Научная статья на тему 'Опыт профессиональной подготовки будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления'

Опыт профессиональной подготовки будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
будущий специалист / сфера государственного и муниципального управления / профессиональная подготовка / инновационная деятельность / профессиональная готовность / педагогическая модель формирования готовности / педагогические условия / future specialist / sphere of state and municipal management / professional training / innovative activity / professional readiness / pedagogical model of readiness formation / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Провоторова Наталия Викторовна, Ротанов Геннадий Николаевич, Кошелева Елена Георгиевна

Рассматриваются особенности подготовки специалистов сферы государственного и муниципального управления в создавшихся геополитических и изменяющихся социально-экономических условиях. Представлена педагогическая модель формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности у будущих государственных служащих, а также результаты внедрения указанной модели в вузах Луганска, Донецка и Севастополя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Провоторова Наталия Викторовна, Ротанов Геннадий Николаевич, Кошелева Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of the professional training of future specialists of the sphere of state and municipal management

The article deals with the specific features of training the specialists of the sphere of state and municipal management in the created geopolitical and changed socio-economic conditions. There is presented the pedagogical model of the development of the professional readiness to the innovative activity of the future government personnel. The authors describe the results of the implementation of this model in the universities of Lugansk, Donetsk and Sevastopol.

Текст научной работы на тему «Опыт профессиональной подготовки будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления»

н.в. ПРОВОТОРОВА Луганск Г.Н. РОТАНОВ Севастополь КГ. КОШЕЛЕВА Донецк

ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Рассматриваются особенности подготовки специалистов сферы государственного и муниципального управления в создавшихся геополитических и изменяющихся социально-экономических условиях. Представлена педагогическая модель формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности у будущих государственных служащих, а также результаты внедрения указанной модели в вузах Луганска, Донецка и Севастополя.

Ключевые слова: будущий специалист, сфера государственного и муниципального управления, профессиональная подготовка, инновационная деятельность, профессиональная готовность, педагогическая модель формирования готовности, педагогические условия.

На сегодняшний день остро стоит вопрос профессиональной подготовки специалистов сферы государственного и муниципального управления (ГМУ) в создавшихся геополитических и изменяющихся социально-экономических условиях.

Эффективность профессиональной деятельности госслужащих в этих условиях зависит от уровня сформированное™ профессиональной готовности к инновационной деятельности как результата их профессиональной подготовки.

В связи с этим целью исследования является анализ опыта профессиональной подготовки специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности в вузах ЛНР, ДНР и РФ.

Актуальность исследования профессиональной подготовки будущих государственных гражданских служащих, повышение ее эффективности определяются значительным количеством работ в данном направлении (А.В. Бородина, В.В. Гарасым, М.А. Любимова, И.В. Михалева, А.Ю. Нагорнов, И.И. Смотрицкая, С.Д. Хайдов) [2; 3; 5; 14—16]. Как правило, профессиональную подготовку в сфере ГМУ понимают как:

• процесс приобретения образования соответствующего образовательно-квалификационного уровня по специальностям, ориентированным на профессиональную деятельность в органах государственного управления [16];

• процесс обучения с целью получения образовательно-квалификационного уровня по специальности, направленной на профессиональную деятельность в органах государственной власти или местного самоуправления [5];

• процесс обучения будущего специалиста сферы государственного управления знаниям, умениям и навыкам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности в рамках занимаемой должности [18].

В большинстве случаев профессиональная подготовка специалистов сферы государственного управления рассматривается как процесс, направленный на систематический рост необходимых знаний, навыков, умений, при этом формирование личности профессионала рассматривается как опосредованное явление. На современном этапе

© Провоторова Н.В., Ротанов Г.Н., Кошелева Е.Г., 2024

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ - В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -

развития системы государственного управления следует уделять пристальное внимание как формированию профессиональных знаний, навыков и умений, так и развитию профессионально важных качеств и личностных особенностей будущего специалиста [13].

В условиях социально-экономических и политических преобразований, требующих внедрения инновационных форм управления, специфика профессиональной деятельности современных государственных служащих заключается в многоаспектно-сти и сложности профессиональных задач, в повышенной социальной ответственности, необходимости действовать в ситуациях неопределенности. В связи с этим мы рассматриваем профессиональную подготовку будущих специалистов сферы ГМУ как специально организованный процесс, направленный на формирование у будущих специалистов профессиональной готовности к инновационной деятельности.

