ОПЫТ ПРОТИВОСТОЯНИЯ БЕЗРАБОТИЦЕ: ПРОФОБУЧЕНИЕ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)
Тип статьи: научная
Получено 19.01.2021 Одобрено 28.04.2021 Опубликовано 31.05.2021 DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.2.9
Для цитирования: Убушаева Б.Г., Цатхланова Т.Т., Буркутбаева Н.А. Опыт противостояния безработице: профобучение в регионе (на примере Республики Калмыкия) // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Том 17. №2. С. 252-262. DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.2.9
Б.Г. УБУШАЕВА1, Т.Т. ЦАТХЛАНОВА2, Н.А. БУРКУТБАЕВА2
1 ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» (109542, Россия, г. Москва, ул. Рязанский просп., 99)
2 ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» (358011, Россия, г. Элиста, 4 мкр., 19)
Аннотация
Объективные перемены в отечественной экономике дают достаточно оснований для осознания органами государственной власти важности не только профессионального обучения лиц наёмного труда, но их переподготовки, переобучения. Так, повсеместное внедрение информационных технологий во все отрасли народного хозяйства требует наличия на рынке труда специалистов с высоким уровнем знаний, опытом работы и новыми компетенциями. Отсутствие единой модели обучения для исследуемой категории лиц привело к тому, что на рынке труда регионов возникли трудности хронического характера. Поэтому в системе обучения безработных граждан и социально-уязвимых категорий лиц (родители, находящиеся в декретном отпуске, инвалиды, лица предпенсионного возраста) должны появляться новые методы, технологии и инструменты, которые более эффективны по сравнению с теми, что реализовывались ранее.
Ключевые слова: рынок труда, органы государственной власти, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование, безработные, социально-уязвимые категории лиц, центры занятости населения, хозяйствующие субъекты
Введение
Трансформация рынка труда - это существенная перестройка модели организаций, которая приводит к новым формам трудоустройства и требует развития новых компетенций наёмных сотрудников. С начала 2020 г. в экономике произошли существенные изменения: спад производства, стагнация в отдельных отраслях, переход на четырехдневную работу вместо пятидневной, сокращение заработной платы и др. Все эти факторы мотивируют организации проводить оптимизацию (реинжиниринг) внутренних процессов, сокращать штат путем увольнения работников с меньшей квалификацией, не готовых постоянно обучаться, а также работников предпенсионного возраста. Это, в свою очередь, приводит к росту безработицы и напряженности на рынке труда, увеличению доли населения, живущего за чертой бедности и усилению социально-негативных процессов в обществе.
В текущих условиях важно развивать организационно-правовые инструменты для регулирования безработицы: анализ и постоянный контроль ситуации на рынке труда; оперативные изменения в законодательно-правовой и налоговой базах; применение новых инструментов - профессиональная ориентация, тестирование лиц, желающих получить работу, профессиональное обучение и адаптация, опережающее переобучение, развитие предпринимательства для самозанятых людей и др. Выше перечисленные методы позволят стимулировать развитие регионального рынка труда.
Изменения в экономике, а также проводимые Правительством РФ реформы (национальные и федеральные проекты) в социально-трудовой
сфере привели к позитивным сдвигам. Однако исторические корни ограничения миссии государства в сфере трудовых отношений в основном социальной защитой наёмного труда (постановкой на учёт в получении статуса безработного, выплата пособий по безработице и др.) продолжает иметь место. Соглашаясь с этой практикой минимизации безработицы, наемный труд принимает правила «игры»: не обращает внимание на инструменты, которыми владеют государственные учреждения, призванные решать задачи с трудоустройством и повышением конкурентоспособности рабочей сила. Такая практика подкрепляется моделью, когда центры занятости населения (ЦЗН) депрессивных регионов хронометрируются учётчиками безработного населения.
В то же время господствует в равной степени «непродуктивная идеология» - убеждение, что наёмный труд может сам выйти из тяжелого процесса безработицы. Или что безработные, так или иначе, сами виноваты в том, что стали членами резервной армии труда. При этом считается, что «во всём виновато государство», следствием чего стала распространённая практика и неправильное понимание решения проблемы безработицы [11: 99].
Истина, как считается, находится между двумя крайностями. На основе научно-практических сведений, обратимся к противоречиям регионального хозяйствования, которое позволяет сформировать понимание действенных методов по предотвращению безработицы через профессиональное обучение и переподготовку, повышение квалификации граждан (в том числе и предпенсионного возраста); помощи подросткам
и выпускникам учреждений среднего профессионального образования, инвалидам, многодетным родителям [9: 379].
Объектом исследования, результаты которого представлены в настоящей статье, являются безработные граждане и социально уязвимые категории лиц (родители находящиеся в декретном отпуске, инвалиды, лица предпенсионного возраста). Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, возникающие в связи с появлением и развитием безработицы социально уязвимых категорий лиц, а также предпринимаемые меры борьбы с безработицей в регионах страны.
Цель исследования состоит в исследовании Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также его роли в решении проблем на рынке труда Республики Калмыкия на основе профессионального обучения безработных и социально уязвимых категорий лиц (родители, находящиеся в декретном отпуске, инвалиды, лица предпенсионного возраста).
Гипотеза исследования состоит в том, что реализация Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обнажила основные проблемы, носящие хронический характер при профессиональном обучении безработных и социально уязвимых категорий лиц (родители, находящиеся в декретном отпуске, инвалиды, лица предпенсионного возраста). В результате исследования проблемы были разработаны рекомендации для их решения на рынке труда Республики Калмыкия.
