Научная статья на тему 'Опыт разработки и внедрения редуктора для спуско-подъемного каротажного подъемника'

Опыт разработки и внедрения редуктора для спуско-подъемного каротажного подъемника Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
302
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРОТАЖНЫЙ ПОДЪЕМНИК / КАРОТАЖ / УСКОРЕННЫЙ КАРОТАЖ / БЫСТРЫЙ КАРОТАЖ / МЕДЛЕННЫЙ КАРОТАЖ / РЕЖИМ РЕВЕРСА / ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ / МИНИМАЛЬНАЯ И МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТИ КАНАТА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Итбаев Валерий Каюмович, Прокшин Сергей Сергеевич, Минигалеев Сергей Мунирович, Коврижкин Михаил Григорьевич, Морозов Константин Георгиевич

Предлагается новая конструкция редуктора спуско-подъемного агрегата (СПА) для скважинных геофизических приборов. Разработанный реверсивный коническо-планетарный редуктор обладает более широким диапазоном скоростей спуска и подъема по сравнению с существующими рядными и цилиндрическими зубчатыми редукторами и имеет массу и габариты в 2,5 раза меньше. Редуктор прошел заводские испытания, освоено его серийное производство и опытная партия успешно прошла полевые испытания в ряде нефтяных и геофизических компаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Итбаев Валерий Каюмович, Прокшин Сергей Сергеевич, Минигалеев Сергей Мунирович, Коврижкин Михаил Григорьевич, Морозов Константин Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of working out and reducer introduction for descentelevating loggig the lift

The new design of reducer of the descent-elevating unit (DEU) for chink geophysical devices is offered. The developed reversive conic-planetary reducer possesses wider range of speeds of descent and lifting in comparison with existing numberal and cylindrical gear reducers and has weight and dimensions in 2,5 times less. The reducer has passed production tests, its batch production and experimental batch is mastered has successfully passed field tests in a number of the oil and geophysical companies

Текст научной работы на тему «Опыт разработки и внедрения редуктора для спуско-подъемного каротажного подъемника»

МАШИНОСТРОЕНИЕ • ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН, ПРИБОРОВ И АППАРАТУРЫ

УДК 621.863.21

В. К. ИТБАЕВ, С. С. ПРОКШИН, С. М. МИНИГАЛЕЕВ, М. Г. КОВРИЖКИН, К. Г. МОРОЗОВ

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ РЕДУКТОРА ДЛЯ СПУСКО-ПОДЪЕМНОГО КАРОТАЖНОГО ПОДЪЕМНИКА

Предлагается новая конструкция редуктора спуско-подъемного агрегата (СПА) для скважинных геофизических приборов. Разработанный реверсивный коническо-планетарный редуктор обладает более широким диапазоном скоростей спуска и подъема по сравнению с существующими рядными и цилиндрическими зубчатыми редукторами и имеет массу и габариты в 2,5 раза меньше. Редуктор прошел заводские испытания, освоено его серийное производство и опытная партия успешно прошла полевые испытания в ряде нефтяных и геофизических компаниях. Каротажный подъемник; каротаж; ускоренный каротаж; быстрый каротаж; медленный каротаж; режим реверса; тяговое усилие; минимальная и максимальная скорости каната

Сложившаяся к настоящему времени ситуация в области каротажа нефтяных и газовых скважин показала необходимость расширения диапазона скоростей перемещения скважинных геофизических приборов спуско-подъемными агрегатами (СПА) с целью повышения информативности проводимых исследований. Используемые в настоящее время каротажные подъемники обеспечивают диапазон скоростей 20... 10000 м/час. Задача расширения диапазона может быть решена отказом от механических трансмиссий и заменой их объемными гидравлическими передачами, однако сложность, высокая стоимость, недостаточная ремонтопригодность, особенно в полевых условиях, существенно ограничивают использование этого варианта. В то же время применение механических трансмиссий ограничено их кинематическими и объемно-массовыми характеристиками.

Указанные обстоятельства делают актуальной разработку механической трансмиссии для СПА каротажного подъемника отвечающего следующим требованиям: масса не более 200 кг; объединение механических передач в моноблок; возможность использования реверса; возможность выбора оптимального по отношению к конкретной ситуации передаточного отношения. Момент на выходном валу не менее 3000 Нм.

Анализ возможных кинематических схем в условиях значений удельного момента 12.21 кг/Нм привел к использованию комбинированной структуры, включающей кониче-

скую ортогональную передачу (по условиям компоновки СПА на шасси автомобиля), главную передачу, двухрядную планетарную передачу и передачу реверса. Кинематическая схема предусматривает использование трех управляющих устройств для изменения режимов работы: нейтральное положение; ускоренный каротаж; быстрый каротаж; медленный каротаж; реверс.

Кинематическая схема приведена на рис. 1.

Рис. 1

Включение нужного режима осуществляется за счет использования трех органов управления: режимы «нейтраль», реверс и ускоренный каротаж - переключатель 1; режим быстрого и медленного каротажа - переключатель 2; переход от режимов ускоренного каротажа к быстрому и медленному осуществляется переключателем 3. При этом возможны следующие передаточные отношения:

• режим ускоренного каротажа (основного подъема с большой скоростью

Контактная информация: (347) 273-07-34

бк

2, 2,

• режим быстрого каротажа

'ук

- 22

4

21 23

+ 1

V 25

режим медленного каротажа

‘мк

- 22

(

21 23

2с + 1

Л

V 25

28 +1

27

/V /

режим реверса

'рев

- 22

г10

П 9

В реализованной конструкции редуктора:

и

бк

: 43,27; /ук - 9,05

/мк - 206,08;. /рев - 7,12

В дальнейшем система управления была изменена и сведена к наличию двух органов управления. Изменения привели к установке муфты М5, которая выполнена двухсторонней. Фрагмент схемы представлен на рис. 2. Кинематические характеристики режимов остались без изменений.

