ется способность выполнять определенную трудовую функцию, которая, в свою очередь, проверяется через оценку компетенций, необходимых для ее выполнения.
Во-вторых, перечни профессий, специальностей и направлений подготовки, по которым разрабатываются документы, регламентирующие профессиональное образование, не совпадают с перечнем видов профессиональной деятельности, по которым разрабатываются профессиональные стандарты. Из этого следует, что для разработки одной основной образовательной программы может потребоваться использование нескольких профессиональных стандартов и прямой перенос формулировок из них во ФГОС, программу невозможен.
В-третьих, должна быть четко определена цель подготовки. Если на уровне квалифицированных рабочих, техников, специалитета она достаточно очевидна, то на государственном уровне ясно обозначенной цели подготовки бакалавров и их использования пока нет. Поэтому степень учета элементов профстандарта (например, обобщенных трудовых функций, трудовых функций) при определении результатов освоения программ бакалавриата, формировании компетенций, содержания образования достаточно дискуссионна. Представляется, что в целом соответствовать требованиям профстандарта выпускник образовательной ор-
ганизации может, приобретя как работник опыт, практические навыки и освоив соответствующие дополнительные образовательные программы. В отдельных случаях, в зависимости от характера профессиональной деятельности, формы получения образования, уровень подготовленности выпускника может сразу соответствовать этим требованиям.
По данным, полученным по результатам исследования, проведенного РСПП и НАРК на 200 предприятиях различных субъектов Российской Федерации, разработкой профессиональных стандартов (отраслевых, корпоративных) занимается менее четверти опрошенных [1, 2]. Учитывать требования профессиональных стандартов, разработка которых была запланирована на 2013-2014 гг., при модернизации содержания обучения своих сотрудников планирует менее половины компаний, что говорит о необходимости популяризации идеи профессиональных стандартов не только в среде образования, но и в бизнес-среде.
Список литературы
1. Профессиональные кадры для бизнеса: практика компаний в области образования, обучения: сб. М.: РСПП, 2013.
2. Современное российское профессиональное образование: словарь-справочник / В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина [и др.]. — М.: Федеральный институт развития образования,. 2010.
УДК 378.662.014.25 О.В. Проскура
М.Г. Минин, доктор пед. наук Г.Ф. Бенсон
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ
В условиях растущей глобализации студенты должны быть конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках труда. Для этого необходимо получение образования, владение иностранными языками, обладание разнообразными профессиональными навыками и умение использовать современные технологии. Опыт Томского политехнического университета показывает, как этого можно достичь.
В контексте повышения конкурентоспособности высшего образования сегодня имеют значение вопросы развития академической мобильности, интернационализации учебных планов, создания транснациональных образовательных программ,
развития международных консорциумов университетов.
Различают два типа академической мобильности:
♦ вертикальная мобильность — студент получает полное образование с получением диплома иностранного образовательного учреждения;
• горизонтальная мобильность — студент проходит обучение в течение ограниченного времени (семестр или учебный год) в другом российском и/или зарубежном университете [1]. Программа международной академической
мобильности предусматривает освоение студентом части его образовательной программы в другом вузе
в течение определенного периода времени на основе согласованного с принимающим университетом индивидуального учебного плана обучения. Программы могут быть ориентированы как на изучение отдельных модулей/дисциплин, так и на выполнение научно-исследовательских проектов, прохождения практики и стажировки.
Для Томского политехнического университета одним из приоритетов развития является расширение международного сотрудничества с ведущими университетами и научными центрами, внедрение в учебный процесс лучших достижений мировой высшей школы. Важным элементом в подготовке студентов основных образовательных программ, обладающих современными компетенциями, востребованными на мировом рынке труда, является участие студентов в программах академической мобильности. ТПУ реализует широкий спектр программ:
♦ академический обмен;
♦ совместные магистерские программы (Double Degree Programs);
♦ образовательные программы международных консорциумов (TIME, Erasmus);
♦ языковая стажировка;
♦ тематические школы;
♦ практика.
Академический обмен — это обучение в вузе-партнере в течение одного или двух семестров по индивидуальному учебному плану. Полученные результаты обучения засчитываются в ТПУ и вносятся в приложение к диплому студента.
Совместные магистерские программы — это обучение в течение одного года в родном вузе и второго — в университете-партнере. По окончании обучения предполагается защита программ на двух языках и получение двух дипломов. В настоящее время в ТПУ реализуются совместные программы с вузами Германии, Франции и Чешской Республики с целью получения двойного диплома (Double Degree).
В рамках образовательных программ международных консорциумов реализуется программа Erasmus Mundus. Это всемирная программа академической мобильности, призванная придать высшему образованию отчетливо выраженную европейскую направленность. Основная цель программы Erasmus Mundus состоит в укреплении европейского сотрудничества и международных связей в сфере высшего образования. В рамках программы студенты, молодые ученые и профессорско-преподавательский состав получают стипендии для обучения, исследовательской и научной работы в ведущих европейских вузах.
