дическим центром. Наряду с этим анализ анкет подсказал пути дальнейшего совершенствования этой работы на санитарно-гигиеническом факультете.
Опыт работы на факультете и анализ опросных анкет позволяют сделать следующие выводы.
1. Эффективное повышение квалификации возможно лишь со слушателями, имеющими педагогический стаж не менее 5 лет.
2. Усовершенствование на ФПКП способствует унификации преподавания гигиенических дисциплин в вузах страны.
3. Эффективному внедрению результатов повышения квалификации будут способствовать разработка единого табеля оснащения и централизован-
ное обеспечение по этому табелю; централизованное издание методической литературы вузов, имеющих ФПКП, как и издание методической литературы любым вузом страны после согласования с центральным методическим кабинетом и центральными проблемными комиссиями. * 1
4. Внедрение методических приемов и методов, заимствованных на специальных кафедрах, идет активнее, чем рекомендаций педагогической науки^
5. Коллективам кафедр педагогики необходимей строить преподавание на практических и семинарских занятиях с учетом специфики профильных гигиенических дисциплин.
6. Повторное повышение квалификации целесообразно на ФПКП других вузов.
ЛИТЕРАТУРА
Ракобольская М. В., Качашкина М. В. — Вестн. высш. Румянцев Г. И., Козлова Т. А. — Гиг. и сан., 1974,
№ 6, с. 60.
школы, 1977, № 12, с. 54. Сапин М. Р. — Вестн. высш. школы, 1978, № 12, с. 39.
Поступила 7/VI 1979 г.
УДК 813:378.661
Проф. О. А. Ластков, доц. С. Ф. Сорокина, канд. мед. наук
Д. М. Космодампанская
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ В ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ
Донецкий медицинский институт им. М. Горького
В различных работах по оптимизации учебного процесса указывается на необходимость его интеграции, выделения межпредметных связей, создания структурно-логического плана (схемы) процесса обучения, отдельного предмета, отдельной темы. Наличие подобных схем позволяет формировать структуру, содержание и объем учебного материала (А. Г. Молибог). Приводимые схемы, графики, технологические структуры (Г. Л. Таукач исоавт.) дают в большинстве своем план действия, алгоритм монтажа, проектирования и, как правило, предназначены для преподавателей. И. А. Рейн-гард описывает графические схемы, применяемые для изучения отдельных разделов курса, но они в основном представляют алгоритм действия для преподавателя: что излагать, где ждать ответа и т. д.
В последние годы на кафедре общей гигиены Донецкого медицинского института в учебном процессе широко применяются структурно-логические схемы отдельных учебных тем. Схемы носят в основном информационный характер, в них раскрывается внутренняя логика темы, связь между отдельными учебными элементами. Они представляют собой графические модели структуры и функциональных связей учебных элементов изучаемой темы (И. А. Рейнгард). Введение структурно-логических схем позволило более четко сформулировать учебную задачу, цель занятия, определить круг
вопросов, с которыми в ходе данного занятия знакомится и которые усваивает студент, уточнить объем и характер практических навыков, которые должен приобрести студент при изучении темы. Схемы облегчают проведение контроля усвоения знаний, так как наглядно выявляют основные и вспомогательные учебные вопросы.
Следует подчеркнуть, что наши структурно-логи-ческие схемы не являются алгоритмом действия. При выполнении лабораторной работы студент пользуется учебными пособиями, в которых описаны методики проводимых исследований.
Если студенту структурно-логическая схема раскрывает внутреннюю логику темы и показывает объем необходимых знаний и навыков, то для преподавателей в ходе занятия она является прежде всего основой унификации учебного процесса. Руководствуясь структурно-логической схемой, преподаватель нолнее представляет все вопросы, которые следует разобрать на занятии, все работы, которые должен выполнить студент при изучении данной темы для приобретения необходимых практических навыков. В то же время при разработке структурно-логической схемы более четко определяется место изучаемой темы в разделе курс!, а раздела во всем учебном курсе. Таким образом, структурно-логическая схема учебной темы является основой для составления структурно-логи-
Структурно-логическая схема «Физиолого-гигиеническая оценка меню-раскладки>
/
Разработка рекомендаций
I
Калорийность
Содержание белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов
Соотношение белков, жиров и углеводов
Калорийная квота
Соотношение животных н растительных белков, жиров
Аминокислотный состав. Насыщенные моно- и полиненасыщенные жирные кислоты
Содержание moho-, ди- и полисахаридов
Соотношение Са:Р, Ca:Mg
Витамин но-калорийные коэффициенты
I
Норма
J__Г
Недо-ста-точ-ная
Избыточная
Несба-ланси-рован-ная
Нарушение режима питания
[
Количественный и качественный состав пищевого рациона
Гигиеническая оценка суточной меню-раскладки
Норма сбалансированного рационального питания
Кратность приема! пищи
Распределение | пищи по калорийности между отдельными приемами
Интервалы между приемами
Характер и тяжесть, условия труда
Климатические условия
Пол
Возраст
Уровень коммунальных услуг
ческой схемы курса, установления межпредметных связей и более полной интеграции учебного материала внутри курса и со смежными кафедрами по вертикали и горизонтали. При составлении структурно-логической схемы более ясно вырисовывается необходимость оснащения занятия техническими средствами обучения и наглядными пособиями.
