7. Мезенцева С.В. Сетевой электронный учебник как новое средство трансляции знаний (из опыта работы в вузе с иностранными студентами из КНР). Мир науки, культуры, образования. 2018; № 1 (68): 246 - 247.
8. Дыльков Д.Г Опыт использования электронного учебного класса «Google Класс» в консерватории. Вестник Магнитогорской консерватории. 2017; № 3: 88 - 93.
9. Тараева ГР Информационные технологии и музыкальная педагогика. Проблемы музыкальной науки. 2008; №1 (2): 214 - 220.
References
1. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak faktor stanovleniya professional'noj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; №12 (83): 390 - 396.
2. Gorbunova I.B., Orlova E.V. Na ostrie problemy - muzykal'naya informatika. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. Pod redakciej L.L. Bosovoj, N.K. Natelauri. 2018: 72 - 77.
3. Novoselov V.A., Dyl'kov A.G. Informacionnye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie: v 2 chastyah, Ch. 1. Notnye redaktory MuseScore, Sibelius: osvoenie i vozmozhnosti prakticheskogo primeneniya. Moskva: MPGU, 2019.
4. Novoselov V.A., Dyl'kov A.G. K voprosu o sozdanii uchebnogo posobiya po osvoeniyu i primeneniyu notatorov Musescore, Sibelius v muzykal'no-pedagogicheskom obrazovanii. Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii i nauke: materialy XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «», 25 fevralya - 1 marta 2019, Ekaterinburg: RGPPU, 2019: 843 - 856.
5. Dyl'kov A.G., Udotova O.A. Sozdanie 'elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy v vuze (na primere Magnitogorskoj konservatorii). Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 75 - 79.
6. Dyl'kov A.G. Servisy Google dlya obrazovatel'nyh organizacij kak chast' 'elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy konservatorii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 328 - 332.
7. Mezenceva S.V. Setevoj elektronnyj uchebnik kak novoe sredstvo translyacii znanij (iz opyta raboty v vuze s inostrannymi studentami iz KNR). Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 1 (68): 246 - 247.
8. Dyl'kov A.G. Opyt ispol'zovaniya 'elektronnogo uchebnogo klassa «Google Klass» v konservatorii. Vestnik Magnitogorskoj konservatorii. 2017; № 3: 88 - 93.
9. Taraeva G.R. Informacionnye tehnologii i muzykal'naya pedagogika. Problemy muzykal'nojnauki. 2008; №1 (2): 214 - 220.
Статья поступила в редакцию 26.11.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10087
Aleyeva Yu.V, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Erokhin V.V., teaching assistant, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Loginov A.N., teaching assistant, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE EXPERIENCE OF THE ALTAI STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY FOR THE ORGANIZATION OF THE IV FORUM OF STUDENT PEDAGOGICAL TEAMS OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT. The article reveals problems of developing a model of cultural and recreational and recreational educational space of a suburban children's camp. The relevance of the country's personnel potential in the face of student teaching teams in the field of children's recreation is emphasized. The article presents the experience of Altai State Pedagogical University in organizing the IV forum of student teaching teams of the Siberian Federal District. The tasks and objectives of the project are revealed, the content of the educational sites of the forum is analyzed, their thematic and productive directions are determined: a list of acquired knowledge and skills. The pedagogical potential of the competitions held in the framework of the forum is characterized. The analysis of the obtained results of the project is presented; the participants exchanged experience of detachment activity.
Key words: cultural and educational space, IV forum of student teaching teams of Siberian Federal District, counselor, educational sites.
Ю.В. Алеева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
В.В. Ерохин, ассистент, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.Н. Логинов, ассистент, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail:[email protected]
ОПЫТ РАБОТЫ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ IV ФОРУМА СТУДЕНЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
В статье раскрываются сущность и проблемы разработки модели культурно-оздоровительного и оздоровительно-образовательного пространства загородного детского лагеря. Подчеркивается актуальность кадрового потенциала страны в лице студенческих педагогических отрядов в сфере детского отдыха. В статье представлен опыт работы Алтайского государственного педагогического университета по организации IV форума студенческих педагогических отрядов Сибирского федерального округа. Раскрываются цели и задачи проекта, анализируется содержание образовательных площадок форума, определяются их тематические и результативные направления: перечень получаемых знаний и умений. Характеризуется педагогический потенциал конкурсов, проведенных в рамках форума. Представлен анализ полученных результатов проекта: участники обменялись опытом отрядной деятельности, показали лучшие практики воспитательной деятельности вожатого.
Ключевые слова: культурно-образовательное пространство, IV форум студенческих педагогических отрядов Сибирского федерального округа, вожатый, образовательные площадки.