Комплексный анализ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», основных образовательных программ высших учебных заведений Луганской, Донецкой народных республик и Российской Федерации показал отсутствие необходимых компетенций для успешного осуществления инновационной деятельности [8]. В результате этого современная система подготовки специалистов сферы ГМУ должна строиться в соответствии с требованиями времени, учитывать специфику профессиональной деятельности госслужащих в новых условиях, особенности инновационной деятельности в сфере государственного и муниципального управления и способствовать повышению качества их подготовки.

В связи с этим возникает необходимость формирования готовности к инновационной деятельности специалистов сферы государственного и муниципального управления.

Как правило, готовность к инновационной деятельности ученые рассматривают как сложное личностное качество или личностно-профессиональную характеристику с определенной структурой, развитие компонентов которой приводит к формированию данной готовности [12].

Анализ исследований готовности к инновационной деятельности государственных служащих (Т.М. Атнашев, В.В. Гарасым, М.В. Коновалова, Е.А. Науменко, А.П. Пакру-хин, С.К. Хайдов, В.Л. Чепляев и др.) [1; 3; 4; 6; 7; 16; 17] дает нам основание рассматривать профессиональную готовность к инновационной деятельности специалиста ГМУ как целостное состояние личности, выражающееся в сформированное™ мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности к инновационной деятельности, которые позволяют принимать и внедрять в практику государственного и муниципального управления интеллектуальные решения и нести за них ответственность, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и стимулировать профессиональное развитие специалиста [10].

Экспериментальная работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «Луганский государственный университет имени Владимира Даля», ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет», ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет». В исследовании принимали участие студенты специальности «Государственное и муниципальное управление» указанных вузов в количестве 222 человека (85 — контрольная группа, 137 чел. - экспериментальная группа).

В соответствии с задачами исследования общая выборка была разделена на две группы: контрольную и экспериментальную. Обучение студентов в экспериментальной группе проводилось с использованием предложенной педагогической модели формирования профессиональной готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности.

В процессе исследования нами была внедрена педагогическая модель формирования профессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной дея-

Рис. Педагогическая модель формирования профессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности

тельности [Там же]. Педагогическая модель представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков (концептуально-целевого, содержательно-технологического, оценочно-результативного), включающих в себя ряд компонентов со свойственной им структурой, направленных на повышение уровня профессиональной готовности к инновационной деятельности и действующих как единое целое (рис.).

Реализации указанной модели способствуют разработанные педагогические условия:

• обогащение содержания предметов цикла профессиональной подготовки тематикой, направленной на подготовку специалистов к инновационной деятельности;

• формирование компонентов профессиональной готовности будущих государственных служащих к инновационной деятельности посредством внедрения авторского курса;

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ - В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -

• формирование профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности средствами контекстного обучения;

• организация социального партнерства университета с учреждениями государственной власти [11].

Решением выделенных педагогических условий было следующее:

• насыщение содержания предметов цикла профессиональной подготовки тематикой, направленной на подготовку специалистов к инновационной деятельности. Для этого в ряд курсов ООП были введены способствующие формированию готовности к инновационной деятельности темы лекций, практических занятий и отдельные содержательные модули;

• внедрение средств контекстного обучения в рамках учебной, квазипрофессиональной, учебно-профессиональной деятельности с использованием интерактивных форм обучения;

Таблица 1

Критерии, показатели уровня сформированности профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов ГМУ

Показатели по критериям

Критерий мотивационно-ценностной готовности к инновационной деятельности

Уровень значимости мотивов профессиональной деятельности

Профессиональные ценности

Инновационная направленность

Критерий информационно-аналитической готовности

Профессиональные знания

Осведомленность в проблематике инноваций и инновационных процессов в сфере государственного управления

Сформированное^ инновационного и управленческого мышления

Критерий поцессуально-деятельностной готовности Профессиональные и управленческие умения и навыки Профессионально-важные качества Профессиональная активность

Критерий рефлексивной готовности

Уровень рефлексивности

Готовность к самообразованию и саморазвитию

Рефлексивная компетентность

• внедрение авторского курса «Организация деятельности госслужащего в условиях инновационного управления»;

• организация социального партнерства университета с учреждениями государственной власти, которое производилась в рамках учебной, научной, социально-гуманитарной работы посредством совместного проведения лекционных и семинарских занятий; организации баз практик; включения специалистов-практиков в состав государственных аттестационных комиссий; проведения научных конференций, круглых столов, тренингов, мастер-классов, акций, фестивалей, встреч с авторитетными специалистами сферы государственного управления и пр.

Внедрение указанной педагогической модели способствовало формированию мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного компонентов профессиональной готовности к инновационной деятельности у будущих госслужащих.

Уровень профессиональной готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности определялся в соответствии с выделенными критериями и показателями (таб. 1 на стр. 73) [9].

