УДК 621.4
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ДОВОДКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГТД И ГТУ
© 2012 И.А. Кривошеев
Уфимский государственный авиационный технический университет
Поступила в редакцию 05.10.2012
Рассматриваются результаты разработки и внедрения в авиадвигателестроении компонентов для моделирования, автоматизированного проектирования, информационной поддержки жизненного цикла авиационных двигателей.
Ключевые слова: жизненный цикл, авиационный двигатель, информационная поддержка, проектирование, изготовление, эксплуатация, моделирование, автоматизированное проектирование
В 1985 году автору этой статьи, к тому времени защитившему (в 1980 году) кандидатскую диссертацию по моделированию и экспериментальному исследованию глубокого регулирования тяги РДТТ, было предложено руководством УГАТУ (в то время УАИ) стать заместителем проректора по научной работе (заместителем по САПР), организатором участия нескольких авиационных вузов в отраслевой программе САПР-Д. При этом УАИ выступил с инициативой стать головным вузом по разработке «Типовой отраслевой САПР-Д». В то время (в 19831990 г.г.) в МАП СССР отраслевая программа САПР координировалась рядом НТОКС (научно-технических отраслевых координационных советов) - по автоматизации проектирования и испытаний (под руководством ЦИАМ, отв. нач. отдела Югов О.К.), по автоматизации конструирования (под руководством КНПО «Труд» - теперь СНТК им. Н.Д.Кузнецова, отв. зам. ген. констр. Радченко В.Д.), по автоматизации изготовления ГТД (под руководством НИИД). В этой структуре УАИ был обозначен как головной вуз по созданию Типовой отраслевой САПР-Д. В работе участвовали коллективы, занимающиеся созданием подсистем САПР-Д в МАИ (от кафедр в 201 и 203 под руководством Ковнера Д.С. и Кирпикина Ю.В.), в КАИ (под руководством Тунакова А.П.) и КуАИ, теперь СГАУ (под руководством Маслова В.Г. и Аронова Б.М.). В УАИ (теперь УГАТУ) в работе участвовало 150 специалистов, прежде всего коллективы под руководством Ахмедзянова А.М., Макутова В.И. и Рудого Б.П. Специалисты УАИ имели карт-бланш по получению всей необходимой поддержки от авиамоторных ОКБ, базовым ОКБ было
Кривошеев Игорь Александрович, доктор технических наук профессор, декан факультета авиационных двигателей, научный руководитель НИЛ САПР-Д кафедры авиационных двигателей. E-mail: [email protected]
определено РКБМ (теперь НПО САТУРН). В итоге в 1989 году в ЛНПО ТРУД (теперь Завод имени В.Я.Климова, С.Петрбург) была продемонстрирована в действии Интегрированная САПР-Д «АСПАД-88». Это была первая отечественная разработка CAD/CAM/CAE/PDM-системы для авиамоторного ОКБ, обеспечивавшей режим параллельного проектирования за счет единой базы данных (БД) ОКБ, разграничения доступа к ней разных специалистов, БД прототипов, БД нормативных материалов, БД инструментов и т.д. В качестве CAD/CAM-сис-темы в ней использовалась разработанная в УАИ на кафедре НГиЧ система «Альфа». Отдельные подсистемы были организованы по объектному принципу (подсистемы «Двигатель», «Компрессор», «Камера сгорания», «Коробка приводов агрегатов», ....), а модули в них - по процедурному принципу («Завязка», «Выбор размерности», «Стоимость жизненного цикла», «Расчет ВСХ»,....). Особенно высокой оценки (в РКБМ) удостоилась система «Альфа», которую использовали для ЭХО при изготовлении лопаток ГТД и других элементов.
Именно в этот период обнаружилось, что необходимо реализовать возможность структурного синтеза на всех этапах и уровнях проектирования авиационного двигателя. Поэтому, ознакомившись с многочисленными работами, выполненными под руководством Тунакова А.П. и Ахмедзянова А.М., первый из авторов предложил реализовать в САПР-Д объектный подход, заложив в решатель (процессор) системы метод идентификации как универсальный метод решения всех возможных проектно-доводочных и эксплуатационных задач. Кроме того, с учетом опыта создания комплекса ГРАД, была предложена технология моделирования, которая потом, под руководством Ахмедзянова А.М. и с использованием опыта создания системы «Альфа»
была реализована в виде системы моделирования ГТД «ПАРАД» (для персональных компьютеров). Далее было выделено ядро этой технологии и реализована открытая технология имитационного моделирования (ИМ) сложных технических объектов САМСТО. На этой основе было предложено развитие популярной в настоящее время концепции CALS - Информационной поддержки жизненного цикла авиационных двигателей, включая ИЛП (информационную поддержку эксплуатации двигателей).
