- ) ioi .... и социокинетика детства
A.B. Волохов
ОПЫТ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАСТНИКОВ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕ ЦИНЕНИЙ
Для современного российского общества актуальна потребность в развитии лидерского потенциала подрастающего поколения. Формирование активной позиции, составляющей основу лидерского потенциала личности, связано с наличием у нее позитивного отношения к жизни, готовностью взять на себя ответственность, развитием способностей к рефлексии, органи загорских навыков, умением объединять людей для решения социально-значимых проблем.
Детские, творческие, образовательные и общественные ооъединения, вносят существенный вклад в разностороннее развитие детей и подростков, и формирование у них гражданской позиции и правовой ответственности. Многообразие видов и форм общественной практика подрастающего поколения закрепленное законом Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», а теперь и Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, по своей сути создает широкие возможности содержательного насыщения свободного времени ребенка, дает реальный шанс каждому молодому человеку научиться осознанному выбору, Сформировать и реализовать свой интерес, быть активным.
За прошедшие 16 лет детским и молодежным общественным объединениям удалось сформировать и закрепить гу;данные нормы и ценности в общественных тпадициях детской и молодежной среды. Примером является деятельность Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций -- Федерация детских организаций» (СПО-ФДО-). крупнейшей детской общественной организации, создавшей уникальный Научно-практический центр, благодаря которому в практику деятельности региональных детских общественны* объединений вошло понятие «лидерские программы». Первая из них программа «Лидер» была создана и предложена для реализации в 1992 году. Впоследствии были разработаны программы «Л и мы» (формирование коммуникативной культуры лидера детской обществен-
ной организации), «Познай себя» (самоопределение ребенка-лидера через включение в творческую деятельность), «Дети-детям» (социальна*. защита и представление прав детей в обществе).
Сегодня таких программ насчитывается более пятидесяти Это позволяет разнообразить содержательное наполнение профильных смен актива, фестивалей, сборов, Форумов, выставик опыта, очно-заочных школ лидеров детских общественных объединений и представителей ученического самоуправления, проводимых практически ю всех регионах Российской Федерации, где есть субъекты СПО-ФДО. Приведем примеры только некоторых:
Союз детских общественных объединений Республики Саха (Якутия) сотрудничает с образовательными учреждениями Республики Саха (Якутия) в проведении школы актива лидеров «Субэ». Программа реализуется при поддержке Министерства образования Республики Саха (Якутия).
Союз детских организаций Карачаево-Черкесской республики ■ Вертикаль» реализует программу развития лидерских способностей «Россия» (Родина, Окружающий мир, Семья, Сотрудничество, Игра, Я ('изучение себя). В период школьных каникул проводится «Школа детского актива», где встречаются представители различных детских организаций и школьного самоуправления.
Республиканская детская общественная организация «Пионеры Башкортостана» является инициатором школы гражданского образования, Форума «Пионеры третьего тысячелетия».
Республиканская общественная организация Союз пионерских, детских, подростковых организаций Республики Северная Осетия-Алания реализует программу «Юные лидеры Алании», участники которой помогаю" организовать социально-значимые акции в образовательных учреждениях республики.
Республиканская общественная организация «Союз наследников Татарстана» внедряет и апробирует идеи программы гражданско-правовой
188
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова | 2007, Том 13
© A.B. Ьолохов, 2007
напоавленности «Наследники», участниками которой являются представители различных общественных объединений разновозрастных, профильных, национальных, творческих
Алтайский краевой союз детских и подростковых организаций проводит краевые сборы актива. В крас действует детско-молодежная Дума, существуем система краевых семинаров вожатых, педагогов-организаторов, руководителей детских общественных объединений. Союз является инициатором проведения Международной летней деревни «Алтай».
В Томской области действует программа Союза детских организаций Томской области «Чудо» «Молодые лидеры России», с 2003 г. участники этой программы пробуют свои силы во Всероссийском конкурсе лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений «Лидер XXI века». Каждое лето и зиму 320 ребят из Томской области собираются в областном лагере актива, где разрабатывают новые проекты и программы для детских организаций. которые действуют в школах, домах творчества, районах и городах области.
Ежегодно в Волгоградской области проходит сбор представителей Федерации детских сюганиуаций «Альтаир» Программы лагеря лидеров детских общественных объединений неоднократно становились призерами конкурсов, получали областные и государственные гранты. Здесь каждая смена по-своему уникальна и неповторима.