Тема данной статьи является многоаспектной и с разных сторон была рассмотрена отечественными авторами. Проблематике профессионального обучения безработных и социально уязвимых категорий лиц посвящены работы многих авторов [5: 51-60; 7: 35-42].
На протяжении долгого времени (с 90-х г. и по настоящее время) осуществлён серьёзный научный задел в отношении значимости профессионального обучения в борьбе с безработицей [1: 79-84; 4: 42-56]. Однако научных публикаций, посвящённых влиянию результатов реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в контексте конкретного субъекта РФ (Республики Калмыкия) практически нет [2: 9-24; 8: 28-35].
1. Основные теоретические
и методологические положения
исследования
В Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации 15.01.2020 г. Президент страны В.В. Путин отмечал, что: «люди хотят развития и сами стремятся двигаться вперёд в профессии, знаниях, в достижении благополучия, готовы брать на себя ответственность за конкретные дела. Зачастую они лучше знают, что, почему и как надо менять там, где они живут, работают, - в городах, районах, сёлах, по всей стране»1.
Реализуемые государством мероприятия по повышению уровня занятости, конкурентоспособности трудовых ресурсов и сокращению безработицы на основе выработки единых рекомендаций, методов и механизмов охватывают в основном федеральный масштаб. В то же время за субъектами федерации остаётся право самостоятельной их реализации с учётом экономических, политических, социально-культурных и географических особенностей. Это означает, что в регионах России осуществляются как общие, так и особенные (специфичные) подходы и методы реализации государственной политики по сокращению безработицы [6: 35-36].
2. Использованные данные и методы
работы с ними
Республика Калмыкия на протяжении длительного периода входит в число субъектов Российской Федерации с самым высоким уровнем безработицы. В настоящее время по данным Госкомстата РФ: численность рабочей силы в республике составляет - 134,8 тыс. чел., (60,7 %) тыс. чел., занятых в отраслях экономики - 122,3 тыс. чел. (56,6 %), безработных - 12,5 тыс. чел. (9,2 %)2. При этом степень определения скрытой безработицы в исследуемом субъекте РФ по экспертным данным составляет порядка 2530 % [8: 1].
Факторы, которые способствуют проявлению безработицы на рынке труда Республики Калмыкия, на наш взгляд, следующие:
■ низкая оплата труда в сельскохозяйственном производстве (основная отрасль Республики Калмыкии традиционно считается аграрной), что приводит к снижению спроса на рабочую силу в этих сферах;
1 Путин В.В. Ежегодное послание Президента РФ к Федеральному Собранию 15.01.2020 г. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/messages/62582 (дата обращения: 5.10.2020).
2 Занятость и безработица в Республике Калмыкия за декабрь 2020 г. - феврале 2021 г. (по итогам обследования рабочей силы) Стат. инф. /Росстат. M.: Федеральная служба государственной статистики, 2020. № 1 c. URL: https://astrastat. gks.ru/folder/41474?print=1
■ сезонные изменения на производстве в отдельных отраслях экономики также приводят к оттоку рабочей силы;
■ внедрение информационных и цифровых технологий, обусловленных развитием технологического прогресса в производственных и сельскохозяйственных областях. Сегодня на многих предприятиях, организациях внедряется новое, современное оборудование. Сравнивая технологический уровень предприятий сегодня и 10-15 лет назад, можно проследить, что появление новейших технологий неизбежно приводит к оптимизации производственных процессов и сокращению потребности в рабочей силе, что влечет за собой перераспределение работников на рынке труда и, как следствие, необходимость их обучения новым профессиям;
■ экономический фактор. В условиях экономической нестабильности, спада производства работники вынужденно попадают под сокращение, в связи с чем происходят массовые увольнения трудовых ресурсов;
■ рост численности трудоспособного населения, в том числе за счет увеличения срока выхода на пенсию по старости.
Профессиональное обучение безработных граждан, их переподготовка на базе ЦЗН - ключевое направление в повышении конкурентоспособности отечественной рабочей силы. ЦЗН в настоящее время принимают активное участие в реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»3. Данный формат является ноу-хау в деятельности центров занятости Республики Калмыкия. В то же время на протяжении длительного времени ЦЗН муниципальных образований названного субъекта федерации постоянно проводят мониторинг и анализ востребованных экономикой профессий. При этом они учитывают, как ситуацию внутри региона, так и готовность безработных граждан приобрести новую или дополнительную профессию. Получить образование за счет учреждения могут не только безработные, но и граждане других категорий: инвалиды, пенсионеры, родители, находящиеся в декрете по уходу за ребенком до трёх лет. Их обучение предполагает направление ЦЗН, которое даёт право на финансирование за счёт средств федерального и регионального бюджетов.
3 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 5.12.2020)
3. Результаты исследования
Для того чтобы проанализировать влияние профессионального обучения на безработных и социально уязвимых категорий лиц (родители, находящиеся в декретном отпуске, инвалиды, лица предпенсионного возраста) рассмотрим структуру наиболее востребованных Т0П-10 профессий (специальностей) экономикой города Элисты и других муниципальных образований Республики Калмыкия по состоянию на 01.09.2020 по данным Министерства труда и социальной защиты Республики Калмыкия (таблица 1).
