В коллекции программы есть такой фон, как лист в клетку, что немаловажно при решении некоторых задач по информатике.
Кроме этого ИД — прекрасный инструмент как для индивидуальной (проверочные задания), так и совместной работы (защита проектов, прием «мозговой штурм» и т. п.) учащихся.
Итак, ИД предоставляет широкие возможности для применения как классических, так и инновационных методов и приемов обучения на уроках информатики и ИКТ.
Список использованных источников
Степаненко О. В. Интерактивная доска: приемы использования на уроках информатики в начальной школе // БИНОМ. Лаборатория знаний 2010-2012: интернет-газета. — 2012.— № 1. — Февраль. — ИЯЬ: http://www.gazeta.lbz.ru
Г. В. Прозорова
Тюменский нефтегазовый университет, г. Тюмень Опыт проектирования специализированных компетенций
БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ
направления «Информационные системы и технологии»
В статье описан опыт проектирования целей подготовки выпускников направления «Информационные системы и технологии» к деятельности в геологии и нефтегазодобыче как области их специализации. Цели определены в формате профессиональных компетенций, дифференцированных по уровням квалификации бакалавров и магистров.
Необходимость эффективного использования существующих и разработки новых прикладных информационных технологий требует от ИТ-инженера компетентности в области их применения. Условия ее формирования в процессе обучения определяются в вариативной части основной образовательной программы подготовки выпускника, разрабатываемой вузами самостоятельно на основе Государственных образовательных стандартов 3-го поколения (ФГОС). В соответствии с ними, цели подготовки в конкретной предметной области (далее — области специализации) должны быть заданы как профессиональные компетенции и дифференцированы по уровням квалификации бакалавров и магистров.
В исследованиях проблем подготовки ИТ-специалистов имеются отдельные решения задачи их специализации:
а) проектирование содержания учебных программ на основе требований работодателя [1];
б) использование в процессе обучения общепрофессиональным дисциплинам профессионально ориентированных задач и ситуаций [2];
в) использование автоматизированных систем обработки информации при решении задач предметной области [3].
Все эти исследования были выполнены до принятия ФГОС.
Согласно компетентностному подходу в образовании, проектирование целей обучения выпускника вуза как его профессиональных компетенций выполняется на основе анализа деятельности действующего специалиста [4]. Поэтому специализированные компетенции выпускника должны быть определены на основе анализа деятельности инженера этого же направления в конкретной области специализации.
Нами спроектированы цели специализированной подготовки выпускников направления подготовки 230400 «Информационные системы и технологии» (ИСТ) со специализацией «Геология и нефтегазодобыча». Процесс проектирования осуществлен в четыре этапа.
На первом этапе компетенции выпускника направления ИСТ, прописанные в ФГОС [5; 6], разделены на инвариантные и вариативные относительно специализации. Формулировка вариативных в стандарте содержит ссылку на конкретную область деятельности. Эти компетенции относятся к производственно-технологической деятельности бакалавра ИСТ («способность использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности в областях...» [5]) и научно-исследовательской деятельности магистра («умение проводить разработку и исследование теоретических и экспериментальных моделей объектов профессиональной деятельности в областях.» [6]). Остальные виды деятельности являются инвариантными относительно специализации.
На втором этапе в результате опроса специалистов отрасли определены виды деятельности инженера ИСТ в геологии и нефтедобыче, имеющие специфику отраслей [7]:
• создание баз пространственно-координированных (геологических, геофизических, геолого-промысловых и т. д.) данных;
• обработка геолого-геофизических данных;
• построение цифровых моделей нефтяных и нефтегазовых месторождений (геологической, фильтрационной, постоянно-действующей и т. д.);
• создание и использование цифровых карт и геоинформационных систем.
На третьем этапе определены специализированные компетенции, необходимые выпускникам ИСТ для специализированной деятельности в этих отраслях. При этом учитывалось, что бакалавры в большей степени ориентированы на проектно-технологическую, а магистры — на аналитическую и научно-исследовательскую деятельность [8]. Специализированные компетенции определялись как конкретизация для геологии и нефтедобычи выделенных на 1-м этапе вариативных профессиональных компетенций.
Специализированные компетенции бакалавра ИСТ:
• умение проводить сбор и анализ геологической, геофизической, сейсмической, геолого-промысловой и прочей информации в отрасли, обеспечивать ее хранение в базах данных, используя базовые и специальные информационные технологии;
• умение выполнять обработку геолого-геофизических данных, выбирая для нее модель и методы, и используя базовые и специальные программные продукты;
• умение выполнять построение цифровых моделей нефтяных и нефтегазовых месторождений, используя методики и информационные технологии;
• умение использовать технологии цифрового картографирования и геоинформационных систем для решения прикладных задач.
Специализированные компетенции магистра ИСТ:
• умение совершенствовать имеющиеся и разрабатывать новые методы и средства хранения пространственной информации;
• умение совершенствовать имеющиеся и разрабатывать новые методики обработки геолого-геофизических данных;
• умение проводить исследование и разработку цифровых моделей нефтегазовых месторождений;
• умение совершенствовать средства и методы геоинформационного картографирования и технологии геоинформационных систем.
Разработанные компетенции служат основой для определения предметных знаний и умений как целей обучения по специализации и его содержания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Альшанская Т. В. Моделирование содержания дисциплин по выбору в процессе подготовки специалистов по информационным технологиям в колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Саратов: ВГИПА, 1998. — 28 с.
2. Бондарева Е. В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов прикладной информатики в экономике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград: ВГПУ, 2006. — 25 с.
3. Речнов А. В. Методические аспекты использования специализированных автоматизированных систем в процессе информационной подготовки студентов специальности «Прикладная информатика (в экономике)»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Магнитогорск: Магнитог. гос. ун-т, 2005. — 25 с.
4. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. — М., 2006. — 55 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230400 Информационные системы и технологии (квалификация (степень) «бакалавр»). — 21 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230400 Информационные системы и технологии (квалификация (степень) «магистр»). — 22 с.
7. Туренко С. К. К анализу проблемы подготовки кадров в области эксплуатации информационных систем и технологий: сб. тр. международного научно-технического семинара, посвященного 50-летию открытия Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. — Тюмень: Вектор Бук, 2005. — С. 18-25.
8. Тельнов Ю. Ф., Швей В. И. Разработка профильно-ориентированных основных образовательных программ ВПО по направлению «Прикладная информатика» // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы IX Всероссийской конф. — Саратов, 2011. — Сайт АП КИТ: http://www.it-education.ru/2011.
Н. В. Софронова
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары
Методические проблемы
ДВУХПЛАТФОРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ
В статье подняты проблемы обучения информатике в школе на основе операционных систем Windows и Ьіпих, а также методические рекомендации по организации обучения на двухплатформенной основе.
Внимание к прикладным и системным программным продуктам с открытым кодом в аспекте их использования на уроках информатики обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в России предпринимаются серьезные шаги по усилению правовой базы в области информационных технологий, запрету на использование