^6.

її

..га

сгра11ВГ[^

у///,

±

Z7

Із іяія па Г

~\ 7Ш

~777у

I

М5

Рис. 2

В кинематическую схему СПА включена цепная передача, обслуживающая работу барабана, взаимодействующего с грузонесущем кабелем, наматываемым на барабан в несколько слоев.

Учитывая сложный характер эксплуатации подъемников в полевых условиях, узел управления был создан по простейшей схеме с контурами блокировки, препятствующей ошибочному включению режимов.

В конструкции редуктора предусмотрено «лимитирующее звено». Это узел, который в случае чрезвычайной перегрузки позволяет сохранить всю конструкцию без повреждений за счет локального разрушения. Восстановление

соединения с частичной разборкой редуктора возможно в условиях механической мастерской.

Вся механическая обработка деталей выполняется стандартизованным режущим инструментом и требует небольшого количества специальных станочных приспособлений.

Производственный опыт, полученный при изготовлении партии редукторов РКПР-02 для доводки конструкции и отработки ее на технологичность показал, что затраты на оснащение технологических и контрольных операций не превышают 500 тыс. рублей, что вполне приемлемо для освоения изделий такого уровня сложности.

По результатам измерений и испытаний на стендах под нагрузкой были получены параметры, подтвердившие расчетные, а именно:

• минимальная скорость каната (м/час) -

15;

• тяговое усилие испытаний (кН) - 59;

• максимальная скорость каната (м/час) -8800.

Более подробная информация об испытаниях СПА ПКС-5 приведена в табл. 1.

Объемно-массовые и тяговая характеристики редуктора РКПР-02.05 следующие:

1. Номинальный момент

на выходном вале, Нм 3100;

2. Габаритные размеры:

длина, мм 695;

ширина, мм 470;

высота, мм 358;

3. Масса, кг 160.

При производственных мощностях ОАО

ТЗГОиА (г. Туймазы, РБ) изготовлена опытная серия из шести редукторов РКПР-02.05 для комплектации СПА каротажных станций, которые испытаны в полевых условиях следующими предприятиями: ОАО «Нефтяная компания Паритет», г. Нижневартовск; ООО, ТНГ «Ал-гиз», Альметьевская геофизическая компания; ОАО «Горизонт Сибирь», г. Ноябрьский.

Результаты испытаний и практической эксплуатации в полевых условиях положительны.

Сравнение с ближайшими аналогами указывает на значительное превосходство редукторов серии РКПР по удельному моменту приблизительно в 2,1 раза, существенно улучшены компоновочные характеристики, эргономические и эстетические свойства. Применение РКПР возможно на всех типах шасси подъемников ПКС-3,5 и ПКС-5. Ожидаемая цена редуктора 220 тыс. рублей.

22 24

2

4

Т аблица 1

Передача Передача Скорость каротажа, м/час* Натяжение кабеля макс., кН**

редуктора КПП шасси на 1-2 витках на средних витках на 1-2 на средних

тіп тах тіп тах витках витках

1 15 41 27 73 59 33

Медленный 2 27 74 48 133 59 33

каротаж 3 51 141 92 254 59 33

4 78 214 140 386 59 33

1 71 194 128 351 59 33

Быстрый 2 128 352 231 636 59 33

каротаж 3 245 672 441 1214 59 33

4 372 1022 671 1845 59 33

1 338 929 610 1678 59 33

Ускоренный 2 613 1685 1106 3043 59 33

каротаж 3 1169 3215 2111 5805 59 33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 1777 4887 3209 8824 59 33

1 428 1177 773 2125 - -

Реверс 2 776 2135 1402 3855 - -

3 1481 4073 2674 7354 - -

4 2251 6191 4065 11179 - -

* При расчете минимальной скорости каротажа частота вращения двигателя шасси принималась равной 800 об/мин, при расчете максимальной скорости - 2200 об/мин.

** Максимальное усилие натяжения рассчитывалось при максимальном крутящем моменте двигателя 637 Н-м при 1450 об/мин и контролировалось экспериментально.

ОБ АВТОРАХ

Итбаев Валерий Каюмович,

проф., зав. кафедрой основ конструирования механизмов и машин. Дипл. инж.-мех. по авиац. двигателям (УАИ, 1970). Д-р техн. наук по управлению тепловыми и электроракетными двигатели ЛА (УГАТУ, 1996). Иссл. в обл. разработки гибких соединений трубопроводов и методов их расчета.

Прокшин Сергей Сергеевич,

доц. той же каф. Дипл. инж.-мех. по авиац. двигателям (УАИ, 1964). Канд. техн. наук по авиац. двигателям и энерг. установкам (ЧПИ, 1977). Иссл. в обл. проектирования и оптимизации конструкций передач и трансмиссий для транспортных средств, приборостроения и энергетических машин.

Минигалеев Сергей Мунирович, доц. той же каф. Дипл. инж.-мех. по авиац. двигателям и энерг. установкам (УГАТУ, 1997). Канд. техн. наук по авиац. двигателям и энерг. установкам (УГАТУ, 2002). Иссл. в обл. ускоренных испытаний авиац. двигателей.

Коврижкин Михаил Григорьевич, зам. техн. дир. ОАО «ТЗГОиА». Дипл. инж. по авиац. двигателям и энерг. установкам (УАИ, 1974). Иссл. в обл. проектирования спуско-подъемных

агрегатов.

Морозов Константин Георгиевич, вед. конструктор ОГК ОАО «ТЗГОиА». Дипл. инж. по ДВС (УГАТУ, 2001). Иссл. в обл. проектирования спуско-подъем-ных агрегатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.