Как видим, в муниципальных образованиях Республики Калмыкия больше всего требуются продавцы-кассиры продовольственных товаров (130 чел.), разнорабочие (81 чел.), специалисты по выдаче займов (75 чел.). В г. Элиста эта потребность выражается соответствующими показателями: 60 чел. (46,1 % от всех вакансий), 74 чел. (56,9 %) и 75 чел. (100 % востребованности). Потребность продавцов-кассиров в сельских муниципальных образованиях обусловлена тем, что постоянную занятость могут предоставить только поселковые магазины. В столице республики палитра видов занятости более разнообразна. Для неё характерны хорошие условия труда, тогда как небольшие магазины, гипер- и супермаркеты города предоставляют более 12 часовой график работы со среднемесячной заработной платой 15-18 тыс. руб. Отсюда в последних наблюдается большая текучесть кадров и, следовательно, постоянный спрос на них.
В настоящее время в обследуемом субъекте РФ наблюдается высокая востребованность менеджеров по продажам, рекламе, младшего управленческого персонала. Иначе говоря, требуются специалисты, как правило, с высшим образованием, более высокой чем прежде мобильностью, обладающие специальными компетенциями в нескольких областях одновременно. Это позволяет им трудоустраиваться в более короткие сроки4. Спрос на строителей обусловлен двумя факторами: увеличением объёмов жилищного и производственного строительства в целях улучшения благосостояния граждан, развития аграрного сектора и увеличения трудовой мобильности (вахты) в другие субъекты федерации. Наряду с этим, в Элисте значительный спрос на специалистов по кредиту в Хоум кредит (47 вакансий), водителей
4 Постановление Правительства Республики Калмыкия «О внесении изменений в государственную программу Республики Калмыкия «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия», утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 декабря 2018 г. N 380 «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия на 2019-2024 годы» URL: https://docs.cntd.ru/ document/570714780?marker (дата обращения: 25.04.2021).
Таблица 1
Топ-10 востребованных профессий в 2020 г. в Республике Калмыкия*
Table 1
Top-10 Popular Professions in 2020 in The Republic of Kalmykia
Наименование профессии (должности) Кол-во вакантных рабочих мест, ед.
Продавец-кассир 130
Разнорабочий на стройку 81
Специалист по выдаче займов 75
Разнорабочий на севере 72
Разнорабочий строитель 61
Водитель с личным автомобилем 55
Водитель такси 53
Специалист по кредиту в банке 49
Специалист по кредиту в хоум кредит 47
Менеджер в интернет магазине 46
Швея 40
* Источник: составлено на основе Информационного портала «Калмыкия» URL: https://vkalmykii.com/ (дата обращения 12.01.2021 г.).
автомобиля (45 вакансий), швей (40 вакансий). В других муниципальных образованиях республики эти показатели ниже: 10 вакансий (меньше на 7,7 % от общей потребности) и 18 вакансий (45 % от общей потребности). Спрос на водителей обусловлен, например, появлением в последнее время занятия курьерством, в ходе которого доставляются заказы, т. к. многие предприятия общепита в период пандемии осуществляли обслуживание клиентов через интернет-доставку. В городе Элиста растет спрос на специалистов, которые обладают компетенциями в области швейно-дизайнерского дела, что связано с появлением в городе швейных мастерских и дизайнерских интернет-магазинов.
Таким образом, структура востребованных ТОП-10 профессий на рынке труда Элисты и муниципальных образований Республики Калмыкия служит своеобразным барометром при определении необходимого объёма подготовки специалистов.
В то же время необходимо отметить, что провайдеры образовательных услуг (функционируют 9 образовательных организаций среднего профессионального образования, в том числе 1 частное) Республики Калмыкия в основном ориентируются на общероссийские тренды подготовки кадров, такие как: электромонтёр по ремонту электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, младший ветеринарный фельдшер, автомеханик, специалист по обработке цифровых данных, мастер отделочных строительных работ, программист, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, специалист
швейного производства, мастер маникюра и педикюра, парикмахер и др.
По данным Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в 2019 году в рамках профессионального обучения по востребованным профессиям прошли обучение 400 человек. Из них: 128 жителей Элисты и 272 - жителей муниципальных образований региона на базе образовательных организаций и предприятий-работодателей (таблица 2).
Приведённые в таблице 2 сведения дают основания для вывода - профессиональное обучение востребовано безработными гражданами.
Рассмотрим реализацию проектов (программам) обучения (в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») на уровне Республики Калмыкия.
Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», как известно, предполагает, что субъекты федерации с 2020 года могут осуществлять мероприятия по переобучению, повышению квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности их труда. В первую очередь программой предусмотрено опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (например, при установлении режима неполного рабочего дня, предоставления отпусков без сохранения заработной платы).
С данной целью Минтруд России определил для некоторых субъектов «персональные» кон-
Таблица 2
Сведения об обучении (профобучении и дополнительном профобразовании) безработных в рамках реализации государственных проектов (программ)*
Table 2
Information about the Training (Vocational Training and Additional Vocational Education) of the Unemployed in the Framework of the Implementation of State Projects (Programs)
Показатели ЦЗН г. Элиста ЦЗН муниципальных образований РК Разница (+ больше, - меньше)
Направлено безработных граждан (всего) 128 чел. 272 чел. + 144 чел.
Завершили обучение 128 чел. 272 чел. -
Получили первоначальную подготовку 28% 24% +4%
Прошли переподготовку 11% 23% -12%
Повысили квалификацию 61% 53% +8%
*Источник: составлено на основе информационного портала Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия URL: http://minsoc.kalmregion.ru/ (дата обращения 12.01.2021 г.).
трольные показатели, исходя из численности и объёма средств на обучение (таблица 3). К сожалению, в этот перечень Республика Калмыкия по неизвестной для авторов информации не вошла, поэтому для примера рассмотрим субъекты, которые во многом напоминают своим рынком труда Республику Калмыкия.
