социально-педагогические и психологические исследования (social-pedagogical & psychological research)
Б01: 10.12731/2218-7405-2015-11-28 УДК 378.1
ОПЫТ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ребко Э.М.
В статье раскрыт опыт сетевого взаимодействия вузов (РГПУ им. А.И. Герцена и СахГУ) в процессе разработки и совместной реализации программы подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности «Социальная безопасность в городской среде». Новизна работы заключается в схематическом проектировании создания основной образовательной программы подготовки магистров образования в режиме сетевого взаимодействия, а также в определении эффективных условий и методических приемов сетевого взаимодействия.
Цель: представить результаты совместной разработки сетевой ООП, определить этапы сетевого взаимодействия, спроектировать обобщенную схему разработки и внедрения сетевой образовательной программы подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности.
Результаты: обобщенная модель сетевого взаимодействия вузов-партнеров по разработке и реализации ООП подготовки магистров.
Область применения результатов: образовательный процесс подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности в РГПУ им. А.И. Герцена и СахГУ.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие; сотрудничество; магистр образования; безопасность жизнедеятельности.
EXPERIENCE NETWORKING UNIVERSITY OF EDUCATION TRAINING MASTERS SAFETY OF LIFE
Rebko E.M.
The article discloses experience networking of universities (Herzen State Pedagogical University and Sakhalin State University) in the development and implementation of joint training programs for master's education in the field of life safety «Social security in the urban environment». The novelty of the work is to create a schematic design of basic educational training program for master's education in the mode of networking, and to identify effective instructional techniques and conditions of networking.
Purpose - present the results of the joint development of a network of the basic educational program (BEP), to identify the stages of networking, to design a generalized scheme of development and implementation of a network of educational training program for master's education in the field of life safety.
Results generalized model of networking partner institutions to develop and implement the basic educational program master.
Practical implications: the education process for Master of Education in the field of health and safety in Herzen State Pedagogical University and Sakhalin State University.
Keywords: networking; cooperation; Master of Education; life safety.
Трансформационные процессы, происходящие в мире и в российском обществе, принципиально меняют векторы развития и предназначения организаций. Не исключением являются вузы, находящиеся в настоящее время на этапе глубоких преобразований. Одним из важнейших направлений организационных изменений в системе высшего профессионального образования России является формирование эффективных взаимодействий вузов между собой и деловыми партнерами [9, c. 128].
Опыт работы различных всемирных, корпоративных, региональных сетей показывает, что наиболее адекватным способом общения всех участников образовательного процесса, позиционирования инновационных образовательных программ является сетевое взаимодействие, под которым понимают горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов [6, c. 72].
По мнению М.Б. Гитмана, организация сетевого взаимодействия вузов в рамках интеграции образования является одним из решений подготовки высококвалифицированных кадров.
Как отмечает в своем исследовании А.А. Магомедова, сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться [6, c. 73].
Сетевое взаимодействие вузов усиливает стратегические преимущества организации благодаря тому, что оно решает новые учебные, научные и коммерческие задачи вуза. Является эффективным и взаимовыгодным способом комплексного взаимодействия вузов, предприятий и органов государственной власти, что представляется перспективным, инновационным, а главное долгосрочным направлением развития российского высшего образования [8, c. 544].
Несмотря на популярность сетевого обучения и стремление вузов активно развивать его, существует ряд противоречий между:
■ высокой потребностью в разработке сетевых образовательных программ и отсутствием налаженной технологии обмена и распространения лучших практик как отечественных, так и зарубежных вузов;
■ необходимостью осуществлять непрерывное взаимодействие в рамках разработки и реализации сетевой программы и недостаточным развитием горизонтального сотрудничества на уровне кафедр и преподавателей, а также нежелательным распространением информации [10];
■ необходимостью привлечения работодателей к реализации ООП и незначительным участием их в образовательных проектах [4];
■ необходимостью разработки и реализации сетевых образовательных программ и отсутствием налаженной государственной системы организации финансовых взаиморасчетов между сетевыми партнерами.
Примером решения выдвинутых противоречий и задачи совершенствования и развития образования через сетевое взаимодействие служит совместная образовательная программа по подготовке магистров образования в области безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена) и Сахалинского государственного университета (СахГУ).
