Целью создания кооператива было объединение фермеров, которое позволило бы проводить ценовую политику в их интересах, а поскольку заказчики работают в основном с большими партиями зерна, то появляется возможность предварительного формирования таких партий с последующей отправкой по железной дороге. Одной из целей организации кооператива было создание конкурента по отгрузке зерна Краснокутскому элеватору, который в то время являлся монополистом по оказанию этого вида услуг и установил на них непомерно высокие цены. Поэтому назрела необходимость построить железнодорожный пункт отгрузки зерна, который включал бы в себя проведение лабораторных анализов зерна, взвешивание поступающих партий на современных электронных автомобильных весах, хранение зерна на мини-элеваторе-хранилище, очистку зерна от примесей.
Первоначально в СПСК «Союз» вошли 14 крестьянско-фермерских хозяйств, имеющих в обработке 14 600 га земли. В настоящее время его членами являются 56 хозяйств, а обрабатываемая площадь составляет 47 548 га, или 26,5% площади сельхозугодий Краснокутского района. Кроме членов СПСК его услугами пользуются и производящие сельхозпродукцию предприятия различных форм собственности как Краснокутского, так и Питерского и Советского районов.
Паевой взнос члена кооператива составляет 5 118,6 тыс. р., и он постоянно пополняется за счет дополнительных взносов на строительство и расширение материально-технической базы.
Сбор зерна осуществляется на основании договоров о поставке зерна в кооператив, которые заключаются дирекцией СПСК и главами К(Ф)Х ежегодно. Согласно уставу, члены кооператива обязаны реализовывать через СПСК «Союз» не менее 50% произведенной продукции.
За качественный анализ партии зерна, поставляемого в кооператив, лаборатория несет ответственность перед его членами, а за качество зерна, отправляемого вагонами, отвечает перед Госхлебинспекцией и покупателями. Необходимо отметить, что для своих членов все услуги кооператив осуществляет по льготным расценкам, за счет грамотно организованной работы.
Несмотря на то, что вся деятельность кооператива сориентирована на рынок, отдела маркетинга здесь не существует, хотя имеются специалисты по сбыту и снабжению, которые занимаются маркетинговой деятельностью и пытаются конструктивно взаимодействовать. Поэтому при разработке предложений по совершенствованию структуры управления нами предусмотрен постепенный переход от совмещения отдельных маркетинговых функций специалистов к созданию отдела маркетинга.
Продажа зерна кооперативом увеличивалась по годам: если в 1999 г. было продано 1 448,2 т зерна, то в настоящее время реализуется более 20,0 тыс. т, оказывается услуг по погрузке около 20,0 тыс. т. В целом снабженческо-сбытовой кооператив является маркетинговой системой, так как его деятельность ориентирована на изучение конъюнктуры рынка, выявление каналов реализации и т. д., о чем говорит ежегодный рост коммерческих расходов, приносящих увеличение прибыли.
Успешная деятельность кооператива обусловлена факторами, вытекающими из принципов его организации. Во-первых, стимулирование продаж осуществляется за счет более высоких закупочных цен на зерно (на 15-25% выше, чем в среднем по области). Это стало возможным благодаря исключению ряда посредников. СПСК «Союз» тесно сотрудничает с Ленинградской продовольственной корпорацией, используя авансирование на предварительную оплату за закупаемое зерно, что крайне важно для создания оборотных средств у фермеров. Прибыль создается за счет оказания услуг сторонним лицам по погрузке зерна в вагоны и его отправке.
Сельскохозяйственные потребительские снабженческо-сбытовые кооперативы уверенно начинают занимать свои позиции на рынке сельхозпродукции и услуг. Так, в Саратовской области из 47 потребительских кооперативов 6 выполняют снабженческо-сбытовые функции, из них 3 специализируются на реализации зерна и снабжения К(Ф)Х материально-техническими ресурсами.
Резюмируя опыт отдельных предприятий и различных объединений сельских товаропроизводителей, можно сделать вывод об их дальнейшем развитии как функционально значимых структурных элементах продовольственного рынка.
ОПЫТ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СБЫТОВЫХ КООПЕРАТИВОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
О.В. Лылова, к.э.н., доц. Российского государственного гуманитарного университета
В начале 90-х гг. в нашей стране произошли широкомасштабные социально-экономические преобразования, выразившиеся в формировании основ рыночного хозяйства во всех сферах экономической деятельности, в том числе и в аграрно-промышленном комплексе. При этом реконструкция сложившейся системы хозяйствования повсеместно сопровождалась спадом промышленного и аграрного производства, разрушением сложившихся технологических и экономических связей между предприятиями, сокращением товаропотоков. Так, к началу 2000-х гг. объемы сельскохозяйственных угодий сократились на 30%, доля убыточных хо-
зяйств составляла около 35%, инвестиции в эту сферу были незначительны и производились, в основном, из собственных средств предприятия. За годы проведения реформ произошли значительные структурные преобразования в отрасли. Так, благодаря распространению частных форм хозяйствования на селе основные товаропроизводители сейчас представлены крупными реформированными предприятиями ТОО, АО, фермерскими хозяйствами (К(Ф)Х) и хозяйствами населения (ХН). На 1 января 2003 г. в сельском хозяйстве России функционировало 24,2 тыс. крупных и средних сельскохозяйственных организаций, 264 тыс. кре-
стьянских и фермерских хозяйств и 16 млн хозяйств населения.
