Орусова О.В.
к.э.н., доцент Финансового университета
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЯПОНИИ
Ключевые слова: экономика Японии, дефляция, «потерянное двадцатилетие», «Абэномика», стратегия социально-экономического развития, монетарная политика, экономический рост.
Keywords: economy of Japan, deflation, «lost two decades», «Abenomics», the strategy of social and economic development, monetary policy, economic growth.
В условиях глобальной экономической неустойчивости вопрос о дальнейшем пути развития волнует не только правительства развивающихся стран, но и развитых государств. В данной работе автор анализирует современную стратегию восстановления и роста экономики Японии, цель которой достаточно проста и амбициозна - вывести Японию, третью по мощи экономическую державу планеты, из затяжного хозяйственного застоя. Эта программа получила название «Абэномика»- политика, осуществляемая под руководством премьер-министра Синдзо Абэ. Её стержень -«Японская стратегия восстановления», или программа «Трех стрел», была принята в июне 2013 г., но с течением времени программа видоизменялась, появлялись новые стрелы и направления реформы.
Само название программы - «стратегия восстановления» - говорит о том, что руководство страны, принимая ее в 2013 году, оценивало ситуацию как сложную и ставило задачу принятия неотложных мер по «лечению» экономики.
Предпосылки стратегии. С какими наиболее серьезными вызовами была призвана бороться новая стратегия
роста?
Во-первых, это потеря позиций в мировых рейтингах. В 2011 г. Китай впервые по размеру ВВП обошел Японию и занял место второй экономики мира. Если в 1992 г. доля ВВП Японии (по покупательной способности - III 1С) от мирового ВВП составляла 13,65%, то в 2012 г. она упала до 8,25%, а в 2015 г. составила уже 4,4%\ По годовым темпам роста ВВП в 2014 г. экономика Японии находилась на 199-м месте среди экономик остальных государств2.
с у
\
a - \
\ >"\
VA
n \
• 1 1930 19S5 1990 15Ц52000 200S 2010 2011 2012
Составлено автором на основе данных Всемирного банка: World Development Indicators.
Рисунок 1.
Темпы инфляции в Японии, Дефлятор ВВП (ежегодный прирост в %)
Во-вторых, это дефляция, начавшаяся в 1990-х гг. и ставшая причиной попадания Японии в т.н. «ликвидную ловушку» (см. рис. 1). Как известно, дефляционные тенденции в кризисных условиях стали одной из самых опасных угроз для развитых экономик. Наиболее известный пример - «дефляционный шок» в США 2008 года, когда прави-
1 Стрельцов Д.В. Попадут ли «стрелы» «Абэномики» в цель? // Азия и Африка сегодня. - М., 2014. - № 3. - С. 9.
2 The World Factbook. Central Intelligence Agency. - https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2003 rank. html#ja
тельство сразу же обратилось к масштабной денежной эмиссии. Японский опыт служит наглядным примером негативных последствий дефляции: падение выпуска промышленной продукции, сокращения внутреннего спроса, уменьшение банковской процентной ставки, рост «неработающих» сбережений населения. Как пишет американский экономист и публицист Пол Кругман, «...Япония находится в ужасной «ловушке ликвидности», где денежно-кредитная политика становится неэффективной, поскольку невозможно опустить процентные ставки ниже нулевой отметки»1.
В-третьих, это большой внутренний государственный долг. Согласно данным Министерства финансов Японии, в 2015 г. суммарный государственный долг Японии составил 229,02% от ВВП, а в 2016 г. он, по прогнозам, составит 232,4% ВВП2.
В-четвертых, это демографические проблемы. В докладе министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии отмечается, что структура возрастной пирамиды населения серьезно деформировалась в сравнении с 1950 г., и этот негативный процесс при отсутствии грамотной демографической политики будет продолжаться (см. диагр. 1)3.
возраст, 1950 2014 2050 (прогно!)
64 2 0246 6420246 6420246 млн человек млн человек млн человек
Диаграмма 1.
Пирамида населения Японии (по данным Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии)
В-пятых, в конце XX в. - начале XXI в. Япония выбилась из ритма динамики развитых экономик и утратила в пользу Китая как лидерство в Тихоокеанской Азии, так и позиции в международной торговле. Постепенная ревальвация иены ускорила развитие японского предпринимательства по транснациональной модели, когда компании инвестируют за границей больше, чем внутри своей страны. Бюджет теряет налоговые поступления от экспорта, а экспортная выручка не трансформируется во внутренний спрос.
