Научная статья на тему 'Опыт реставрации и реконструкции кирпичных стен памятников исторического наследия'

Опыт реставрации и реконструкции кирпичных стен памятников исторического наследия Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2171
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТАВРАЦИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / КИРПИЧ / КЛАДКА / ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ХРАМ / ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ / АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Антонова Виктория Валерьевна, Ерина Анна Павловна

В статье анализируется отечественный опыт реставрации и реконструкции кирпичных стен памятников архитектуры. Рассматриваются особенности восстановления утраченной кирпичной кладки. Приводятся варианты технологических процессов реставрации стен на примерах отдельных памятников исторического наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реставрации и реконструкции кирпичных стен памятников исторического наследия»

АРХИТЕКТУРА

ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ КИРПИЧНЫХ

СТЕН ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

1 2 Антонова В.В. , Ерина А.П.

1Антонова Виктория Валерьевна - студент, кафедра теории и практики архитектурного проектирования;

2Ерина Анна Павловна - студент, кафедра композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Аннотация: в статье анализируется отечественный опыт реставрации и реконструкции кирпичных стен памятников архитектуры. Рассматриваются особенности восстановления утраченной кирпичной кладки. Приводятся варианты технологических процессов реставрации стен на примерах отдельных памятников исторического наследия.

Ключевые слова: реставрация, реконструкция, кирпич, кладка, историческое наследие, храм, памятник архитектуры, архитектура.

Керамический кирпич — это древнейший строительный материал, проверенный временем, который используется при возведении зданий и сооружений различного функционального назначения и условий эксплуатации. В основе классического красного кирпича лежит глина, изделиям из которой, в отличие от камня, можно придать различную форму [1].

Впервые глину начали обжигать еще во времена палеолита. При помощи кирпичиков можно создавать различные уникальные архитектурные сооружения высокой сложности. Многие из них стали шедеврами архитектуры и даже чудесами света, такие как Великая китайская стена, Висячие сады Семирамиды, Тадж Махал в Индии и многие другие великолепные сооружения. Из кирпича была построена лондонская канализация. Кирпич использовался и при возведении жилых домов для аристократии и бедняков. Упоминания о кирпиче есть даже в Библии в Ветхом Завете. Интересно описание технологии производства кирпича в трудах Витрувия [2].

Русь после крещения унаследовала опыт Византии по изготовлению и применению в строительстве кирпича. В России кирпич назывался плинфой, он был большим, тяжелым и плоским. Только в 14-15 веках кирпич приобрел характерную форму брусочка. Из красного кирпича в России построены знаменитые Кремль, Собор Василия Блаженного и другие памятники архитектуры [3].

Существует несколько современных способов производства кирпича, позволяющих сохранить физико-химические и механические достоинства, характеристики этого материала: плотность (кирпич делится по плотности на классы, это необходимо для расчёта предельных нагрузок на фундамент и несущие конструкции здания), пустотность (к уменьшению веса и плотности кирпича и повышению его теплоизоляционных свойств приводит наличие в нем полостей различной формы), паропроницаемость (чтобы «дышали» стены), морозостойкость, огнеупорность, экологичность, звукоизоляционные свойства [4].

В Воронежской области много заброшенных храмов, построенных их красного кирпича, требующих восстановления. Многие их таких памятников были подняты из руин усердием архитекторов и реставраторов. Примером такой работы может служить храм Архангела Михаила в селе Рыкань Новоусманского района Воронежской области. Храм был построен в 1782 году, а после революции 1917 года закрыт. Помещения были отданы под ремонтные мастерские и склады. С началом

перестройки церковь вернули епархии, но она находилась в аварийном состоянии, своды были разрушены. Уникальный памятник архитектуры был почти потерян.

Композиционное решение церкви было характерно для храмовой архитектуры Воронежской области второй половины 18 века - восьмерик на четверике с завершением фасадов четверика крупными полуциркулярными фронтонами. Храм имел высокую колокольню и трапезную, боковые приделы. В основе строения лежит кирпичный фундамент; из кирпича также выложены стены, арочные оконные проемы. Для связки кирпича в кладке использовался известковый раствор на куриных яйцах, который придавал прочность стенам и позволил сохранить остов здания до наших дней. Перекрытия и купола деревянные.

Вопрос о реставрации храма долго оставался открытым; существовало мнение, что восстановить его невозможно. Но специалисты Воронежской архитектурно-строительной академии предложили использовать при реставрации стен и сводов, а также выведении уровня купола, использовать полнотелый красный кирпич старого образца. Такой кирпич, идентичный кладке храма, был специально изготовлен в аналогичных типоразмерах.