Критерий мотивационно-ценностной готовности определялся по степени выраженности профессиональной мотивации будущих специалистов ГМУ, мотивации к достижению успеха в профессиональной деятельности, ценностных ориентаций. По указанному критерию на констатирующем и формирующем этапах эксперимента наблюдался значительный рост в экспериментальной группе. Высокий уровень повысился на 20,45%, при снижении низкого уровня на 12,73%. В контрольной группе высокий уровень вырос только на 1,5%, средний на — 2%, а низкий уменьшился на 3,5%.

Критерий информационно-аналитической готовности определялся по уровню профессиональных знаний, степени их осведомленности в проблематике инновационных процессов в сфере государственного управления, уровню развития необходимых для инновационной деятельности способностей и типов мышления. По этому критерию значительные изменения произошли на низком и высоком уровне. Особый интерес вызывают изменения, которые зафиксированы в отношения низкого уровня: в экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента этот показатель составлял 23,41% (даже выше, чем в контрольной группе, где он был равен 22,75%), однако в конце эксперимента часть испытуемых, обучающихся на низком уровне, уменьшилась почти в 5 раз и стала равной 4,32%, т.е. уменьшение составило 19,09%, а в контрольной группе уменьшение составило 8,25%. Высокий уровень в экспериментальной группе вырос на 17,28%, в отличие от контрольной, где он увеличился на 5,75%.

Критерий процессуально-деятельностной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности определялся по уровню овладения профессиональными и управленческими навыками, навыками планирования, принятия решений и самоменеджмента, креативности и социального интеллекта. В данном случае наблюдается рост процессуально-деятельностной готовности на высоком уровне в экспериментальной группе на 20,68%, при снижении среднего уровня на 10,45% и низкого уровня на 10,23%. В контрольной группе на 2,75% увеличился высокий уровень, на 1,25% - средний, а низкий уменьшился на 4%.

Критерий рефлексивной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности определялся путем диагностики способностей респондентов к самоанализу сформированное™ исследуемой готовности, уровня требовательности к себе, активности, ответственности за свои действия, патриотизма, а также посредством проверки способности студентов к саморазвитию. По этому критерию наблюдается снижение среднего уровня на 11,45% в экспериментальной и на 1% в контрольной группах, при этом высокий уровень в экспериментальной группе вырос на 18,18%, а в кон-

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ - В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -

трольной - на 2,75%; и уменьшение низкого в экспериментальной на 7,73%, в контрольной-на 1,75%.

Эксперимент показал, что уровень готовности специалистов сферы ГМУ к инновационной деятельности на констатирующем этапе диагностирован как «низкий» и «средний», что актуализировало научное обоснование, разработку и апробацию педагогической модели и педагогических условий.

Результаты практической реализации педагогической модели формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности позволяют утверждать, что в конце педагогического эксперимента отмечается положительная динамика уровней сформированное™ про-

Таблица2

Значения критерия Пирсона Хи-квадрат для сравнения результатов в контрольной и экспериментальной группах

Показатели Значение Хи квадрат на уровне 0,05

кгэг констатирующий этап вывод о статистическом различии КГЭГ формирующий этап ВЫВОД О статистическом различии

Критерий мотивационно-ценностной готовности

Значимость профессиональных мотивов 2,572108 несущественны 27,9122 значимы

Профессиональные ценности 0,24743 несущественны 9,670677 значимы

Инновационная направленность 1, 73546 несущественны 12,39869 значимы

Критерий информационно-аналитической готовности

Профессиональные знания 0,616684 несущественны 13,15198 значимы

Осведомленность об инновациях и инновационных процессах в сфере государственного управления 0,216842 несущественны 39,3418 значимы

Сформированность управленческого мышления 0,318443 несущественны 16,26131 значимы

Критерий процессуально-деятельностной готовности

Профессиональные и управленческие умения и навыки 1,437083 несущественны 15,32521 значимы

Уровень развития профессионально важных качеств 1,05898 несущественны 24,67796 значимы

Профессиональная активность 1,233097 несущественны 17,52251 значимы

Критерий рефлексивной готовности

Уровень профессиональной ответственности 0,06643 несущественны 10,5754 значимы

Способность к саморазвитию 0,041294 несущественны 17,09115 значимы

Саморефлексия 0,058791 несущественны 15,08753 значимы

фессиональной готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности как в контрольной, так и в экспериментальной группах. При этом значительный рост исследуемых показателей и их статистическая достоверность зафиксированы только в экспериментальной группе.

В целом статистическая обработка данных на основе расчета коэффициента Пирсона Хи-квадрат (таб. 2 на стр. 75) показала, что гипотеза исследования подтверждается, полученные выводы достоверны.