В современном обществе все большее внимание уделяется вопросам разработки модели культурно-оздоровительного и оздоровительно-образовательного пространства загородного детского лагеря. В связи с этим оправдано, что кадровый потенциал страны в сфере детского отдыха и оздоровления составляют студенческие педагогические отряды. Сохраняя традиции, участники педагогических отрядов работают в загородных лагерях и детских центрах вожатыми, организуют акции в поддержку социально незащищенных слоев населения, участвуют в масштабных мероприятиях, акциях государственного значения.
Студенческие педагогические отряды, помимо обеспечения вторичной занятости студентов, позволяют приобрести дополнительные профессиональные навыки, пройти практическую школу будущему педагогу, подготовить учащуюся и студенческую молодежь к вступлению в социально-экономические отношения на современном рынке труда. Решение этих вопросов в качестве приоритетных направлений работы с детьми и молодежью определено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны; создание условий для успешной социализации и
эффективной самореализации молодежи; вовлечение молодежи в социальную практику [1].
В связи с вышесказанным нами был разработан проект «IV форум студенческих педагогических отрядов Сибирского федерального округа».
Целью проекта является содействие формированию педагогической культуры студенческих педагогических отрядов, профессиональной компетентности вожатых учреждений отдыха и оздоровления детей и молодежи. Консолидация вожатского опыта педагогических отрядов Сибирского федерального округа. Задачи проекта: подбор преподавательского состава и специалистов для разработки и реализации содержания образовательной программы форума и конкурсов; определение инструментария для информационного и технического сопровождения форума; совершенствование знаний и умений бойцов об организации воспитательного процесса; формирование профессиональных компетенций и положительного имиджа вожатого; подведение итогов работы IV форума студенческих педагогических отрядов; рефлексия итогов реализации проекта.
Рассмотрим содержательное наполнение образовательной программы форума. На наш взгляд, оптимальным сочетанием для качественной подготовки будущих вожатых являются следующие направления: наставничество - метод
повышения профессионализма вожатых; педагогика детского коллектива: перекрестная дискуссия; квест-технология как способ укрепления здоровья детей в детском оздоровительном лагере; гендерное воспитание детей в детском лагере; командообразование временного детского коллектива в детском оздоровительном лагере; технологии инклюзивного воспитания детей в детском лагере; психологическая гостиная «Дети - это целая вселенная»; дидактическая игра «Money Life»; дидактическая игра «Магазин жизненных ценностей»; мастер-класс «Танцевальный марафон».
Проанализируем детально работу некоторых образовательных площадок форума. Технологии инклюзивного воспитания детей в детском оздоровительном лагере. Процессы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья протекают на протяжении всей их жизни. Социальная адаптация ребёнка с ОВЗ, включение его в общественно полезную деятельность, развитие у него позитивного отношения к жизни, обществу, семье, труду является одной из наиболее важных задач. Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для решения вышеперечисленных задач и совершенствования возможностей детей с ОВЗ, вовлечения их в новые социальные связи, удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей. Детский оздоровительный лагерь в данном случае может выступить как площадка для их реализации. Отдых детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми сверстниками в летнем загородном лагере способствует их социальной адаптации и интеграции в окружающий социум, а также формирует у ребят коммуникативные навыки.
Однако организация совместного отдыха детей с нормотипичным развитием и детей с особыми образовательными потребностями имеет ряд трудностей, ключевыми из которых являются материально-техническое оснащение лагеря и готовность вожатых к работе в условиях инклюзивной лагерной смены. Если первая проблема решается силами руководства лагеря, затрагивая в основном финансовую сторону вопроса, то решение другой проблемы - подготовки педагогических кадров - в основном ложится на плечи организаций, занимающихся педагогической деятельностью. Углубившись в проблему организации инклюзивной лагерной смены в ДОЛ, совместно с вожатыми нами была выделена одна из важнейших проблем в работе с детьми с ОВЗ - установление контакта. Ряд психолого-педагогических исследований показывают, что основой для установления контакта и продуктивного взаимодействия выступает наличие общих интересов. В рамках проведения площадки вожатым демонстрировались особенности коммуникативного взаимодействия детей с особыми образовательными потребностями различных нозологических групп, в частности детей с нарушением зрения и слуха. Кроме того, совместно с вожатыми были отработаны возможности применения полученных знаний в условиях организации инклюзивной лагерной смены. На площадке вожатых обучали основам жестовой речи, изучали дактильную азбуку и отрабатывали навык общения с ее помощью, а также изучался шрифт Брайля.