Проводимые в УГАТУ научные исследования в рамках лаборатории Систем автоматизированного проектирования двигателей (НИЛ САПР-Д кафедры АД) послужили базой для развертывания подготовки специалистов по специальностям 130200 - «Авиационные двигатели и энергетические установки», 130300 - «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», а также бакалавров и магистров по направлению 551000 «Авиа- ракетостроение». В лабораториях сегодня выполняется широкий спектр научных и научно-методических исследований, направленных на повышение эффективности учебного процесса, поиск новых путей образовательной деятельности, на решение перспективных задач авиадвигателестроения.
Одним из ведущих научных направлений в УГАТУ в настоящее время является разработка новых информационных технологий (в рамках концепции CALS) и их внедрение в процесс проектирования и доводки авиационных двигателей. Это направление развивается как научная школа «Математическое моделирование, автоматизированное проектирование и информационная поддержка жизненного цикла авиационных двигателей».
Основателем и руководителем этой школы был доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки БАССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии РБ в области науки и техники, заведующий кафедрой АД с 1983 по февраль 2001 г. (до даты своей безвременной кончины) Ахмедзянов Альберт Мухаметович.
Итогом всей педагогической и научной деятельности профессора Ахмедзянова А.М. и руководимого им коллектива за много годы можно назвать фундаментальный учебник «Проектирование авиационных ГТД», изданный в 2000 г. [1], высоко оцененный генеральными конструкторами, директорами заводов, ведущими учеными ЦИАМ и авиационных вузов России, Украины и за рубежом. Основными коллегами и учениками Ахмедзянова А.М. по научной школе можно назвать д.т.н., проф. Х.С.Гумерова,
д.т.н. И.А.Кривошеева, к.т.н. Д.Г.Кожинова, к.т.н., доц. В.Ф.Харитонова, д.т.н., доц. И.М.Го-рюнова, д.т.н. доц. Ахмедзянова Д.А. (защитившие докторские диссертации уже после его смерти) и других.сотрудников НИЛ САПР-Д. По данному направлению силами сотрудников НИЛ САПР-Д - преподавателей, докторантов, аспирантов, студентов - ведется работа по развитию компьютерной технологии проектирования, конструирования авиадвигателей и их узлов [1-14]. Развитие новой методологии разработки и эксплуатации двигателей летательных аппаратов в рамках выполнения этих исследований основано на инструментах решения задач по разработке НТЗ для создания ГТД V и VI поколений, на использовании CALS (CAD/ CAM/CAE/PDM)-технологии, имитационного моделирования и систем поддержки принятия решений (СППР).
В основе новой методологии - разработанные в НИЛ САПР-Д средства:
• Результаты проведения системного анализа (SADT, RUP) и построенные модели процесса разработки и эксплуатации двигателей летательных аппаратов (ракетных, авиационных), учитывающие все возрастающие требования к перспективным ЛА (а также средства проведения такого анализа и развития созданных моделей);
• концепция системного проектирования и эксплуатации ДЛА, с динамическим формированием многоуровневой многоаспектной модели двигателя и его окружения (технологического и т.п.), с передачей границ области поиска решения и критериев оптимизации в нижележащие уровни, с определением вероятности выигрыша отдельных структурных вариантов;
• сформированные алгоритмы выполнения обобщенных проектно-доводочных процедур и их реализация в виде универсальной управляющей программы - решателя (процессора), обрабатывающего многоуровневую многоаспектную модель двигателя (дерево проекта);
• установленная последовательность и разработанная система поддержки принятия проектных решений (СППР) при формировании модели ДЛА в виде дерева проекта;
• разработанный метод формирования, развития и использования математических моделей структурных элементов и их библиотек на разных стадиях создания ДЛА.;
• разработанные методы и средства «параллельной работы специалистов» при разработке и эксплуатации ДЛА;
• разработанная технология накопления, систематизации и использования (в виде БЗ) опыта разработки и эксплуатации двигателей летательных аппаратов (ракетных, авиационных);
Рис. 1. Условная схема разработанной открытой технологии моделирования и автоматизированного проектирования сложных систем и процессов
Новая методология базируется на разработанных компонентов CALS и ИЛП-технологий для двигателестроения, наземного использования ГТУ. В их числе разработанная открытая технология моделирования и автоматизированного проектирования сложных систем и процессов САМСТО (рис. 1).