Первый этап реализации стратегии. Чтобы переломить ситуацию, премьер-министр Синдзо Абэ обнародовал «Японскую Стратегию восстановления»4 - т.н. программу «Трех стрел», которую разработал отставной профессор Йельского университета (США) Коити Хамада, ставший впоследствии правительственным советником. Примечательно, что Стратегия не является конечным неизменным документом - она постоянно дополняется и расширяется по мере изменения общей экономической и политической ситуации в стране.
Первая «стрела» реформ была направлена на преодоление дефляции и достижение двухпроцентного годового уровня инфляции. Вторая «стрела» включала активное расширение бюджетных расходов для поддержки экономики, включая инфраструктурные проекты и новые технологии. Третья «стрела» должна была вывести Японию на стабильный экономический рост.
Для достижения цели, заключавшейся в спасительном росте цен, экономику предполагалось насытить добавочными объемами наличных денег, т.е. «включить» на некоторое время «печатный станок». Кроме этого, начиная с 2014 г. Центральный банк планировал ежемесячно закупать у банков и других участников рынка ценные бумаги на 13 трлн. иен ($108,3 млрд.). Временных рамок у этой программы нет. Предполагается, что направляемые финансовым органам деньги превратятся в доступные кредиты, пойдут на расширение инвестиций и, в конечном итоге, приведут к скачку во внутреннем потреблении.
Вторая «стрела» была направлена на расширение государственных бюджетных ассигнований в инфраструктурные проекты, включая дороги, мосты, туннели, восстановление объектов, разрушенных стихийными бедствиями. Ог-
1 Кругман П. Японская ловушка // Экономическая политика. 2015. - Т. 10, № 1. - С. 178.
2 The Ministry of finance of Japan. - http://www.mof.go.jp/english/budget/budget/fy2016/02.pdf
3 Statistical Handbook of Japan: 2015 / Statistics Japan. Statistics Bureau, Ministry of Internal Affairs and Communications, Japan.
4 Japan Revitalization Strategy. - http://www.kantei.go.jp/jp/singi/keizaisaisei/pdf/en_saikou_jpn.pdf
ромные средства выделялись на производства, связанные с новейшими технологиями, включая новые направления медицины, в т.ч. на создание первой в мире индустрии выращивания человеческих органов из стволовых клеток.
Третья «стрела» - комплекс мер по тонкой административной и правовой настройке, которые направлены на создание т.н. «позитивного цикла роста». Что означает формирование условий, способствующих увеличению и инвестиций, и потребления1.
По сути, все 3 «стрелы» вместе должны развернуть движение экономики по спирали в обратную сторону - от сужения к расширению. Если в нынешней ситуации рецессия стимулирует дефляцию, а та, в свою очередь, стимулирует рецессию, экономический рост будет стимулировать инфляцию, которая должна оказаться отличным подспорьем для дальнейшего экономического роста. По прогнозам властей, в совокупности все эти меры позволили бы стране получить 50 трлн. иен ВВП ($416,7 млрд.), потерянных за два десятилетия экономической стагнации. Тогда же появилась и четвертая «стрела»: планируемые к проведению в Японии Олимпийские игры 2020 г. потребуют развернуть в стране крупномасштабное строительство. Все четыре направления суммируются в одну задачу: максимально расширить спрос на внутреннем рынке.
Проанализируем первые результаты реализации этой стратегии по основным ее направлениям2:
Частные инвестиции. Были приняты меры по стимулированию инвестиций, и их уровень в 2014 фискальном году достиг 69 трлн. иен ($575 млрд.) по сравнению с 45,5 трлн. иен ($379 млрд.) в 2012 г. и 50,9 трлн. иен ($424 млрд.) в 2013 г. Проведена реформа налогообложения корпораций, цель которой - снизить ставку с 30% в 2012 г. до 20% в 2025 г.; с апреля 2015 г. ставка понижена на 2,51%.
Корпоративное управление. Приветствуется назначение независимых внешних управляющих компаний; в результате доля компаний с внешними управляющими в общем числе компаний выросла с 47% в 2013 г. до 61% в 2014 г. Считается, что использование независимых внешних управляющих позволяет увеличить эффективность организации бизнеса, поскольку они являются профессиональными специалистами-управленцами с большим опытом и знаниями.