Полученный опыт можно применить при знакомстве детей, изучая новый «язык» в первые дни смены. С одной стороны, достигается сплочение детского коллектива путем вовлечения участников в общую деятельность с общими интересами, с другой стороны, достигается одна из основных задач инклюзивного воспитания в целом - стирание границ между детьми с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками. В целом подобный опыт можно использовать при проведении различных квестов, игр и прочих досуговых мероприятий, популяризируя тем самым элементы культуры детей с особыми образовательными потребностями и приобщая к ней обычных детей, расширяя их знания в сферах специального и инклюзивного образования. Практика проведения инклюзивных смен еще недостаточно обширна, чтобы достоверно говорить об эффективности такой формы работы. Однако именно в ней нам видится возможность успешной социализации детей с ОВЗ, процесс включения таких детей в среду сверстников, в значимую активную творческую и общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества.
В связи с этим нами совместно с вожатыми во время работы образовательной площадки были выделены наиболее важные качества, которыми необходимо обладать вожатому в условиях лагерной инклюзивной смены: толерантность; легкость вступления в контакт с коллегами и детьми; общительность (умение говорить и слушать); высокая работоспособность; ответственность; творческий подход к работе; инициативность; оперативность, способность быстро найти выход из любой сложившейся ситуации; дисциплинированность; эмоциональная устойчивость. Формирование и воспитание данных качеств вожатых - работа длительная и кропотливая, требует больших усилий и специализированной психолого-педагогической помощи, которую в дальнейшем мы и планируем оказывать будущим и действующим вожатым.
Следующая площадка, на которую хотелось бы обратить внимание, - ген-дерное воспитание детей в детском оздоровительном лагере. На площадке бойцы познакомились с понятием пол, гендер, гендерная идентичность. Вожатые узнали о существовании двух подходов в образовании: полоролевом и гендер-ном, их преимуществах и недостатках. Наиболее подробно на площадке была разобрана область сексуального воспитания, морально-этические нормы взаимоотношений мужчин и женщин. На встрече обсуждались возможные мотивы вступления в сексуальные связи, их приемлемость с точки зрения психологии и педагогики. Это чрезвычайно актуальная тема для воспитательного процесса
в детском оздоровительном лагере, так как именно там зачастую завязываются первые межполовые отношения между детьми. Также вожатые узнали возможные проявления сексуальности у детей, их причины и педагогически правильные способы реагирования на подобные проявления. Юноши и девушки в тренинго-вой форме научились грамотно рассказывать, откуда берутся дети, не допуская распространенных педагогических ошибок. Также бойцы познакомились с проективной диагностической методикой «Рисунок человека своего и противоположного пола» с элементами интерпретации от К. Маховер «Нарисуй человека», ее возможностями в выявлении особенностей гендерной идентичности и гендерных представлений воспитанников.
Далее рассмотрим следующую образовательную площадку: дидактическая игра «Магазин жизненных ценностей». Духовно-нравственное воспитание в системе образования - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, развитие её ценностно-смысловой сферы посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу, принципы и нормы [2]. С вожатыми обсуждалось, что особую роль в духовно-нравственном становлении человека играет подростковый период, так как именно в этом возрасте на основе уже усвоенных моральных норм складываются основные черты зрелой личности, формируются стержневые социально-психологические качества и механизмы регуляции поведения. Ребенок старшего подросткового возраста становится автономной личностью, ему свойственно стремление к самопознанию, самосовершенствованию, поэтому подросток нуждается во взаимодействии, общении, коммуникации со сверстниками, окружающими, с родителями. Процесс социализации подростка осложняется тем, что в силу возрастных особенностей ребенок этого возраста наиболее податлив влиянию негативных факторов. Известно, что в большей степени возникновению различных отклонений в поведении подвержены дети подросткового возраста, нежели другие возрастные группы [3].
Это обусловливает важность постановки и решения задачи целостной организации такого образовательного пространства, которое создавало бы условия для наполнения внутреннего мира подростков ценностным содержанием. Достижение позитивных результатов в решении этой задачи определяется использованием различных интерактивных форм и методов взаимодействия с детьми подросткового возраста. Педагогическая ценность применения интерактивных форм и методов в процессе воспитания заключается в организации субъект-субъектного взаимодействия, оказании влияния на развитие обучающихся (усиливает мотивацию обучения, общения со сверстниками, обогащает жизненный опыт, активизирует саморазвитие, ребенок начинает испытывать потребность в такого рода общении - взаимодействии).