Для реализации новой методологии разработаны методы и средства математического моделирования газотурбинных двигателей и энергетических установок имеют целью повышение эффективности и качества создаваемых газотурбинных двигателей и тепловых энергетических установок на основе разработки новых методов и
средств их математического моделирования с использованием информационных технологий. В новой методологии используются разработанные системы имитационного моделирования (СИМ) двигателей и установок, их узлов и систем, экологических и экономических систем (рис. 2)
В рамках отработки новой методологии используется газодинамическое моделирование компрессоров, турбин и камер сгорания ГТД на основе имитационного моделирования и САЕ-систем, моделирование переходных процессов в КС ГТД. Так, например, авторы участвуют в выполнении расчетов и проектировании камер сгорания с большим ресурсом (более 25000 часов
Рис. 2. Разработанные системы имитационного моделирования (СИМ) двигателей и установок, их узлов и систем, экологических и экономических систем
Газодинамическое моделирование камер сгорания ГТД на основе имитационного моделирования и CAE
3D CAD/CAE-моделирование фронтового устройства КС с осевым завихрителем
3D CAD/CAE-моделирование фронтового устройства форсажной камеры ТРДДФсм
Рис. 3. Примеры разработанных средств газодинамического моделирования камер сгорания ГТД на основе сочетания ИМ и CAE
до первого капитального ремонта) и низким уровнем выбросов СОх и NOX (менее 10 ррт) для ГТД нового поколения (рис. 3).
В новой методологии используются разработанные в в НИЛ САПР-Д методики автоматизации (на основе сочетания SCADA и СИМ) контроля и диагностики состояния, автоматизации испытаний ГТД (рис. 4). В частности, мето-
ды и средства отладки автоматики включения-выключения форсажа при испытаниях ТРДДФ (НИР для УМПО)
Разработаны также средства для системы менеджмента качества, КОИН, бюро диагностики состояния ГТД и ГТУ в эксплуатации (пара-метическая диагностика, контроль параметров). Сюда входит методика параметрической диагно-
Идентификация характеристик двигателей и их СЭ по результатам испытаний
а г г г
Разработка методики автоматизации отладки автоматики включения-выключения форсажа
при испытаниях ТРДДФ (НИР для УМПО)
Рис. 4. Пример используемой в новой методологии технологии идентификации характеристик узлов ГТД по результатам испытаний и контроля в эксплуатации, автоматизации отладки автоматики включения-выключения форсажа при испытаниях ТРДДФ (НИР для УМПО)
Изменение параметров и характеристик в процессе эксплуатации
прощенной характеристики первой ступени КВД ГТП АЛ31-СТ 45Т с учетом загрязнения лопатки
Сравнение изоэнтропических напоров и КПД загрязненных и незагрязненных лопаток
Рис. 5. Разработанный метод анализа деформации характеристик элементов ГТД по мере накопления дефектов (характеристика первой ступени КВД ГТП АЛ31-СТ с учетом загрязнения лопатки), соответствующие «уставки» в пространстве параметров «образмеривания» характеристик узлов)
стики по результатам идентификации, анализа деформации характеристик двигателей и их СЭ (по результатам испытаний и контроля), методы, алгоритмы и средства автоматизации параметрической диагностики состояния ГТД по термогазодинамическим параметрам (рис. 4, 5).