Сравнивая показатели таблицы 3 можно сделать следующие выводы: численность обучаемых работников за период 2020-2022 годы практически одинаковая. Общий объём необходимых средств по программам переобучения и повышения квалификации, за весь период определён соответственно 54 006,3 тыс. руб. (Ставропольский край) и 54 603,4 тыс. руб. (Волгоградская область), при этом Волгоградской области выделено средств на 1,1 % больше. Такое распределение обусловлено разной стоимостью образовательных услуг по востребованным профессиям (специальностям) в субъектах федерации.
Данные Министерства труда и социального развития РФ подтверждают, что федеральный уровень заинтересован в реализации данной программы. Тем более, что он позволил названным регионам использовать минимальный принцип софинансирования. Так, на основе приведённых сведений по двум субъектам страны, сопоставив их с соответствующими региональными бюджетами на 2020 г., легко определяем, что доля затрат на обучение составляет соответственно 1 % и 2 %.
Таким образом, имеются основания для вывода о том, что Правительство РФ осуществляет конструктивные действия, которые способствуют усилению компетенций на рынке труда наемного
труда. Итоги обучения по этой программе можно будет проанализировать в 2021 году, но уже сейчас понятно их позитивное наполнение. В данной связи авторы уверены, что Республика Калмыкия в дальнейшем, безусловно, будет также принимать активное участие в подпрограммах национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».
Национальный проект «Демография», рассчитанный на период 2019-2024 годов, осуществляется по двум направлениям из пяти. Проанализируем реализацию проектов на примере города Элиста и других муниципальных образованиях Республики Калмыкия.
1. Программа «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет».
Основные направления данного проекта (программы) представлены в таблице 4.
Осуществление данного проекта ведётся под патронажем Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, который разрабатывает набор направлений обучения в соответствии со спросом хозяйствующих субъектов региона. На основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» образовательные учреждения Республики Калмыкия осуществляют обучения женщин, которые входят в обязательные условия данного проекта (программы), а именно: парикмахер, специалист по маникюру, повар, швея, воспитатель, специалист по ЭВМ.
Таблица 3
Численность обучающихся и объём средств на их обучение в ходе реализации нацпроекта*
Table 3
The Number of Students and The Amount of Funds for Their Training During The Implementation
of The National Project
Показатели Субъекты с )едерации
Ставропольский край Волгоградская область
2020 г. 2021 г. 2022 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Численность участников, чел. 310 273 220 273 230 315
Предельный уровень софинанси- 0,99 0,99 0,99 0,98 0,98 0,98
рования
Общий объём средств, необходи- 20875,8 18315,5 14815,1 18207,2 15131,2 21265
мых на реализацию мероприятий на год, тыс. руб.
Предусмотренный объём средств субсидии из федерального бюдже- 20667,0 18130,4 14669,9 17843,1 14818,8 14001,4
та на год, тыс. руб.
Объём средств регионального бюджета, на год, тыс. руб. 208,8 183,1 148,2 364,1 302,4 425,3
* Источник: составлено на основе информационного портала Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации URL: https://mintrud.gov.ru/ (дата обращения 20.01.2021 г.).
Таблица 4
Основные требования к участникам проекта (программы) «Содействие занятости женщин -создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет»*
Table 4
The Main Requirements for the Participants of The Project (Program) «Promotion of Women's Employment -Creating Conditions for Preschool Education for Children Under The Age of 3 Years»
Участники программы Критерии (требования)
1. Женщины, имеющие ребенка в возрасте до 3-х лет, а также находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; 2. Женщины, имеющие детей дошкольного возраста (до 7-ми лет), а также не работающие женщины, имеющие детей дошкольного возраста Готовность и возможность женщины после получения ПО (профессиональное образование) или ДПО (дополнительное профессиональное образование) начать осуществлять трудовую деятельность в соответствии с полученными компетенциями
* Источник: составлено на основе информационного портала Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации URL: https://mintrud.gov.ru/ (дата обращения 20.01.2021 г.).
Так, за период с 2013 года по 2020 год в Республике Калмыкия по данному проекту (программе) обучены 153 женщин, в том числе в течение 2013 года - 10 чел., 2014 года - 23 чел., 2015 года -20 чел., 2016 года - 20 чел., 2017 года - 20 чел., 2018 года - 20 чел., 2019 года - 20 чел., 2020 года -20 чел. (план)5. В отношении трудоустройства
5 Постановление Правительства Республики Калмы-
кия «О внесении изменений в государственную программу Республики Калмыкия «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия», утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 декабря 2018 г. N 380 «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия на 2019-2024 годы» URL: https://docs.cntd. ru/document/570714780?marker (дата обращения: 25.04.2021).
женщин, прошедших обучение в рамках программы «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет», центры занятости данную информацию, к сожалению, не публикуют.
Практика подтверждает, что существенным спросом со стороны женщин пользуются профессии, которые многим позволяют найти себя в бизнес-пространстве в качестве статуса самозанятого, индивидуального предпринимателя или где возможность трудоустройства не вызывает серьёзных трудностей.
Слабой стороной данного проекта является то, что органы власти практически не информи-
руют женское население о возможности бесплатного обучения в учебных заведениях партнеров, так и учебных баз Центра занятости в рамках программы «Содействие занятости женщин -создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет». Решение этой проблемы, автору видится через подключение в этот процесс СМИ (телевидения и радио) Республики Калмыкия, популярных мессенджеров («Одноклассники», «В контакте», «Фейсбук», «Тик Ток», «Инстаграм»), а также размещение рекламных плакатов в общественных местах (автобусные остановки, автовокзал), социальных учреждениях региона (поликлиники, детские сады).