С целью исследования эффективности применения интерактивных форм и методов в духовно-нравственном воспитании подростков в детском оздоровительном лагере нами была разработана и проведена игра для вожатых «Магазин жизненных ценностей». Задачи игры - научить вожатых способствовать осознанию подростками собственных жизненных ценностей и их влияния на жизнь, а также определению основополагающих жизненных ценностей для выбора стратегии поведения. Игра для вожатых проходила в форме своеобразного аукциона, где участники, имея символический капитал - жетоны, могли выбрать/приобрести одну из жизненных ценностей. Вожатым предлагались сразу две символические ценности (картинки с соответствующим изображением), каждая из которых имела определенную цену (например, здоровая и крепкая семья (2 жетона) или всемирная слава (3 жетона)). Участники игры имели право выбрать одну любую из них или не приобретать никакую. Совершить покупку возможно было только в тот момент, когда она выставлялась на продажу.
После окончания аукциона перед участниками была поставлена задача проранжировать выбранные ими ценности по степени значимости (составить пирамиду ценностей). Следующим этапом игры было обсуждение выбранных ценностей с товарищами и ведущим (причины выбора, значимость тех или иных ценностей в жизни человека и себя, обоснование выстроенной иерархии). Наблюдения за участниками игры и обмен мнениями между ними отражают заинтересованность и значимость для вожатых проблемы осмысления и выбора духовно-нравственных ценностей. Анализ процесса и результатов игры показал, что в выборе участников присутствуют и духовно-нравственные, и материальные ценности, однако в иерархии у большинства преобладают общечеловеческие: здоровье близких, дружба, любовь. В ходе использования данной формы работы все участники форума были активны, в процессе дискуссии стремились высказать собственное мнение и проявляли интерес к точке зрения других участников. Все это свидетельствует о том, что поставленные задачи дидактической игры были достигнуты.
Полезной образовательной площадкой стала дидактическая игра «Money Life». В рамках форума посредством дидактической игры «Money Life» проходило обучение вожатых навыкам финансовой грамотности. Как оказалось, вожатые обладали некоторыми пробелами в знаниях о финансовой грамотности. В процессе игры обсуждалось текущее финансовое положение жителей современного российского общества, которое сегодня предполагает наличие необходимого и достаточного уровня финансовой грамотности, позволяющего гражданам активно взаимодействовать с финансовыми институтами. Совершенствование финан-
совой грамотности расширяет возможности граждан эффективно использовать финансовые услуги. От выпускников общеобразовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что связано и со способностями принимать финансовые решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения. Вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры, составляющими основами которой являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение, что обусловливает успешную социализацию индивида в современном обществе.
Однако часть выпускников общеобразовательных учреждений оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. Перед выпускниками проблема овладения основами финансовой грамотности и дальнейшего ее совершенствования стоит наиболее остро. Это подтверждают данные, полученные в ходе проведения анкетирования у учащихся 9 - 11 классов города Барнаула по оценке финансовой грамотности. Опираясь на данные, полученные в ходе исследования, нами были сделаны выводы о необходимости ведения целенаправленной работы по формированию навыков финансовой грамотности у учащихся школ. Посредством реализации содержания игры у вожатых сформировались основные компетенции, необходимые для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами. Расширилось представление о возможных источниках дохода; они уяснили свои права и обязанности в сфере финансов; к ним пришло понимание значимости получения образования как условия успешной самореализации; сформировалось умение дифференцировать краткосрочные и долгосрочные потребности; появилась возможность определять приоритетные траты и понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат; актуализировалось понимание и несение личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами. У вожатых сформировались умения решать практические финансовые задачи: анализировать практическую ситуацию в сфере финансов; ставить цели финансовой деятельности; планировать достижение целей, направленных на решение финансовой проблемы; оценивать альтернативные способы достижения целей. Результатом работы данной площадки стало понимание вожатыми необходимость просвещения детей в вопросах финансовой грамотности в процессе прохождения лагерной смены.
Одним из ключевых событий форума стало проведение конкурса «Лучший вожатский проект» на тему: «Технологии организации досуговой деятельности детей в условиях детского оздоровительного лагеря», в ходе которого педагогические отряды продемонстрировали результаты теоретической и практической подготовки. Цель конкурса: выявление умений проектировать и защищать замысел различных технологий организации досуговой деятельности детей в условиях детского оздоровительного лагеря. Задачи конкурса: развитие умений вожатых грамотно выбирать методы, формы и средства воспитания детей в детском
Библиографический список
оздоровительном лагере; формирование профессиональной компетентности вожатых учреждений отдыха и оздоровления детей и молодежи. Разработанные вожатские проекты демонстрировали актуальность (соотнесение со спецификой смены, территории, на которой будет реализован проект и возрастных особенностей детей); целостность (логическая завершенность запланированных совместных действий детей и взрослых, обеспечивающая возможность получения в итоге значимого проектного результата разработанной технологии); прогностичность (наличие конкретных указаний на перспективы развития личности ребенка); оригинальность (нестандартность замысла, содержания, форм, методов, технологий организации досуговой деятельности детей).