В настоящее время 36 студентов ТПУ уже получили стипендии Erasmus Mundus и прошли обучение в вузах-партнерах в рамках консорциумов, воз-
главляемых Техническим университетом г. Дрезден (Германия) в 2009 и 2011 гг.
ТПУ особое внимание уделяет совершенствованию языковой подготовки студентов ТПУ и дважды в год организует краткосрочные стажировки за рубежом. Содержание модулей языковых программ дифференцировано и ориентировано на студентов с различным уровнем владения языком (начинающий, средний, продолжающий), что позволяет им не только совершенствовать имеющиеся знания, умения и навыки, но и получить новые, развить компетенцию «мобильность», необходимую для дальнейшего участия в программах международной направленности.
Тематические школы — это изучение нескольких дисциплин от месяца до полутора в летнее время. Студенты ТПУ могут пройти обучение в университетах Германии, Дании, Франции, Финляндии, Нидерландов.
В 2012 г. в программах международной академической мобильности приняли участие 440 студентов, 164 из которых участвовали в академическом обмене, 189 прошли языковую стажировку и практику, 85 студентов изучали язык и два студента получили двойной диплом (рисунок).
С 2009 г. планирование и реализация программ академической мобильности осуществляется по приоритетным направлениям развития ТПУ как Национального исследовательского университета на 2009—2018 гг. Ежегодно более 300 студентов, обучающихся по приоритетным направлениям развития ТПУ, принимают участие в программах международной академической мобильности. На 2012 г. самым активным подразделением ТПУ стал Институт социально-гуманитарных технологий (табл. 1).
Участие в программах академической мобильности открывает следующие перспективы:
для выпускников — это решение проблем занятости. Получив образование в другой стране, выпускник становится более конкурентоспособным как на внутреннем, так и на внешнем рынках труда [2];
для государства — это международная конкурентоспособность системы высшего образо-
Языковая стажировка 24%
Практика, стажировка тематические школы 46%
Double Degree 3%
Академический обмен 27%
Процентное соотношение участия в программах международной академической мобильности
Таблица 1
Рейтинг участия студентов институтов ТПУ в программах академической мобильности
Институт Число студентов
Институт социально-гуманитарных технологий 104
Институт природных ресурсов 78
Физико-технический институт 64
Энергетический институт 59
Институт кибернетики 51
Институт неразрушающего контроля 29
Институт международного образования и языковой коммуникации 29
Институт физики высоких технологий 26
вания и привлекательность культуры для других стран; рост экспорта потенциала учебного заведения; повышение качества образования (количество высших учебных заведений, которые прошли аккредитацию и приняли международные системы контроля качества); запись результатов обучения студентов на основе Европейской кредитной системы переноса и накопления (ЕСТ8) кредитов; рост числа граждан, которые принимают участие в международных обменах; рост числа иностранных студентов, что является показателем конкурентоспособности образования на международном рынке [3-5].
Сегодня ТПУ принимает более 100 иностранных студентов в год, приезжающих со всего мира на обучение в рамках программ академической мобильности (табл. 2).
ТПУ предлагает иностранным студентам из вузов-пертнеров участие в следующих программах:
• программы академического обмена;
• практика (краткосрочные программы по спецнаправлениям);
• совместные программы двойного диплома.
В 2013 г. в реализации программ международной академической мобильности приняли участие 508 студентов и аспирантов ТПУ: более 100 университетов и организаций в 27 странах (табл. 3) [3].
Как видно из табл. 3, число студентов ТПУ — участников программ международной академической мобильности растет с каждым годом. Изменяются также и страны, которые студенты выбирают для участия в программах. В 2011 и 2012 г. популярным направлением академической мобильности являлась Чехия, в 2013 г. с приличным отрывом оно изменилось в пользу Германии. Она, как и все
Таблица 3
Таблица 2
Численность иностранных студентов в ТПУ
Страна Год
2011 2013
Австрия 8 3
Германия 25 35
Испания 4 14
Италия 18 -
Китай 14 20
Корея (Республика) 4 3
Польша 2 4
Тайвань - 4
Финляндия 2 -
Финляндия - 4
Франция 4 16
Чехия 7 10
Швейцария 1 1
Итого 91 125
Численность участников программ международной академической мобильности
Страна Год
2011 2012 2013
Австралия - - 1
Австрия 45 21 5
Бельгия 5 1 -
Вьетнам 1 - 2
Великобритания - - 34
Германия 68 79 141
Дания 5 7 6
Испания 2 16 2
Италия 10 8 3
Китай 37 18 29
Малайзия 1 - -
Монголия - 1 12
Нидерланды - - 2
Нов. Зеландия 1 - -
Норвегия 5 1 10
Польша 2 3 3
Португалия 20 4 20
Рес. Корея 3 2 7
США - 4 1
Словакия 6 - -
Тайланд - 5 -
Тайвань - - 2
Финляндия 26 27 17
Франция 16 11 16
Чехия 73 93 83
Швейцария - 21 3
Швеция - 2 1
Итого 427 444 508
страны, заинтересована в привлечении на обучение иностранных студентов. Правительство Германии предоставляет хорошие условия для участия в программах международной академической мобильности: интересные программы обучения и привлекательные условия для иностранных студентов, прошедших обучение в Германии [3].