Союз детских ор. анизаций Омской области «Будущее России» разработал программу «Лидер». Цель: подготовка юных организаторов детского движения, привитие участникам программы конкретных практических умений и навыков. Для актива детских объединений ведется «Школа знаний, умений и навыков», профильный лагерь «Лидер», областной конкурс «Лидер XXI века». На базе городского Дворца детского (юношеского) творчества работают городской пионерский штао «Поиск», педагогический отряд «Бриг»
Воронежская региональная общественная детская организация «Искра» ежегодно проводит образовательные выездные программы тренинги и семинары для руководителей детских организаций, педагогов, вожатых, студентов и школьников по темам: «Развитие НКО». «Демократизация урока/школы», «Партнерство школы
с местным сообществом». В течение года проходят выездные школы актива и сборы для учащейся молодежи по программам организации: «Школа демократической культуры», «Шоу-мания», «Школа выживания», «Вдохновение», «Игра. - дело серьезное», «Грамматика фантазии». Так же в организации реализуется программа «Лидер», целью которой является развитие у детей и подростков организаторских способностей, лидерских навыков, умения жить и работать в коллективе и с коллективом. Среди традиционных дел «Искры» - выездной летний лагерный слет «Вся Искра», ежемесячный сбор «День организации».
Ростовская региональная детско-молодежная общественна* организация «Содружество детей и молодежи Дона» работает по программам, которые представляю- для детей и подростков широкий выбор направлений деятельности, способов самореализации участников и видов включения в реальные социально-значимые отношения. Основополагающей программой деятельности являете? - «Продвижение» которая представляет систему лекторов (подпрограмм) «Пробуждение», «Преодоление», «Вдохновение», «Зажигание», «Погружение», «Преоораже-ние», «Единение», связанных с развитием социально-значимых качеств личности участников детских общественных объединений, входяших в «Содружество детей и молодежь Дона».
Так же в Ростовской области действует областная очно-заочная школа «Новый поворот». Эта школа лидеров детских и молодежных общественных объединений желающих приобрести новый опыт вожатского мастерства, раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. Основная цель школы; развитие личности подростков, актуализация их лидерского потенциала, формирование активной жизненной позиции.
Союз детских организаций Тамбовской об ласти два раза в год проводит «Ассамблею Союза детских организаций» с целью создания условий для развития потенциала ребенка как лидера детской организации и осознания ценности детских организаций для решения детских проблем.
Орловская областная пионерская организация «Орлята» проводит для активов школ образовательную программу «Гражданин страны Пионерия».
Педагогика Психология Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. № 4 200"'
Ювенол я г [Син( ика детства
Новосибирская областная общественная ооганизация «Союз пионеров» ежегодно проводит сбор актива «Товарищ», на котором встречаются представители детских объединений области.
Пермская областная детская общественная организация -< Муравей» является организатором очно-заочной школы «Лидер», конкурса социальных и информационных проектов детских общественных объединений Пермского края.
Луховицкая районная детская общественная организация «Мы» (Московская область) ежегодно проводит выборы в районную детскую Думу, которая занимается вопросами поддержки инициативы и творчества представителей детских общественных объединений.
Энгельская детская организация «Парус» (Саратовская область) для лидеров детских общественных объединений разработала программу школы актива «Паром» - один из вариантов поддержки развития лидерских качесп детей и подростков, приобретение ими социально-значимого опыта в общении, ориентированного на достижение собственного успеха в различных видах деятельности.
Региональная общественная организация инвалидов «Детский орден милосердия» проводит «Школу взаимной человечности», где дети с ограниченными возможностями и их здоровые сверстники учатся основам социальной работы и социальной педагогики.
Московская региональная детская общественная организация «Творческое объединение Юнпресс» ежегодно проводит встречи юных журналистов и лидеров школьного самоуправления.
Во Всероссийских детских центрах «Орленок» и «Океан» не прекращались лидерские смены представителей самьк различных детских общественных объединений. Совместно с педагогическими коллективами детских лагерей ВДЦ «Орленок» была разработана и внедрена целевая программа «Лидер», позволяющая оперативно распространять и внедрять опьп детских общественных объединений в массовую общественную практику.