Совместный опыт разработки и внедрения сетевой основной образовательной программы подготовки магистра «Социальная безопасность в городской среде» позволил определить 4 этапа взаимодействия:
На первом этапе происходит установление связей с вузом-партнером, изучение актуальной нормативно-правовой базы в сфере образования, осуществляется проектирование этапов раз-
работки основной образовательной программы, определяются формы взаимодействия партнеров, удельная доля выполняемой работы, разрабатывается дорожная карта.
На втором этапе происходит верстка и согласование учебного плана, рабочих программ учебных дисциплин, программ практик, научно-исследовательской работы, программы работы над магистерской диссертацией, программы ИГА, а также разработка электронных образовательных ресурсов, ресурсов дистанционной поддержки, разработка и издание УМК, иных учебно-методических материалов.
На третьем этапе осуществляется набор и обучение студентов по основной образовательной программе подготовки магистров «Социальная безопасность в городской среде» со стороны факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена и факультета комплексной безопасности СахГУ (2 группы студентов на 2-х базах-партнерах).
Четвертый этапом предусмотрен анализ совместной деятельности сетевых партнеров, конкретизация учебных планов с учетом вступления Федеральных образовательных стандартов третьего поколения (3+) и учебно-методической документации, совершенствование образовательного процесса.
Проведенная работа позволяет представить этапы разработки и внедрения ООП подготовки магистров образования в виде обобщенной схемы сетевого взаимодействия вузов-партнеров (Схема 1).
Итогом совместной деятельности является основная образовательная программа (ООП) подготовки магистров по направлению 44.04.01 педагогическое образование «Социальная безопасность в городской среде». Данная ООП представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.
Схема 1. Обобщенная схема разработки и внедрения сетевой образовательной программы подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности
С целью оценки эффективности деятельности по разработке и внедрению сетевой ООП «Социальная безопасность в городской среде» группе независимых экспертов (экспертами выступила группа профессорско-преподавательского состава РГПУ им. А.И. Герцена и СахГУ, не принимавших участие в непосредственной разработке ООП) было предложено проанализировать качество представленных материалов ООП по шкале от 1до 10 баллов, где 1 имеет наименьшее качество, а 10 - наивысшее. Так, респондентам было предложено оценить: 1 объективность учебных планов;
2 качество подготовки учебно-методических материалов;
3 качество электронных образовательных ресурсов;
4 качество контрольно-измерительных материалов.
Результаты оценки экспертов
I,
Учебный Качество Качество КИМ план УМ К ЭОР
Рис. 1. Оценка качества ООП независимыми экспертами
Одновременно с работой экспертной группы, разработчиками программы были определены перспективы развития вузов-партнеров сетевой образовательной программы подготовки магистров. Результаты данного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Перспективы развития вузов-партнеров при совместной разработке и реализации ООП подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности
№ Перспективы Сферы применения
1 Информационные Непрерывность обмена информацией. Улучшение информационного обмена между сетевыми партнерами, совершенствование методической системы преподавания курсов и дисциплин с учетом особенностей регионов [5]
2 Технические Возможности использования инновационной образовательной среды вуза-партнера, совершенствование собственного информационного оснащения, информационной и технической грамотности сотрудников и студенческой молодежи
3 Социальные Академическая мобильность студентов и преподавателей, повышение престижа образовательного учреждения, реклама вуза, привлечение известных ученых вуза-партнера, мотивация собственного вуза к совершенствованию учебного, научного и образовательного процессов [3, 7]
4 Потенциальные Рассмотрение возможности развития системы получения двойного образования (диплома), расширение долгосрочных связей и перспективных проектов
5 Организационные Распределение обязанностей представителей вуза-партнера в условиях тесного взаимодействия. Установление отчетностей по совместно реализуемым программам [1]
6 Экономические Уменьшение совокупных затрат на приобретаемое оборудование. Реализация внебюджетных мест, почасовая оплата работы преподавателей сверх основной нагрузки
В ходе разработки и осуществления образовательной деятельности сетевыми партнерами были выявлены следующие эффективные условия и методические приемы, применяемые партнерами в ходе совместной работы:
1. Идентичность учебных планов. Позволяет не только единовременно осуществлять образовательный процесс, но и в любой удобный момент осуществлять академическую мобильность преподавателей и студентов, осуществлять переводы студентов между сетевыми партнерами (при необходимости).
