Научная статья на тему 'Опыт реализации проектного обучения в подготовке специалистов Калужской области'

Опыт реализации проектного обучения в подготовке специалистов Калужской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / КОНКУРС ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ОПЫТ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасикова Елена Николаевна

Проектный подход в обучении студентов вузов сегодня набирает все большую популярность и активно внедряется в учебный процесс и организацию научно-исследовательской деятельности студентов. Практика его реализации в Калужском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) наглядно показывает виды, методы и результаты проектной деятельности, ее эффективность в подготовке современного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасикова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN PROJECT EDUCATION REALIZATION FOR SPECIALISTS'' TRAINING IN KALUGA REGION

Nowadays the project approach in education of university students becomes more and more popular and it is actively introduced into training process and in the students' scientific research. The practice of its realization in the Kaluga Branch of RANEPA demonstrates types, methods and results of project activity, its effectiveness in a modern specialist training.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации проектного обучения в подготовке специалистов Калужской области»

УДК 378.1

Е.н. Герасикова ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. Проектный подход в обучении студентов вузов сегодня набирает все большую популярность и активно внедряется вучебный процесс и организацию научно-исследовательской деятельности студентов. Практика его реализации в Калужском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) наглядно показывает виды, методы и результаты проектной деятельности, ее эффективность в подготовке современного специалиста.

Ключевые слова: проект, проектное обучение, проектный метод, конкурс проектов, проектный подход, опыт проектного обучения, практические навыки.

Elena Orasütova EXPERIENCE IN PROJECT EDUCATION REALIZATION

FOR SPECIALISTS' TRAINING IN KALUGA REGION

Annotation. Nowadays the project approach in education of university students becomes more and more popular and it is actively introduced into training process and in the students' scientific research. The practice of its realization in the Kaluga Branch of RANEPA demonstrates types, methods and results of project activity, its effectiveness in a modern specialist training. Keywords: project, project education, project method, project competition, project approach, experience of project education, practical skills.

Кадровое обеспечение региональной экономики является важной социально-экономической проблемой, обусловленной необходимостью количественного и качественного соответствия рабочей силы требованиям работодателей. Стремление к данному соответствию приводит к необходимости организации и реализации в Калужской области ежегодно целого комплекса мероприятий: экскурсий, ярмарок учебных мест, дней открытых дверей, круглых столов с участием работодателей и представителей органов местного самоуправления и т.д. Все эти мероприятия направлены на обсуждение ключевых проблем в сфере формирования кадрового потенциала региона и поиск наиболее оптимальных путей их решения - профориентации, профессиональной подготовки и адаптации молодежи на рынке труда, популяризации востребованных профессий и специальностей, а также поиска работы и планирования карьеры. Актуальность данных вопросов отмечается губернатором Калужской области А.Д. Артамоновым, целью которого, является активизация трудовых ресурсов и наполнение регионального рынка за счет системной работы органов власти, учреждений и организаций Калужской области.

Калужская область сегодня занимает одно из ведущих мест на экономической карте России. Ее промышленный сектор производит порядка 35 % валового регионального продукта, в нем трудится почти третья часть занятого населения области. Сегодня для региона становится актуальной не просто задача формирования талантливой, творческой, инициативной личности, а подготовка высокопрофессионального специалиста, умеющего использовать весь необходимый для решения конкретных практических задач багаж полученных в образовательных учреждениях знаний. Так, например, отход от традиционной практики управления социально-экономическим развитием российских территорий, связанной с вовлечением традиционных видов ресурсов - материальных и финансовых -требует вовлечения в проекты социально-экономического развития муниципальных образований новых ресурсов, мобилизующих тенденции уже постиндустриального развития территорий [1]. Решение этих актуальных задач напрямую зависит от качества человеческого капитала, сформированного в регионе, от его инициативности и готовности к преобразованиям.

© Герасикова E.H., 2015

Вместе с тем, задачи, поставленные отечественным производством перед современными специалистами, настолько сложны, что их решение требует творческого поиска, исследовательских навыков. В связи с этим, выходя на рынок труда, молодой специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в учебных заведениях, развивать через активное участие обучающихся в научно-исследовательской работе. Большое значение сегодня в приобретении практических навыков имеют кейс-стади, интеллектуальные и имитационные деловые игры с применением информационных технологий, производственная практика, мастер-классы с участием специалистов-практиков предприятий различных отраслей экономики, встречи с руководителями бизнес-структур и государственных учреждений [2].

Одной из эффективных форм реализации этих задач является проектное обучение - базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании, активно внедряемая сегодня фактически во всех вузах страны. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты могли бы самостоятельно приобретать недостающие знания и учиться пользоваться ими для решения практических задач; приобретать коммуникативные умения, работая в группах; развивать у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивать системное, логическое мышление. Главной задачей Калужского филиала РАНХиГС является подготовка студентов к практической деятельности, повышение качества образования, подготовка специалистов, хорошо знающих основы наук, где приобретаемые в процессе учебных занятий знания в области различных учебных дисциплин и умение пользоваться этими знаниями переходят в прочные навыки. Именно поэтому проектному обучению здесь и уделяется столь боль -шое значение уже далеко не первый год. Реализация проектного подхода в филиале осуществляется через деятельность Лаборатории проектных технологий, а также работу над подготовкой студентов к участию во внутриакадемическом конкурсе социальных студенческих проектов РАНХиГС «Raise» и международном конкурсе молодежных проектов «Enectus».