Интересным стал конкурс «Лучший боец студенческого педагогического отряда Сибирского федерального округа». Основной целью конкурса являлось совершенствование знаний и умений бойцов об организации воспитательного процесса, развитие профессиональных компетенций и положительного имиджа вожатого. Задачи конкурса: формирование у бойцов педагогических отрядов мотивации к профессионально-педагогической деятельности; выявление психолого-педагогического потенциала вожатых. Претенденты на звание лучшего бойца прошли два конкурсных испытания: создавали эссе на тему «Моя вожатская практика» с целью выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности, способности конкурсантов моделировать собственное рассуждение в контексте заданной темы. Эссе вожатых демонстрировало соответствие содержания теме конкурса; художественность и грамотность литературного текста; творческий подход и оригинальный стиль изложения; четко выраженную авторскую позицию; образность, эмоциональность подачи материала; аргументацию собственной позиции с опорой на документальные источники. Вторым конкурсным испытанием стало педагогическое красноречие. Цель конкурса: выявление уровня ораторского мастерства вожатого, умения выступать перед аудиторией. Участнику предлагалось раскрыть смысл цитаты одного из известных педагогов и продемонстрировать понимание смысла цитаты; выразительность и культуру речи; отражение собственной позиции к содержанию цитаты; простоту и оригинальность суждений.
Подведение итогов работы IV форума студенческих педагогических отрядов прошло в рамках проведения круглого стола «Актуальные проблемы деятельности педагогических отрядов», где были определены механизмы экстраполяции опыта работы студенческих педагогических отрядов на территории Сибирского федерального округа.
Таким образом, организуемые тренинги личностного и профессионального роста, педагогические мастерские, мастер-классы, дискуссионные площадки, динамические паузы с элементами обучения искусству современных танцев, работа бойцов во временных творческих коллективах, лектории позволили участникам форума приобрести новые психолого-педагогические, методические знания и умения; повысить профессионально-педагогический уровень подготовки к вожатской деятельности; обменяться опытом отрядной деятельности, показать лучшие практики воспитательной деятельности вожатого.
1. Стратегии инновационного развития России до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.
2. Гуськова Е.А. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи школьного возраста. Молодой ученый. 2014; № 20: 572 - 574. Available at: https://moluch.ru/ archive/79/13730/
3. Левицкая Л.В., Смирнова М.В., Сафронова Е.П. Психологическая оценка склонности воспитанников специализированных учреждений г Владимира к отклоняющемуся поведению в подростковом возрасте. Молодой ученый. 2016; № 1: 726 - 728. Available at: https://moluch.ru/archive/105/24116/
References
1. Strategii innovacionnogo razvitiya Rossii do 2020 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r.
2. Gus'kova E.A. Problemy duhovno-nravstvennogo vospitaniya molodezhi shkol'nogo vozrasta. Molodoj uchenyj. 2014; № 20: 572 - 574. Available at: https://moluch.ru/ archive/79/13730/
3. Levickaya L.V., Smirnova M.V., Safronova E.P. Psihologicheskaya ocenka sklonnosti vospitannikov specializirovannyh uchrezhdenij g. Vladimira k otklonyayuschemusya povedeniyu v podrostkovom vozraste. Molodoj uchenyj. 2016; № 1: 726 - 728. Available at: https://moluch.ru/archive/105/24116/
Статья поступила в редакцию 28.11.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10088
Kosheva D.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
CREATING PEDAGOGICAL ACTIVITIES TO INCREASE MATHEMATICAL LITERACY OF STUDENTS OF PHYSICAL AND MATHEMATICAL PROFILES OF THE DEPARTMENT. The article describes pedagogical activities for the shaping the level of mathematical literacy of junior students of pedagogical and engineering profiles: 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles): mathematics and computer science, physics and computer science, mathematics and physics; 03.01.04 Applied Mathematics; 03.09.03 Applied Informatics. In accordance with theoretical and practical research, the approach to building informational and pedagogical model of activity of a department (a structural unit of a university) includes the substantive components of subject modules: mathematics, physics, computer science, will be highlighted. The study of each module is based on a practical-task approach taking into account the shaping of knowledge, skills and abilities according to the training profile (according to the curriculum).
Key words: pedagogical design of educational process, mathematical literacy, mathematics, physics, computer science.
Д.П. Кошева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]