2. Программа «Старшее поколение» осуществляется в общем ключе национального проекта «Демография». Основная целевая аудитория этой программы - лица, которые в связи с увеличением пенсионного возраста (для женщин - 60 лет, для мужчин - 65 лет) вынуждены продолжать трудовую деятельность. На основе этой программы Центры занятости изучаемого региона оказывают поддержку лицам 50+ и старше в контексте получения новой профессии или обновление (ребрэн-динг) имеющихся знаний и опыта (таблица 5).
Участники данной программы получают следующие преференции на рынке труда среди лиц 50+ и старше: приобретение новой профессии; прогрессивные изменения в профессиональных компетенциях; возможность продолжать трудовую деятельность, и не менее важный аспект, это получение существенной заботы со стороны государства лицам предпенсионного возраста.
По данным Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия за период с 2014 года по 2020 год всего обучено 33 человека6.
Дополнительное образование граждан предпенсионного возраста в республике показывает, что большим спросом с их стороны пользуются профессии, которые позволят им трудоустроиться. Так, для мужчин это занятия охранника и слесаря (по различным специализациям). Женщины обучались профессиям, которые связаны со сферой услуг, такие как парикмахер, специалист по маникюру, массажу и др. Кроме того, выбор данных профессий связан с определенными трудностями, с которыми сталкиваются лица предпенсионного возраста в процессе обучения, а именно:
6 Постановление Правительства Республики Калмыкия «О внесении изменений в государственную программу Республики Калмыкия «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия», утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 декабря 2018 г. N 380 «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия на 2019-2024 годы» URL: https://docs.cntd. ru/document/570714780?marker (дата обращения: 25.04.2021).
освоение электронно-информационных гадже-тов и дистанционных программ. Поэтому необходимо максимально привлекать Центры занятости хозяйствующих субъектов региона к реализации этой программы в рамках социального наставничества. Это позволит гражданам предпенсионного возраста получать смежную профессию, приобретать компетенции, которые позволят им успешнее конкурировать на рынке труда7.
Кроме отмеченного, Центры занятости Республики Калмыкия реализуют также иные значимые федеральные и региональные проекты, которые оказывают благоприятное воздействие на лиц наёмного труда. Рассмотрим некоторые из них:
- «Обучение и трудоустройство инвалидов». На конец 2018 года в регионе проживает 24,2 тыс. инвалидов, или 8,7 % населения республики, из них 41,3 % составляют инвалиды трудоспособного возраста, и 23,1 % - это работающие инвали-ды8. Центры занятости Республики Калмыкия для данных лиц проводят масштабные мероприятия, которые выражаются в профессиональном обучении, трудоустройстве, профориентационной работе и организации общественных работ. Так, в течение 2017-2019 гг. профессиональное обучение прошли порядка 100 чел., по таким профессиям, как системный администратор, сметчик, кассир, парикмахер, кулинар, повар широкого профиля и др. Уровень трудоустройства инвалидов посредством центров занятости в Республике Калмыкия составляет 34,8 %9.
Из-за существующих официальных требований (ограничений) относительно инвалидов, работодатели неохотно берут их на работу, что снижает их конкурентоспособность на рынке труда среди общего числа претендентов. Поэтому, на наш взгляд, можно рекомендовать Министерству социального развития, труда и занятости региона систематически инициировать и осуществлять
7 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» URL: https: yandex. ru/search/?lr=10718&text =%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B 3%D0%B8%D1%8F%20 %D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81% (дата обращения: 5.12.2020)
8 Паспорт национального проекта (программы) «Производительность труда и поддержка занятости» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/35 (дата обращения: 25.04.2021).
9 Постановление Правительства Республики Калмы-
кия «О внесении изменений в государственную программу Республики Калмыкия «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия», утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 декабря 2018 г. N 380 «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия на 2019-2024 годы» URL: https://docs.cntd. ru/document/570714780?marker (дата обращения: 25.04.2021).
Таблица 5
Основные требования к участникам проекта (программы) «Старшее поколение»*
Table 5
Basic Requirements For The Participants of The Project (Program) «Older Generation»
Участники программы Критерии (требования)
Граждане, которые через 5 лет вступят в пенсионный возраст, в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 03.10.2018г. №350-ФЗ (с учётом переходного периода). К ним отнесены: - женщины, родившиеся в период с 1964 года по 1968 год; - мужчины, родившиеся в период с 1959 года по 1963 год. - подтверждающая справка (выписка) с базы Пенсионного фонда о включении в статус гражданина предпенсионного возраста - дипломы о среднем профессиональном или высшем образовании у граждан.
* Источник: составлено на основе информационного портала Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации URL: https://mintrud.gov.ru/ (дата обращения 20.01.2021 г.)
целевые программы по трудоустройству инвалидов. Например, в Новосибирской области центр занятости населения Болотнинского района реализует программу «Успешный старт» по трудоустройству инвалидов на предприятия общепита данного муниципального образования. Осуществление этого проекта позволяет ежегодно заключать 5 договоров по трудоустройству инвалидов в названой территории10.
- «Содействие самозанятости, развитию малого предпринимательства безработных граждан». Реализация этой программы дает широкие возможности для субъектов наёмного труда депрессивного региона. Центры занятости при этом придерживаются следующих требований (таблица 6).