Сравнительный анализ распределения взаимосвязей между структурными компонентами профессиональной готовности в конце педагогического эксперимента обнаружил, что усилились существующие зависимости и появились новые связи только в экспериментальной группе.

Таким образом, внедрение педагогической модели формирования профессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности способствовало сформированное™ основных компонентов профессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности. Рост исследуемых показателей и их статистическая достоверность в экспериментальной группе позволяет сделать вывод об эффективности педагогической модели формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности и целесообразности ее применения в высших учебных заведениях.

Список литературы

1. Атнашев Т.М. Самоотверженные чиновники?: факторы высокой мотивации госслужащих // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. №3. С. 149-166.

2. Бородина A.B. «Компетенции будущего» и особенности их формирования у обучающихся по программам дополнительного профессионального образования (на примере государственного и муниципального управления) // Вестник ВЭГУ. 2018. №6(98). С. 15-27.

3. Гарасым В.В. Некоторые вопросы подготовки государственных служащих России // Вестник государственного и муниципального управления. 2013. №2. С. 141—146.

4. Коновалова М.В. Инновационная культура в системе государственной службы: факторы и проблемы формирования // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2014. №1. С. 34—48.

5. Михалёва И.В., Любимова М.А. Профессиональная подготовка государственного служащего как показатель эффективного прохождения государственной службы [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. №5. URL: http://e-koncept. ru/2016/16105.Ыт.(дата обращения: 16.12.2013).

6. Науменко Е.А., Бабушкин Г.Д. Модель социально-психологической готовности специалиста в сфере государственного управления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. №2(49). С. 32-34.

7. Пакрухин А.П. Нужна ли чиновнику диссертация? // Государственная служба. 2001. №3. С. 72-77.

8. Провоторова Н.В. Анализ современной практики формирования готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного управления // Вопросы журналистики, педагогики и языкознания. 2021. Т.40. №3. С. 347-357.

9. Провоторова Н.В. Критерии диагностики профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления // Вестник Нижегородского университета им. H.H. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. №2(66). С. 177-182.

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ - В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -

10. Провоторова Н.В. Модель формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности // Вопросы журналистики, педагогики и языкознания. 2022. Т.41. №3. С. 509—520.

11. Провоторова Н.В. Особенности внедрения в учебный процесс педагогических условий формирования готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. №9(172). С. 66-72.

12. Провоторова Н.В. Особенности профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности // Гуманитарные исследования Центральной России. 2020 №4(17). С. 54-62.

13. Провоторова Н.В. Профессиональная подготовка будущих специалистов сферы государственного управления как психолого-педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т.27. №1. С. 138-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Профессиональная подготовка субъектов образовательного процесса в современном вузе: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2020.

15. Смотрицкая И.И. Новая экономическая стратегия требует нового качества государственного управления // Вестник институтата экономики Российской академии наук. 2017. №5. С. 7-22.

16. Хайдов С.К. Требования органов местного самоуправления к профессионально важным качествам муниципальных служащих // Акмеология. 2013. №4(48). С. 113—118.

17. Чепляев В.Л. Личностно-профессиональная готовность государственных служащих // Управленческое консультирование. 2016. №12. С. 55-61.

18. Черепанов В., Иванов В. Основы государственной и кадровой политики. М., 2007.

* * *

1. АШавЬеу Т.М. Затоо^еггЬеппуе сЬшоупйа?: ГаЫогу ууяокху тойуаси §0881игЬа811сЬЙ1 // Уоргову §озис!аге1л'етю§о 1 типнлраГшщо иргау1ешуа. 2017. №3. Б. 149-166.

2. ВогосИпа А. V. «КотрйепсП Ьис1и811с1^о» 1 озоЬепповй ¡Ь 1Ьгтш>уашуа и оЬисЬаушЬсЫЬвуа ро рго{*гаттат с1оро1пйеГпоцо ргоГезвюпаГш^о оЬгагоуашуа (па рптеге gosudaгstvennogo \ типклраГш^о иргау1ешуа) // Уевйик УЕОи. 2018. №6(98). Б. 15-27.

3. Оагавут У.У. Кеко1;огуе уоргову рос1§о1;оу]!а §ояи(1аг81уеппу11 яЫгЪазЬсЬШ Коявп // Уевйик §овис1аг81уеппо§о I типклраГшщо иргау1ешуа. 2013. №2. Б. 141-146.

4. Копоуа1оуа М.У. 1ппоуасюппауа киГШга у я181ете gosudarstveшloj вЬдгЬЬу: ГаЙогу 1 ргоЫету й)гтш)уашуа // Уевйик Moskovskogo ишуегв^а. Бепуа 21: иргау1еше ^овисии^о 1 оЬвЬйк^о). 2014. №1. в. 34-48.