Проектная деятельность студентов филиала имеет большое значение и в развитии города Калуги. Так, 28 ноября 2014 г. студенты филиала приняли участие в круглом столе «Молодежь и городская среда XXI века», который проходил в Городской думе Калуги. Студенты представили ряд проектов по развитию городской среды, среди которых были предложения по созданию в Калуге системы «умных остановок» общественного транспорта и освещения пешеходных переходов, по решению экологических проблем и проблем задолженности по коммунальным платежам. Были затронуты и социальные вопросы: поддержки воспитанников детских домов, профориентации школьников, помощи в поиске погибших солдат Великой Отечественной войны. Результаты данной проектной деятельности будут представлены студентами в марте 2015 г. на конкурсе молодежных авторских проектов «Моя Калуга - вектор в будущее» по номинациям: «Мой город», «Моя разработка», «Моя предпринимательская инициатива», «Мой выбор», «Моя профессия» и др.

Большое значение в реализации проектного подхода к обучению имеют и инициативы самих преподавателей, когда по заданию педагога студенты подготавливают проекты по решению конкретных практических задач в рамках взаимодействия с представителями предприятий Калужской области. Так, 26 ноября 2014 г. состоялась защита проектов студентов третьего курса направлений «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» и «Экономика» по дисциплинам «Маркетинг» и «Основы маркетинга» на тему «Разработка маркетинговой программы для туристической организации» с участием директора туристического агентства ИП «Миллениумтур» Ю.В. Симоновой. Студенческими командами были представлены проекты по разработанным турам по Ка-

лужской области, отражены материалы проведенного исследования и разработанная рекламная кампания по продвижению проекта. А 16 декабря 2014 г. прошла защита проектов студентов четвертого и пятого курсов направления «Таможенное дело» по дисциплине «Маркетинг таможенных услуг» на тему «Разработка маркетинговой программы таможенной организации» с привлечением генерального директора таможенного представителя ООО «Интера» С.Р. Осипян и помощника руководителя по вопросам логистики А. Мастеровой. Студенты защищали проекты по открытию филиалов ООО «Интера» в регионах Российской Федерации, аргументировали свой выбор, обосновывали программу действий и разработанную рекламную кампанию. Результатом проведения данных мероприятий стало не только закрепление теоретических знаний студентов конкретными практическими навыками в области маркетинга, но и определение места прохождения производственной и преддипломной практики, и возможность трудоустройства.

Интересен и опыт внедрения проектного подхода при проведении занятий по дисциплине «Планирование и проектирование организаций», когда перед студентами второго курса направления «Государственное и муниципальное управление» была поставлена задача разработать проект по молодежному социальному предпринимательству. Защита проектов проходила 19 ноября 2014 г. перед группой экспертов из числа студентов - участников конкурсов студенческих проектов «Enectus» и «Raise», и группой экспертов из числа профессорско-преподавательского состава. Всего было защи-щено шесть студенческих проектов, ориентированных на создание бизнеса в области оказания образовательных услуг, проведения праздничных мероприятий, фото- и видеосъемки, услуг клининга, помощи студентам при распечатке и оформлении научных работ. Актуальными были требования, предъявляемые к проектам: проект должен иметь ярко выраженный социальный характер, но при этом приносить экономическую выгоду его организатору; четкое определение целевой аудитории; ориентированность проекта на возможности студента, как в организационном, так и в финансовом плане; ареал деятельности для реализации проекта - Калуга, Калужская область. Это сделало подготовленные проекты действительно значимыми и максимально реализуемыми. Несколько представленных проектов сегодня уже реализованы или находятся на стадии реализации, а также представлены на конкурсе студенческих проектов внутри филиала и городском конкурсе молодежных авторских проектов «Моя Калуга - вектор в будущее», студенты примут участие и в конкурсах студенческих проектов «Enectus» и «Raise».

В чем же эффективность проектного обучения? Прежде всего, оно развивает столь важные для любого молодого специалиста навыки - самостоятельное исследование проблем, саморазвитие, самопрезентация, организация коллективной, командной работы, применение теоретических знаний в решении практических задач, инициативное позитивное мышление и т.д. Проектное обучение помогает понять, насколько важно эффективно использовать имеющиеся ограниченные ресурсы, как действовать на основе конкретных стандартов, в условиях поставленных заданий. Кроме того, это, конечно же, и определенная степень самоудовлетворения от выполненной работы, от получения конкретного практического результата, и приобретенный опыт решения типичных профессиональных задач. Студенты не только получают и закрепляют конкретные теоретические знания и практические навыки, но и знакомятся с потенциальными работодателями, формируют свое портфолио, т.е. работают над своим имиджем, становятся известными в сфере бизнеса, государственных, образовательных учреждениях, среди молодежных коллективов.

Конечно, проектная методика не панацея на все случаи жизни, и она далеко не нова, но все же преподавателям вузов стоит практиковать эту методику, поскольку она действительно помогает сделать процесс обучения для студентов более творческим, понятным и практичным, а получаемые знания - более конкретными и профессиональными.

Библиографический список

1. Абдурахманов К.Х., Зокирова Н.К., Ахмедов О.М. Эффективность применения кейсов и имитационных деловых игр в подготовке магистров // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2012. - № 2. - С. 56-58.

2. Тютин Д.В. Арт-конверсия российских территорий: творческие индустрии как фактор пространственного социально-экономического развития муниципальных образований. // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2013. - № 4(24) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-4-53 (дата обращения: 3.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.