Опыт проведения выездных практических занятий по безопасности дорожного движения с курсантами образовательных организаций
МВД России
Статья посвящена раскрытию положительного опыта кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России в проведении выездных практических занятий. Авторы подчеркивают важность проведения выездных занятий в практическом обучении.
Ключевые слова: практическое обучение, ориентация на достижение конкретного конечного результата, принцип целесообразности, деятельность ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения, исследовательский метод.
V.M. Paly, Master of Law, Teacher of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79184379923;
A.A. Zatolokin, Teacher of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Experience of carrying out of exit practical employment of securing of safety of traffic with cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia
The article is devoted to disclosing of positive experience of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia in carrying out exit practical employment. The authors emphasize importance of carrying out of exit employment in practical training.
Key words: practical training, orientations to achievement of specific outcome, a principle of expediency, activity of SFRS on a safety of traffic, research method.
Палий Виталий Михайлович
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России (тел.: +79184379923)
Затолокин Александр Александрович
преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России _(e-mail: [email protected])
Практические методы обучения охватывают широкий диапазон различных форм организации учебного процесса, однако настоящая статья посвящена наиболее важной, на наш взгляд, форме практического обучения - выездным практическим занятиям.
Не вызывает сомнения тот факт, что теоретические знания, полученные обучающимися в ходе лекционных и семинарских занятий, наиболее эффективно закрепляются через практическую деятельность курсантов. Как отмечал в своих работах Адольф Дистерверг, особенно полезными являются идеи об активации учебной деятельности учащихся, способствующие усилению их самостоятельной работы [1, с. 19]. Выездные занятия проводятся профессорско-преподавательским составом
кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД (далее -кафедры) Краснодарского университета МВД России (далее - университета) не просто в обстановке, максимально приближенной к реальной, а путем полного погружения курсанта в правоприменительную деятельность подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения. Проведение занятий вне учебных аудиторий университета позволяет сверхэффективно добиться главной цели преподавательской деятельности - ориентации на достижение конкретного конечного результата любого занятия, а именно овладение учащимися определенными умениями и навыками.
Любой преподаватель может считать свою работу качественной, если учеником не просто
61
усвоен материал занятий, но и приобретены конкретные умения, в том числе и интеллектуальные [2, с. 169]. Выездные практические занятия позволяют применить полученные знания. Огромную роль в успешном проведении выездных занятий играет их мотивацион-ная основа, т.е. постоянный поиск ответа на вопрос, как вызвать у курсантов желание учиться, стимулировать их к совместной деятельности с практическим сотрудником.
Выездные занятия проводятся в соответствии с тематическими планами, а также исходя из принципа целесообразности, т.е. по темам, которые требуют общения обучающихся с участниками дорожного движения, с объектами правоприменительной деятельности подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, использования специальной техники подразделений ГИБДД, программного обеспечения, без знания которого невозможна дальнейшая служба молодых специалистов. В настоящее время методическая и техническая база кафедры позволяет проводить занятия по всем преподаваемым дисциплинам, среди которых организация деятельности ГИБДД; организация деятельности подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения; розыск транспортных средств; организация дорожного движения; техническая эксплуатация автотранспортных средств; автомобильная подготовка; повышение мастерства управления транспортными средствами; технический надзор и регистрационно-экзаменационная деятельность подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения; использование специальных учетов и автоматизированных информационных систем в деятельности подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения. В двух аудиториях кафедры установлено программное обеспечение, используемое подразделениями ГИБДД при оказании государственных услуг, в том числе при проведении регистрационных действий, принятии квалификационных экзаменов на право управления, информировании участников дорожного движения о наличии правонарушений, что играет огромную роль в будущей профессиональной компетенции сотрудников ГИБДД, занимающихся непосредственно предоставлением государственных услуг. Не надо быть специалистом в области безопасности дорожного движения, чтобы понимать, что в комплексе мер, нацеленных на улучшение экономического и социального уровня жизни современного общества, важное место занимает деятельность ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения, условием высокого уровня которого является квалифицированное ока-
зание государственных услуг со стороны специальных подразделений МВД России [3].
Практические занятия, проводимые в данных аудиториях, позволяют курсантам освоить широкий спектр государственных функций (услуг), предоставляемых в настоящее время МВД России в лице ГИБДД. В целях обучения курсантов практической езде, а также для повышения водительского мастерства кафедра располагает учебными автосимуляторами и транспортными средствами категории «В», что позволяет курсантам получать необходимые для инспектора ГИБДД навыки управления автомобилем. Учебные транспортные средства используются и при оформлении учебных ДТП на основе активных имитационных и ролевых действий. Одна из аудиторий кафедры оборудована макетом транспортного средства (двигатель, трансмиссия, ходовая часть) и стендами, позволяющим наглядно продемонстрировать техническое устройство легкового автомобиля.