Для реализации новой методологии разрабо-
тан ряд систем имитационного моделирования и CAD / CAE-приложений для конструкторско-тех-нологического проектирования двигателей и энергоустановок (рис. 6, 7). В процессе отработки новой методологии по заказу УМПО выполнено CAD/CAE-моделирование проточной части ГВТ КВОУ ГПА-16РМ на КС «Москово» для
Разработанные в НИЛ САПР-Д САР/САМ/СЛЕ-приложения (на основе ив, Апвув и КОМПАС) для конструкторско-технологического проектирования внешней обвязки ГТД
Рис. 6. Разработанные СИМ и CAD/CAM/CAE-приложения для проектирования ГТД
и конструирования внешней обвязки
CAD-ириложение для автоматизированного формирования эскизной компоновки
авиационного ГТД
- ITIIMl
AAA.
Рис. 21. Проточная часть компрессора после
! ! И
ис 22 Схема построения диска компрессора
Проточная часть компрессора после ~ Г"
Выполнения команд DISK". . Схема построения замка
•7АМОК_МА", -PROSTAVKA- и направляющего аппарата "TSAPFA"
приложение для разработки композиционной лопатки
::: г; 1"- Z. г
Л ■ I-R
JL — г-5-
ZZ М
Рис. 7. Разработанные CAD/CAM/CAE-приложения для конструкторско-технологического проектирования композиционной лопатки компрессора (вентилятора) ГТД и для интерактивного формирования общей компоновки ГТД
анализа и разработки мер ликвидации причин возникновения неравномерности и пульсаций потока воздуха на входе в двигатель АЛ-31СТ (в связи с дефектом «обрыв рабочей лопатки 2-й ступени КНД). Для реализации новой методологии разработаны CAD/CAM/CAE-приложения (на основе UG, Ап8у8 и КОМПАС) для конструк-торско-технологического проектирования внешней обвязки ГТД (рис. 6), CAD/CAM/CAE-при-ложение для разработки композиционной лопат-
ки, CAD/CAM/CAE/PDM-приложение для параллельного проектирования ГТД (в среде UG, Ап8у8 и SmarTeam).CAD-приложение для автоматизированного формирования эскизной компоновки авиационного ГТД (рис. 7).
В рамках новой методологии разработаны средства и компоненты ИЛП - интерактивные электронные технические руководства по эксплуатации (ИЭТР) по АЛ-31СТ (рис. 8).
В новой методологии реализуются основные
Логистический анализ
Планирование ТОиР
Интегрированное планирование процедур поддержки МТО
е
Обеспечение персонала электронной документацией
Рис. 8. Разработанная технология создания компонентов ИЛП - поддержки эксплуатации ГТД, ИЛП-приложения для информационной поддержки эксплуатации ГТД (фрагмент ИЭТР для обслуживающего персонала КС)
процессы в реализации ИЛП АД и ГТУ (рис. 8):
• логистический анализ (ЛА) АД и ГТУ (Logistic Support Analysis), проводимый на всех стадиях ЖЦ;
• планирование процессов технического обслуживания и ремонта (ТОиР) АД и ГТУ (Maintenance and Repair Planning), проводимое на стадии проектирования и уточняемое в процессе производства и эксплуатации АД и ГТУ;
• интегрированное планирование процедур поддержки материально-технического обеспечения (МТО) процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта АД и ГТУ (Integrated Supply Support Procedures Planning), проводимое на стадии проектирования и уточняемое в процессе их производства и эксплуатации;
обеспечение персонала электронной эксплуатационной документацией (ЭЭД) и электронной ремонтной документацией (ЭРД) на АД и ГТУ (Electronic Maintenance Documentation, Electronic Repair Documentation), проводимое на стадии проектирования и реализуемое в процессе производства конкретных экземпляров (партий) АД и ГТУ.
В процессе отработки новой методологии решались е задачи в области ИЛП по заказам УМПО и НПП «Мотор», согласованным с НТЦ им.А.Люльки и ОАО «Газпром». В рамках проекта разработана технология создания ИЭТР (на примере АЛ31СТ и ГПА-16РМ)
Разработанная инструментальная среда функционально разделена на две части:
• Среда создания и редактирования ИЭТР;
Среда электронной системы отображения
(ЭСО);
Основной формой представления данных, хранящихся в БД ИЭТР (рис. 9) является древовидная структура информационных элементов, гипертекст, анимационные схемы систем, электронные чертежи (с автоматизированными сносками), фото и видео фрагменты.