Спад производства продукции сельскохозяйственными предприятиями был в определенной степени компенсирован наращиванием объемов произ-
водства сельскохозяйственной продукции в фермерских и особенно в личных подсобных хозяйствах населения (причем не только сельского, но и городского).
1. Производство валовой продукции сельского хозяйства по типам товаропроизводителей, %
1991 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2004 г.
Сельхозпредприятия 68,8 50,2 39,2 43,9 42,8
ЛПХ 31,2 47,9 58,6 52,4 51,3
Фермерские хозяйства — 1,9 2,2 3,7 5,9
Всего 100 100 100 100 100
2. Структура производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств (в % от хозяйств всех категорий)
Продукция 1990 г. 2005 г. 1990 г. 2005 г. 1990 г. 2005 г.
Крупные сельхозпроизводители Частные фермерские хозяйства Хозяйства населения
Всего 73,7 43,1 — 3,0 26,3 53,9
Зерно 99,7 80,2 0,01 18,3 0,3 1,5
Мясо 75,2 45,7 0,01 2,5 24,8 51,8
Молоко 76,2 45,2 0,0 3,0 23,8 51,8
Яйца 78,4 74,1 0,0 0,7 21,6 25,2
Картофель 33,9 6,3 0,0 2,1 66,1 80,3
Подсолнечник 98,6 72,5 0,0 26,6 1,4 0,9
Овощи 69,9 14,0 0,0 5,7 30,1 80,3
Данные, приведенные в табл. 2, наглядно демонстрирует, как в результате низкой производительности общественного производства в течение короткого периода хозяйства населения стали основными поставщиками ряда сельскохозяйственных продуктов. Так, в 1991-2005 гг., при сокращении производства в крупных сельскохозяйственных предприятиях на 63,7%, объем продукции в хозяйствах населения вырос на 15%. Доля хозяйств населения в производстве продукции сельского хозяйства увеличилась с 26% в 199о г. до 54% в 2005 г. За годы проведения реформ сформировалась определенная продовольственная специализация каждого участника рынка. Так, хозяйства населения стали основными производителями картофеля, овощей, мяса и молока, а фермерские хозяйства и реорганизованные крупные предприятия - основными производителями зерна и технических культур. Усиление экономических функций сельских домохозяйств и рост производства продукции на личных подворьях можно рассматривать как усиление тенденций населения к самообеспечению и самозанятости, реакцию на изменившиеся условия жизнедеятельности. В условиях глобальной экономической трансформации хозяйства населения продемонстрировали высокие адаптационные возможности к требованиям рынка. В то же время тенденции к расширению товарности личных хозяйств населения наталкиваются на неразвитость сбытовой и потребительской кооперации, недостаток собственных финансовых средств, трудности в получении кредитов. Сейчас значительная часть продукции фермерских хозяйств и хозяйств населения остается невостребованной-из-за неразвитости сельскохозяйственных сбытовых кооперативов.
Вместе с тем потребительская, кредитная и сбытовая кооперация имеет длительную историю существования в нашей стране и положительный экономический эффект. Преимущества ее работы очевидны. Так, с ее помощью создаются условия для увеличения производства и товарности К(Ф)Х и хозяйств населения, снижаются трансакционные издержки и появляется возможность противостоять монополизму посреднических и сбытовых структур.
В августе 2001 г. вышел Федеральный закон № 117-ФЗ «О кредитно-потребительских кооперативах», который должен был создать правовую основу для развития кооперативного движения граждан. Практическая реализация этих подходов была осуществлена в Белгородской области еще в середине 90-х гг., где была выработана целостная программа по обеспечению эффективной деятельности крестьянских подворий и развитию кооперации, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.
На сегодняшний день в области зарегистрировано 359 кредитно-потребительских кооперативов граждан с численностью более 14 тыс. человек.
Для поддержки крестьянских подворий предусмотрена закупка продукции животноводства и растениеводства крестьянских хозяйств по гарантированным ценам в областной фонд продовольствия. Для улучшения поголовья животных в крестьянских хозяйствах предполагается поставка молодняка на условиях товарного кредита. Предусмотрено обеспечение крестьянских подворий сортовым посевным материалом. Производственные программы обеспечивают устойчивый сбыт и своевременность расчетов за продукцию.
Для обустройства животноводческих помещений в крестьянских подворьях предусматривается
предоставление среднесрочных кредитов и ссуд на строительство, а также на приобретение сельскохозяйственного инвентаря и лошадей с частичной (до 50%) компенсацией выплат по кредиту. Погашение займа начинается через полгода с момента его получения и проводится с помощью поставок сельскохозяйственной продукцией, количество и качество которой определяются договором о предоставлении ссуды.