2. Использование дистанционной поддержки очного образования студентов. Осуществляется через применение системы Moodle.herzen.spb.ru, разработанной в Герценовском университете. Система позволяет реализовывать учебные курсы для сетевых партнеров, осуществлять научно-исследовательскую работу и руководить магистерской диссертацией, даже в том случае, если руководителем выступает преподаватель вуза-партнера [3].
3. Организация совместных онлайн-лекций и установочных (итоговых) онлайн-конферен-ций по пракике через систему Meet.herzen.spb.ru. Позволяет проводить единовременное потоковое занятие для двух групп сетевых партнеров в режиме реального времени, а также просматривать лекции в записи.
4. Назначение рецензента магистерской диссертации в лице преподавателя, зачисленного в штат вуза-партнера.
5. Организация упрощенной системы взаиморасчет по оплате заработной платы. Осуществляется путем распределения одинаковой нагрузки (на совместные занятия) между препода-
вателями кафедр (факультетов) вузов-партнеров. На каждые 10 (или иное количество) часов занятий преподавателя РГПУ им. А.И. Герцена (в рамках нагрузки), проводимых для группы студентов вуза-партнера, реализуется 10 часов (или иное количество) часов занятий, проводимых преподавателем СахГУ для студентов РГПУ им. А.И. Герцена. Таким образом, преподаватели осуществляют свою плановую нагрузку и, одновременно, реализуют установленное число часов в вузе-партнере, при этом, отсутствует необходимость финансовых взаиморасчетов.
6. Участие в совместных конкурсах, организуемых российскими и международными фондами. Конкурсы РГНФ, РФФИ, РНФ и пр. с целью совершенствования и оптимизации сетевого взаимодействия.
7. Применение системы «открытый университет безопасности жизнедеятельности». Распространение видеолекций по дисциплинам учебного плана, реализуемым отдельно от сетево-го-партнера (с целью обмена опытом и изучения методических приемов вуза-партнера, а также с целью демонстрации иных подходов к дисциплинам) [2].
8. Назначение руководителя практики, НИР, а возможно и магистерской диссертации преподавателя сетевого партнера.
Проведенная работа позволяет утверждать, что сетевое взаимодействие вузов в рамках разработки и внедрения основной образовательной программы подготовки магистров в области безопасности жизнедеятельности позволяет реализовать:
■ интеграцию науки, образования и сфер обеспечения социальной безопасности;
■ межвузовскую кооперацию и взаимодействие на новом высоком качественном уровне;
■ разработку модульной структуры учебного плана и ООП, которая позволит своевременно изменять содержание программы в соответствии с требованиями времени, работодателя, региона и обстоятельств социальной безопасности в мире;
■ строить индивидуальные образовательные маршруты и траектории для каждого студента вуза в который принят студент и вуза-партнера;
■ осуществлять академическую мобильность студентов и преподавателей;
■ сопутствовать информатизации образования и развитию информационной грамотности студентов и преподавателей;
■ создавать инновационную среду вуза и вуза-партнера.
Работа, проведенная совместно с Сахалинским государственным университетом, убеждает нас в том, что разработка совместных сетевых образовательных программ позволяет обеспечивать гибкость и мобильность российского образования в области безопасности жизнедея-
тельности, непрерывно и эффективно взаимодействовать с удаленными вузами-партнерами, расположенными на большом пространственном расстоянии друг от друга, а это, в свою очередь, позволяет говорить о создании единого образовательного педагогического пространства в области безопасности жизнедеятельности на территории всей страны.
Список литературы
1. Абрамова С.В. Теория и практика подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 200 с.
2. Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений / Соломин В.П., Абрамова С.В., Буйнов Л.Г., Громов Ю.В., Киселева Э.М., Макарова Л.П., Мали-кова Т.В., Малков С.П., Молодцова Е.Ю., Попова Р.И., Ребко Э.М., Станкевич П.В. Учебник и практикум. М., 2015. Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (1-е изд.).
3. Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности Соломин В.П., Станкевич П.В. молодой ученый. 2014. № 18-1. С. 4-6.
4. Инновационный процесс как сетевое взаимодействие вуза и производственного комплекса Торкунова Ю.В. Фундаментальные исследования. 2014. № 6-6. С. 1286-1289.
5. Корпоративная седа информационно-технологического взаимодействия сетевого объединения вузов Власова Е.З., Балакирева Э.В. Человек и образование. 2011. № 3. С. 45-48.