Предусмотрены связи другими компонентами ИЛП (ИДИС, диагностика, электронный каталог,...).
В новой методологии предусмотрено использование при физическом моделировании испытательных стендов и измерительной аппаратуры. При этом отработка проведена в рамках выполнения проекта поведена на следующем оборудовании:
- Аэродинамическая труба АЭРОЛАБ с АСНИ замеров течения в решетках,
насадками для продувок решеток и моделями самолетов, крыльев, профилей
- Мобильный стенд испытаний ТРД с препарированным двигателем со сменными соплами, с топливным баком (на базе чешского ТРД для БП ЛА Т1-1008), со стойкой компьютеризированной SCADA-сиcтемы автоматизации
управления, контроля и обработки результатов измерений (на основе LabView)
- Мобильный учебно-научный испытательный стенд Мт^аЬ с препарированным ТРД, с топливным баком (на базе RS-30 ТигЬо^Т США), с компьютеризированной SCADA-сис-тема управления, контроля и обработки результатов измерений (на основе LabView)
- Стенд для демонстрации и испытания компрессора воздушного средненапорного с электроприводом (ОРТ203А - модель 0575С - Воро-
Рис. 9. Разработанные SCADA-приложения для автоматизации испытаний, управления, контроля и диагностики в эксплуатации ГТД (пример на основе программно-аппаратных средств National Instruments)
неж - АО "ОРТ") со SCADA измерений и контроля (рис. 9)
Отработка новой методологии в НИЛ САПР-Д проведена при выполнении ряда НИ-ОКР (по созданию ИЭТР для УМПО, по определению и изучению характеристик лопаточных машин и других элементов ГТД, по параметрической диагностике и по автоматизации отладки ГТД - для авиастроения и других областей, при выполнении проектов по грантам РФФИ, по ФЦП- федеральным целевым программам) в режиме виртуального учебно-научного комплекса (совместно со специалистами НПП Мотор, КБ Молния, УМПО, с кафедрами АД, АСУ , АТиТ, ТМ, МиТЛП, ТК). При этом отработана методология участия студентов, аспирантов, специалистов и выполнение НИР в рамках распределенной сети кафедр и предприятий с горизонтальными связями.
В результате коллективом опубликован ряд монографий (изд. Машиностроение) и учебных пособий (с грифом Минвуза), ряд разработанных в НИЛ САПР-Д компонентов для реализации новой методологии компоненты новой технологии разработки и эксплуатации ГТД, официально зарегистрированы в Роспатенте.
Научное, учебное и опытно-промышленное использование результатов математического, компьютерного и экспериментального исследований и методик в моторных ОКБ (ФГУП «Завод имени В.Я.Климова», АО «Люлька-Сатурн», АО «Рыбинские моторы», ФГУП «НПП «Мотор», ФРЦ-КБ им. академика В.П.Макеева), на серийных моторных заводах (ММПО «Салют», УМПО), в Институте механики УНЦ РАН (по проекту «Разработка высокоэффективных технологий и систем использования низкотемпературных и возобновляемых источников энергии» в рамках ФЦКП «Интеграция») и в вузах (УГА-ТУ, СГАУ) привело к существенному ресурсосбережению, экономии времени и повышению эффективности подготовки специалистов и разрабатываемых двигателей, энергетических и технологических установок на их основе, что подтверждено актами.
Вооруженный сформированной концепцией автоматизации и организации системной разработки двигателей и энергоустановок, имея ряд собственных программных средств (САМСТО, DVIG, KOMPRESSOR, KAMERA, STUPENY, NURBINA, OSS, ...) и лицензии на CAD/CAM Cimaron, PDM и Workflow SmarTeam (предос-тавлнные фирмой Би-Питрон), CONCEPT Nrec, доступ к продуктам фирм MSC (NASTRAN), ANSYS CFX, FloVison, EDS (Unigraphics, TeamCenter), SCADA (NI LabViw) научный коллектив активно работает над реализацией этой
концепции и внедрением ее в промышленности и в учебном процессе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научная школа, созданная в УГАТУ (УАИ) Ахмедзяновым А.М. успешно развивается в рамках НИЛ САПР-Д. За прошедший период получены существенные научные и научно- технические результаты. Разработаны компоненты компьютерной технологии, обеспечивающей системную (в рамках надсистемы - ЛА, другого транспортного средства, энергетической или технологической установки) автоматизированную разработку и эксплуатацию двигателей (ракетных, авиационных) и энергоустановок с использованием CAD/CAM/CAE/PDM-систем, при котором структура и содержание многоуровневой и многоаспектной имитационной модели изделия (дерево проекта) на основе объектного подхода динамически формируется при поддержке СППР в процессе оптимального проектирования, изготовления и доводки. Внедрение полученных результатов в промышленности показало эффективность выбранного научным коллективом направления, поволило определить перспективы развития этих работ.