Проведенные восстановительные мероприятия в 90-е годы, позволили настоятелю храма начать церковные службы в северном приделе храма. Реставрация ведется и в настоящее время - по восстановлению внутреннего убранства храма, причисленного к объектам исторического и архитектурного наследия специальным постановлением правительства Воронежской области.

В 2017 году аналогично при использовании реставрационного кирпича селе Карачун Рамонского района были проведены работы и отреставрирована церковь Владимирской иконы Божией Матери [5].

В Кировской области в селе Медяны стояла полуразрушенная в советскую эпоху Троицкая церковь. Она утратила свои уникальные фрески и росписи, вандалами были снесены крест и купол, долгое время разрушались своды главного холодного храма, освященного в честь Святой Троицы, являющегося уникальной постройкой начала 18 века. К храмовому комплексу прилежит колокольня и трапезная, построенные в 19 веке.

Перед реставрацией было проведено тщательное обследование несущих конструкций и кладки для выявления сохранности и выбора материалов для восстановления утраченного наследия. При этом выяснили, что несущие стены находятся в состоянии ограниченной функциональности, требующей укрепления, но без тенденции к обрушению. При помощи лабораторных методов и рентгеноспектрального анализа было выяснено, что глинистый материал для производства кирпича, из которого сделаны стены Троицкой церкви, имеют местное вологодское происхождение. Это дало возможность судить о минеральном составе такой глины и оптимальной температуре для обжига кирпича 18-19 века. Кроме того, ученые определили состав раствора для кладки и его прочностные характеристики. К удивлению реставраторов, прочность на отрыв древнего раствора оказалась в 4 раза больше суперсовременных составов с применением суперпластификатора [6].

Собрав все данные и проанализировав их, ученые решили проводить восстановительные работы в несколько этапов. На первом этапе проводилась очистка поверхностей от старых налетов и штукатурного состава, удаление крошек и инъецирование дефектов и трещин более 0,5мм и протяженностью более 0,5м инъекционной смесью «Рунит инъекционный для кладки» отечественного производства, которая используется специально для таких работ. Она также защищает от биоповреждений. Затем производились непосредственно кладочные работы. На этом этапе использовался современный полнотелый реставрационный кирпич марки М100-М125, морозостойкий, нормального процесса обжига. Восполнение дефектов кирпича проводилась путём чередования следующих манипуляций: элиминация старых разрушенных частей кирпича, очистка от раствора и пыли от разрушенных материалов, вставка подобранного по размеру кирпича с использованием

99

известкового раствора. Для вставок был выбран кладочный раствор из свежегашеной извести и песка в отношении 1:2 или 1:3 с добавлением цемянки из кирпичного боя и куриного яйца. Эта технология усиливает гидравлическую прочность материала [7].

Современные технологичные материалы наряду с вековыми традициями успешно были использованы при проведении реставрационных работ на объектах исторического и духовного наследия. Но стоит отметить, что для обеспечения равнопрочности кладки и во избежание возникновения концентраторов напряжений необходимо проведение предварительных изыскательских мероприятий для получения информации о техническом состоянии кирпичной кладки реставрируемого здания, прочностных и физико-химических характеристик кладочного слоя реставрируемого объекта. Это позволит произвести подбор такого керамического кирпича и раствора, чтобы они соответствовали кладочному слою реставрируемого здания.

Список литературы

1. «Цветная глазурь на фасадах: от Вавилона до Гауди и дальше». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archi.ru/tech/news_56236.html/ (дата обращения: 20.11.2018).

2. Витрувий. «Десять книг об архитектуре». / Пер. Ф.А. Петровского. Т. 1. М. Изд-во Всес. Академии архитектуры. (Серия «Классики теории архитектуры»), 1936. 331 с.

3. Строительные истории. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stroy-tale.ru/istoria/stroitelnaya-tehnika-rimskaya-imperiya/ Шульц П.Н. Строительная техника Римской империи/ П.Н. Шульц/ (дата обращения: 26.11.2018).

4. ГОСТ 530-2012 Кирпич и камень керамические. Общие технические условия-М: Стандартинформ. Введ 2013-07-01. С. 80.

5. Пухаренко Ю.В., Харитонов А.М., Шангина Н.Н., Сафонова Т.Ю. Реставрация исторических объектов с применением современных сухих строительных смесей. Вестник гражданских инженеров, 2011. № 1. С. 98-103.

6. Беленцо, Ю.А. Высолы на поверхности растворных швов кирпичной кладки / Ю. А. Беленцов // Строительные материалы, 2008. № 4. С. 60-61.

7. Шангина Н.Н., Харитонов А.М. Особенности производства и применения сухих строительных смесей для реставрации памятников архитектуры. Сухие строительные смеси, 2011. № 4. С. 16-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.