5. МШа1уоуа 1.У., ЬуиЫтоуа М.А. РгоГеввюпаРпауа рос^о1оука gosudaгstveшlogo slllzhashchego как рокага1е1 ейекйуш^о prohozhdeniya gosudaгstveшloj вЬагЬЬу [Е1ек1гош1у] гевигв] // МаисЬпо-теШсЛсЬевкц е1ек(хош1у] гЬигпа1 «КопсерЬ>. 2016. №5. ИЛЬ: Ьйр://е-копсер1. ги/2016/16105.htm.(data оЬгавЬсЬешуа: 16.12.2013).

6. Ыаитепко Е.А., ВаЬшЫап ¿.Б. Мос1е1' social'no-psihologicheskoj gotovnosti вреаа^а V вГеге gosudarstvennogo иргау1ешуа // Psihopedagogika V ргауооИгапкеГпуЬ oгganah. 2012. №2(49). в. 32-34.

7. РакгиЬт А.Р. ]Мш1ша И сЬтоушки сЦяяейаауа? // Оов^аге^еппауа вЬгЬЬа. 2001. №3. Б. 72-77.

8. Ргоуо1;огоуа К.У. АпаНг воугетепшу ргаИМ бмтц-оуашуа gotovnosti к шпоуасюпшу deyateГnosti budushchih БреааНБШу вГегу gosudarstvennogo иргау1ешуа // Уоргову тЬигпаШШи, pedagogiki \ уагукоташуа. 2021. Т.40. №3. Б. 347-357.

9. Ргоуо1огоуа Ы.У. Кгкегп diagnostiki professional'noj gotovnosti к шпоуасюшку deyateГnosti budushchih яреиа^оу sfery gosudaгstveшlogo 1 municipal'nogo иргау1ешуа // УевЦик МЫ^огосЫощо ишуеге^а ¡т. N.1. Lobachevskogo. Бепуа: 8ос1а1'пуе паикь 2022. №2(66). Б. 177-182.

10. Provotorova N.V. Model' formirovaniya professional'noj gotovnosti budushchih specialistov sfery gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya к innovacionnoj deyatel'nosti // Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki i yazykoznaniya. 2022. T.41. №3. S. 509-520.

11. Provotorova N.V. Osobennosti vnedreniya v uchebnyj process pedagogicheskih uslovij formirovaniya gotovnosti к innovacionnoj deyatel'nosti budushchih specialistov sfery gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2022. №9(172). S. 66-72.

12. Provotorova N.V. Osobennosti professional'noj gotovnosti budushchih specialistov sfery gosudarstvennogo upravleniya к innovacionnoj deyatel'nosti // Gumanitarnye issledovaniya Central'noj Rossii. 2020 №4(17). S. 54-62.

13. ProvotorovaN. V. Professional'nayapodgotovkabudushchih specialistov sfery gosudarstvennogo upravleniya как psihologo-pedagogicheskaya problema // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2021. T.27. №1. S. 138-142.

14. Professional'naya podgotovka sub"ektov obrazovatel'nogo processa v sovremennom vuze: kollektivnaya monografiya / otv. red. A.Yu. Nagornova. Ul'yanovsk, 2020.

15.SmotrickayaI.I.Novayaekonomicheskayastrategiyatrebuetnovogokachestvagosudarstvennogo upravleniya // Vestnik institutata ekonomiki Rossijskoj akademii nauk. 2017. №5. S. 7-22.

16. Haidov S.K. Trebovaniya organov mestnogo samoupravleniya к professional'no vazhnym kachestvam municipal'nyh sluzhashchih // Akmeologiya. 2013. №4(48). С. 113-118.

17. Cheplyaev V.L. Lichnostno-professional'naya gotovnost' gosudarstvennyh sluzhashchih // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2016. №12. S. 55-61.

18. Cherepanov V., Ivanov V. Osnovy gosudarstvennoj i kadrovoj politiki. M., 2007.

The experience of the professional training of future specialists of the sphere of state and municipal management

The article deals with the specific features of training the specialists of the sphere of state and municipal management in the created geopolitical and changed socio-economic conditions. There is presented the pedagogical model of the development of the professional readiness to the innovative activity of the future government personnel. The authors describe the results of the implementation of this model in the universities of Lugansk, Donetsk and Sevastopol.

Key words: future specialist, sphere of state and municipal management, professional training, innovative activity, professional readiness, pedagogical model of readiness formation, pedagogical conditions.

(Статья поступила в редакцию 03.04.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.