Реформа рынка труда была направлена на переориентацию рабочей силы с развитых отраслей на новые, только еще развивающиеся и быстрорастущие. Средние ставки заработной платы достигли самых высоких значений за последние 15 лет.
Стимулирование женской занятости. Был реализован проект «ухода за детьми с нуля лет» (Zero Childcare Waiting-list Project), который позволил обеспечить уход за счет государства для 400 тыс. детей. В результате число занятых женщин за 3 года увеличилось на 780 тыс. человек (с 26,53 млн. в декабре 2012 г. до 27,31 млн. в апреле 2015 г.). Кроме того, для 300 тыс. детей младшего школьного возраста введен уход в послеучебное время.
Развитие туризма. Для стимулирования въездного туризма упрощены визовые требования для 12 стран, преимущественно для государств АСЕАН. В 2014 г. число иностранных туристов в Японию превысило 13 млн., что на 29,4% больше, чем в 2013 г. Число магазинов беспошлинной торговли удвоилось и достигло 10 тыс. Увеличился с 3 месяцев до 1 года максимальный срок пребывания в стране с целью туризма.
Развитие экономики. Программа обещает рост номинального ВВП на 3%, а реального - на 2% в год, стимулирование инвестиций частного сектора и, одновременно, выход к 2020 г. на бездефицитный бюджет.
Мягкая денежно-кредитная политика - ключевой элемент «Абэномики». Она направлена на стимулирование роста экономики и инфляции путем создания оптимистичных настроений в обществе и снижения стоимости заимствований. Учетная ставка Банка Японии удерживается на уровне 0,0-0,1%. Денежно-кредитная политика этого Банка изменилась в 2013 г. в сторону беспрецедентных смягчений.
Инфляция. Установлен целевой ориентир инфляции в 2% в год. Банк Японии удерживал ставку ссудного процента, близкую к нулю, и активно рефинансировал частные банки, все время пополняя их кредитные ресурсы. Базовая ставка по ссудам «до востребования» держалась на уровне 0,3% годовых. Уже в августе-сентябре 2013 г. динамика розничных цен (0,5-0,9% на годовом уровне) дала основание рассчитывать на близкое окончание периода дефляции. Индекс потребительских цен в сентябре 2013 г. составил 100,6% (2010 г.- 100%), на 0,3% выше, чем в предыдущем месяце и 1,1% на годовом уровне3. В 2014 г. индекс потребительских цен составил рекордные 2,8%, а индекс-дефлятор- 1,5% (см. рис. 2).
Финансовая политика. Принят дополнительный пакет бюджетных расходов в 5 трлн. иен ($510 млрд.) для финансирования инвестиций в инфраструктуру экономики. Чтобы быстро закрывать «дыры» в бюджете, Банк Японии обязали покупать новые выпуски государственных облигаций.
Подготовлена налоговая реформа. Налог на продажу товаров и услуг поднят в течение 2014 г. с 5% до 8% и планировалось поднять его до 10% в 2015 г., но пока эту меру отложили. Налог на прибыль компаний понижен с 38%, по крайней мере, до 30%, чтобы фирмы вкладывали капиталы в основном в экономику Японии и меньше вывозили их за границу.
1 Орусова О.В. Реализация кейнсианской экономической политики в современной Японии // Тезисы докладов участников III Международной научной конференции «Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития». - М.: Фину-ниверситет, 2015.
2 Achievements in two years of Abenomics. - Seika01gaiyouEN.pdf
3Statistic Bureau of Ministry of Internal Affairs and communications in Japan. - http://www.stat.go.jp/english/data/cpi/1581.htm
-3
Дефлятор 8ВП. % изменение
Инденс потребите л ьскнк цен, % изменение
Составлено автором на основе данных Всемирного банка: World Development Indicators.
Рисунок 2.
Инфляция в Японии, дефлятор ВВП и Индекс потребительских цен
В «стратегии роста» поставлена цель добиться, чтобы в следующие 10 лет среднегодовые темпы увеличения ВВП составляли 3% в текущих и 2% в постоянных ценах. Прирост ВВП Японии в первом полугодии 2013 г. составил 3,6% к первому полугодию 2012 г., а в третьем квартале вырос на 1,9% по сравнению с 2012 г. Перелом в экономической динамике был налицо, хотя это еще нельзя признать устойчивым экономическим ростом.