На основании республиканского документа «О государственной программе № 380 «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия на 2013-2020 годы» (с изменениями на 31 октября 2018 года)» единовременная финансовая помощь (ЕФП) выделяется на конкурсной основе.
Граждане, получившие статус безработного, проходят тестирование и собеседование по готовности и определению способностей по организации и ведению бизнеса. Центры занятости населения Республики Калмыкия для закрепления стимулов по организации и ведению предпринимательской деятельности отправляют безработных на курсы, организуемые учебными заведениями региона, а именно: «Как вести бухгалтерскую отчетность в ИП», «Ты сможешь», «Как получить помощь от государства для ИП». Всего благодаря
10 Постановление Правительства Республики Калмыкия «О внесении изменений в государственную программу Республики Калмыкия «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия», утверждённая постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 декабря 2018 г. N 380 «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия на 2019-2024 годы» URL: https://docs.cntd. ru/document/570714780?marker (дата обращения: 25.04.2021).
названной программе в ней участвовало 120 человек11.
Безработные получили помощь в разработке бизнес-планов, юридического и финансового характера. В 2018-2020 гг. на основании конкурсного отбора и обучения ЕПФ получили 6 человек, которые зарегистрировались как индивидуальные предприниматели и начали деятельность в сфере оказания услуг юридического, косметоло-га-эстетического характера, питания. Отметим, что в последнее время жители Республики Калмыкия стали активнее в развитии самозанятости, поэтому власти республики совместно с центрами занятости населения региона осуществляют различные мероприятия, которые стимулируют самозанятость, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства.
4. Выводы
Резюмируя сложившуюся практику повышения конкурентоспособности наёмного труда центрами занятости населения Республики Калмыкия посредством реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года, следует выделить ряд проблем следующего характера:
■ образовательно-методические. К ним, например, можно отнести нормативный план Министерства труда и социальной защиты РФ по «Приоритетным профессиям (специальностям)», который должны реализовать центры занятости населения регионов посредством профобучения
11 Постановление Правительства Республики Калмыкия «О внесении изменений в государственную программу Республики Калмыкия «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия», утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 декабря 2018 г. N 380 «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия на 2019-2024 годы» URL: https://docs.cntd. ru/document/570714780?marker (дата обращения: 25.04.2021).
Таблица 6
Основные требования к участникам проекта (программы) «Содействие самозанятости, развитию малого предпринимательства безработных граждан»
Table 6
The Main Requirements for The Participants of The Project (Program) «Promotion of Self-Employment, Small Business Development of Unemployed Citizens»
Участники программы Критерии (требования)
Безработные граждане и (или) граждане, признанные в установленном порядке безработными, прошедшие профессиональное обучение или получившие дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости. - Разработка и защита безработным гражданином бизнес-плана; - заключение о предоставлении государственной услуги, содержащее рекомендации о государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства; - предоставление безработному единовременной финансовой помощи (ЕФП) на возмещение затрат при подготовке документов (например, на оплату госпошлины, на приобретение бланков и изготовление печатей). ЕФП безработному предоставляется один раз. - гражданин должен осуществлять предпринимательскую деятельность не менее года.
* Источник: составлено на основе информационного портала Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации URL: https://mintrud.gov.ru/ (дата обращения 20.01.2021 г.)
и дополнительного профобразования безработных граждан. Практика показывает, что этот план не обладает гибкостью, формируется без учёта конъюнктурных колебаний рынка труда, а это в итоге приводит к некой «профанации» данного эффективного инструмента реализуемого посредством центров занятости населения [7: 187];
■ законодательно-финансовые. Присутствие в практике центров занятости Республики Калмыкия квотной системы по профобучению и дополнительному профобразованию безработных граждан создают сложности в расширении перечня обучения по востребованным профессиям (специальностям). Это приводит к тому, что расширение количества желающих обучиться по востребованной профессии представляется невозможным в силу того, что в каждой образовательной программе отдельные статьи. Поэтому в целях сохранения бюджетного финансирования и выполнения плана по обучению безработных граждан центры занятости населения обучают некоторым профессиям, которые реально не отвечают потребностям экономики;
■ отсутствие мотивации у хозяйствующих субъектов в трудоустройстве инвалидов, прошедших обучение. Основой этой тенденцией являются высокие требования со стороны государственных органов власти о создании определенных условий для инвалидов, осуществляющих трудовую деятельность, а также обязательные социальные преференции в виде дополнительного отпуска, сокращенного рабочего дня;
■ слабое информационно-просветительское оповещение безработных граждан о возможности получить профессию (специальность) за счет
бесплатного обучения по региональным и национальным проектам (в т. ч. при банкротстве предприятия или запланированное сокращение работающих) [16: 778];
В целях повышения эффективности работы ЦЗН Республики Калмыкия в сфере работы с безработными гражданами целесообразны, на наш взгляд, следующие меры:
■ адаптация опыта других субъектов РФ (например, Ставропольского края, Волгоградской области и др.), применение их опыта в части обучения по востребованным рабочим профессиям, а также в сфере развития самозанятости и предпринимательства среди безработных граждан;
■ предложить Правительству Республики Калмыкия совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ инициировать изменения в законодательных и нормативно-правовых актах, которые позволят самостоятельно производить постатейное перераспределение бюджетных средств в области обучения безработных, исходя из конъюнктурных колебаний регионального рынка труда. Это позволит расширить палитру образовательных программ для безработных граждан региона. Для мониторинга востребованных профессий в экономике региона следует привлечь студентов 3-4 курсов по направлению «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом» Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, которые на практике смогут реализовать компетенции, полученные в процессе образовательного процесса;
■ доработать и дополнить нормативно-правовые акты Республики Калмыкия по вопросу разви-
тия субсидиарных возмещений расходов на выплату заработной платы в размере 50 % предприятиям, в которых трудоустроены инвалиды. В случае появления данного механизма трёхстороннего взаимодействия (органы власти субъекта федерации, предприятие и инвалиды), многие хозяйствующие субъекты Республики Калмыкия сами будут заинтересованы привлекать на свои предприятия инвалидов.
■ Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия профинансировать мероприятия по информационной актуа-
лизации центров занятости населения муниципальных образований. Мониторинг деятельности последних подтверждает, что ни один из них не имеет своего сайта в сети Интернет. Кроме того, важно на регулярной основе посредством региональных СМИ и на платформе популярных социальных сетей проводить информационно-консультационные кампании об образовательных программах, реализуемых центрами занятости населения Республики Калмыкия.
Список литературы
1. Антаева Л.Г., Курникова М.В. Цели и методы региональной политики занятости (на примере Самарской области) // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 79-84.
2. Бобков В.Н., Бобков Н.В. Неформальная занятость: идентификация и векторы преобразования. Дискурс на 14-ой ежегодной Международной конференции Европейской сети мониторинга регионального и местного рынка труда (EN RLMM) (г. Москва, 3-4 октября 2019 г.) // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Том 15. №4 (214). С. 9-20. DOI: 10.24411/1999-9836-2019-10078
3. Гимпельсон В. Е. Возраст и заработная плата: стилизованные факты и российские особенности // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2019. Том 23. № 2. С. 185-233. DOI: 10.17323/1813-8691-2019-23-2-185-237
4. Локтюхина Н. В., Черных Е. А. Качество трудовой жизни удалённых работников: методологические подходы и первые оценки по ЕС и России // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Том 17. № 1. С. 42-56. DOI: 10.19181/ lsprr.2021.17.1.4
5. Мацкуляк И.Д. Российский и международный контуры неустойчивой занятости // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Том 16. №1 (16). С. 51-60. DOI: 10.19181/lsprr.2020.16.1.5
6. Мацкуляк И.Д. Политико-экономическая природа рыночных отношений. М.: КНОРУС, 2020. 442 с. ISBN: 978-5-406-01187-4
7. Токсанбаева М.С. Масштабы, факторы и мотивы мобильности и стабильности на рынке труда // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Том 15. №2 (212). С. 35-42. DOI: 10.24411/1999-9836-2019-10062
8. Цатхланова Т. Т., Эвиева Б. Э., Самаева Е. В., Эрдниева Э. В., Намысов С. В., Эрендженова Д.Б. Трудовой потенциал Республики Калмыкия: проблемы и перспективы. Элиста.: Издательство: Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, 2018. 100 с. ISBN: 978-5-91458-260-6
9. LayardR., Nickell S., Jackman R. Unemployment: Macroeconomic Performance and the Labour Market. Oxford: Oxford University Press, 2005. 375 p. ISBN: 0199279160 (hbk.)
10. Pager D. Western B. Bonikowski B. Discrimination in a low-wage labor market: A field experiment // American sociological review, 2009. Vol. 74. No. 5. P. 777-799. DOI: 10.1177/000312240907400505
11. Sahnoun M., Abdennadher C. Labor market institutions and performance economic within trial labor market models: flexibility, rigidity, and flexicurity // Review of black political economy, 2019. Vol. 46. No. 2. P. 99-129. DOI: 10.1177/0034644619850179
Заявленный вклад авторов:
Убушаева Б.Г. - постановка проблемы, разработка концепции статьи, сбор, обработка и анализ данных, анализ результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Цатхланова Т.Т. - критический анализ литературы, табличное представление данных, анализ результатов исследования. Буркутбаева Н.А. - критический анализ литературы, табличное представление данных, анализ результатов исследования.
Сведения об авторах:
Байрта Григорьевна Убушаева - к.э.н., доцент, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление», Государственный университет управления (109542, Россия, г. Москва, ул. Рязанский просп., 99) E-mail [email protected] elibrary Author_id 367897
ORCID https://orcid.org/0000-0001-8432-6873 ResearcherID D-2031-2019
Тамара Тавиновна Цатхланова - д.э.н., профессор кафедры «Экономики и управления на предприятии», Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова (358011, Россия, г. Элиста, 4 мкр., 19) E-mail [email protected] elibrary Author_id 469182 ORCID https://orcid.org/0000-0003-0084-1056 ResearcherID AAD-9519-2019
Намина Александровна Буркутбаева - к.э.н., доцент кафедры «Экономики и управления на предприятии», Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова (358011, Россия, г. Элиста, 4 мкр., 19) E-mail [email protected] elibrary Author_id 922000 ORCID https://orcid.org/0000-0002-7429-449X ResearcherID AAM-9425-2021
THE EXPERIENCE OF CONFRONTING UNEMPLOYMENT: VOCATIONAL TRAINING IN THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA)
RAR (Research Article)
Resieved: 19.01.2021 Accepted: 28.04.2021 Published: 31.05.2021 DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.2.9
For citation: Ubushaeva B.G., Tsatkhlanova II, Burkutbaeva N.A. The experience of confronting unemployment: vocational training in the region (on the example of the republic of Kalmykia). Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2021. Vol. 17. No.2. P. 252-262. DOI: 10.19181/ lsprr.2021.17.2.9
BAYRTA G. UBUSHAEVA1, TAMARA T. TSATKHLANOVA2, NAMINA A. BURKUTBAEVA2
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education State University of management, Moscow (109542, Russia, Moscow, Ryazan ave., 99)
2 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov» (358011, Russia, Elista, 4 mkr., 19)
Abstract
Objective changes in the national economy provide sufficient grounds for state authorities to realize the importance of not only professional training of employees but also their retraining and further education. Thus, the widespread introduction of information and electronic technologies in all branches of the national economy systematically requires the availability of specialists with a high level of knowledge, experience, and new competencies in the labour market. Long-term neglect in the development of a uniform model in the training system of the studied categories of individuals has led to the fact that the labour market of regions, including municipalities, has experienced difficulties of a chronic nature. Therefore, the system of training unemployed citizens and socially vulnerable categories of people (parents who are on maternity leave, disabled people, people of pre-retirement age) should have new methods, technologies, and tools that are more effective than those that were.