Кроме имеющейся материально технической базы, на кафедре разработан проект учебного полигона по линии ГИБДД и ситуационного центра для проведения занятий с сотрудниками подразделений по охране общественного порядка.
Однако только выездные занятия позволяют в полной мере внедрять инновационные методы в учебный процесс. В числе методов, используемых преподавателями кафедры, важное место занимает исследовательский как один из наиболее важных, на наш взгляд; он может быть полностью реализован лишь при прямом включении обучаемого в практическую среду и самостоятельном поиске ответов на вопросы, возникающие в деятельности ГИБДД. Ни один стенд и ни одна обучающая программа не могут заменить общение инспектора и водителя, кроме того, необходима демонстрация тактических действий при контроле и надзоре за соблюдением требований в сфере безопасности дорожного движения. Ведь подчас возникают сложные ситуации на дорогах, и правильный исход сложной ситуации, предотвращение перехода сложной ситуации в критическую зависят от грамотных действий сотрудника ДПС ГИБДД. Стоит также отметить, что было бы неправильно осуществлять оценку эксплуатационных качеств автомобильных дорог в аудитории, т.к. для этого необходимо не только соответствующее инженерно-техническое измерительное оборудование, но и наличие различных дефектов автомобильного полотна.
Невозможно не уделить внимание и передовым информационным технологиям, используемым подразделениями ГИБДД. Одной из них является система МИАС (многопараметри-
62
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2013 • № 3 (21)
ческая информационно-аналитическая система), позволяющая прогнозировать и моделировать ситуации в области дорожного движения. Многопараметрическая информационно-аналитическая система способствует повышению уровня безопасности дорожного движения, а также помогает принять управленческие решения, направленные на выработку стратегии действий подразделений ГИБДД. С помощью МИАС проводится анализ дорожно-транспортной обстановки, учитываются показатели аварийности, параметры дорожного движения, создаются различные отчеты и проч. Ознакомление курсантов с работой в данной системе позволяет развить у обучающихся навыки анализа и прогнозирования дорожной обстановки, выявления пробелов в планировании мероприятий ГИБДД. В Краснодарском крае данная система функционирует в Центре автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД (далее -Центр). Работу Центра обслуживают 25 человек, обеспечивающих функционирование более 450 камер, работающих в автоматическом режиме [4]. В настоящий момент Центр занимается обработкой информации о поступающих с камер фиксации нарушениях, связанных со скоростным режимом и нарушением правил стоянки; рассматривается вопрос о включении краснодарского Центра в единую систему «Паутина», использование которой планируется несколькими ведомствами, в том числе ФСБ России и МВД России. В ходе проведения выездных занятий в Центре работа обучаемых осуществляется под руководством
1. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
2. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
3. Затолокин А.А. Предоставление государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
4. Актуальные проблемы науки и практики в деятельности ГИБДД: сб. материалов круглого стола (Краснодар, 18 мая 2012 г.) / редкол.: В.А. Джемелинский, О.В. Шкеля. Краснодар, 2012.
преподавателя при непосредственном контроле практического сотрудника ГИБДД. Курсанты активно участвуют в работе Центра, в том числе в качестве операторов программы «Пантера», в ходе занятий рассматриваются возможности информационных систем, специфика управления нарядами строевых подразделений ГИБДД с использованием системы спутникового наблюдения ГЛОНАСС, при этом курсантам прививаются навыки работы с теми программами, комплексами и техническими средствами, с которыми они столкнутся после выпуска из университета.
Профессорско-преподавательский состав активно использует в обучении выездные практические занятия и ввиду отсутствия возможности рассмотрения некоторых тем изучаемых дисциплин на базе университета. Кроме того, не возникает сомнения, что процесс обучения становится интересным и приобретает смысл для курсанта лишь в том случае, если позволяет ему проявлять творчество, давать критическую оценку фактам. Наиболее эффективно стимуляции самостоятельной деятельности обучаемых по овладению умениями и навыками способствуют выездные практические занятия. Помимо всего прочего, на наш взгляд, выездные занятия решают еще одну немаловажную задачу - поддерживают взаимосвязь науки и практики, не позволяют преподавателю терять связь с «землей».
Завершить статью хочется словами американского психолога, изобретателя и писателя Фредерика Берса: «Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто».
1. Pedagogy: textbook / I.F. Kharlamov. 4th ed., rev. and enl. M., 2007.
2. Krutetskiy V.A. Fundamentals of educational psychology. M., 1972.
3. Zatolokin A.A. Providing public services in the field of road safety by the Ministry of the Interior of Russia: auth. abstr. ... Master of Law. M., 2013.
4. Actual problems of science and practice in the activity of traffic police: proc. of the round table (Krasnodar, May 18, 2012) / ed. board: V.A. Djemelinskiy, O.V. Shkelia. Krasnodar, 2012.
63