Результаты первого года реформы были обнадеживающими. По т.н. совокупному индикатору, учитывающему промышленный рост, объём розничных продаж и предложение новых рабочих мест, Япония вышла на самый высокий уровень за последние 5 лет. Японские акции в 2013 г. показали самый высокий рост более чем за 40 лет.
В 2013 г. ВВП вырос на 1,9%, безработица уменьшилась с 4,3 до 3,7%, увеличились оборот розничной торговли и потребление домохозяйств, прекратилась дефляция. В январе 2013 г. инфляция составляла +0,2%, а в декабре -+1,3%. Курс иены понизился с 85 до 105 иен за доллар. В целом, итоги 2013 г. были расценены как свидетельство успеха проводимой экономической политики.
Однако результаты 2014-2015 гг. оказались уже не столь впечатляющими. В 2014 г. произошло падение ВВП, и дефляция осталась главной проблемой. Основной причиной спада можно считать снижение потребительского спроса, связанное с повышением с 1 апреля 2014 г. налога с продаж с 5 до 8%. Отметим, что в первом квартале 2014 г. объем розничных продаж увеличился на 11%, потребительский спрос возрос на 8,4%, но после повышения налога снизился на 19%. Правительство планировало второй раз повысить налог на потребителей с 1 апреля 2017 г. до 10%, но 1 июня 2016 г. эта мера была отложена до октября 2019 г. Эксперты отмечают, что такое решение кабинета министров окажет стимулирующее воздействие на расходы населения в 2016-2017 гг.
Экономические результаты первых 2,5 лет реформ не достигли запланированных. Среднегодовой рост ВВП составил только 1,7%, а не 3%, как ожидалось. Вырос государственный долг страны. Мягкая денежно-кредитная политика Банка Японии признана первопричиной дефляции. Рост «плохих долгов» и вхождение экономики в ликвидную ловушку побуждают хозяйствующих субъектов увеличивать свои сбережения в денежной форме и не расходовать их на приобретение произведенных товаров и услуг. Поэтому монетарные власти не в состоянии с помощью денежных средств и фискальных инструментов стимулировать экономический рост.
Второй этап реализации стратегии. Премьер-министр Синдзо Абэ 7 октября 2015 г. объявил о новом витке «Абэномики» («вторая стадия оживления» - «революция производительности»). От стимулирования внутреннего спроса стране необходимо перейти к резкому скачку в производительности труда, но этого трудно достичь из-за сокращения доли экономически активного населения в результате старения нации. Теперь правительство берет курс на стабилизацию экономики и социальных условий для стимулирования роста рождаемости. В первую очередь, повышение производительности труда связано с «инвестициями в будущее», будь то инвестиции в физический капитал, в технологии, а также в человеческий капитал. Производительность труда рабочих в Токио выше, чем в регионах, что свидетельствует о потенциальных резервах роста производительности труда в масштабах всей страны.
«Новая волна» реформ включала в себя 10 ключевых направления развития:
• совершенствование корпоративного управления: продолжение налоговой реформы, поддержка венчурного предпринимательства и т.д.;
• реформа образования с целью построения т.н. инновационной системы университетов;
• развитие туризма: увеличение числа туристов до 20 млн. в год;
• агрессивная сельскохозяйственная политика: ставится задача за 10 лет в 2 раза увеличить доходы сельскохозяйственного бизнеса путем расширения масштабов экспорта и освоения заброшенных или трудных для использования сельскохозяйственных угодий;
• финансы: удвоить к 2020 г. число прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику страны;
• фармацевтика: упорядочить процесс законодательного утверждения новых медикаментов и больничного оборудования путем создания японской версии Американского национального института здоровья (Национальный
институт здоровья (англ. National Institute of Health-NIH)) - учреждение Департамента здравоохранения США, основной центр правительства Соединенных Штатов, ответственный за исследования проблем здравоохранения и биомедицины. NIH включает в себя 27 институтов и исследовательских центров);
• дальнейший рост женской занятости; за время правления кабинета Синдзо Абэ резко возрос уровень занятости японок; компании со штатом свыше 300 человек все чаще выдвигают женщин на руководящие должности;
• построение более мобильной системы рынка труда: уход от принятого в стране т. н. пожизненного найма, удержание от выхода на пенсию людей законодательно определенного пенсионного возраста;
• активное привлечение иностранной рабочей силы в высокотехнологичные отрасли и отрасли, обслуживающие стареющее население;
• улучшение качества медицинских услуг и развитие здравоохранения с целью повышения рождаемости. 1