Keywords: labour market, public authorities, vocational training, additional vocational education, unemployed, socially vulnerable categories of persons, employment centers, economic entities
References
1. Antaeva L.G., Kournikova M.V. Goals and methods of regional employment policy (on the example of the Samara region). Innovative economy: prospects for development and improvement. 2019. No. 1 (35). P. 79-84 (In Russ.).
2. Bobkov V.N., Bobkov N.V. Informal employment: identification and transformation vectors. Discourse at the 14th annual International Conference of the European Network for Monitoring the Regional and Local Labor Market (EN RLMM) (Moscow, October 3-4, 2019). Living standards of the population of the regions of Russia. 2019. Vol. 15 No. 4 (214). P. 9-20. DOI: 10.24411/19999836-2019-10078 (In Russ.).
3. Gimpelson V.E. Age and salary: stylized facts and Russian features. Economic journal of the Higher School of Economics. 2019. Vol. 23. No. 2. P. 185-233. DOI: 10.17323/1813-8691-2019-23-2-185-237 (In Russ.).
4. Loktyukhina N.V., Chernykh E.A. Quality of working life of remote workers: methodological approaches and first estimates for the EU and Russia. Living standards of the population of the regions of Russia. 2021. Vol. 17. № 1. P. 42-56. DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.1.4 (In Russ.).
5. Mackulyak I.D. Russian and international contours of unstable employment. Living standards of the population of the regions of Russia. 2020. Vol. 16 No. 1 (16). P. 51-60. DOI: 10.19181/lsprr.2020.16.1.5 (In Russ.).
6. Mackulyak I.D. Politiko-ekonomicheskaya priroda rynochnyh otnoshenij [The political and economic nature of market relations: monograph]. Moscow: KNORUS. 2020. 442 p. ISBN: 978-5-406-01187-4 (In Russ.).
7. Toksanbaeva M.S. The scale, factors and motives of mobility and stability in the labor market. Living standards of the population of the regions of Russia. 2019. Vol. 15. No. 2 (212). P. 35-42. DOI: 10.24411/1999-9836-2019-10062 (In Russ.)
8. Tsathlanova T.T., Evieva B.E., Samaev E.V., Erdnieva E.V., Namysov S.V., Erendzhenova D.B. Trudovoj potential Respubliki Kalmykiya: problemy i perspektivy [Labor potential of the Republic of Kalmykia: problems and prospects: monograph]. Elista: Publishing house: Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 2018. 100 p. ISBN: 978-5-91458-260-6 (In Russ.)
9. Layard R., Nickell S., Jackman R. Unemployment: Macroeconomic Performance and the Labour Market. Oxford: Oxford University Press. 2005. P. 375 ISBN 0199279160 (hbk.)
10. Pager D. Western B. Bonikowski B. Discrimination in a low-wage labor market: A field experiment. American sociological review. 2009. Vol. 74. No. 5. P. 777-799. DOI: 10.1177/000312240907400505
11. Sahnoun M., Abdennadher C. Labor market institutions and performance economic within trial labor market models: flexibility, rigidity, and flexicurity. Review of black political economy. 2019. Vol. 46. No. 2. P. 99-129. DOI: 10.1177/0034644619850179
Authors' declared contribution:
Bayrta G. Ubushaeva - statement of the problem, development of the article concept, processing and analysis of data, analysis of research results, formulation of research findings.
Tamara T. Tsatkhlanova - critical analysis of the literature, collection, tabular presentation of data, analysis of research results, formulation of research findings.
Namina A. Burkutbaeva - critical analysis of the literature, collection, tabular presentation of data, analysis of research results, formulation of research findings.
Information about the authors:
Ubushaeva Bayrta Gregorievna - PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of state and municipal management Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education State University of management, Moscow (109542, Russia, Moscow, Ryazan ave., 99) E-mail [email protected] elibrary Author_id 367897
ORCID https://orcid.org/0000-0001-8432-6873 ResearcherID D-2031-2019
Tamara T. Tsatkhlanova - Doctor of Economics, professor, professor Department of «Economics and management at the enterprise» Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov» (358011, Russia, Elista, 4 mkr., 19)
E-mail [email protected] elibrary Author_id 469182
ORCID https://orcid.org/0000-0003-0084-1056 ResearcherID AAD-9519-2019
Namina A. Burkutbaeva - PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor af the Department of «Economics at the enterprise» Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov» (358011, Russia, Elista, 4 mkr., 19)
E-mail [email protected] elibrary Author_id 922000
ORCID https://orcid.org/0000-0002-7429-449X ResearcherID AAM-9425-2021