Научная статья на тему 'Опыт работы Школы сахарного диабета'

Опыт работы Школы сахарного диабета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
631
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сахарный диабет / школа диабета / дети

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А Д. Алексеева

В статье представлен опыт проведения обучения детей и подростков в Школе сахарного диабета (СД). В течение 7 лет прошли обучение 182 пациента с СД 1-го типа. Эффективность обучения у 43 % (78 человек) оценивалась как хорошая. Эти дети имеют стойкую компенсацию, нормальные темпы роста и созревания. Удовлетворительную эффективность имели 43 % (77 чел.), т.к. при хороших данных физического развития они имели плохой метаболический контроль; 27 детей (15 %) эффекта от обучения не имели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А Д. Алексеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы Школы сахарного диабета»

ОБМЕН ОПЫТОМ |

А.Д. Алексеева

Областной диабетологический центр,

г. Кемерово

ОПЫТ РАБОТЫ

ШКОЛЫ САХАРНОГО ДИАБЕТА

В статье представлен опыт проведения обучения детей и подростков в Школе сахарного диабета (СД). В течение 7 лет прошли обучение 182 пациента с СД 1-го типа. Эффективность обучения у 43 % (78 человек) оценивалась как хорошая. Эти дети имеют стойкую компенсацию, нормальные темпы роста и созревания. Удовлетворительную эффективность имели 43 % (77 чел.), т.к. при хороших данных физического развития они имели плохой метаболический контроль; 27 детей (15 %) эффекта от обучения не имели.

Ключевые слова: сахарный диабет, школа диабета, дети.

Главной причиной неудовлетворительного результата обучения является отсутствие у детей мотивации к самоконтролю. Внедрена новая обучающая форма Школы СД — «Диала-герь». Группа детей в составе 42 человек, под контролем детского эндокринолога и других специалистов, выезжала в санаторий-профилакторий «Сосновый бор», совмещая отдых, лечение и обучение. В течение сезона все дети были скомпенсированы и имели нормогликемию. Мотивации к самоконтролю углеводного обмена способствовали занятия с психотерапевтом.

Одной из основных задач современной диабето-логии является оптимизация терапевтических подходов, которые позволили бы повысить как медицинскую, так и экономическую эффективность лечения пациентов, больных сахарным диабетом. В настоящее время неотъемлемой и важной частью решения этого вопроса стало повышение качества жизни больных СД пациентов и членов их семей путем обучения в Школе самоконтроля.

Возникновение СД в детском возрасте вносит значительные перемены не только в жизнь ребенка, но и в жизнь его родителей и всей семьи в целом. В жизни самого ребенка, заболевшего СД, появляется ряд ограничений, меняющих привычный стиль жизни. К ним относятся обязательные инъекции инсулина, частые исследования уровня сахара в крови, контроль за питанием и т.д. Обучение в Школе СД помогает детям адаптироваться к новым условиям жизни.

Под нашим наблюдением на протяжении 7 лет находились 182 ребенка с СД 1-го типа (таблица), которые были обучены в Школе СД при манифестации заболевания. Эта группа детей состояла из 79 мальчиков (43 %) и 103 девочек (57 %). Стаж болезни варьировал от 1 года до 11 лет.

Программа обучения в Школе СД включает вопросы рационального питания, подсчет углеводов по хлебным единицам (ХЕ — калорийный экви-

Таблица

Возраст начала заболевания и длительность течения сахарного диабета

Мальчики Девочки

Всего (чел.): 79 103

Возраст детей:

0-3 лет 6 (7,6 %) 9 (8,7 %)

4-7 лет 26 (32,9 %) 33 (32 %)

8-12 лет 35 (44,3 %) 40 (38,8 %)

13-14 лет 8 (10,1 %) 18 (17,5 %)

15-18 лет 4 (5,1 %) 3 (2,9 %)

Длительность СД:

до 5лет 50 54

5-9 лет 25 42

более 10 лет 4 7

валент), технику инсулиновой терапии и коррекцию дозы инсулина. Дети обучаются определять самостоятельно сахар крови с использованием тест-полосок или глюкометров. Пациенты, обученные в Школе СД, хорошо знают признаки гипогликемии и принципы ее лечения, отлично владеют навыками пользования шприц-ручкой.