В июне 2016 г. правительство Японии обнародовало «План активного вовлечения всех граждан»2, который включал 3 новых «стрелы» увеличения занятости. Первая - повышение номинального ВВП с 490 трлн. иен ($4,08 трлн.) в 2015 г. до 600 трлн. иен ($5 трлн.) в 2021 г. Вторая - достижение уровня рождаемости 1,8 ребенка на семью до 2025 г. (средний коэффициент рождаемости составлял в 1984 г. 1,81 ребенка на семью; затем был существенный спад за 30 лет до 1,43 - в 2013 г). Третья - создание такой системы социального обеспечения и социальной защиты, при которой для ухода за больными членами семьи никто не будет покидать свои рабочие места. Было подсчитано, что к 2020 г., когда в Токио пройдут Олимпийские и Паралимпийские игры, японцам, которые родились после войны, будет больше 70 лет. И если их дети покинут рабочие места для ухода за пожилыми и больными родными и близкими, то японский рынок труда ждет настоящий коллапс. Поэтому правительство уже сейчас ставит задачу создания сильной системы социальной защиты и помощи пожилым и престарелым людям.
Механизмами реализации этих задач правительство видит, во-первых, поддержку со стороны государства системы защиты материнства и детства, во-вторых, поддержку ухода за престарелыми, в-третьих, содействие занятости пожилых людей, в-четвертых, обеспечение равных прав и оплаты труда для работников с полной и неполной занятостью, в-пятых, ежегодное увеличение минимальной заработной платы на 3%. В настоящее время средний уровень минимальной зарплаты составляет 749 иен ($7,41) в час. В зависимости от префектуры, этот показатель колеблется от 652 иен в сельских районах до 850 иен в Токио (в последние годы в Японии с поправкой на инфляцию наблюдается сокращение средней заработной платы: в 2014 г. - на 1,4%, в 2015 г. - на 0,9%). Как видим, задачи определены достаточно конкретно и точно, подсчитан и экономический эффект от реализации этих мероприятий вплоть до 2025 г.
Каковы же предварительные результаты проведенной с 2013 года политики «Абэномика?» Номинальный ВВП вырос на 56 трлн. йен с 2012 года до 2016 года, прибыль корпораций за этот же период увеличилась на 25,6 трлн. йен, частные иностранные инвестиции выросли на 11,8 трлн. йен, количество занятых увеличилось на 1,9 млн. человек, из них женщин на 1,5 млн. человек, уровень безработицы снизился с 4,5 до рекордно низкого 2,8%, налоговые поступления увеличились на 15,4 трлн. йен3.
Третий этап реализации стратегии. 8 декабря 2017 года Правительство Японии принимает новый пакет реформ, включающий 4 основных направления развития:
• стимулирование производительности труда, так называемая «революция» производительности. Ставятся задачи удвоения производительности труда, увеличения инвестиций в основной капитал на 10% к 2020 году и увеличения средней заработной платы на 3% после 2018 года. Росту производительности должна помочь «революция» в развитии человеческого капитала через увеличение на дополнительные 2 трлн. йен финансирования, главным образом, образования и поддержки детского развития. Впервые озвучена задача построения «общества 5.0», основанного на преимуществах использования инноваций четвертой индустриальной революции: Интернете вещей, искусственном интеллекте, технологии больших баз данных, робототехнике;
• осуществление структурных реформ в отраслях здравоохранения, энергетики и сельском хозяйстве. Сделать Японию одним из мировых центров регенеративной медицины путем построения мобильной системы внедрения научно-исследовательских разработок в производство, сделав упор на хирургические, неврологические и офтальмологические исследования - конечная цель реформ в здравоохранении. В сельском хозяйстве ставится задача ослабления государственного регулирования для развития конкуренции, привлечения частного предпринимательства, в том числе молодежи. Планируется дальнейшее увеличение экспорта сельхозпродукции до 1 трлн. йен в 2019 году. В энергетике предпочтение отдается развитию газовой отрасли и электричества;
• использование внешних возможностей роста. Активное включение в рост внешних рынков - один из ключей для роста японской экономики. Ставится задача и дальше расширять сферы свободной торговли со странами партнерами во внешнеэкономической деятельности, прежде всего участие Японии в высокотехнологичных инфраструктурных проектах. Развитие въездного туризма через создание дополнительных 100 туристических офисов внутри страны и за рубежом, продвижение туристических маршрутов в национальных парках и объектах мирового культурного наследия, введение на туристических маршрутах дополнительных зон бесплатного интернета и установка 3000 банковских терминалов для международных транзакций, упрощение условий для временного размещения туристов в частном секторе. К 2020 году количество иностранных туристов амбициозно планируется увеличить до 40 млн. чел. в год, к 2030 году - до 60 млн. чел.;
1 Орусова О.В. Как лорд Джон Кейнс помогает Японии // Азия и Африка сегодня. - М., 2017. - № 1. - С. 33-40.
