики представят алгоритм взаимодействия этих специалистов.
Анализ предыдущих отчетов и отзывов немецких и российских студентов показывает, что подобные стажировки вносят существенный вклад в подготовку будущих дефектологов и специалистов лечебной педагогики. А изучение и обобщение педагогического опыта России и Германии в сопровождении лиц с ОВЗ весьма полезен для профессионального роста и самосовершенствования студентов обеих стран.
Библиографический список
Гуськова Н.Д. Краковская И.Н. Стратегии партнерства вуза: принципы формирования и развития. // Высшее образование, 2013. № 7. С. 95-98.
Зарин А.П. Кантор В.З. Учитель-дефектолог в современном обществе: миссия и проблемы подготовки // Вестник Герценовского ун-та. 2010. С. 128-132.
Краснова Г.А., Тесленко В.А. Сетевое взаимодействие вузов в мире и в России: создание и развитие стратегических партнерств // Государственная служба. 2017. № 4. С. 59-65.
Пусвацет В.С. Сравнительный анализ подготовки педагогических кадров в Германии и России: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 2007. 20 с.
Deardorff D.K., de Wit, Heyl J., Adams T. The SAGE handbook of international higher education. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, 2012.
Kinser K., Green M.F. The power of partnerships: A transatlantic dialogue. Washington, DC: American Council on Education, 2009.
Sandstrom A.-M, Weimer L. International strategic partnerships. European Association for International Education (EAIE), 2015.
Sutton B.S., Obst D. Developing strategic international partnerships: Models for initiating and sustaining innovative institutional linkages. New York: Institute of International Education, 2011.