Научная статья на тему 'Опыт разработки детского путеводителя для Пермского краеведческого музея и его реализация'

Опыт разработки детского путеводителя для Пермского краеведческого музея и его реализация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / MUSEUM / ДЕТСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА / NONEARNING WORK / CHILDREN''S GUIDEBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов Даниил Александрович

Представлен детский путеводитель по Пермскому краеведческому музею, разработанный в рамках кружка «Музей мир для детей». Путеводитель направлен на развитие универсальных учебных действий. Работа с путеводителем была успешна реализована на занятии для учащихся 5 классов. Такая форма работы позволяет включить учеников в активный самостоятельный процесс познания музейных коллекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенов Даниил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF CHILDREN''S GUIDEBOOK FOR THE PERM LOCAL HISTORY MUSEUM AND ITS IMPLEMENTATION

This article presents a children's guide for the Perm Local History Museum. It was developed for the course «Museum the world for children». Guidebook aims to develop of the universal educational actions. Working with the guidebook has been successfully implemented for pupils of 5 classes. This form of work allows to enable of schoolchildren into an active self-process of cognition of museum collections.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки детского путеводителя для Пермского краеведческого музея и его реализация»

УДК 371.315.6

Семенов Даниил Александрович

магистрант II курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,

Россия, e-mail: [email protected]

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ДЕТСКОГО ПУТЕВОДИТЕЛЯ ДЛЯ ПЕРМСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ

Daniil A. Semenov

II year Master of the Faculty of History

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

CREATION OF CHILDREN'S GUIDEBOOK FOR THE PERM LOCAL HISTORY MUSEUM AND ITS IMPLEMENTATION

Аннотация. Представлен детский путеводитель по Пермскому краеведческому музею, разработанный в рамках кружка «Музей - мир для детей». Путеводитель направлен на развитие универсальных учебных действий. Работа с путеводителем была успешно реализована на занятии для учащихся 5-х классов. Такая форма работы позволяет включить учеников в активный самостоятельный процесс познания музейных коллекций.

Ключевые слова: музей, детский путеводитель, универсальные учебные действия, внеучебная работа.

Abstract. This article presents a children's guide for the Perm Local History Museum. It was developed for the course «Museum - the world for children». Guidebook aims to develop of the universal educational actions. Working with the guidebook has been successfully implemented for pupils of 5 classes. This form of work allows to enable of schoolchildren into an active self-process of cognition of museum collections.

Key words: museum, children's guidebook, universal educational actions, nonearning work.

В рамках диссертационного исследования по теме «Музейные технологии как средство развития универсальных учебных действий у учащихся 5-х/ классов» была разработана программа кружка «Музей - мир для детей», направленная на формирование познавательного интереса, развитие нравственно-оценочных умений, самоорганизации и умения работать в группе. Целью данной программы является развитие универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов общеобразовательной школы посредством таких музейных технологий, как работа с путеводителем и экскурсионно-выставочная деятельность.

© Семенов Д.А., 2016

Универсальные учебные действия (УУД) - это совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса, то есть умение учиться. Выделяют четыре блока УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [1, с. 27].

Реализация данной программы запланирована в течение одного учебного года по одному занятию в неделю, в рамках чего дети посещали музеи г. Перми. Посещение музеев планировалось не как обычная экскурсия, а как самостоятельное изучение выставочного пространства путем выполнения заданий по путеводителю, рабочей тетради.

При реализации кружка для учащихся средней школы «Музей - мир для детей» был разработан путеводитель для Пермского краеведческого музея.

Детский путеводитель отличается от взрослого, который содержит общую информацию о залах, тем, что предполагает маршрут движения ребенка по музею и задания для изучения его экспозиции. Основная задача детских путеводителей - это стимулировать самостоятельное открытие, исследование, совершаемое ребенком, предоставить ребенку возможность самому находить нужную информацию, рассматривая предмет, читая этикетку к нему, сравнивая экспонаты, описывая и анализируя их [2, с. 84].

Одним из ключевых моментов создания детского музейного путеводителя становится выбор персонажа, который будет вести с ними диалог и помогать выполнять задания. В данном случае таким персонажем стал Мишутка -медвежонок, сын Пермского Медведя. Поскольку работа с путеводителем не подразумевала рассказа экскурсовода, все повествование велось от лица Мишутки, он же давал задания.