Использование структурно-логических схем, по нашему опыту, способствует оптимизации учебного процесса и, в частности педагогической деятельности — передаче знаний и усвоению этих знаний студентами. В качестве примера приведена структурно-логическая схема «Физиолого-гигиениче-ская оценка меню-раскладки» (см. схему). Она используется в преподавании раздела гигиены питания на лечебном и стоматологическом факультетах. Схема охватывает широкую учебную тему, освоение которой предполагает обобщение знаний, полученных студентами на кафедрах физиологии, химии, биохимии и др. Опираясь на эти знания, преподаватель фиксирует внимание студентов на физиологических нормах питания, понятия сбалансированности питания, методике гигиенической оценки меню-раскладки. Для решения основной учебной задачи студент на примере собственного питания должен самостоятельно определить все данные, необходимые для составления заключения. Данные эти он может получить лишь проделав то, что предусмотрено в обведенных жирными линиями квадратах структурно-логической схемы. Знакомясь со схемой, студент видит внутреннюю связь
всех вопросов и элементов темы. Преподаватель акцентирует внимание студента на основных моментах. После рассмотрения схемы становится ясным, что питание сбалансировано и рационально только при оптимальном сочетании всех элементов, приведенных в схеме. Нарушение или отклонение любого из них, характеризующего количество и качество пищи, а также режим питания, позвси ляет дать обоснованную отрицательную физиологов гигиеническую оценку питанию и подводит к формулированию конструктивных предложений по оптимизации питания.
Наш опыт применения структурно-логических схем показал, что эти схемы действительно выполняют задачи унификации учебного процесса и повышают его информативность. Они вызывают активный интерес у студентов, которые широко используют структурно-логические схемы в процессе самоподговки. Формальный объем знаний при использовании структурно-логических схем не меняется, а систематизация позволяет выявлять логические связи и основные вопросы, перераспределить время, отведенное для их разбора.
Таким образом, применение структурно-логиче-ских схем способствует улучшению преподавания и повышению педагогического мастерства, поскольку в схемах ассимилирован опыт лучших, наиболее квалифицированных преподавателей. Опыт показывает, что структурно-логические схемы могут быть рекомендованы для использования в учебна^ процессе. ^
ЛИТЕРАТУРА
Молибог А. Г. Программированное обучение. М., 1967. Таукач Г. Л., Черненко'шВ. К., Федосова Е. Е. и др. — Рейнгард И. А. — Программированное обучение, 1977, вып. 14, с. 39—45. Там же, с. 34—44.
Поступил» 19/У1 1979 г.
*
УДК 613+6141:378.146
Проф. В. Д. Черненко, М. П. Воронцов, доц. М. В. Кривоносое
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ГИГИЕНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ1
Харьковский медицинский институт
Изменение учебного плана и программ на профильных гигиенических кафедрах в последние годы в значительной степени способствовало улучшению качества подготовки специалистов в области гигиены и эпидемиологии в стенах медицинских институтов. Особенно важную роль в этом сыграли введение лабораторной практики после III курса, первичной специализации на 12-м семестре и, в не-
1 Изложенные в данной статье рекомендации не могут считаться окончательными, их правильность нуждается в дополнительной проверке и обсуждении (Р е д.).
сколько меньшей степени, стажировки выпускников после окончания института.
Мы уже сообщали в печати об опыте широкопрофильной первичной специализации на 12-м семестре, проводимом в Харьковском медицинском институте, суть которой состоит в том, что те выпускники, которые будут работать гигиенистами, специализируются по гигиене (на кафедрах гигиены питания, гигиены труда, коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков). Для этого профильными гигиеническими кафедрами составлены интегрированные программы, дополняющие одна