С 2003 года на базе ВДЦ «Орленок» внедряется программа «Команда XXI века», в которой участвуют детские и молодежные объединения, входящие в Федеральный реестр. Научно-практическим центром СПО-ФДО разработаны ре-
комендации для организатопов ученического самоуправления и руководителей детских общественных объединений, которые получили поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации в ходе Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления в 2005 году. В период с 2003 по 2006 год СПО-ФДО по заказу Министерства образования реализовал программы: «Развитие системы детского самоуправления», «Организация профильных лагерей формирования лидерских навыков дня детей находящихся в трудной жизненной ситуации», «Привлечение общественных ресурсов для совершенствования упрарпения образованием».
Продолжается многолетняя традиция проведения международных, региональных, муниципальных лагерных сборов активистов и лидеров детских общественных организаций и органов ученического самоуправления. Таких лагерей более двухсот, некоторые из них (в Волгограде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Костроме, Новосибирске, Томске и др.) работают несколько десятилетий.
Представители детских общественных объединений являются постоянными членами жюри Всероссийских конкурсов, выступают экспертами по различным вопросам развития детской инициативы, входят в состав межведомственных комиссий, рабочих групп, выступают и организую! семинары, круглые столы, конференции по проблемам развит иг лидерского потенциала.
Научно-практический центр СПО-ФДО постоянно поддерживае! студентов, молодых ученых, исследователей проблем общественной активности детей, подрос псов, молодежи. За 16 лет .ащищено более 70 кандидатских и докторских диссертаций, внесших значительный вклад в науку о современном детстве, предложивших эффективные методы и технологии раооты с детьми-лидерами: метод социальных проектов детских общественных об! единений, форум-театр и подиум-дискуссия, мастер-классы «Знаю, умею, действую», психолого-педагогическое сопровождение лидерства, конкурсно-игровые программы, конкурсы исследовательских работ и многое другое. Все методики и технологии направлены на привлечение самих детей к обсуждению проблем активности и лидерства подрастающего поколения.
Так же важна разработка программ международных встреч по проблемам диалога лидеров.
190
Весгник К ГУ им НА. Некрасова 2007, Том 13
Таблица 1
Оценка состояния развития лидерского потенциала подрастающего поко пения в Российской Федерации
№ Информация о системе развития ученического самоуправления н лидерства детей и подростков Требования к изменению ситуации, сложившейся в практике общественной деятельности детей и молодежи Необходимые меры
1. Наличие развитой системы деятельности детских, молодежных общественных объединений на уровне регионов РФ, устойчивое развитие лидерских программ детских и молодежных общественных объединений. Возможность обмена опытам на уровне федерального центра и ходе проведения профильных, специализированных смен на базах ВДЦ «Орленок», «О кевн» . Н еобходим ость совершенствования позитивна-правовой базы общественных объединений в соответствии с требованиями законодательства 1. Организация и проведение мероприятий федерального уровня, направленных на оценку состояния развития лидерского потенциала подрастающего поколения и Российской Федерации 2. Проведение общественной экспертизы эффективности лидерских программ детских и молодежных объединений 3. С о верш енствоввние механизмов конкурсного отбора участников Всероссийского конкурса «Лидер XXI века» 1. Проведение мониторинговых мероприятий в сфере деятельности детей и молодежи на федеральном уровне. 2 . Проведение открытого конкурса на размещение государствен но го заказа по разработке образовательного пакета услуг для обучения лидеров общественных объединений.
2. Наличие устоявшегося опыта в организации обучения лидеров детских общественных объединений, представителей ученического самоуправления на уровне регионов РФ Необходимость обобщения в научно-м етодически х рекомендациях передового к массового опыта, сложившегося и регионах РФ и на федеральном уровне по развитию лидерского потенциала подрастающего поколения в Российской Федерации, О рганизацня конкурсных мероприятий по проведению исследовательских, научно-методических работ в сфере развития лидерства детей и подростков.
3 . С о верш енствованне инфраструктуры системы подготовки и переподготовки кадров детских и молодежных общественных объединений, использование медиа- ресурсов для обучения лидерским технологиям Размещение государственного заказа на подготовку лидеров (организаторов) детских н молодежных общественных объединений. Создание системы медиа-ресурсов для обучения лидеров детских общественных объединений, представителей ученического самоуправления Проведение парламентских слушаний, круглых столов, многосторонних встреч на уровне регионов по проблемам развития лидерского потенциала подрастаю щ его поколения, исходя из наличия анализа информации.