Кооперированные крестьянские подворья, со своей стороны, принимают обязательства по производству и поставкам сельскохозяйственного сырья с определенными качественными и количественными показателями.
Координация этой деятельности возложена на созданное в структуре управления АПК объединение по развитию крестьянских подворий и аналогичные службы в местных администрациях.
В ходе реализации этих предложений для нужд крестьянских хозяйств Белгородской области в 1996-2000 гг. на безвозмездной основе передано 275 индивидуальных доильных аппаратов и 700 т зерна, поставлено 12 тракторов Т-25 и 37 автомобилей УАЗ и «Газель» с рассрочкой на три года. С 1995 г. заключено 1 383 договора займа на 16,7 млн р. на
строительство помещений для содержания сельскохозяйственных животных в крестьянских подворьях, представлено 30,6 млн р. кредитов на приобретение техники, машин и сельскохозяйственных животных.
В Белгородской области по состоянию на 10 апреля 2006 г. в коммерческих банках получили кредиты 80 личных подсобных хозяйств на сумму около 16 млн р. и 46 крестьянских (фермерских) хозяйств на сумму 116,4 млн р.
Таким образом, опыт хозяйствования в области за последние годы показывает, что кооперация крестьянских подворий способствует оживлению производства на селе, а также содействует повышению занятости и доходов сельского населения.
Литература
1. Кузнецов, В.Д. На основе многоукладности/ В.Д. Кузнецов// Экономика сельского хозяйства. - 2005. - № 2.
2. Россия в цифрах: официальное издание. М.: Госкомстат РФ. - 2004. - С. 104.
РАЗВИТИЕ КООПЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ, МЕХАНИЗМОВ И ФОРМ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
А.Е. Бережной, проф., к.э.н., зав. каф., М.В. Зайберт, ассист. Красноярского государственного аграрного университета
Экономические реформы, проводимые в последнее десятилетие, позволили создать основы многоукладной экономики. В настоящее время в сельском хозяйстве края функционируют 1 180 сельскохозяйственных организаций, из них 3 337 крестьянских (фермерских) хозяйств и 299 тыс. личных подсобных хозяйств населения. На сегодняшний день большинство лиц, ответственных за принятие решений по оказанию помощи селу, ориентируются, главным образом, на так называемый общественный сектор, что в нынешней трактовке обозначает сектор крупных и средних аграрных организаций, преобразованных из бывших совхозов и колхозов в акционерные общества, товарищества, кооперативы, объединения, ассоциации и т.д. (далее - 1-й сектор). Именно сюда целенаправленным потоком идут финансовые средства всех бюджетных уровней, государственных и негосударственных источников, что означает исключение существующих реалий, отражающих наличие не только легитимных крупных аграрных организаций, но и мощнейшего сектора мелких сельских товаропроизводителей, т.е. индивидуальных предпринимателей малого бизнеса -личных подсобных хозяйств, крестьянских подворий, фермерских хозяйств (2-й сектор), существенный вклад которых в общий продовольственный фонд растет из года в год. Тем не менее в 2004 г. организациям 1-го сектора Красноярского края была оказана государственная поддержка из бюджетов всех уровней в сумме 102 464 млн р., что на 21 млн р. больше, чем в 2002 г., при практическом отсутствии помощи 2-му сектору.
Не секрет, что в числе организаций 1-го сектора находится значительное количество низкорента-
бельных, убыточных, которые практически не в состоянии вести производство на основе самоокупаемости и самофинансирования и стремительно из года в год снижают производство. И тем не менее здесь государство предусмотрело весьма существенную финансовую помощь по их финансовому оздоровлению, выводу предприятий из кризисного состояния.
В январе-марте 2004 г. в крае продукция сельского хозяйства в действующих ценах составила 3 455,2 млн р., или 96,1% к соответствующему периоду 2003 г. На 1 апреля 2004 г. во всех категориях хозяйств насчитывалось 532,2 тыс. гол. крупного рогатого скота, что на 8,6% меньше, чем на 1 апреля 2003 г. При этом коров насчитывалось 218,4 тыс. гол., или 11,2% меньше, свиней, соответственно, - 420,7, или на 16,8% меньше, овец и коз -86 тыс. голов, или на 14,4% меньше.
Причинами всеобъемлющего провала экономики 1-го сектора, несмотря на оказываемую господдержку, являются, во-первых, экономический дисбаланс взаимоотношений государства и организаций АПК и, во-вторых, отсутствие организационно-правовой методики использования средств, получаемых сельскохозяйственными организациями, отражающей условия их получения, ответственность за эффективно-целевое использование, адресность направления и окупаемость. Это ведет в большинстве случаев к элементарному проеданию полученных денег, к росту убыточности и задолженностей, о чем говорилось выше.
Выход не в противопоставлении деятельности двух аграрных секторов, а более обоснованном и достоверном финансировании интенсификации производства предприятий 1-го сектора, т.е. сельскохо-