2 The Japan's Plan for Dynamic Engagement of All Citizens. - http://japan.kantei.go.jp/97_abe/Documents/2016/_icsFiles/afieldfi
le/2016/06/02/jpnplnde_en.pdf
3 https://www.japan.go.jp/abenomics
• улучшение бизнес-климата для привлечения прямых иностранных инвестиций. Продолжатся реформы в системе корпоративного управления для повышения прозрачности деятельности компаний, планируется снизить ставки налога на прибыль корпораций до уровня менее 30%. Для привлечения иностранных высококвалифицированных кадров упростятся многие визовые процедуры, например, срок рассмотрения документов для выдачи виз таким специалистам снизится до 10 рабочих дней, выдача Green card возможна после 1 года проживания в стране1.
• В целом, современная экономическая политика Японии - «Абэномика» - это, по нашему мнению, удачный пример сочетания активного государственного вмешательства в рыночную экономику, с одной стороны, и соблюдение принципов свободной рыночной экономики, с другой. При этом она направлена как на решение текущих задач (прежде всего, это преодоление дефляции и урегулирование проблемы государственного долга), так и на достижение долгосрочных стратегических целей: реформирование экономической структуры страны и построение гибридной модели экономики, т.е. опирающейся и на внутренний спрос, и на внешний рынок. Планируется, что позиционирование государства на внешнем рынке будет меняться: наряду с традиционным экспортом высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности Япония будет предлагать торговым партнерам инфраструктурные системы и решения.
Естественно, у подобной программы есть как сторонники, так и противники. Оппоненты премьер-министра Синдзо Абэ полагают, что ее реализация может привести к необузданной инфляции. К тому же, мягкая монетарная политика неминуемо приведет к снижению стоимости национальной валюты, что может оказать негативное влияние на импорт энергетических ресурсов, спрос на которые, а значит, и общая стоимость в период экономического роста значительно возрастут.
Однако, по мнению одного из ярких адептов современного варианта кейнсианской теории, лауреата Нобелевской премии Джозефа Стиглица, несмотря на сложности, есть все основания верить, что японская стратегия обновления экономики окажется успешной. Тем более что страна имеет хорошо образованную и высококвалифицированную рабочую силу и находится в самом динамичном регионе мира2.
Пока еще рано делать окончательные выводы об эффективности экономической политики Японии, но следует признать очевидный факт: программа оживления экономики премьер-министра Синдзо Абэ привела к укреплению уверенности и оптимизма населения страны. Если все намеченные планы будут успешно осуществлены, в долгосрочной перспективе сегодняшняя уверенность японцев в быстром и «надежном» экономическом росте окажется вполне оправданной.
Опыт проведения экономических реформ в Японии, несомненно, интересен и полезен, поскольку многие страны могут столкнуться с похожими проблемами, а изучение и освоение японского опыта поможет им быстрее выбраться из многовариантных трудных ситуаций и восстановить рост экономики и повышение благосостояния населения. Этот опыт может быть, безусловно, полезен, и России, когда в условиях экономической стагнации и неблагоприятной внешней конъюнктуры, перед страной стоит задача осуществить структурные реформы, найти внутренние драйверы роста экономики и сменить модель социально-экономического развития.
1 https://www.japan.go.jp/abenomics
2
Стиглиц Дж. Обещания «абэномики». -
http://www.vestifinance.ru/articles/26035 435