С помощью путеводителя дети познакомились с историей Пермского края от древности до времен перестройки, последовательно изучая всю экспозицию Пермского краеведческого музея при выполнении заданий.

Всего было составлено 11 заданий разного плана (приложение): филворд, дополнить рисунок, соотнести экспонаты и место их происхождения, придумать хештеги для зала «Русские в Прикамье», соотнести функции выставленных экспонатов и предметов из повседневной жизни, вставить пропущенные слова в текст после изучения экспозиции, задание на ассоциации и т.д.

Все задания направлены на развитие универсальных учебных действий учащихся:

УУД Форма задания

Осознание принадлежности к своей национальной культуре; - осознание себя гражданином России; - повышение интереса к истории своего края, России; - бережное отношение к памятникам историко-культурного наследия Так как задания составлены по экспозиции краеведческого музея, который носит исторический характер, сюда можно отнести все формы представленные заданий

Формирование личных качеств (сочувствие, доброта, ответственность за свои поступки) Задание №10: после осмотра зала, посвященного периоду ВОВ, придумать плакат военного времени, опираясь на образцы плакатов, представленных в зале

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Задание №2: дорисовать вторую половину картинки, на которой изображена часть плакетки пермского звериного стиля. Задание №5: Соотнести предметы из прошлого и современности по их функциям

Самостоятельный поиск информации Сюда так же можно отнести практически все задания, так как дети выполняют задания без помощи взрослых

Построение речевого высказывания в письменной форме Задание №7: написать ассоциации на слово фотоаппарат. Задание № 6: Познакомьтесь с экспонатами и справочной информацией в зале и вставьте пропущенные слова в текст

Смысловое чтение (в данном случае -пояснений к экспонатам) Задание №3: заполните таблицу «Внешние связи древнего населения Прикамья» (для выполнения задания используйте планшет). Задание №4: ознакомьтесь с экспонатами в зале и попробуйте придумать пять уникальных хештегов для этого зала. Задание №6: ознакомьтесь с экспонатами и справочной информацией в зале и вставьте пропущенные слова в текст. Задание №8: ознакомьтесь с экспозицией этого зала и укажите, какие народы живут в Пермском крае. Задание №9: расположите экспонаты в хронологической последовательности

УУД Форма задания

Работа в разных знаковых системах (рисунок, текст, схема) Задание №1: решить филворд, №3, №9.

Выполнение разнообразные задания: ребусы, кроссворды, заполнение таблиц, соотношение предметов и др. Задание №1, №3, №5, №9

Анализ (в данном случае - экспонаты) и выделение их ключевых признаков Задание №4, 5, 8

Сотрудничество со сверстниками, выполняя групповые задания Несмотря на то что в данном случае здания были рассчитаны на самостоятельную индивидуальную работу, дети все же общались между собой и помогали друг другу выполнять задания

Дети, принимавшие участие в данной работе, справились со всеми заданиями. На всю работу ушло около 1,5 ч, и если в первых залах работа шла с явным энтузиазмом, то ближе к концу дети начали уставать. Но в целом задания детям не показались сложными.

В результате можно выявить положительные и отрицательные стороны подобной работе. Положительные:

- формирование УУД, указанных выше;

- повышение познавательного интереса;

- изменение представления у учащихся о музее: музей - это не «храм», а увлекательная площадка для знакомства с историей и культурой;

- смена видов деятельности, позволяющая дольше сохранять внимание и активность учащихся;

- желание учащихся вновь вернутся в музей.

Отрицательные моменты:

- возникла сложность в работе с экспозицией. Дело в том, что одновременно с одной экспозицией может работать ограниченное количество человек, и некоторым приходилось выполнять задания не по порядку.

- задание № 10 по составлению своего плаката о Великой отечественной войне вызвало определенную трудность: это задание было в конце экскурсии, когда ребята уже стали уставать, и для его выполнения дети решили объединиться в несколько групп.

Таким образом, работа с путеводителем является эффективным инструментом для знакомства с музеем, помогая познакомиться с отдельными экспонатами более подробно и почувствовать их историю. В то же время выступает помощником учителю в формировании универсальных учебных действий, которое сложно реализовать в рамках классно-урочной системы. Такие музейные занятия можно проводить на разную тематику и использовать в качестве дополнения к школьным предметам.

Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

2. Пантюлина С. Игровой путеводитель по музею: практические рекомендации составителям // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. М., 2012. С. 84-93.

Приложение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.