СПИСОК ОСНОВНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
1. Проектирование авиационных газотурбинных двигателей [под ред. А.М.Ахмедзянова]. М.:Машиност-роение, 2000. 454 с.
2. Кривошеев И.А. Автоматизация проектирования двигателей на стадии ОКР. Часть I. Технология и средства функционального проектирования. М: Машиностроение, 2010. 274 с.
3. Кривошеев И.А. Автоматизация проектирования двигателей на стадии ОКР. Часть II. Организация функционального и конструкторского проектирования. М: Машиностроение, 2010. 274 с.
4. Кривошеев И.А. Общая структура автоматизированной разработки авиационных двигателей и энергоустановок с использованием МетаСАПР/ Framework, имитационного моделирования, CAD/ CAM/CAE/PDF и систем поддержки принятия решений. М: Машиностроение, 2009. 271 с.
5. Кривошеев И.А. Формализация процесса проектирования и доводки двигателей с использованием CASE-технологии. М: Изд-во МАИ, 2008. 140 с.
6. Кривошеев И.А., Иванова О.Н. Метод формирования и использования моделей ГТД на различных этапах проектирования, доводки и эксплуатации // Вестник УГАТУ. Уфа: УГАТУ, 2007. Т. 9 №1 (19), С. 8-21.
7. Кривошеев И А., Селиванов С.Г. Компьютерное моделирование в инновационном проектировании авиационных двигателей. М.: Машиностроение, 2010. 330 с.
8. Кривошееев И.А. Методология формирования и использования моделей на различных этапах жизненного цикла ГТД. Оренбург: Изд. ОГУ, 2007.
9. Кривошеев И.А. Модели, методы и средства разви-
тия и использования информационных ресурсов в области авиационных двигателей и энергоустановок // Вестник УГАТУ, 2006, №3.
10. Кривошееев И.А., Иванова О.Н. Метод формирования и использования моделей ГТД на различных этапах проектирования, доводки и эксплуатации // Вестник УГАТУ 2006. №8.
11. Кривошеев И.А. Использование методов идентификации имитационных моделей на различных этапах жизненного цикла технических систем // Вестник УГАТУ 2009. Т. 13. №37.
12. Кривошеев И.А., Зрелов В.А., Проданов М.Е, Сапожников А.Ю., Карпов А.В. Применение обоб-
щенной силовой схемы авиационных ГТД в процессе проектирования // Вестник УГАТУ. 2010. Т.14. №38.
13. Кривошеев И.А. Внедрение компонентов CALS-тех-нологии в авиадвигателестроении: проблемы и перспективы // Электронный ж. «Инженерное образование» Общероссийского образовательного инженерного портала. 2005.
14. Ахмедзянов Д.А., Горюнов И.М., Гумеров Х.С., Кривошеев И.А. и др. Математические модели авиационных двигателей произвольных схем (компьютерная среда DVIG): Учеб. пособие [под ред. Ахмедзянова А.М.]. Уфа: УГАТУ, 1998. 127 с.
THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF COMPONENTS FOR INFORMATION SUPPORT OF GAS TURBINE ENGINES/PLANTS DESIGN,
DEVELOPMENT AND OPERATION
© 2012 I.A. Krivosheev
Ufa State Aviation Technical University
Components for modeling, computer-aided design, and life cycle information support of aircraft engines are developed and implemented in the aircraft engines industry.
Key words: life cycle, aircraft engine, information support, design, production, operation, simulation, modeling, automated design.
Igor Krivosheev, Doctor of Technics, Professor, Dean of Aircraft Engines Faculty, Supervisor of CAD-E Research Lab at Aircraft Engines Chair. E-mail: [email protected]