Оценивая эффективность обучения детей можно констатировать, что у 43 % детей имелась стойкая компенсация СД, правильные темпы физического и полового развития, отсутствие специфических осложнений СД.

У 42 % наблюдаемых детей (77 чел.), несмотря на нормальное развитие, имелось лабильное течение СД, с периодическими декомпенсациями и необходимостью повторных госпитализаций. В эту группу вошли дети и подростки старшего школьного возраста, хорошо знающие особенности заболевания, но недостаточно мотивированные на самоконтроль СД в домашних условиях.

Плохую компенсацию диабета имели 15 % детей (27 чел.), прошедших неоднократное обучение. Они многократно поступали на госпитальную койку по экстренной помощи в кетоацидотических и

с/^тьи^пяв^^бассе №2(17) 2004

■ ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЫ САХАРНОГО ДИАБЕТА

гипогликемических состояниях, имели осложнения диабета, низкие темпы роста. Анализируя причины неэффективности обучения этой категории детей, можно выделить следующие факторы: неадекватная оценка тяжести СД родителями больного ребенка, отсутствие взаимопонимания между ребенком и членами его семьи, малограмотность родителей, ассоциальное поведение членов семьи и т.д.

Наряду с поликлинической и стационарной формами обучения детей, внедрена новая форма выездной Школы СД — на базе санатория-профилактория «Сосновый бор». В «Диалагерь» выезжала группа детей школьного возраста в количестве 42 человек (22 девочки и 20 мальчиков) со стажем СД 1-11 лет.

Все дети получали интенсивную схему инсулино-терапии, с 5-кратным введением инсулина. В деком-пенсированном состоянии были два ребенка, остальные дети — в разной степени компенсации. Для обеспечения эффективности работы «Диалагеря» была сформирована команда специалистов: детский эндокринолог, детский психотерапевт, врач ЛФК, педагог-воспитатель. Ежедневно определялась гликемия натощак и в разное время суток, что позволило компенсировать уровень сахара крови у всех детей, и к 10-му дню сезона добиться нормогликемии.

Большое значение уделялось физическим нагрузкам. Дети плавали в бассейне, играли на спорт-площадке в волейбол, теннис, танцевали на дискотеке.

Обучающая программа включала проведение «Диашколы», викторины на лучшее знание СД, а также индивидуальные занятия с каждым ребенком по коррекции дозы инсулина в конкретной ситуации. Проводились беседы гинеколога с девочками по проблемам полового воспитания, гигиены, с учетом специфики СД.

Впервые дети занимались с психотерапевтом. На первых занятиях — с недоверием, но с каждым последующим — интерес возрастал и отмечалась 100 % посещаемость.

Назначалась терапия сопутствующих заболеваний, витамины, кислородные коктейли, озонотера-пия.

Результаты выездной Школы СД оказались более успешными, по сравнению со стационарной формой обучения детей. Дети учились самостоятельно корректировать гликемию, на фоне активных физических нагрузок и свободного питания.

Таким образом, обучение детей с сахарным диабетом в Школе СД является неотъемлемой частью лечебного процесса, позволяющей добиться стойкой компенсации хронического заболевания и профилактировать инвалидизацию детей. Новая форма обучения детей и подростков на базе «Диа-лагеря» позволяет совместить летний отдых, лечение и самоконтроль диабета. Для лучшей эффективности терапии СД, циклы обучения должны повторяться ежегодно.

Интересную гипотезу о причинах синдрома внезапной младенческой смерти высказал австралийский ученый. Он утверждает, что причиной смерти грудных детей является то, что им снится сон, что они находятся в утробе матери. Поскольку до рождения кислород поступает через пуповину, они "забывают" дышать.

В доказательство своей теории доктор Джордж Кристос (George Christos), преподающий математику и физику в Технологическом университете Кертина (Curtin), который также исследует память и обучение, приводит несколько фактов. Например, он упоминает американские исследования, которые показали, что люди задерживают дыхание, когда им снится, что они под водой.

В рамках своей теории он также находит объяснение тому, что дети, которые спят на животе, больше подвержены риску внезапной младенческой смерти. По его мнению, причина в том, что такое положение больше приближает их к позе эмбриона. Он отмечает также, что у детей фаза быстрого сна занимает до восьми часов - эту фазу связывают со сновидениями у взрослых.

(МедНовости.ру: http://www.mednovosti.ru)

№2(17) 2004 с/^ьи^яв^^бассе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.