4 . Совершенствование системы международных контактов лидеров детских и молодежных общественных объединений Организация международных встреч и мероприятий, направленных на согласование приоритетов в сфере развития общественной активности. Подготовка предложений о со в е р шенствованин н нф растру ктуры контактов, направленных на развитие лидерского потен цнала подрастаю щ его поколения.
Такой опытра^раоотан СПО-ФДО. В 2000 и 2004 годах по инициативе СПО-ФДО состоялись Форумы лидеров детских объединений ("Украина и Венгрия). Этот опыт, при поддержке со стороны заинтересованных министерств и ведомств мог бы войти в практик, взаимодействия государства и детских общественных объединений.
Все вышеперечисленное позволяет утверж-
Педагогика. Психология.
дать, что у государства в лице общественного сектора есть надежный партнер, лбладаюищй ресурсами (научными и кадровыми) для решения данной проблематики. Необходима лишь разработка механизма взаимодействия различных социальных институтов для поддержки социальной инициативы юных граждан. Для этого важна объективная оценка сложившейся ситуации.
Ювенология. Социокинетика, № 4, 200"
[
Эвенология и социокинетика детства
на наш взгляд, она следующая (таблица I).
При формировании системы мер по развитию лидерского потенциала участников деятельности детских общественных объединений СПО-ФДО обращает особое внимание на формирование следующих социально-педагогических условий:
- целенаправленное формирование государственно-общественного договора о размещении ежегодного социального заказа по разработке программ лидерской направленности, обучению актива детского, ученического, студенческого са-
моуправления. проведению лидерских смен и конкурсов;
- проведение мониторинга эффекгивности результатов социальных проектов и программ, реализуемых на федеральном и региональном уровнях;
- организация системы обучения (очно-заочные формы, использование возможностей Интернета) лидеров общественных объединений тля расширения влияния общественных объединений в подростковой и молодежной среде.
И.И. Фришман
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
На происходящие изменения в новом веке значительно повлияли темпы развития и социального становления подрастающего поколения.
Дети сегодня интенсивнее включаются в социально-значимую деятельность, потому что раньше и в новых объемах усваивают информацию об окружающем мире, овладевают новыми технологиями социального взаимодействия. Мировая тенденция свидетельствует о растущей социальной активности поколения нового века, разноооразии форм ее проявления от «позитивных» до «протестных».
Показателями данного явления может выступать объявленное ООН десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты (20012010 гг.). которое свидетельствует о новой этике в отношении к реоенку - об изменившемся уровне ответственности общества за него, заботы и педагогического сопровождения его социально-значимой деятельности.
Анализ психо.юго-пе тагогических исследований позволяет утверждать о росте внимания науки и практики к проблеме педагогического сопровождения.
Новые социально-значимые цели подрастающего поколения, связаны с процессами самоопределения, саморазвития, самопознания.
«Реформы в жизни взрослых надо начинать в душах детей» Януш Корчак
Именно их реализация предопределило особый вид педагогической деятельности - сопровождения, которое предпола! ает опору на «Я-коч-цепцию», способность растущей личности к решению экзистенциональных проблем в разрешении противоречия «быть как все» и потребностью к проявлению своей индивидуальности.
Под педагогическим сопровождением, вслед за профессором М.И. Рожковым, мы понимаем процесс, содержащий комплекс последоватсль-ньгх педагогических действий, обеспечивающих включенность юного гражданина в значимые для него события и стимулирующих его саморазвитие на основе происходящего.
Данный процесс, как показывает анализ социально-значимей деятельности участников детских общественных объединений всегда бинарен и предполагает сочетание деятельности взрослого и самодеятельности ребенка.
90-е годы XX века стали точкой отсчета качественных преобразований в детском движении на всех уровнях взаимодействия российского государства и общества в контексте реализации основных положений Конвенции о правах ребенка: правовом экономическом, содержательно-де-ятельностном, психолого-педагогическом, организационном. Эти же тенденции характерны и
Вестник КГУ им. Н А. Некрасова , 2007, Том 13
© И.И. Фришман, 2007