Возрастающее с каждым годом число участников программ международной академической мобильности говорит о том, что студенты ТПУ заинтересованы в участии в программах. Но для этого необходимо соблюдать ряд требований. Среди условий конкурсной комиссии к кандидатам на поездку за рубеж — высокая успеваемость и соответствие выбранной программы обучения учебному плану студента в ТПУ, а также уровень знания иностранного языка не ниже уровня В1.
Для решения проблемы высокого уровня владения иностранным языком в ТПУ реализуется целевая программа интенсивной языковой подготовки Language for Mobility. Программа предполагает высокую интенсивность обучения по четырем видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму). Полный объем программы обучения (английский язык) рассчитан на один семестр (16 учебных недель) и составляет 320 академических часов. Занятия проходят по 4 академических часа в день 5 раз в неделю. С каждой группой студентов работают три высококвалифицированных преподавателя, один из которых — носитель языка.
Помимо обучения по всем аспектам языка, в программу обучения включены активные педагогические технологии — специальные лекции (на иностранном языке), цель которых заключается в том, чтобы дать представление о системе образования за рубежом, познакомить со студенческой жизнью и с организацией учебного процесса в зарубежных вузах. В программу включен специальный блок лекций с учетом технической направленности специальностей студентов ТПУ — чтение математических, химических и физических формул. Кроме того, для студентов организуются встречи в формате «круглого стола» с иностранными студентами-участниками программ академических обменов, обучающимися в текущем семестре в ТПУ. Это дает возможность студентам общаться с носителями языка, задать интересующие вопросы иностранным студентам.
По окончании программы обучения студентам предоставляется возможность пройти аттестацию по уровню владения иностранным языком в соответствии с требованиями международной шкалы Совета Европы. Студенты, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают сертификат ТПУ с указанием уровня иностранного языка согласно
международной шкале Совета Европы. Полученный сертификат дает им право на участие в программах международной академической мобильности ТПУ.
За 2009—2013 гг. обучение на курсах прошли 287 студентов. Из них на сертификат ТПУ уровня В2 сдал 231 человек (80 % от сдававших тестирование). В программах академической мобильности приняли участие уже 172 студента, прошедших обучение на курсах и имеющих сертификат ТПУ уровня В2.
Рассмотрев особенности реализации программ международной академической мобильности в ТПУ, можно сделать выводы, что для более успешной реализации программ необходимы следующие условия:
1. Система высшего образования должна предоставить студентам более широкий выбор программ для осуществления международной академической мобильности, которые смогут обеспечивать конкурентоспособность будущего специалиста. Образование и подготовка на протяжении всей жизни требует существенных изменений в организации образования, в увеличении путей получения профессионального образования.
2. Необходимо четко определить цели развития академической мобильности.
3. Необходимо создать условия, которые позволяют свободное передвижение студентов и ученых для быстрого распространения знаний.
Список литературы
1. The Complex Roles of Universities in the Period of Globalization // Higher Education in the World / Global University Network for Innovation (GUNI) (ed.). Vol. 3: Higher Education: New Challenges and Emerging Roles for Human and Social Development. Palgrave Macmillan. — 2008. — С. 5-14.
2. Создание Европейской зоны высшего образования — мобильность граждан — возможность трудоустройства: Сорбонская декларация от 25 мая 1998 г.
3. Сайт Томского политехнического университета: http://portal.tpu.ru/ciap (дата обращения: 28.02.2014).
4. Сайт рейтинга университетов: QS World University Rankings, http://www.topuniversities.com/blog/student-mobility-most-popular-countries (дата обращения: 05.03.2014).
5. Sof'ia L. Eremina. The Academic Mobility of Engineering Students. The Experience at Tomsk Polytechnical University Russian Education and Society: сборник 54. — № 1. — Ноябрь 2012. — С. 3-17.
6. Академическая мобильность: в условиях интернационализации образования: монография / В.А. Галичин, Е.А. Карпухина, В.В. Матвеев, А.П. Сугакова. — М.: Университетская книга, 2009. — 460 с.
7. Мартыненко О.О., Жукова Н.В., Красовский П.С. Отчет по проекту «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болон-ского процесса» [Электронный ресурс]. — Владивосток, 2007. — 80 с.