6. Модель формирования готовности будущих бакалавров к сетевому взаимодействию в процессе изучения иностранного языка [профиль «Юристпуденция»]. Магомедова А.А. Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 72-75.
7. Психолого-педагогическая концепция формирования социальной безопасности личности будущего педагога: системно-личностный подход: монография / П.А. Кисляков. М.: Издательство «Русский журнал»; Шуя: Шуйский филиал ИвГУ, 2014. 438 с.
8. Развитие сетевого взаимодействия вузов Яковлева А.В., Бондырева И.Б. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 2. С. 542-548.
9. Сетевое взаимодействие - основа динамичного развития вузов. Нетерина Е.А. Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 128-133.
10. Сетевое взаимодействие вузов как фактор повышения качества полевых и научно-исследовательских практик Соломин В.П., Гдалин Д.А., Калугина А.М. Universum: Вестник Герце-новского университета. 2010. № 7. С. 14-19.
References
1. Abramova S.V. Teoriya i praktika podgotovki bakalavrov obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatelnosti: Monografiya. SPb.: Izd-vo Herzen University, 2014. 200 p.
2. Bezopasnost'zhiznedeyatelnosti dlyapedagogicheskih i gumanitarnih napravlenii / Solomin V.P., Abramova S.V., Buinov L.G., Gromov U.V., Kiseleva E.M., Makarova L.P., Malikova T.V., Mal-kov S.P., Molodtsova E.U., Popova R.I., Rebko E.M., Stankevich P.V. Uchebnik i praktikum / Moskva, 2015. Ser. 60 Bakalavr. Prikladnoi kurs (1-e izd.).
3. Genezis razvitiya urovnevogo pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatelnosti Solomin V.P., Stankevich P.V molodoi uchenii. 2014. № 18-1, p. 4-6.
4. Innovatsionnii protsess kak setevoe vzaimodeistvie vuza i proizvodstvennogo kompleksa Torku-nova U.V. Fundamentalnie issledovaniya. 2014. № 6-6. P. 1286-1289.
5. Korporativnaya sreda informatsionno-tehnologicheskogo vzaimodeistviya setevogo ob'edineniya vuzov Vlasova E.Z., Balakireva E.V. Chelovek i obrazovanie. 2011. № 3, p. 45-48.
6. Model formirovaniya gotovnosti buduschih bakalavrov k setevomu vzaimodeistviu v protsesse izucheniya inostrannogo yazika [profil Urisprudentsiya] Magomedova A.A. Mir nauki, kulturi, obrazovaniya. 2014. № 4 (47). P. 72-75.
7. Psihologo-pedagogicheskaya kontseptsiya formirivaniya sotsialnoi bezopasnosti lichnosti bu-duschegopedagoga: sistemno-lichnostniipodhod: monografiya / P.A. Kislyakov. M.: Izdatelstvo Russkii zhurnal; Shuya: Shuiskii filial IvGU, 2014. 438 p.
8. Razvitie setevogo vzaimodeistviya vuzov Yakovleva A.V., Bondireva I.B., Nauchnii zhurnal NIU ITMO. Seriya: Economika i ekologicheskii manadgment. 2012. № 2, p. 542-548.
9. Setevoe vzaimodeistvie - osnova dinamichnogo razvitiya vuzov. Neterina E.A. Visshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 4. P. 128-133.
10. Setevoe vzaimodeistvie vuzov kak factor povisheniya kachestva polevih i nauchno-issledovatel-skihpraktik Solomin V.P., Gdalin D.A., Kalugina A.M. Universum: Vestnik Gertsenovskogo uni-versiteta. 2010. № 7, p. 14-19.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Ребко Эльвира Михайловна, доцент кафедры социальной безопасности факультета безопасности жизнедеятельности, заместитель декана факультета безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена проспект Стачек, 30, г. Санкт-Петербург, 198097, Россия e-mail: Elvira_rebko@mail.ru SPIN-код в SCIENCEINDEXA: 3820-0207
DATA ABOUT THE AUTHOR
Rebko Elvira Mikhailovna, assistant professor of the Faculty of Social Security health and safety, Ph.D.
Herzen State Pedagogical University of Russia 30, Stachek street, St. Petersburg, 198097, Russia e-mail: Elvira_rebko@mail.ru